Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Леньковская
средняя общеобразовательная школа №1»
Алтайского края
Благовещенского района
РАССМОТРЕНО
|
|
УТВЕРЖДАЮ
|
методическим
объединением
|
|
Директор школы
|
Классных
руководителей
|
|
__________О.А.Умрихина
|
Протокол
№______________
|
|
|
от
«____»____________2016г.
|
|
|
Руководитель МО
____________
|
|
|
(Шевченко
Л.М.)
Программа творческого
объединения
«Юный турист»
Разработчик
программы -
Герасименко Т.И.
Учитель
географии
2016г.
Пояснительная записка
Туристская
деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности
ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и
физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков
самостоятельной деятельности.
Предлагаемая программа разработана на основе
типовой программы, «Юные туристы» (под общей ред. Константинова Ю.С., Маслова
А.Г.), утвержденной Министерством образования Российской Федерации для
использования в системе дополнительного образования детей. Типовая программа
адаптирована к условиям села с учетом специфики деятельности
туристско-краеведческого отдела.
Программа составлена по блочно-модульному
принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные
знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься
каким-либо видом туризма или краеведения.
Комплексность данной программы основывается на
цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и
углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого
самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом
предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и
тренировочного процессов в четырех основных направлениях:
1.
Формирование разносторонне
развитой личности
2.
Развитие самодеятельности
воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими
инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения
личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
3.
Морально-волевая подготовка в
процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления
специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных
ситуациях.
4.
Физическое воспитание и
дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к
здоровому образу жизни.
При этом педагогу необходимо учитывать принципы
организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации
данных программ:
-
обеспечение общественно
полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся
направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
-
насыщение деятельности детей
элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное
переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды
деятельности;
-
дифференциация и
индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам
выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение
своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
-
организацию работы таким
образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям
удовлетворение и радость.
Организация учебно-тренировочного процесса по
программе предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель).
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и
предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла,
проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
При решении педагогом вопросов, связанных с
индивидуальными нагрузками (весовые, объемные, интенсивность тренировок) для
занимающихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом
физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития.
Программа
рассчитана на учащихся 7-8 классов и предусматривают приобретение ими основных
знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности,
ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской
помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском
объединении; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных
разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию.
Программа
рассчитана на 1 год обучения, но в случае необходимости может быть использована
в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 68
часов в год из расчета 2 часа в неделю, причем практические занятия составляют
большую часть программы.
Минимальный
состав группы первого года обучения – 15 человек, в последующие годы – не менее
8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать
группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения
в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут
участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Занятия
можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта
занимающихся следует делать больший упор на групповые (2 – 3 человека) и
индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается
специализация.
Теоретические
и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов,
использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся
умения и навыки самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять
требования «Инструкции по организации и проведению туристских походов,
экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской
Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся
Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие
обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших
школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется
привлекать учителей – предметников, опытных судей, инструкторов, врачей,
спасателей, спортсменов.
Практические
занятия проводятся во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а
также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в
классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические
навыки отрабатываются в походах выходного дня, а также в многодневных степенных
или категорийных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих
мероприятиях. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную
физическую подготовку занимающихся в объединениях детей..
После
каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного
степенного или категорийного похода или участие в многодневном слете,
соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
ТУРИСТСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ТУРИСТ»
Количество часов
Всего Теория Практика
|
№№
Наименование тем и разделов
п/п
1. Введение
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
4
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
-
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
16
|
7
|
9
|
|
|
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
6
|
3
|
3
|
|
|
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
8
|
4
|
4
|
|
|
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
10
|
5
|
5
|
|
|
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
6
|
3
|
3
|
|
|
|
6
|
1
|
5
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
10
|
3
|
7
|
1.1
Оздоровительная роль туризма
1.2
Правила поведения юных туристов
2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста
2.1
Основы безопасности в природной среде
2.2
Основы безопасности дома и в школе
2.3
Личное снаряжение и уход за ним
2.4
Питьевой режим на туристской прогулке
2.5
Групповое снаряжение и уход за ним
2.6
Индивидуальный и групповой ремонтный набор
2.7
Организация биваков и охрана природы
2.8
Туристская группа на прогулке (экскурсии)
3. Азбука топографии
3.1
Мой дом, моя школа, школьный двор
3.2
План местности
3.3
Условные знаки
4. Туристское и экскурсионное ориентирование
4.1
Ориентирование по сторонам горизонта
4.2
Ориентирование на местности
4.3
Виды туристского ориентирования
4.4
Экскурсионное ориентирование
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
5.1
Личная гигиена юного туриста
5.2
Оказание первой доврачебной помощи
5.3
Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок
5.4
Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
5.5
Способы транспортировки пострадавшего
6. Основы краеведения
6.1
Родословие
6.2
Моя школа
6.3
Природа моего края
7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма
7.1
Пешеходный туризм
7.2
Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)
7.4 Лыжный туризм
8. Общая спортивно-оздоровительная
физическая подготовка
8.1 Общая
физическая подготовка и оздоровление организма 4
2 2
8.2 Психолого-педагогическая
и врачебно-медицинская 4
- 4
диагностика функционального и
физического развития
8
2 6
Итого
68 29 39
Зачетный летний
поход - вне
сетки часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ТУРИСТ»
1. Введение
1.1. Оздоровительная роль
туризма
Значение
туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма
человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха
парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной
системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на
прогулках и экскурсиях.
Практические занятия
Знакомство детей с помещениями (учебным классом,
спортивным залом) и сооружениями
(туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить
учебные занятия и оздоровительные тренировки.
1.2. Правила поведения
юных туристов
Правила
поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне,
в парке (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и
материалов.
Правила поведения юных туристов на экскурсиях и
туристских прогулках.
Правила
поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр.
Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и
игр. Командир туристской группы, его права и обязанности, взаимоотношения с
участниками туристских соревнований.
История
и традиции выполнения юными туристами общественно полезных дел. Просмотр
фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы,
заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг
школы, дома и на улице и в своем микрорайоне (населенном пункте).
Знакомство
с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле -
здоровый дух», «Чистота - залог здоровья». Юные туристы - хорошие товарищи и
коллективисты.
Подготовка
к туристским прогулкам, экскурсиям; к спортивно-оздоровительным состязаниям,
играм и соревнованиям.
Подготовка, организация и выполнение порученного
объединению (звену, группе) задания
по ходу экскурсии или туристской прогулки.
Практические занятия
Прогулка
в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и
выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы. Оформление впечатления о прогулках под
руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и др.
2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста
2.1. Основы безопасности
в природной среде
Правила
поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк
(лес). Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений
(снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке
(лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания.
Правила безопасности при встрече в природной (городской) среде с
представителями животного мира (в том числе домашними животными).
Необходимость
выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы.
Взаимопомощь в туристской группе.
2.2. Основы безопасности
дома и в школе
Правила
поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с
колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и
медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных
(аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб.
Практические занятия
Игры
на темы: «Что делать в случае ... (задымления, обнаружения очагов возгорания,
запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Действия в чрезвычайной
ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке», «Правила перехода
улицы».
2.3. Личное снаряжение и
уход за ним
Личное
снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь,
одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и
пр.); личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов
для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор
личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за
личным снаряжением.
Практические занятия
Игра «Собери
рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону
(окрестностям школы) в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским
мероприятиям.
2.4. Питьевой
режим на туристской прогулке
Питьевой
режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья
и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практические занятия
Соблюдение
правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки
(экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки
(экскурсии). Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима
во время туристской прогулки (тренировки).
2.5. Групповое
снаряжение и уход за ним
Требования
к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и
назначение. Устройство палаток и правила ухода за ними. Стойки и колышки для
палатки.
Кухонное
и костровое снаряжение: котелки (каны), таганок, саперная лопатка, рукавицы,
кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания.
Снаряжение
для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий.
Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).
Завхоз туристской группы и его обязанности на
туристской прогулке.
Практические занятия
Упаковка
и распределение между участниками группового снаряжения для туристской
прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его
во время туристской прогулки.
2.6. Индивидуальный
и групповой ремонтный набор
Состав
ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток,
запасные шнурки, клей и пр.). Назначение предметов ремонтного набора и правила
пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и
группового снаряжения.
Практические занятия
Игра-состязание
«Ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания
дыр, пришивания пуговиц и пр.).
2.7. Организация
биваков и охрана природы
Бивак
на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков.
Требования к бивакам (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование бивака
(места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха,
умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты).
Выбор места на площадке (поляне) для установки
палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка
палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы.
Практические занятия
Планирование
места организации бивака по плану (спорткарте) местности. Планирование и
организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация
бивачных работ.
Проверка
комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка
палатки для транспортировки.
Овладение
навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в
парке).
2.8. Туристская группа на
прогулке (экскурсии)
Строй
туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация
привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы
во время прогулки (экскурсии). Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в
туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного
туриста во время экскурсии и на прогулке.
Охрана природы на туристской
прогулке или во время экскурсии.
Практические занятия
Построение
в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и
замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).
3. Азбука топографии
3.1. Мой дом, моя школа,
школьный двор
Планировка
дома (квартиры), школы и школьного двора; назначение и расположение различных
комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.
Практические занятия
Экскурсия
по зданию школы, кабинетам и другим помещениям. Экскурсия на школьный двор и
пришкольный участок (назначение различных построек и объектов).
3.2. План местности
История
развития способов изображения земной поверхности и их значение для
человечества.
Рисунок
и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей
улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме
или плане.
Практические занятия
Рисовка
плана стола (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего
дома или своей улицы.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на
школьном дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану)
школы или школьного двора.
Обсуждение
историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или
рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для
друзей).
3.3. Условные знаки
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных
объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные
знаки.
Знакомство с изображением местности, школьного двора
(ближайшего парка,
леса). Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута.
Практические занятия
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам.
Рисовка условными знаками поляны,
лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.
Овладение
навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление
легенды движения группы условными знаками.
4. Туристское и экскурсионное ориентирование
4.1. Ориентирование
по сторонам горизонта
Горизонт.
Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон
горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.
Практические занятия
Выработка
навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и
животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или пришкольного
участка.
4.2. Ориентирование
на местности
Ориентирование
в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Линейные
ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередачи и др.), точечные ориентиры и
объекты. Рельеф.
Ориентирование
по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: временем
движения, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик
туристской группы, его обязанности и действия на туристской прогулке
(экскурсии).
Практические занятия
Ориентирование
с использованием легенды в школе, парке, микрорайоне школы. Ориентирование в
парке по дорожно-тропиночной сети.
4.3. Виды
туристского ориентирования
Знакомство с основами правил соревнований по туристскому
ориентированию. Виды туристского
ориентирования и их особенности. Права и обязанности участников соревнований.
Номер участника и его крепление. Упаковка и обеспечение сохранности
карты (схемы).
Основные правила, технические приемы и условия
соревнований туристского ориентирования на маркированной трассе. Способы маркировки дистанции.
Обозначенный маршрут на схеме, плане местности.
Необходимость повышенного внимания
участников соревнований на обозначенном маршруте. Основные правила, технические
приемы и условия соревнований по ориентированию на обозначенном маршруте.
Маршруты
ориентирования по выбору. Основные правила, технические приемы и условия
соревнований туристского ориентирования по выбору. Условия определения
победителей на дистанциях по выбору. Выбор оптимального пути движения
(планирование маршрута) и количества контрольных пунктов (КП).
Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы
отметки на КП компостерные и
карандашные.
Практические занятия
Движение по плану (схеме).
Прохождение
дистанции «Маркированный маршрут» совместно с педагогом.
Прохождение
дистанции «Обозначенный маршрут» совместно с педагогом.
Прохождение
дистанции «Ориентирование по выбору» совместно с педагогом.
Обучение
навыкам отметки на КП компостером в карточке участника. Игра-состязание на
местности (школьный двор, стадион) «Отметься на КП».
4.4. Экскурсионное ориентирование
Экскурсионные
объекты: памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в
микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Выявление и нанесение на
бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и
других интересных объектов.
Практические занятия
Чтение
легенды. Движение по легенде в микрорайоне школы, по улице с отслеживанием
указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристской
группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под
руководством педагога.
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
5.1. Личная
гигиена юного туриста
Правила
соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов.
Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и
оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет.
Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических
упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения.
Обязанности санитара туристской группы.
Практические занятия
Выполнение правил личной гигиены на привале, при
организации перекуса. Работа санитара туристской группы. Обсуждение правил
личной гигиены с организацией чаепития.
5.2. Походный
травматизм и возможные заболевания
Соблюдение
гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.
Порезы,
ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь.
Способы обработки.
Профилактика
и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов.
Необходимая помощь.
Причины
ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза.
Признаки и виды ожогов и обморожений.
Профилактика
пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте,
рвоте.
Причины
теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая помощь.
5.3. Обработка
ран, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы
обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок,
материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практические занятия
Игра
«Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения
повязок).
5.4. Индивидуальная
и групповая медицинская аптечка
Состав
медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки.
Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение
срока годности для использования. Обязанности санитара группы.
Практические занятия
Упаковка
и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка ее
комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.
5.5. Способы
транспортировки пострадавшего
Организация
транспортировки пострадавшего при несложных травмах. Простейшие средства для
транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода,
экскурсии). Способы транспортировки пострадавшего на руках. Взаимопомощь в
туристской группе при транспортировке пострадавшего.
Практические занятия
Изготовление транспортных средств из
курток, штормовок. Транспортировка условно пострадавшего на слабо пересеченном
рельефе на руках, простейших транспортных средствах.
6. Основы краеведения
6.1. Родословие
Состав семьи, семейные традиции и
семейные праздники.
Практические занятия
Рассказ
о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя
комната», «Моя любимая игрушка».
6.2. Моя школа
Изучение
истории школы: «Моя школа», «Мой класс», «Мои учителя». Учителя и выпускники
школы. Выдающиеся люди, ветераны войн.
Практические занятия
Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов
о школьных годах.
6.3. Природа родного края
Погода,
климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные
изменения в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.
Значение наблюдений за погодой. Правила поведения на
природе и наблюдения за ней во
время экскурсии. Приборы для наблюдений за погодой.
Практические занятия
Организация
наблюдений за погодой, ведения календаря наблюдений. Экскурсии в парк (лес).
Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и
зарисовывание отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и
пр.).
Изготовление и установка кормушек для зимующих
птиц.
7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма
7.1. Пешеходный туризм
Порядок
движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных
препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения
группы в лесу по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых
водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски,
подъемы).
Практические занятия
Просмотр
видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствия (без
снаряжения).
Отработка
практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных
препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям).
Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление
завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и
подъемы).
7.2. Полоса препятствий
пешеходного туризма (осень, весна)
Естественные и искусственные
препятствия. Дистанция соревнований,
этап дистанции. Разметка
и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствий.
Правила безопасного преодоления препятствий. Личное и командное прохождение
дистанции полосы препятствий. Взаимодействие и взаимопомощь членов спортивной
туристской команды. Права и обязанности юного спортсмена-туриста в команде на
соревнованиях.
Практические занятия
Соревнования по преодолению полосы препятствий.
Переправа
через болото по кочкам; переправа по гати, по наведенным кладям (жердям);
переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; установка
и снятие палатки; спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам.
7.3. Лыжный туризм
Правильный подбор лыж и лыжных палок для занятий на
местности. Стойка лыжника на
различном рельефе. Передвижение ступающим и скользящим шагом (просмотр видео- или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе
на лыжах. Правила движения в строю на лыжном маршруте. Одежда для лыжной прогулки или занятий. Предохранение обуви
от намокания.
Практические занятия
Подбор
лыж и снаряжения юными туристами и их родителями. Управление лыжами на месте: поочередное поднимание ноги
с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево;
поочередное поднимание носков лыж; переступание на месте вокруг пяток и носков
лыж.
Ходьба
на лыжах ступающим и скользящим шагом с палками и без палок; толчок палками;
передвижение на лыжах по лыжне до 600-700 м; игры на лыжах (эстафеты до 50 м);
движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по
глубокому снегу без груза и с грузом до 1-2 кг в рюкзачке; передвижение в
среднем темпе.
Лыжные прогулки.
Наблюдение
окружающих объектов природной среды (растительный и животный мир; живая и
неживая природа).
8. Общая
спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1. Общая физическая
подготовка и оздоровление организма
Влияние
физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Комплекс утренней физической зарядки. Гигиена при занятиях физическими
упражнениями.
Практические занятия
Освоение основ техники бега. Бег в колонне по одному по
пересеченной местности, бег по
лестнице, бег «серпантином», бег с препятствиями.
Прыжки в длину и высоту.
Упражнения
на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и
координационных способностей. Гимнастические упражнения.
Спортивные (в том числе народные)
игры.
8.2. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская
диагностика
функционального и физического развития и тестирование
занимающихся
Входное тестирование и диагностика (проводится
осенью)
Рассказ
детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Рисование детей на тему
«Моя семья».
Выявление
психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Режим дня,
физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.
Проведение
тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр.
Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с
целью определения (выявления) общего
физического и функционального уровня развития воспитанников.
Констатирующее тестирование и диагностика
(проводится весной)
Организация
самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение (совместно с родителями
воспитанников) дневника наблюдений за параметрами физического развития
организма занимающихся.
Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных
тестов с целью констатации динамики
общего физического и функционального развития воспитанников за год.
Зачетный летний поход (вне
сетки часов)
Движение группы по
маршруту протяженностью до 4-5 км с использованием плана местности (легенды)
или спорткарты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с
родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в
приготовлении пищи на костре (совместно с родителями). Сервировка дежурными
туристского походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристские
и другие игры и состязания («Спортивная семья» и пр.). Конкурс знатоков
растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги
природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.