Пояснительная
записка.
Данная программа разработана в целях оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам,
испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.
Психолого-педагогическое воздействие
при коррекционно-развивающей работе направлено на развитие и коррекцию регуляционных компонентов
учебно-познавательной деятельности и психических процессов, необходимых для
полноценного развития и успешной социализации детей с трудностями в обучении в
общую детскую популяцию.
Согласно имеющемуся в научно-методической литературе определению, к категории детей с трудностями в обучении относятся «дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при
отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений
в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы» (С.
Г. Шевченко). В
психолого-медицинской литературе используются также другие наименования для
обозначения рассматриваемой категории детей: дети с пониженной обучаемостью,
отстающие дети (Н. А. Менчинская, З. И. Колмакова, У. В. Ульенкова). Также для
обозначения этой категории детей, как особой типологической группы в составе
детского населения, используется термин «дети с отклоняющимся развитием» (Л. И.
Переслини, А.В.Семенович, Б.А.Архипов; Н.Я.Семаго, М.М.Семаго и др.).
Для детей с трудностями в обучении, по мнению всех
вышеуказанных авторов, характерны:
- низкий
уровень развития основных свойств внимания, его недостаточная устойчивость и
ограниченные возможности распределения;
- снижение
вербальной памяти и продуктивности запоминания;
- отставание
в развитии наглядно-образного мышления;
- трудности
овладения операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
-
ригидность мышления;
- низкий
уровень развития межанализаторных систем, их взаимодействия (межмодальные
процессы).
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, обучающимися в
общеобразовательной школе и относящимися к данной категории, по теме цикла
являются актуальными и целесообразными, так как направлены на коррекцию недостатков
учебной деятельности.
Отличительной
особенностью данного цикла занятий является ярко
выраженный индивидуализированный характер коррекционного воздействия и
объединение детей в группы на основе схожих проблем в развитии.
Цель программы – устранение
причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении, путем развития
общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.
Основные задачи, решаемые в процессе реализации цикла занятий:
А.
Коррекционно-развивающие:
● формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков;
● развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность
(школьно-значимых функций);
● формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы:
Наряду
с ними решаются и другие, второстепенные задачи:
Б.
Воспитательные:
● воспитание культуры речевого общения;
● воспитание аккуратности и чувства
ответственности;
● рост инициативы, самостоятельности;
● обогащение коммуникативного опыта.
В.Обучающие:
● обучение знаниям, умениям и навыкам, повышающим уровень успешности
ребенка при выполнении учебных заданий
различного предметного содержания;
Г. Здоровьесберегающие:
● подбор оборудования,
соответствующего возрасту детей;
● соблюдение воздушно-теплового
режима;
● правильная освещенность мест занятий;
● включение в занятия динамических
пауз и подвижных игр, предупреждаю-щих утомляемость детей;
● использование различных методов профилактики нарушений зрения
и осанки.
Контингент детей.
Программа рассчитана на детей 7-15
лет, испытывающих трудности обучения по основным школьным предметам.
Формы проведения занятий.
Форма проведения занятий
индивидуальная или групповая (4-5 человек), что обеспечивает осуществление
индивидуально-личностного подхода к каждому отдельно взятому ребёнку в рамках цикла
занятий и коррекцию индивидуальных недостатков развития.
Режим занятий.
Общая продолжительность занятий по
программе – 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю продолжительность
одного занятия 45 минут. Проводит занятия педагог-психолог.
Учебно- тематический план
№
|
Наименование
блоков
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма
контроля
|
теоретических
|
практических
|
1
|
Вводное
занятие. Знакомство
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
Наблюдение
анкетирование
|
2
|
Развитие
концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций
|
3
|
1,5 ч
|
1,5 ч
|
рефлексия
|
3
|
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5ч
|
рефлексия
|
4
|
Тренировка
слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций
|
4
|
2 ч
|
2ч
|
рефлексия
|
5
|
Тренировка
зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5ч
|
рефлексия
|
6
|
Развитие
логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
|
3
|
1,5ч
|
1,5ч
|
рефлексия
|
7
|
Совершенствование
воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
6
|
3ч
|
3ч
|
рефлексия
|
8
|
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
|
3
|
1,5ч
|
1,5ч
|
рефлексия
|
9
|
Развитие
концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи
|
3
|
1,5 ч
|
1,5ч
|
рефлексия
|
10
|
Тренировка
внимания. Совершенствование мыслительных операций.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5 ч
|
рефлексия
|
11
|
Развитие логического мышления. Развитие умения
решать нестандартные задачи
|
4
|
2ч
|
2ч
|
рефлексия
|
|
Итого
|
36
|
18
|
18
|
|
Календарно - тематический план
№
|
Наименование
блоков
|
Всего часов
|
В том числе
|
Сроки/дата
|
теоретических
|
Практических
|
1
|
Вводное занятие. Знакомство.
|
1
|
0,5ч
|
0,5ч
|
|
1.1
|
Знакомство
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч.
|
|
2
|
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5 ч
|
|
2.1
|
Умники и умницы
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
2.2
|
Внимание
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
2.3
|
Кто самый внимательный?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
3
|
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5 ч
|
|
3.1
|
Совершенствуем внимание
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
3.2
|
Виражи
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
3.3
|
Я Внимательный
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
4
|
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
|
4
|
2ч
|
2ч
|
|
4.1
|
Диагностика памяти (диагностика уровня развития памяти)
|
1
|
0,3
|
0,7
|
|
4.2
|
Я умею слушать
|
1
|
0,7
|
0,3
|
|
4.3
|
Память
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
4.4
|
Слухавая память
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
5
|
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5 ч
|
|
5.1
|
Зрительное восприятие
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
5.2
|
Четвертый лишний
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
5.3
|
Тренировка памяти
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
6
|
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
|
3
|
1,5
|
1,5 ч
|
|
6.1
|
Диагностика мышления (методика «нелепицы»,
методика «времена года»,методика «Найди отличия», методика «Что здесь
лишнее?», методика «Раздели на группы»)
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
6.2
|
Развитие словесно-логического мышления (аналогии).
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
6.3
|
Развитие
мышления (процессов обобщения).
Установление закономерностей
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
7
|
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
|
6
|
3 ч
|
3 ч
|
|
7.1
|
Путешествие в сказочный зоопарк
|
1
|
0,3 ч
|
0,7ч
|
|
7.2
|
Путешествие в страну «Угадай-ка»
.
|
1
|
0,5 ч
|
0,5ч
|
|
7.3
|
Способность мыслить последовательно, рассуждать.
|
1
|
0,7 ч
|
0,3ч
|
|
7.4
|
Пространственное восприятие и мышление. Методика "Двойственные
изображения".
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
7.5
|
Дайте волю воображению
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
7.6
|
Мое воображение
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
8
|
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5 ч
|
|
8.1
|
Кто быстрей
|
1
|
0,5ч
|
0,5 ч
|
|
8.2
|
Ловкость
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
8.3
|
Логика мысли
|
1
|
0,5 ч
|
0,5 ч
|
|
9
|
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5 ч
|
|
9.1
|
Диагностика особенностей
развития внимания.( -найди
и вычеркни;
-запомни и
расставь точки;
-корректурная
проба;
-треугольники;
-треугольники
2.)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
9.2
|
Будь
внимателен.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
9.3
|
Я внимательный
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
10
|
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
|
3
|
1,5 ч
|
1,5 ч
|
|
10.1
|
Слушай и исполняй
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
10.2
|
Что слышно?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
10.3
|
Планета "Внимание"
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
11
|
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
|
4
|
2 ч
|
2 ч
|
|
11.1
|
Диагностика мышления(мышления «Нелепицы» (Р.С.
Немов); Тест «Изучение развития логических операций у младших
школьников»)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
11.2
|
Где мы побывали, что мы повидали?
|
1
|
0,7
|
0,3
|
|
11.3
|
Путешествие в страну «Угадай-ка»
|
1
|
0,3
|
0,7
|
|
11.4
|
Путешествие в сказочный зоопарк
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
|
Итого
|
36
|
18
|
18
|
|
Литература
1.
Вильшанская А.Д. Содержание и методы
работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.—М.:Школьная
пресса,2008.
2.
Машталь О.Ю. Лучшие методики развития
внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.-СПб.:Наука и техника,
2008.
3.
Семенович А.В. Нейропсихологическая
диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие.—М.: Издательский
центр «Академия»,2002.
4. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее
обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. --М.: Владос,2001.
5. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому
языку для 2-го, 3-го, 4-го класса.—М.:Грамотей,2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.