Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрограмма социальной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ты не один"

Программа социальной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ты не один"

Скачать материал

               Министерство образования и науки Удмуртской Республики

          бюджетное профессиональное учреждение Удмуртской Республики              

                          «Сарапульский индустриальный техникум»

 

 

 

 

 

 

                              

                                                     ПРОГРАММА

 социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, 

      обучающихся в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» 

                                «Ты не один»

 

 

 

                                                                                                       Разработчик:

                                                                                                       социальный педагог

                                                                                                       БПОУ УР «СИТ»

                                                                                                       Н.Н.Мерзлякова

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Сарапул, 2016

                                             Пояснительная записка

      Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского обще­ства стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Ис­следования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мо­тивы и установки большинства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чув­ства родного дома, причастности к семье, психическая надломленность ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на се­мейную жизнь.

   Весьма сложные проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  к само­стоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реа­лизовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков.

  По данным исследований, в результате нарушений социализации только от 10% до 30% детей-сирот нормально адаптируются к самостоятельной жизни. Для большинства же характерно развитие резкой социальной дезадаптации — от глубокого стрессового состояния до попыток суицида, от асоциального поведения до совершения уголовно наказуемых деяний. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целена­правленной работы техникума с детьми-сиротами и детьми, остав­шимися без попечения родителей для создания условий их полноценной соци­альной адаптации и интеграции в обществе.

   Период обучения в учреждении СПО рассматривается как переходный период от детского дома или опекунской семьи к реальной самостоятельной жизни. Задачей данного периода необходимо считать повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации детей-сирот в процессе их социализации (ресоциализации) в условиях обучения в техникуме.

   Ключевой проблемой и профессионально-педагогической задачей в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует признать повышение потенциала их жизненной устойчивости и наращивания адаптивных возможностей.

  В настоящее время социальная адаптация является важным направлением воспитательной работы с детьми данной категории, ведь это наиболее важная составляющая успеха в воспитании будущих граждан страны.

  Таким образом, деятельность техникума должна быть направлена на решение двух одновременно значимых групп задач: восстановление утраченного или недополученного багажа социальных знаний и положительного опыта социального развития, и наращивание социально-психологического адаптационного потенциала сироты, применительно к задачам его будущего развития, в том числе профессионального.

 

                                            Паспорт программы

Цель программы: Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  поступивших на обучение в техникум из детских домов к самостоятельной  жизни.

Задачи  программы:

·         Повышение  уровня  социальной  адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений);

·         Информационное  обеспечение  детей - сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,начинающих  свою трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей;

·         Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам-сиротам  детских  домов и детям, оставшимся  без  попечения  родителей в игровой  форме «проживать» различные  ситуации,проектировать  способы  действия  предложенных моделей до встречи  с ними  в реальной  жизни.

Целевая группа:

Основная  целевая  аудитория –  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.         

Формы  работы:

·         Групповые

·         Индивидуальные

Методы  работы:

·         Тренинг

·         Тестирование

·         Собеседование

·         Наблюдение

·         Консультирование

 

Срок реализации программы: 2016 -2018 г.г.

 

 

Исполнители и участники программы

Исполнителями программы адаптации являются классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Они используют разные виды деятельности: диагностику, анкетирование, воспитательные профилактические беседы с обучающимися-сиротами, проведение тренингов, коррекционно-развивающих занятия, родительские собрания.

Один из важных моментов – выработка программы согласованных действий классных руководителей и социального педагога. Составление индивидуального плана  развития  с обучающимися-сиротами, испытывающих трудности в обучении.

Классные руководители и преподаватели  совместно с социальным педагогом выявляют пробелы в знаниях у обучающихся-сирот, проводят педагогическую диагностику с целью  установления причин трудностей в обучении;

На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении детей-сирот;

В индивидуальных планах  обучающихся-сирот, испытывающих трудности в обучении,  предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).

Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с участием опекунов и приёмных родителей.

Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которые будут применены в работе с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Участники:

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- Приёмные родители и опекуны;

- Классные руководители;

- Специалисты техникума (социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели общежития, фельдшер);

- Отдел опеки и попечительства.

Принципы реализации программы:

1.     Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни;

2.     Принцип психолого-педагогической  помощи и поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни;

3.     Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни группы  и  мероприятий техникума;

Механизм реализации программы

Индивидуальное педагогическое сопровождение  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, испытывающих трудности в обучении и оказавшимся в трудной жизненной ситуации – это система мер, которая включает в себя:

*проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития ребёнка-сироты;

*выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого ребёнка;

*постоянный мониторинг динамики развития обучающихся-сирот,  испытывающих трудности в обучении и находящихся в трудной жизненной ситуации -  как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;

*включение законных представителей в диагностику затруднений, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки детям-сиротам;

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа социальной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ты не один""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 675 380 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.05.2020 305
    • DOCX 25 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мошнина Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мошнина Наталья Владимировна
    Мошнина Наталья Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77936
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 499 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 337 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 292 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 852 человека

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек