ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа
спецкурса «Математика вокруг нас» предназначена для учащихся 5 классов и
рассчитана на 8 часов.
Ценность
исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить.
Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов
мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не
просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий
потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки
по отношению к жизни является важнейшей задачей школы.
Актуальным становится вопрос о том,
как создать для детей с разным уровнем развития познавательных потребностей и
возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию
у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него
исследовательской позиции. Сегодня важно показать место исследовательской деятельности учащихся
как на занятии, так и вне его при системно-деятельностном подходе к
образованию.
Исследовательская деятельность
школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным
поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты,
целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, развивает способности
управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией
познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать,
вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в
коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа
подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную
позицию.
Предлагаемая программа спецкурса направлена
на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе исследования, на усвоение
приёмов и способов методов познания (аналогия, сравнение, анализ, эксперимент и
др.), на развитие личности ученика (целеустремлённость, любознательность и
др.)
Цель курса: формирование исследовательской
компетенции у учащихся в .
условиях реализации ФГОС.
Задачи курса: формирование и развитие
умений:
•формулировать проблему;
• выдвигать гипотезу;
• выделять и
систематизировать информацию из разных источников;
• планировать и проводить
эксперимент для нахождения необходимой информации и проверки гипотезы;
• делать выводы;
• представлять результаты
работы в разных формах.
Рассчитанная на 8 часов программа может быть
реализована в 5 классах по 1 часу в неделю на протяжении одной четверти. В
организации процесса обучения в рамках рассматриваемого спецкурса используются
две взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой
учащиеся дома выполняют практические задания для самостоятельного решения.
Предполагаемые результаты
Изучение
данного курса дает учащимся возможность формировать и развивать:
Личностные УУД:
самоопределение, смыслообразование, самооценка на
основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха),
осознание ответственности за общее дело при организации групповой работы.
Метапредметные:
целеполагание,
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости
их проверки, планирование, анализ, сравнение, обобщение, аналогия,
классификация, умение структурировать знания, выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью.
Предметные:
формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами решения задач, возможность использования
электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, повышение уровня
математической культуры, ознакомление и использование на практике методов
решения задач.
Учащийся должен знать:
-первоначальные представления о
математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
- методы измерения высоты предмета;
-основные способы представления информации
(графики, диаграммы)
Учащийся должен уметь:
-
самостоятельно
планировать альтернативные пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-выдвигать гипотезу при решении учебных задач;
-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из
различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сеть Интернет);
-анализировать,
сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
-
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
- представлять результаты работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№п/п
|
Наименование
разделов
|
Всего
часов
|
В
том числе
|
Форма
контроля
|
теорет
|
практ.
|
1. Математика как средство познания окружающего
мира (2 часа)
|
1.
|
Математика
как сфера человеческой деятельности
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Математическая
газета
|
2.
|
Основные
этапы развития математики как науки
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Измерения на местности (3 часа)
|
3.
|
Измерение
высоты предмета
|
3
|
1
|
2
|
Эксперимент
|
Диаграммы и графики (2 часа)
|
4.
|
Основные
способы представления и анализа статистических данных
|
2
|
1
|
1
|
Компьютерная
презентация
|
Презентация результатов работы (1 час)
|
5.
|
Защита
исследовательских проектов
|
1
|
-
|
1
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
Математика
как средство познания окружающего мира (2 часа)
История развития
математики как науки. Основные этапы развития математики как науки. Цифры у
разных народов мира. Системы счисления. Десятичная запись чисел. Приемы
быстрого счета
Измерения
на местности (3 часа)
Треугольник.
Прямоугольный треугольник. Равнобедренный треугольник. Метод Фалеса измерения
высоты предмета. Метод подобия треугольников. Метод
измерения с помощью равнобедренного прямоугольного треугольника.
Метод
измерения с помощью зеркала.
.
Диаграммы
и графики (2 часа)
Столбчатая
диаграмма. Круговая диаграмма. Гистограмма.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для
реализации цели и задач данной программы предполагается использовать следующие
формы занятий: теоретические занятия, практикумы по решению задач,
консультирование, социологические исследования, эксперимент. Ученики под
руководством учителя изучают теоретический материал, осуществляют подбор задач.
Учитель направляет деятельность учеников. Доминантной же формой учения должна
стать исследовательская деятельность учащихся, которая может быть реализована
как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все
занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную
работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной
творческой работы учеников. Такая организация занятий способствует реализации
развивающих задач курса.
Предполагаются следующие формы организации обучения:
индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.
Средства обучения: дидактические материалы, творческие
задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная
литература.
Технологии обучения: информационные, проектные,
исследовательские.
КОНТРОЛЬ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Эффективность обучения отслеживается следующими
формами контроля: математическая газета, эксперимент, компьютерная презентация.
Основная форма итогового контроля: публичная
презентация результатов работы.
ЛИТЕРАТУРА
- Бурбаки Н. Очерки по истории
математики / Пер. И. Г. Башмаковой под ред. К. А. Рыбникова. — М.:
КомКнига, 2007.
- Глейзер Г. И. История
математики в школе. — М.: Просвещение, 1964. —
- Сергеев
И.Н., Олехник с.Н., Гашков С.Б. Примени математику. – М.: Наука. Гл. ред.
физ.-мат. лит.,1989.
- С.Н.Скарбич.
Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения
решению планиметрических задач.- М.: Флинта, 2011
- http://allmath.ru./Вся
математика в одном месте. Математический портал, на котором можно найти
любой материал по математическим дисциплинам. Разделы: высшая математика,
прикладная математика, школьная математика, олимпиадная математика.
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
|
Дата
|
Тема
|
1
группа
|
2группа
|
1.
1
|
|
|
Математика
как сфера человеческой деятельности
|
2.
|
|
|
Основные
этапы развития математики как науки
|
3.
|
|
|
Измерение
высоты предмета
|
4.
|
|
|
Измерение
высоты предмета
|
5.
|
|
|
Измерение
высоты предмета
|
6.
|
|
|
Основные
способы представления и анализа статистических данных
|
7.
|
|
|
Основные
способы представления и анализа статистических данных
|
8.
|
|
|
Защита
исследовательских проектов
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.