Инфоурок Всеобщая история Другие методич. материалыПрограмма спецкурса по истории Казахстана "История в цифрах и лицах"

Программа спецкурса по истории Казахстана "История в цифрах и лицах"

Скачать материал

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

«Екібастұз қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 24 инновациялық типтегі жалпы орта білім мектебі» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі

 

 

 

 

 

Программа спецкурса

«История в цифрах и лицах»

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель

учитель истории:

Силич Н.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екібастұз қаласы

 

Пояснительная записка

к программе спецкурса «История в цифрах и лицах».

В новейшей истории Казахстана произошли поистине революционные изменения - Казахстан стал независимым государством. В результате этого перестраиваются курсы истории, переосмысливаются методологические подходы, меняются существующие точки зрения. В настоящее время курсы истории (история Казахстана, Всемирная история) становятся максимально прагматичными, потому что в нашем обществе происходит смена мировоззрений, соотношение социальной теории и фактов изменяются в сторону последних. Однако история не может обойтись без оценок, остаться без внимания, поэтому надо приучать учащихся к возможности осуществления различных подходов и точек зрения личных подходов на проблемы и уметь вести диалог, привлекая терминологию и систему аргументов. Приступая к углубленному изучению истории Казахстана в документах, цифрах и лицах, появляется возможность не просто изучить определенный набор фактов, но и сопереживать, что увеличит интерес к предмету.

Данная программа представляет собой подобранные и систематизированные по хронологическим и тематическим признакам отрывки из произведений греческих, китайских, арабских, персидских, немецких, итальянских, голландских и русских географов и путешественников с V века до нашей эры и до современности.

Оно является помощником в изучении предмета истории Казахстана, а также является источником по древней, средневековой, новой и новейшей истории Центральной Азии и Казахстана, так как использован богатейший материал исследователей разных регионов мира. В ней встроена хронологическая последовательность исторических процессов становления и развития Казахского ханства, сложения казахской народности, формирования этнической территории, социально-экономические отношения в казахском обществе, а в дальнейшем и государства Казахстан.

Выявленные данные источников создают основу для интерпретации запутанных сведений о поэтапной истории Казахстана. Важность этих источников и разнообразного материала по политической, дипломатической, социально-экономической и культурной истории Центрально-Азиатского региона не вызывает сомнения. А изучение истории нашего народа на основе комплексных исследований письменных, археологических, устных и других источников во всем их многообразии представляется весьма актуальным сегодня.

Считаю, что предоставленный спецкурс по изучению истории Казахстана в документах, цифрах и лицах можно рекомендовать читателям, учащимся как последовательным указателем для углубленного изучения истории нашего государства.

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа в год, т.е. по 1 часу в неделю. Занятия рекомендуется проводить в нетрадиционной форме, так как в результате у учащихся пополняется база следующих основных умений:

1.     Анализировать содержание исторической карты о социально – экономическом и политическом развитии Казахстана, обобщать и применять приобретенные знания.

2.     Анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причинно – следственные связи между историческими явлениями, формировать исторические понятия, давать сравнительную характеристику исторических событий, процессов, деятелей.

3.     Использовать межпредметные связи.

4.     Работать с историческими документами, научно – популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию из различных источников, содержащую в них оценку событий и людей, обосновывать свое отношение к ним.

5.     Излагать «сквозные» вопросы темы.

6.     Участвовать в обсуждении, в дискуссии аргументированно высказывать свое мнение.

7.     Составлять тезисы, план-конспект фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать ответы и доклады учащихся.

 

Программа состоит из пяти частей (этапы развития истории Казахстана).

 

Часть 1. «Верхняя Азия до XIII века» (6 часов).

1 раздел. Древняя история степей: скифы и хунну. 3 часа

1.   Античный мир степной цивилизации. Скифы. Скифское общество. Скифское искусство. 1 час.

2.   Происхождение хунну. Искусство хунну. Борьба между Китаем и хунну. 1 час.

3.   Цивилизация оазисов таримо. Конец античного мира и начала средневековья. Хунны – эфталиты. Гунны в Европе: Аттила. 1 час.

2 раздел. Раннее средневековье: ту-кю, уйгуры и кидыни. 2 часа.

1.  Приход к власти династии Тан. 1 час.

2.  Начальный период уйгурской империи. Кидани. Джурджиты. 1 час.

3 раздел. Тюрки и ислам до XIII века. 1 час.

1.     Иран. Кашгария. Маверанахр. Империя каракитаев. Хорезм. 1 час.

        

Часть 2. «Монголы – чингизиды» 4 часа.

1 раздел. Чингисхан. 2 часа.

1.     Молодость Чингисхана. Личность Чингисхана и его деяния. 1 час.

2.     Походы, завоевания Чингисхана и их последствия. 1 час.

2 раздел. Три наследника Чингисхана. 2 часа.

1.     Раздел наследства. Правление трех сыновей Чингисхана. 1час.

2.     Образование Золотой Орды, Белой Орды, Улуса Шайбани. От Шайбани до Абулхаира. 1 час.

Часть 3. «источники и историография позднесредневекового Казахстана». 6 часа

1 раздел. Сложение казахской народности, становление и развитие Казахского государства. 3 часа

1.     Золотая Орда. Образование улусов. Политический и государственный строй. Последствия завоеваний. 1час.

2.     Государства на территории Казахстана в XIV веке – первой половине XV века. Ак Орда. Могулистан. Ханство Абулхаира. Ногайская Орда. 1час.

3.     Сложение казахской народности – этногенез. Этнические процессы. Завершающий этап формирования казахской народности. Казахские жузы. 1 час.

2 раздел. Казахское ханство в XV – начале XVIII веков. (3 часа)

1.     Казахское ханство в первой половине XVI века. Касым хан. Маверанахр. Внутриполитические события. 1 час.

2.     Казахское ханство во второй половине XVI - начале XVII века. Тауекель хан. Поиски сближения путей с Россией. 1 час.

3.     Внутриполитическая обстановка и и международное положение в XVII веке. Усобицы. Таку хан «Жеты жаргы», «Свод законов». 1 час.

 

Часть 4. Казахстан в XVIII веке – начале ХХ века. (14 часов)

1 раздел. Казахстан в XVIII веке – начале ХХ века. 9 часов

1.     Политическое положение Казахстана в первой половине XVIII века. Приход к власти Абулхаирхана. Отношения с русскими, башкирами.

1 час.

2.     Отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии в 20-х годах XVIII века. Годы Великого бедствия. Организация всенародного отпора джунгарсой агрессии. Батыры. 1 час.

3.     Казахское общество в XVIII – первой половине ХIХ века: хозяйство, торговля. Усиление власти России в северо – западном Казахстане (сер. XVIII века – первая половина ХIХ века). Политическая обстановка в Младшем жузе хана Нуралы (1749-1786). Восстание Сырыма Датулы. Образование Букевской Орды. 1 час.

4.     Политические процессы в Центральном и Юго-восточном Казахстане в 50-е годы XVIII века – первой половине ХIХ века. Хан Абылай. Политика Абылая. Пути его правления. 1 час.

5.     Южный Казахстан в конце XVIII века – в первой четверти ХIХ века. Военная экспансия Кокандского и Хивинского ханств. Влияние Российской империи в Жетысу. 1 час.

6.     Введение российской административно – политической системы в Казахстане во второй половине ХIХ века. Устав о сибирских киргизах 1822 г. Административно – территориальное устройство. 1 час.

7.     Национально – освободительная борьба казахов против установления российского колониального господства (20-40 гг.): 2 часа.

- под предводительством Саржана Касымова (1825-1836гг.);

- под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838гг);

- под предводительством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.);

- под предводительством Жанкожи Нурмухамедова.

8.     Переселенческая политика царизма. Реформы 1867-1868 гг. 1 час.

2 раздел. Казахстан в начале ХХ века. 5 часов.

1.     Социально – экономическое развитие Казахстана. Переселенческая политика. Столыпинские реформы. Российская революция 1905-1907 гг. и ее влияние на Казахстан. 1 час.

2.     Значение журнала «Айкап» и газеты «Казах» в жизни казахского общества. Начало Первой Мировой войны. Национально – освободительная борьба 1916 года. Партии Уш – жуз, Шур – и- Исхал, Алаш. 1 час.

3.     Казахстан в период Советской власти. НЭП. Голод в 1921 году. Репрессии. Казахстан годы ВОВ. 1 час

4.     Переход к мирному строительству. Целина. Реформы Хрущева. 1 час.

5.     Казахстан в период реформ Горбачева (1985-1991 гг.). 1 час.

 

Часть 5. «Независимое, суверенное, унитарное государство Казахстан». 4 часа.

1 раздел. Независимый Казахстан. 4 часа

1.     Возрождение государственной независимости Казахстана. Этапы становления суверенитета. 1 час

2.     Экономические реформы в Казахстане на современном этапе. Социальная политика в Казахстане на современном этапе. 1 час.

3.     Внешняя политика Казахстана на современном этапе. Выработка стратегий внешней политики, основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе. 1 час.

4.     Подведение итогов. 1 час.

 

Календарно – тематическое планирование

час

Тема, содержание

 дата

 Примеч.

Часть 1. «Верхняя Азия до XIII века»

1 раздел. Древняя история степей: скифы и хунну.

 

1

Античный мир степной цивилизации. Скифы. Скифское общество. Скифское искусство.

 

 

 

1

Происхождение хунну. Искусство хунну. Борьба между Китаем и хунну.

 

 

 

1

Цивилизация оазисов таримо. Конец античного мира и начала средневековья. Хунны – эфталиты. Гунны в Европе: Аттила.

 

 

2 раздел. Раннее средневековье: ту-кю, уйгуры и кидыни.

 

1

Приход к власти династии Тан.

 

 

 

1

Начальный период уйгурской империи. Кидани. Джурджиты.

 

 

3 раздел. Тюрки и ислам до XIII века.

 

1

Иран. Кашгария. Маверанахр. Империя каракитаев. Хорезм.

 

 

Часть 2. «Монголы – чингизиды»

1 раздел. Чингисхан.

 

1

Молодость Чингисхана. Личность Чингисхана и его деяния.

 

 

 

1

Походы, завоевания Чингисхана и их последствия.

 

 

2 раздел. Три наследника Чингисхана.

 

1

Раздел наследства. Правление трех сыновей Чингисхана.

 

 

 

1

Образование Золотой Орды, Белой Орды, Улуса Шайбани. От Шайбани до Абулхаира.

 

 

Часть 3. «источники и историография позднесредневекового Казахстана».

1 раздел. Сложение казахской народности, становление и развитие Ка-захского государства.   

 

1

Золотая Орда. Образование улусов. Политический и государственный строй. Последствия завоеваний.

 

 

 

1

Государства на территории Казахстана в XIV веке – первой половине XV века. Ак Орда. Могулистан. Ханство Абулхаира. Ногайская Орда.

 

 

 

1

Сложение казахской народности – этногенез. Этнические процессы. Завершающий этап формирования казахской народности. Казахские жузы.

 

 

2 раздел. Казахское ханство в XV – начале XVIII веков.

 

1

Казахское ханство в первой половине XVI века. Касым хан. Маверанахр. Внутриполитические события.

 

 

 

1

Казахское ханство во второй половине XVI - начале XVII века. Тауекель хан. Поиски сближения путей с Россией.

 

 

 

1

Внутриполитическая обстановка и и международное положение в XVII веке. Усобицы. Таку хан «Жеты жаргы», «Свод законов».

 

 

Часть 4. Казахстан в XVIII веке – начале ХХ века.

1 раздел. Казахстан в XVIII веке – начале ХХ века.

 

1

Политическое положение Казахстана в первой половине XVIII века. Приход к власти Абулхаирхана. Отношения с русскими, башкирами.

 

 

 

1

Отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии в 20-х годах XVIII века. Годы Великого бедствия. Организация всенародного отпора джунгарсой агрессии. Батыры..

 

 

 

1

Казахское общество в XVIII – первой половине ХIХ века: хозяйство, торговля. Усиление власти России в северо – западном Казахстане (сер. XVIII века – первая половина ХIХ века). Политическая обстановка в Младшем жузе хана Нуралы (1749-1786). Восстание Сырыма Датулы. Образование Букевской Орды.

 

 

 

1

Политические процессы в Центральном и Юго-восточном Казахстане в 50-е годы XVIII века – первой половине ХIХ века. Хан Абылай. Политика Абылая. Пути его правления.

 

 

 

1

Южный Казахстан в конце XVIII века – в первой четверти ХIХ века. Военная экспансия Кокандского и Хивинского ханств. Влияние Российской империи в Жетысу.

 

 

 

1

Введение российской административно – политической системы в Ка-захстане во второй половине ХIХ века. Устав о сибирских киргизах 1822 г. Административно – территориальное устройство.

 

 

 

2

Национально – освободительная борьба казахов против установления российского колониального господства (20-40 гг.):

- под предводительством Саржана Касымова (1825-1836гг.);

- под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838гг);

- под предводительством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.);

- под предводительством Жанкожи Нурмухамедова.

 

 

 

1

Переселенческая политика царизма. Реформы 1867-1868 гг.

 

 

2 раздел. Казахстан в начале ХХ века. 5 часов.

 

1

Социально – экономическое развитие Казахстана. Переселенческая политика. Столыпинские реформы. Российская революция 1905-1907 гг. и ее влияние на Казахстан.

 

 

 

1

Значение журнала «Айкап» и газеты «Казах» в жизни казахского общества. Начало Первой Мировой войны. Национально – освободительная борьба 1916 года. Партии Уш – жуз, Шур – и- Исхал, Алаш.

 

 

 

1

Казахстан в период Советской власти. НЭП. Голод в 1921 году. Репрессии. Казахстан годы ВОВ.

 

 

 

1

Переход к мирному строительству. Целина. Реформы Хрущева.

 

 

 

1

Казахстан в период реформ Горбачева (1985-1991 гг.).

 

 

Часть 5. «Независимое, суверенное, унитарное государство Казахстан».

1 раздел. Независимый Казахстан.

 

1

Возрождение государственной независимости Казахстана. Этапы ста-новления суверенитета.

 

 

 

1

Экономические реформы в Казахстане на современном этапе. Социальная политика в Казахстане на современном этапе.

 

 

 

1

Внешняя политика Казахстана на современном этапе. Выработка стратегий внешней политики, основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе.

 

 

 

1

Подведение итогов.

 

 

Итого: 34 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя и учащихся.

 

1.     История Казахской ССР в 5-томах. Тт. 2, 3. Алма-Ата 1949 г.

2.     Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х томах. Алма – Ата 1984г. Т.2.

3.     История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерки). Алматы 1993г.

4.     Всемирная история в 24- томах. Минск 1994г. Т.14.

5.     История государства и права (курс лекций). Астана 2000г.

6.     История Республики Казахстан. Астана 1999г. Кузембайулы А., Абгель Е.

7.     Восстание хана Кенесары (1837-1847). Алма-Ата 1992г. Бекмаханов Е.

8.     История Казахстана в ХIХ веке. Караганда 1992г. Артыкбаев Ж.

9.     История Казахстана: белые пятна. Сборник статей. Касымбаев Ж. Алма – Ата 1991г. Главный девиз: объективность.

10. Кочевники в степи. Акмола 1997г. Сарсекеев Б.

11. В помощь учителям в преподавании истории Казахстана. Сборник № 2. Павлодар 1994г.

12. История Казахстана для 9-г класса общеобразовательной школы Алматы 2005г

13. Хрестоматия по истории Казахстана (для учащихся 8-9 классов русских школ). Алма-Ата 1992г.

14. Прошлое Казахстан в источниках и материалах. Алматы 1997г. Асфендьяров.

15. История Казахстана в арабских источниках в 5-ти томах. Абусеитова М.

16. История Казахстана в западных источниках Тасмагамбетов И.

17. История Казахстана в 5-ти томах. Атамура 2000г. Асылбеков М.

18. История Казахстана. Алматы – Аркаим. Кан Г.

19. Новейшая история Казахстана (1985-2002г.). Алматы 2003г. Шеретов С.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа спецкурса по истории Казахстана "История в цифрах и лицах""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная программа представляет собой подобранные и систематизированные по хронологическим и тематическим признакам отрывки из произведений греческих, китайских, арабских, персидских, немецких, итальянских, голландских и русских географов и путешественников с V века до нашей эры и до современности. Она является помощником в изучении предмета истории Казахстана, а также является источником по древней, средневековой, новой и новейшей истории Центральной Азии, и Казахстана, так как использован богатейший материал исследователей разных регионов мира. В ней встроена хронологическая последовательность исторических процессов становления и развития Казахского ханства, сложения казахской народности, формирования этнической территории, социально-экономические отношения в казахском обществе, а в дальнейшем и государства Казахстан. Данный спецкурс рассчитан на 34 часа в год, т.е. по 1 часу в неделю. Занятия рекомендуется проводить в нетрадиционной форме, так как в результате у учащихся пополняется база следующих основных умений:1.Анализировать содержание исторической карты о социально – экономическом и политическом развитии Казахстана, обобщать и применять приобретенные знания.2.Анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причинно – следственные связи между историческими явлениями, формировать исторические понятия, давать сравнительную характеристику исторических событий, процессов, деятелей.3.Использовать межпредметные связи.4.Работать с историческими документами, научно – популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию из различных источников, содержащую в них оценку событий и людей, обосновывать свое отношение к ним.5.Излагать «сквозные» вопросы темы.6.Участвовать в обсуждении, в дискуссии аргументированно высказывать свое мнение.7.Составлять тезисы, план-конспект фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать ответы и доклады учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 981 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методический материал: «Сарматская культура, Таштыкская культура, культура хунну (сюнну)» (5-11 класс)
  • Учебник: «Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.
  • Тема: Глава 1. Первобытность и Древний мир
  • 01.01.2021
  • 550
  • 0
«Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.01.2020 320
    • DOCX 30.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кондратова Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102783
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС СОО

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 113 человек

Курс повышения квалификации

Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 638 человек

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе