Программа
разноуровневой подготовки к ОГЭ (базовый уровень).
8 класс.
Пояснительная записка.
Программа разноуровневой подготовки составлена
на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о
предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на
35 часов.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно
и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить
уровень точности и лаконичности связной речи.
Реализация данного
курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1
аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию
написания изложения, приемы компрессии текст.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с
целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем,
что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию
(сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения
такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при
минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые
изложения требуют специальной логической работы над
текстом.
Этапы работы над
сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным
изложением. Различия состоят лишь в методике. Программа подготовки позволяет
подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают
возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не
предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9
классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к
итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и
оценке пробных изложений.
Анализ современных
программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи
учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится
законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению
созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен
круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования,
предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость
создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой
аттестации в новой форме.
Задачи программы:
Ø развивать
логическое мышление учащихся;
Ø обучать
умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Ø сформировать
общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой,;
Ø совершенствовать
навыки письма и чтения.
Ø
совершенствовать
орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
Ø
обеспечить
дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным
расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
Ø
совершенствовать
рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить
различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический,
типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и
комплексный анализ текста;
Ø
формирование
умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие
знания.
Формы и
методы обучения:
·
Проблемный
диалог;
·
Лекции учителя;
·
Работа с
учебником;
·
Обучение в
диалоге, в ходе которого учитель организует детей на совместный поиск знаний;
·
Выработка
необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов;
·
подача и
оценивание качества усвоения учебного материала в виде тематических блоков.
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ занятий в 8 КЛАССЕ
№
|
Дата
|
Тема
|
Вид деятельности
|
Кол-во час
|
1
|
|
Вводное
занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста».
|
теоретический
практикум , словарная работа конспектирование
|
1
|
2
|
|
Особенности
экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов,
предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по
выполнению тестовых заданий.
|
знакомство
с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание
|
1
|
3
|
|
Понятие
об изложении. Виды изложений. Алгоритм
написания изложения
|
составление
алгоритма написания изложения
|
1
|
4
|
|
Упражнения для
подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного
текста с его изложением
|
упражнения,
групповая работа информационная переработка письменного текста
|
1
|
5
|
|
Приемы
работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста.
|
анализ
текста
|
1
|
6
|
|
Составление
плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста
|
составление
плана текста,
абзацное
членение текста
|
1
|
7
|
|
Составление
плана текста. Пересказ содержания текста по составленному
плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
|
составление
плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения
|
1
|
8
|
|
Подготовка
рабочих материалов к изложению текста Выделение
микротем. Составление плана.
|
выделение
микротем в тексте, составление плана
|
1
|
9
|
|
Подготовка
рабочих материалов к изложению
текста
Словарная работа. Изложение
каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
|
словарная
работа, изложение, анализ изложений по критериям оценивания
сжатого изложения
|
1
|
10
|
|
Понятие
«сжатое изложение».
Особенности сжатого
изложением.
|
конспектирование
словарная работа
|
1
|
11
|
|
Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную,
исключение несущественной и второстепенной информации.
|
практикум
|
1
|
12
|
|
Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода
частного в общее)
|
упражнения
|
1
|
13
|
|
Свёртывание исходной информации за счёт замены
|
упражнения
|
1
|
14
|
|
Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов,
синонимов
|
упражнения
|
1
|
15
|
|
Практикум по сокращению текста с использованием приемов
компрессии
|
практикум,
групповая работа
|
1
|
16
|
|
Практическая
работа. Подготовка к написанию сжатого изложения
|
практическая
работа.
|
1
|
17
|
|
Самостоятельная
работа. Написание сжатого изложения
|
самостоятельная
работа.
|
1
|
18
|
|
Работа
над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом
|
работа
над ошибками. редактирование текста.
|
1
|
19
|
|
Обучающее
изложение «Как делаются слова».
|
обучающее
изложение
|
1
|
20
|
|
Обучающее
изложение «Как делаются слова».
|
обучающее
изложение
|
1
|
21
|
|
Обучающее
изложение «Как делаются слова».
|
обучающее
изложение
|
1
|
22
|
|
Проверка
и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.
|
работа с
памяткой для анализа изложения
|
1
|
23
|
|
Семинар
«Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки
|
классификация
речевых ошибок
|
1
|
24
|
|
Семинар
«Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки
|
классификация
грамматических ошибок
|
1
|
25
|
|
Практическая
работа. Подготовка и написание сжатого изложения.
|
написание
сжатого изложения
|
1
|
26
|
|
Работа
над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым
изложением. Написание изложения
|
работа
над ошибками
|
1
|
27
|
|
Проверка
и оценка изложения
|
анализ
изложений по критериям оценивания сжатого изложения
|
1
|
28
|
|
Психологический
тренинг « Боремся со стрессом»
|
тренинг
|
1
|
29
|
|
Контрольное
изложение.
|
контроль знаний и умений
|
1
|
30
|
|
Контрольное
изложение.
|
контроль знаний и умений
|
1
|
31
|
|
Контрольное
изложение.
|
контроль знаний и умений
|
1
|
32
|
|
Контрольное
изложение.
|
контроль знаний и умений
|
1
|
33
|
|
Проверка
и оценка изложений. Работа над ошибками
|
анализ
изложений по критериям оценивания сжатого
|
1
|
34-35
|
|
Итоги
учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.
|
дискуссия,
подведение итогов деятельности
|
2
|
|
|
Итого
|
35
|
Содержание
программы учебного курса
1.Вводное
занятие. Цели и
задачи курса
(1ч)
Цели и задачи курса. Понятия
«текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной
мысли.
2. Знакомство с образцами КИМов,
предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) Особенности экзаменационной работы
за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных
для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению
тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые
впечатления». Оценка
уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.
3.Понятие об изложении. Алгоритм написания
изложения.
(2ч)
Понятие об
изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения
для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение
исходного текста с его письменным изложением. Анализ ученического
изложения. Работа над ошибками.
4.Приемы работы,
направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.
(1ч)
Приемы работы,
направленные на первичное восприятие текста: - определить тему
текста, - пересказать его содержание, -ответить на вопросы: кто
действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему,
где, когда и т. д., -восстановить последовательность эпизодов
-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль
текста,
каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте. Понятие «авторский
стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению
6. Составление плана текста. Выделение
микротем в тексте. Абзацное членение.
(2ч.)
Искусство слушать
текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность
событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста.
Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по
составленному
плану. Упражнения
для подготовки учащихся к изложению
7. Подготовка рабочих материалов к
изложению (2ч) Подготовка
рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление
плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых
работ. Исправление
недочетов.
8.Сжатое изложение. Особенности
сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения.
Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по
одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
9.
Приемы компрессии текста. (5ч)
Разделение информации на
главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.
– 1ч Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в
общее) -1ч Замены:
-замена
однородных членов обобщающим наименованием; -замена фрагмента предложения
синонимичным выражением; -замена предложения или его части указательным
местоимением; -замена предложения или его части определительным или
отрицательным местоимением с обобщающим значением; -замена сложноподчинённого
предложения простым -1ч Исключения:
-исключение
повторов;
исключение фрагмента предложения; исключение одного или
нескольких из синонимов. Слияния:
-слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч Практикум по сокращению
текста с использованием приемов компрессии.-1ч
10.Практическая работа. Подготовка к написанию
сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение
микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы
на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать
над сжатым изложением».
11.Самостоятельная работа. Написание сжатого
изложения. (1ч) Написание
сжатого изложения.
12. Работа над ошибками. Редактирование
текста. Сравнение с образцом.(1ч)
13. Обучающее изложение «Как
делаются слова». (3ч)
(Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика
их проведения», М. «Просвещение», 2010г. )
14.Проверка и оценка сжатого
изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
Проверка и оценка
сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:-содержание изложения,
-наличие сжатия исходного текст -смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания
С1
Памятка для анализа изложения. Упражнения
для подготовки учащихся к изложению
15.Семинар «Классификация речевых
и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации
по квалификации ошибок.
16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого
изложения. (2ч)
Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия
текста. Изложение
каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки
« Как работать над сжатым изложением. Написание изложения
17.Проверка и оценка изложения. (1ч)
18.Психологический тренинг «
Боремся со стрессом»(1ч)
19.Контрольное изложение. (4ч)
20.Проверка и оценка изложения.
Работа над ошибками(1ч)
21. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к
итоговой аттестации на конец обучения.(2ч)
В результате
изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1.
|
Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему,
главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
|
2.
|
Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и
научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
|
3.
|
Умение обрабатывать информацию звучащего текста.
|
4.
|
Умение
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную
мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
|
5.
|
Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте
проблеме.
|
6.
|
Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.
|
7.
|
Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в
качестве аргумента.
|
8.
|
Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.
|
9.
|
Умение последовательно излагать собственные мысли.
|
10.
|
Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии
с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.
|
11.
|
Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство языка.
|
12.
|
Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими,
грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
|
Общеучебные умения и навыки:
- Использовать
основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
- Анализировать,
сопоставлять и классифицировать изучаемый языковой материал
- Осуществлять
речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных
задач;
- Использовать
основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- Извлекать
необходимую информацию из различных источников;
·
Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной
жизни
Виды самостоятельной
работы учащихся:
§ лингвистический анализ языковых явлений и
текстов различных функциональных стилей языка;
§ смысловой анализ и информационная
переработка устного и письменного текста:
§ составление плана текста;
§ пересказ текста по плану;
§ продолжение текста;
§ редактирование;
§ конспектирование;
§ аудирование (понимание
коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных,
публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление
смысловых частей текста, определение их связей);
§ создание собственных
письменных текстов;
§ работа с учебно- научными текстами,
справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ,
компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
§ работа с различными видами словарей,
ведение индивидуальных словарей;
§
комплексная
работа с текстом по типу ГИА, ЕГЭ.
Средства обучения: учебники,
электронные учебники, рабочие тетради, компьютеры, мультимедиапроектор.
Учебная
и учебно-методическая литература:
для учащихся:
1.
М.
М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос. В. В. Львов, Н. Н. Сергеева. М. С.
Соловейчик. М.:
Просвещение, 2010.
2.
Электронные
учебники по русскому языку.
для учителя:
1.
Русский язык.
Тестовые задания к основным учебникам. 8 класс под редакцией М. А. Бабуриной,
Т. В. Губернской. М., «Эксмо». 2010г.
2.
Контрольные и
проверочные работы по русскому языку. Л. М. Кулаева. М., «Экзамен». 2009г.
3.
Русский язык.
Тесты для текущего и обобщающего контроля. Авт-сост. Н. Ф. Ромашина.
4.
Волгоград
«Учитель». 2008г.
5.
Диктанты и
изложения для учащихся 5-8 классов.Авт-сост. Л. Н. Ситникова. Волгоград
«Учитель» 2009г.
Дополнительные ресурсы:
1.
«Фраза»
Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьн абитуриентов.
2.
1-С
Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших кл:
абитуриентов.
1.
Электронный
репетитор-тренажер «Курс русского языка»
2.
Образовательный
комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
3.
Тестирующая
программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
4. Обучающая программа
(орфографический тренажер) для школьников от 10 абитуриентов.
Возраст: 5-11 классы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.