Министерство
образования и науки Удмуртской Республики
бюджетное профессиональное учреждение Удмуртской Республики
«Сарапульский индустриальный техникум»
ПРОГРАММА
социальной адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
обучающихся в БПОУ УР «Сарапульский
индустриальный техникум»
«Ты
не один»
Разработчик:
социальный педагог
БПОУ
УР «СИТ»
Н.Н.Мерзлякова
Сарапул,
2016
Пояснительная
записка
Одним из тяжёлых проявлений
кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и
детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России
устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к
рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей
приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой
показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к
современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к
самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей –
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное
интеллектуальное развитие, не сформированное чувства родного дома,
причастности к семье, психическая надломленность ухудшает их самочувствие.
Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества,
незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь.
Весьма сложные проблемы
профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей к самостоятельной трудовой деятельности. Они
отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью
встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению
усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым
содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент
правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков.
По данным исследований, в
результате нарушений социализации только от 10% до 30% детей-сирот нормально
адаптируются к самостоятельной жизни. Для большинства же характерно развитие
резкой социальной дезадаптации — от глубокого стрессового состояния до попыток
суицида, от асоциального поведения до совершения уголовно наказуемых деяний.
Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально
уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность
данной проблемы и необходимость целенаправленной работы техникума с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания
условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Период обучения в учреждении СПО
рассматривается как переходный период от детского дома или опекунской семьи к
реальной самостоятельной жизни. Задачей данного периода необходимо считать
повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации детей-сирот в
процессе их социализации (ресоциализации) в условиях обучения в техникуме.
Ключевой проблемой и
профессионально-педагогической задачей в отношении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей следует признать повышение потенциала их
жизненной устойчивости и наращивания адаптивных возможностей.
В настоящее время социальная
адаптация является важным направлением воспитательной работы с детьми данной
категории, ведь это наиболее важная составляющая успеха в воспитании будущих
граждан страны.
Таким образом, деятельность
техникума должна быть направлена на решение двух одновременно значимых групп
задач: восстановление утраченного или недополученного багажа социальных знаний
и положительного опыта социального развития, и наращивание социально-психологического
адаптационного потенциала сироты, применительно к задачам его будущего
развития, в том числе профессионального.
Паспорт
программы
Цель программы: Подготовка детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в
техникум из детских домов к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
·
Повышение уровня социальной
адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (развитие
навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в
общении, интимно – личностных отношений);
·
Информационное обеспечение детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей,начинающих свою трудовую деятельность по
вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства,
проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей,
интересов и способностей;
·
Включение в адаптационный процесс
интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая,
дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам-сиротам
детских домов и детям, оставшимся без попечения
родителей в игровой форме «проживать» различные ситуации,проектировать
способы действия предложенных моделей до встречи с
ними в реальной жизни.
Целевая группа:
Основная целевая аудитория – дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формы работы:
·
Групповые
·
Индивидуальные
Методы работы:
·
Тренинг
·
Тестирование
·
Собеседование
·
Наблюдение
·
Консультирование
Срок реализации программы: 2016
-2018 г.г.
Исполнители и
участники программы
Исполнителями программы адаптации являются классные
руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Они используют разные виды
деятельности: диагностику, анкетирование, воспитательные профилактические
беседы с обучающимися-сиротами, проведение тренингов, коррекционно-развивающих
занятия, родительские собрания.
Один из важных моментов – выработка программы согласованных
действий классных руководителей и социального педагога. Составление
индивидуального плана развития с обучающимися-сиротами, испытывающих
трудности в обучении.
Классные руководители и преподаватели совместно с социальным
педагогом выявляют пробелы в знаниях у обучающихся-сирот, проводят
педагогическую диагностику с целью установления причин трудностей в обучении;
На основании педагогической, медицинской, психологической
диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и
поведении детей-сирот;
В индивидуальных планах обучающихся-сирот, испытывающих
трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы
проведения занятий (групповые и индивидуальные).
Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но
и во внеурочное время с участием опекунов и приёмных родителей.
Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка,
создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный
план развития, методы и приемы, которые будут применены в работе с детьми
–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Участники:
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- Приёмные родители и опекуны;
- Классные руководители;
- Специалисты техникума (социальный педагог, педагог-психолог,
воспитатели общежития, фельдшер);
- Отдел опеки и попечительства.
Принципы реализации программы:
1. Следование за естественным
развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни;
2. Принцип
психолого-педагогической помощи и поддержки. Это процесс совместного
определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей
и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство
и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,
общении, образе жизни;
3. Принцип ведущей роли
воспитательного воздействия жизни группы и мероприятий техникума;
Механизм
реализации программы
Индивидуальное педагогическое сопровождение детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающих трудности в обучении и
оказавшимся в трудной жизненной ситуации – это система мер, которая включает в
себя:
*проведение комплексной диагностики, направленной на выявление
склонностей, способностей и особенностей развития ребёнка-сироты;
*выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого
ребёнка;
*постоянный мониторинг динамики развития обучающихся-сирот,
испытывающих трудности в обучении и находящихся в трудной жизненной ситуации - как
один из основных критериев успешности ребенка в обучении;
*включение законных представителей в диагностику затруднений,
оказание психолого-педагогической помощи и поддержки детям-сиротам;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.