Инфоурок Школьному психологу Рабочие программыПрограмма психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ "Стремлюсь к познанию"

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ "Стремлюсь к познанию"

Скачать материал

Пояснительная записка.

Данная программа разработана  в целях оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении и  школьной  адаптации.  

Психолого-педагогическое  воздействие  при коррекционно-развивающей работе направлено  на развитие и коррекцию регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности и психических процессов,  необходимых для  полноценного развития  и успешной социализации детей с трудностями в обучении в общую детскую популяцию.

Согласно имеющемуся в научно-методической литературе определению, к категории детей с трудностями в обучении относятся «дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы» (С. Г. Шевченко). В психолого-медицинской литературе используются также другие наименования для обозначения рассматриваемой категории детей: дети с пониженной обучаемостью, отстающие дети (Н. А. Менчинская, З. И. Колмакова, У. В. Ульенкова). Также для обозначения этой категории детей, как особой типологической группы в составе детского населения, используется термин «дети с отклоняющимся развитием» (Л. И. Переслини, А.В.Семенович, Б.А.Архипов; Н.Я.Семаго, М.М.Семаго и др.).

Для детей с трудностями в обучении, по мнению всех вышеуказанных авторов, характерны:

- низкий уровень развития основных свойств внимания, его недостаточная устойчивость и ограниченные возможности распределения;

- снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

- отставание в развитии  наглядно-образного мышления;

- трудности овладения операциями  анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- ригидность мышления;

- низкий уровень развития межанализаторных систем, их взаимодействия (межмодальные процессы).

Коррекционно-развивающие занятия с детьми, обучающимися в общеобразовательной школе и относящимися к данной категории, по теме цикла  являются актуальными и целесообразными, так как  направлены на коррекцию недостатков учебной деятельности.

Отличительной особенностью данного цикла занятий является ярко выраженный индивидуализированный характер коррекционного воздействия и объединение детей в  группы на основе схожих проблем в развитии.

Цель программы – устранение причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении, путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.

Основные задачи, решаемые в процессе реализации цикла занятий:

А. Коррекционно-развивающие:

формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков;

● развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность (школьно-значимых функций);

● формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы:

         Наряду с ними решаются и другие, второстепенные задачи:

Б. Воспитательные:

● воспитание культуры речевого общения;

● воспитание аккуратности и чувства ответственности;

●  рост инициативы, самостоятельности;

●  обогащение коммуникативного опыта.

В.Обучающие:

● обучение знаниям, умениям и навыкам,  повышающим уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания;

 Г. Здоровьесберегающие:

●  подбор оборудования, соответствующего возрасту детей;

● соблюдение воздушно-теплового режима;
● правильная освещенность мест занятий;

● включение в занятия динамических пауз и подвижных игр, предупреждаю-щих утомляемость детей;

●  использование различных методов профилактики нарушений зрения и осанки.

Контингент детей.

Программа рассчитана на детей 7-15 лет, испытывающих трудности обучения по основным школьным предметам.

Формы проведения занятий.

Форма проведения занятий индивидуальная или групповая (4-5 человек), что обеспечивает осуществление индивидуально-личностного подхода к каждому отдельно взятому ребёнку в рамках цикла занятий и коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Режим занятий.

Общая продолжительность занятий по программе – 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю продолжительность одного занятия  45 минут. Проводит занятия педагог-психолог.

Учебно- тематический план

Наименование блоков

Всего часов

В  том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Вводное занятие. Знакомство

1

0,5 ч

0,5 ч

Наблюдение

анкетирование

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

3

1,5 ч

1,5 ч

рефлексия

3

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

3

1,5 ч

1,5ч

рефлексия

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

4

2 ч

рефлексия

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5ч

рефлексия

6

Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

1,5ч

1,5ч

рефлексия

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

6

рефлексия

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5ч

1,5ч

рефлексия

9

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

3

1,5 ч

1,5ч

рефлексия

10

Тренировка внимания.  Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч

рефлексия

11

Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи

4

рефлексия

 

Итого

36

18

18

 

 

Календарно - тематический план

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Сроки/дата

теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Знакомство.

1

0,5ч

0,5ч

 

1.1

Знакомство

1

0,5 ч

0,5 ч.

 

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч

 

2.1

Умники и умницы

1

0,5

0,5

 

2.2

Внимание

1

0,5

0,5

 

2.3

Кто самый внимательный?

1

0,5

0,5

 

3

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

3

1,5 ч

1,5 ч

 

3.1

Совершенствуем внимание

1

0,5

0,5

 

3.2

Виражи

1

0,5

0,5

 

3.3

Я Внимательный

1

0,5

0,5

 

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

4

 

4.1

Диагностика памяти (диагностика уровня развития памяти)

1

0,3

0,7

 

4.2

Я умею слушать

1

0,7

0,3

 

4.3

Память

1

0,5

0,5

 

4.4

Слухавая память

1

0,5

0,5

 

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч

 

5.1

Зрительное восприятие

1

0,5 ч

0,5 ч

 

5.2

Четвертый лишний

1

0,5 ч

0,5 ч

 

5.3

Тренировка памяти

1

0,5 ч

0,5 ч

 

6

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

1,5

1,5 ч

 

6.1

Диагностика мышления (методика «нелепицы», методика «времена года»,методика «Найди отличия», методика «Что здесь лишнее?», методика «Раздели на группы»)

1

0,5 ч

0,5 ч

 

6.2

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

1

0,5 ч

0,5 ч

 

6.3

Развитие мышления (процессов обобщения).

Установление закономерностей

1

0,5 ч

0,5 ч

 

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

6

3 ч

3 ч

 

7.1

Путешествие в сказочный зоопарк

1

0,3 ч

0,7ч

 

7.2

Путешествие  в страну «Угадай-ка»

.

1

0,5 ч

0,5ч

 

7.3

Способность мыслить последовательно, рассуждать.

1

0,7 ч

0,3ч

 

7.4

Пространственное восприятие и мышление. Методика "Двойственные изображения".

1

0,5 ч

0,5 ч

 

7.5

Дайте волю воображению

1

0,5 ч

0,5 ч

 

7.6

Мое воображение

1

0,5 ч

0,5 ч

 

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч

 

8.1

Кто быстрей

1

0,5ч

0,5 ч

 

8.2

Ловкость

1

0,5 ч

0,5 ч

 

8.3

Логика мысли

1

0,5 ч

0,5 ч

 

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

1,5 ч

1,5 ч

 

9.1

Диагностика особенностей развития внимания.( -найди и вычеркни;

-запомни и расставь точки;

-корректурная проба;

-треугольники;

-треугольники 2.)

 

1

0,5

0,5

 

9.2

Будь внимателен.

1

0,5

0,5

 

9.3

Я внимательный

1

0,5

0,5

 

10

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч

 

10.1

Слушай и исполняй

1

0,5

0,5

 

10.2

Что слышно?

1

0,5

0,5

 

10.3

Планета "Внимание"

1

0,5

0,5

 

11

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

2 ч

2 ч

 

11.1

Диагностика мышления(мышления «Нелепицы» (Р.С. Немов); Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников»)

 

1

0,5

0,5

 

11.2

Где мы побывали, что мы повидали?

1

0,7

0,3

 

11.3

Путешествие  в страну «Угадай-ка»

1

0,3

0,7

 

11.4

Путешествие в сказочный зоопарк

1

0,5

0,5

 

 

Итого

36

18

18

 

 

 


Литература

1.                 Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.—М.:Школьная пресса,2008.

2.                 Машталь О.Ю. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.-СПб.:Наука и техника, 2008.

3.                  Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие.—М.: Издательский центр  «Академия»,2002.

4.        Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. --М.: Владос,2001.

5.        Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 2-го, 3-го, 4-го класса.—М.:Грамотей,2005.

 


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ "Стремлюсь к познанию""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная программа разработана в целях оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Цель программы – устранение причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении, путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.Контингент детей.Программа рассчитана на детей 7-15 лет, испытывающих трудности обучения по основным школьным предметам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 998 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.09.2020 76
    • DOCX 146.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Булынкина Марина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Булынкина Марина Алексеевна
    Булынкина Марина Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 122252
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы медицинской психологии в деятельности педагога-психолога

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 20 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы медицинской психологии в деятельности педагога-психолога

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Диагностика и формирование пространственного представления у детей 5-9 лет

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 10 регионов

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 26 регионов

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе