Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Программа социальной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ты не один"

Программа социальной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ты не один"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

бюджетное профессиональное учреждение Удмуртской Республики

«Сарапульский индустриальный техникум»












ПРОГРАММА

социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

обучающихся в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум»

«Ты не один»







Разработчик:

социальный педагог

БПОУ УР «СИТ»

Н.Н.Мерзлякова

















Сарапул, 2016

Пояснительная записка

Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чувства родного дома, причастности к семье, психическая надломленность ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь.

Весьма сложные проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков.

По данным исследований, в результате нарушений социализации только от 10% до 30% детей-сирот нормально адаптируются к самостоятельной жизни. Для большинства же характерно развитие резкой социальной дезадаптации — от глубокого стрессового состояния до попыток суицида, от асоциального поведения до совершения уголовно наказуемых деяний. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы техникума с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Период обучения в учреждении СПО рассматривается как переходный период от детского дома или опекунской семьи к реальной самостоятельной жизни. Задачей данного периода необходимо считать повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации детей-сирот в процессе их социализации (ресоциализации) в условиях обучения в техникуме.

Ключевой проблемой и профессионально-педагогической задачей в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует признать повышение потенциала их жизненной устойчивости и наращивания адаптивных возможностей.

В настоящее время социальная адаптация является важным направлением воспитательной работы с детьми данной категории, ведь это наиболее важная составляющая успеха в воспитании будущих граждан страны.

Таким образом, деятельность техникума должна быть направлена на решение двух одновременно значимых групп задач: восстановление утраченного или недополученного багажа социальных знаний и положительного опыта социального развития, и наращивание социально-психологического адаптационного потенциала сироты, применительно к задачам его будущего развития, в том числе профессионального.



Паспорт программы

Цель программы: Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в техникум из детских домов к самостоятельной  жизни.

Задачи  программы:

  • Повышение  уровня  социальной  адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений);

  • Информационное  обеспечение  детей - сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,начинающих  свою трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей;

  • Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам-сиротам  детских  домов и детям, оставшимся  без  попечения  родителей в игровой  форме «проживать» различные  ситуации,проектировать  способы  действия  предложенных моделей до встречи  с ними  в реальной  жизни.

Целевая группа:

Основная  целевая  аудитория –  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.         

Формы  работы:

  • Групповые

  • Индивидуальные

Методы  работы:

  • Тренинг

  • Тестирование

  • Собеседование

  • Наблюдение

  • Консультирование

 

Срок реализации программы: 2016 -2018 г.г.





Исполнители и участники программы

Исполнителями программы адаптации являются классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Они используют разные виды деятельности: диагностику, анкетирование, воспитательные профилактические беседы с обучающимися-сиротами, проведение тренингов, коррекционно-развивающих занятия, родительские собрания.

Один из важных моментов – выработка программы согласованных действий классных руководителей и социального педагога. Составление индивидуального плана развития с обучающимися-сиротами, испытывающих трудности в обучении.

Классные руководители и преподаватели совместно с социальным педагогом выявляют пробелы в знаниях у обучающихся-сирот, проводят педагогическую диагностику с целью установления причин трудностей в обучении;

На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении детей-сирот;

В индивидуальных планах обучающихся-сирот, испытывающих трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).

Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с участием опекунов и приёмных родителей.

Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которые будут применены в работе с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Участники:

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- Приёмные родители и опекуны;

- Классные руководители;

- Специалисты техникума (социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели общежития, фельдшер);

- Отдел опеки и попечительства.

Принципы реализации программы:

1.     Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни;

2.     Принцип психолого-педагогической помощи и поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни;

3.     Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни группы и мероприятий техникума;

Механизм реализации программы

Индивидуальное педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающих трудности в обучении и оказавшимся в трудной жизненной ситуации – это система мер, которая включает в себя:

*проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития ребёнка-сироты;

*выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого ребёнка;

*постоянный мониторинг динамики развития обучающихся-сирот, испытывающих трудности в обучении и находящихся в трудной жизненной ситуации - как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;

*включение законных представителей в диагностику затруднений, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки детям-сиротам;







  • Другое
Автор Мерзлякова Наталья Николаевна
Дата добавления 15.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 312
Номер материала MA-072654
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»