Инфоурок Литература Рабочие программыПрограмма подготовки к ОГЭ низкомотивированных учащихся

Программа подготовки к ОГЭ низкомотивированных учащихся

Скачать материал

Программа разноуровневой подготовки к ОГЭ (базовый уровень).

8 класс.

Пояснительная записка.

Программа разноуровневой подготовки составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на 35 часов.

        

    Основная  цель   обучения   -   научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень  точности и лаконичности связной речи.               

       Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  С1  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технологию написания    изложения, приемы компрессии текст.                                                                                                  

      Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи   школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.                                                                               

     Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике.    Программа подготовки позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено   программой по русскому языку для  общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать  практикумы по само- и взаимопроверке и оценке   пробных   изложений.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, что в   программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению  созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям  школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися  в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.  

Задачи программы:

 

Ø  развивать логическое мышление учащихся;

Ø  обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

Ø  сформировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой,;

Ø  совершенствовать навыки письма и чтения.

Ø  совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

Ø  обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным        расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

Ø  совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

Ø  формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.

 

Формы и методы обучения:

 

·        Проблемный диалог;

·        Лекции учителя;

·        Работа с учебником;

·        Обучение в диалоге, в ходе которого учитель организует детей на совместный поиск знаний; 

·         Выработка необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов; 

·        подача и оценивание качества усвоения учебного материала в виде тематических блоков.

 

  II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий в 8 КЛАССЕ

Дата

Тема

Вид                 деятельности

Кол-во час

1

 

Вводное занятие. Цели и задачи курса.  Понятия «текст», «главная мысль текста».

 теоретический практикум , словарная работа конспектирование

1

2

 

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению  тестовых заданий.              

знакомство  с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание

1

3

 

Понятие об изложении. Виды изложений.                                                           Алгоритм написания изложения

 составление алгоритма написания изложения

1

4

 

Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста   с его   изложением                                                

 упражнения, групповая работа информационная переработка   письменного текста

1

5

 

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста.  Анализ  текста.     

анализ                         текста

1

6

 

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста

составление плана текста,

абзацное членение текста

1

7

 

Составление плана текста. Пересказ содержания текста  по составленному плану.                                                                                Упражнения для подготовки учащихся к изложению

составление плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения

1

8

 

Подготовка  рабочих материалов к изложению  текста                                                                       Выделение микротем.  Составление плана.  

выделение микротем в тексте,  составление плана

1

9

 

 Подготовка  рабочих материалов к изложению текста                                                                        Словарная работа.                                                    Изложение  каждой  микротемы .  Анализ  черновых работ. Исправление недочетов.    

словарная работа, изложение,              анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

1

10

 

Понятие   «сжатое изложение».                                                                         Особенности сжатого изложением.                                                                      

конспектирование словарная работа

 

1

11

 

Приемы компрессии текста.      Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

 практикум

1

12

 

Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)

 упражнения

1

13

 

Свёртывание исходной информации за счёт замены

  упражнения

1

14

 

Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов

  упражнения

1

15

 

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии

 практикум, групповая работа

1

16

 

Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения

практическая работа.

1

17

 

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

самостоятельная работа.

1

18

 

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом

работа над ошибками. редактирование текста.

1

19

 

Обучающее изложение «Как делаются слова». 

обучающее изложение

1

20

 

Обучающее изложение «Как делаются слова». 

обучающее изложение

1

21

 

Обучающее изложение «Как делаются слова». 

обучающее изложение

1

22

 

Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

работа с памяткой для анализа изложения

1

23

 

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки

классификация речевых ошибок

1

24

 

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки

классификация  грамматических ошибок

1

25

 

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.         

написание сжатого изложения

1

26

 

Работа над ошибками с использованием     памятки  « Как работать над сжатым изложением.           Написание изложения

работа над ошибками

 

 

1

27

 

Проверка и оценка   изложения

анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

1

28

 

Психологический тренинг « Боремся со стрессом»

тренинг

1

29

 

Контрольное изложение.    

контроль знаний и   умений

1

30

 

Контрольное изложение.   

 контроль знаний и   умений

1

31

 

Контрольное изложение.    

контроль знаний и   умений

1

32

 

Контрольное изложение.    

контроль знаний и   умений

1

33

 

Проверка и оценка   изложений. Работа над ошибками

анализ изложений по критериям оценивания сжатого

1

34-35

 

Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.

дискуссия, подведение итогов деятельности

2

 

 

                                                 Итого

35

Содержание программы учебного курса

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса   (1ч)                                                                 

Цели и  задачи курса.  Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.                                    

2. Знакомство  с образцами КИМов,   предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.   (1ч)     Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению  тестовых заданий.      Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления».                                                                       Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации  на  начало обучения.

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.  (2ч)                                                                                                           Понятие об изложении. Виды изложений.   Алгоритм написания изложения.  Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста   с его письменным изложением.    Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

 4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.      (1ч)                                                                                               Приемы работы, направленные на первичное  восприятие текста:    - определить тему текста,    - пе­ресказать его содержание,    -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что про­изошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,      -восстано­вить последовательность эпизодов   -определить общий смысл текста: что хотел сказать автор,   -какова главная мысль текста,                                                                                         каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.  Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению

6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.  (2ч.)                                                                                                      Искусство слушать текст. Как составить   план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем.     Упражнения в абзацном членении текста.  Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста  по составленному плану.                                                                                     Упражнения для подготовки учащихся к изложению  

7. Подготовка  рабочих материалов к изложению   (2ч)    Подготовка  рабочих материалов к изложению.    Выделение микротем.  Составление плана.   Словарная работа.  Изложение  каждой  микротемы.  Анализ  черновых работ. Исправление недочетов.                                                                 

 8.Сжатое изложение.  Особенности сжатого изложения.   (1ч)                        

Понятие   «сжатое изложение».   Особенности сжатого изложения.                                                                      Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту.  Практикум по сокращению   текста.

9. Приемы компрессии текста.   (5ч)    

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч  Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч   Замены:   -замена однородных членов обобщающим наименованием; -замена фрагмента предложения синонимичным выражением;    -замена предложения или его части указательным местоимением;     -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;   -замена сложноподчинённого предложения простым -1ч    Исключения:   -исключение повторов;                                                                                                  исключение фрагмента предложения;     исключение одного или нескольких из синонимов.                                                Слияния:   -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч  Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч

10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения.    (1ч)                                                                                                                                     Словарная работа.  Выделение микротем. Составление плана.  Компрессия текста.  Изложение  каждой  микротемы на черновике.   Работа над ошибками с использованием     памятки «Как работать над сжатым изложением».

  11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)  Написание сжатого изложения.  

 12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

 13. Обучающее изложение «Как делаются слова».  (3ч)              (Разработка урока  дана  в пособии И.Д.Морозовой  «Виды изложений и  методика их проведения», М. «Просвещение», 2010г. )

 14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текст  -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.     Рассмотрение системы оценивания задания С1          

       Памятка для анализа изложения.  Упражнения для подготовки учащихся к изложению 

 15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч)  Рекомендации по квалификации ошибок.  

  16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.          (2ч)                                                                                                                                 Словарная работа.   Выделение микротем.     Составление плана.  Компрессия текста.                                                         Изложение  каждой  микротемы на черновике.  Работа над ошибками с использованием     памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения

  17.Проверка и оценка   изложения. (1ч)

   18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)  

   19.Контрольное изложение.     (4ч)

   20.Проверка и оценка   изложения. Работа над ошибками(1ч)  

 21. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации  на конец обучения.(2ч)

В результате изучения данного курса  учащиеся должны приобрести следующие умения:

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).  

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

 

Общеучебные умения и навыки:

  •  Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
  • Анализировать, сопоставлять и классифицировать изучаемый языковой материал
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;

·        Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни

Виды самостоятельной работы учащихся:

§  лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

§  смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

§  составление плана текста;

§  пересказ текста по плану;

§  продолжение текста;

§  редактирование;

§  конспектирование;

§  аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

§  создание собственных письменных текстов;

§  работа с учебно- научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

§  работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

§   комплексная работа с текстом по типу ГИА, ЕГЭ.

 

Средства обучения: учебники,  электронные учебники, рабочие тетради, компьютеры, мультимедиапроектор.

Учебная и учебно-методическая литература:

      для учащихся:

1.       М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос. В. В. Львов, Н. Н. Сергеева. М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 2010.                            

2.        Электронные учебники по русскому языку.

    для учителя:

1.       Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. 8 класс под редакцией М. А. Бабуриной, Т. В. Губернской. М., «Эксмо». 2010г.

2.       Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Л. М. Кулаева. М., «Экзамен». 2009г.

3.       Русский язык. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Авт-сост. Н. Ф. Ромашина.

4.       Волгоград «Учитель». 2008г.

5.       Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов.Авт-сост. Л. Н. Ситникова. Волгоград «Учитель» 2009г.

Дополнительные ресурсы:

1.      «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьн абитуриентов.

2.       1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших кл: абитуриентов.

1.       Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

2.       Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

3.      Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

4.      Обучающая   программа   (орфографический   тренажер)   для   школьников   от   10 абитуриентов. Возраст: 5-11 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа подготовки к ОГЭ низкомотивированных учащихся"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный элективный курс по русскому языку предназначен для подготовки низкомотивированных учащихся к ОГЭ.Программа разноуровневой подготовки составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на 35 часов. Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень точности и лаконичности связной речи. Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 048 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.06.2020 142
    • DOCX 120.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шиндыбаева Карина Кайратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шиндыбаева Карина Кайратовна
    Шиндыбаева Карина Кайратовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76922
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 188 человек из 49 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 643 человека

Мини-курс

Понимание психологических феноменов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе