Пояснительная записка
Предлагаемая программа по
внеурочной деятельности «Человек и закон» для 5 класса составлена на основе
требований к обязательному минимуму в основной школе (при учебной нагрузке 34
часа в год по 1 часу в неделю).
Обучение направлено на
достижение следующих целей:
·
воспитание
у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за
ее будущее;
·
формирование
ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления
социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия
идей гуманизма;
·
формирование
аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять
полученные знания на практике;
·
формирование
у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа
жизни, образования;
·
формирование
гражданственности. Гражданственность – это единство политического, правового и
нравственного в субъективно-личностной форме, ощущение себя активным членом
общества лояльным к политическим и правовым основам существования государства,
воспитание гражданских качеств.
Программа
способствует изучению и осознанию прав и обязанностей гражданина, воспитанию
любви к Родине, уважению к её законам и символам, развитию гуманного отношения
к людям и труду, терпимости к различиям во взглядах, пониманию учащимися их
личной ответственности за будущее страны.
Методы достижения
поставленной цели
1.
Тематические беседы.
2.
Ролевые игры.
3.
Практикумы.
Структура и содержание
программ
Программа включает в себя систему
занятий по разделам.
1.
Моё Отечество.
2.
Внутренний мир человека
3.
Человек и общество
4.
Семья.
В результате изучения
учащиеся должны знать:
1.
Что такое Родина? Её народы и природные
богатства. Символы и Законы.
2.
Основные права и обязанности детей.
3.
Нормы поведения и общения юных граждан.
Уметь:
1.
Рассказать о своей Родине, как о
многонациональном государстве, имеющим свои символы, Законы и богатства.
2.
Оценивать поступки людей и соотносить их с
правами Конституции, не нарушать требований Закона, толерантно относиться к
окружающим людям.
3.
Уважительно относиться к государственной
символике.
Тематическое
планирование по внеурочной деятельности
«Человек
и закон» в 5 классе
№ п/п
|
Тема
урока
|
Основные понятия
|
Умения, навыки
|
Форма контроля
|
1
|
Вводное занятие.
|
Гражданин
|
Умение делать выводы.
|
Беседа
|
2
|
Моя Родина – Российская Федерация
|
Россия, страна, государство.
|
Умение строить рассказ
|
Устный опрос.
|
3
|
Малая и большая Родина
|
Родина, деревня, город.
|
Умение составлять рассказ
|
Беседа.
|
4
|
Наши символы: гимн Российской Федерации
|
Символы, гимн
|
Умение правильно употреблять понятия.
|
Письменная работа
|
5
|
Наши символы: флаг Российской Федерации
|
Флаг, знамя.
|
Умение составлять рассказ на основе
услышанного
|
Беседа
|
6
|
Наши символы: герб Российской Федерации
|
Герб, эмблема.
|
Умение делать выводы
|
Творческое задание
|
7
|
Государственная власть в Российской
Федерации
|
Государство, власть, президент, парламент.
|
Умение сравнивать
|
Устный опрос.
|
8
|
Урок-викторина «Российская Федерация –
мое Отечество»
|
|
Умение обобщать изученный материал
|
Викторина
|
9
|
Как первобытный человек стал похож на нас?
|
Первобытные люди, человек разумный
|
Умение строить рассказ
|
Беседа
|
10
|
Человек – дитя природы.
|
Природа, общество
|
Умение соотносить качества человека и
поступки
|
Практикум
|
11
|
Внутренний мир человека
|
Человек, мир
|
|
Устный опрос.
|
12
|
Познание себя
|
|
Умение анализировать свои поступки
|
Самостоятельная работа в парах
|
13
|
Возраст человека.
|
Молодость, зрелость
|
Умение пересказывать
|
Устный опрос.
|
14
|
Здоровье человека.
|
Болезнь, зарядка.
|
Умение анализировать
|
Игра
|
15
|
Вредные привычки.
|
Здоровье, организм, курение, наркомания.
|
Умение составлять рассказ на основе
услышанного
|
Беседа.
|
16
|
Вера и неверие
|
Вера, неверие.
|
Умение делать выводы.
|
Беседа.
|
17
|
Добро и зло.
|
Добро, зло.
|
Умение работать самостоятельно.
|
Самостоятельная работа.
|
18
|
Урок-игра по теме: «Внутренний мир
человека»
|
|
Умение обобщать изученный материал
|
Игра
|
19
|
Зачем людям быть честными?
|
Честность, ложь.
|
Умение пересказывать
|
Опрос.
|
20
|
Что такое долг?
|
Долг, защита, священный.
|
Умение обобщать изученный материал.
|
Устный опрос.
|
21
|
Что такое порядочность?
|
Порядок, культура, порядочный человек.
|
Умение правильно употреблять новые слова.
|
Письменная индивидуальная работа
|
22
|
Милосердие.
|
Милосердие, гуманный, сочувствие.
|
Умение слушать друг друга.
|
Игра.
|
23
|
Надо ли становиться добрым человеком?
|
Доброта, помощь.
|
Умение анализировать свои поступки
|
Беседа.
|
24
|
Человек и одиночество.
|
Общение, одиночество.
|
Умение сравнивать
|
Практикум
|
25
|
Общение – высокое умение.
|
Виды общения, прощение.
|
Умение работать с текстом.
|
Индивидуальная работа.
|
26
|
Урок-путешествие по теме: «Человек и
общество»
|
|
Умение обобщать изученный материал.
|
Урок-путешествие.
|
27
|
Происхождение семьи
|
Семья, родители.
|
Умение формулировать несложные выводы
|
Устный опрос.
|
28
|
Человек и его семья.
|
Семья, члены семьи.
|
Умение работать с текстом учебника.
|
Беседа.
|
29
|
Мама – самый дорогой человек.
|
Мама, любовь
|
Умение запоминать.
|
Опрос выученного отрывка.
|
30
|
Наша школа.
|
Школа, учеба, книга.
|
Умение составлять рассказ по рисунку.
|
Устный опрос.
|
31
|
Что такое общество?
|
Общество, политика, культура.
|
Умение обобщать изученный материал.
|
Фронтальный опрос.
|
32
|
Правила жизни в обществе.
|
Норма, обычай, закон.
|
Умение пересказывать.
|
Беседа.
|
33
|
Урок-викторина по теме: «Семья»
|
|
Умение обобщать изученный материал
|
Викторина
|
34
|
Итоговое занятие
|
|
Умение обобщать изученный материал
|
Игра
|
Учебно-методический комплекс программы.
1. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. /
Е.В. Пчёлов. - М.: Русское слово, 2004.
2. Конвенция о правах ребенка. – М.: «Кнорус», 2011.
3. Конституция Российской Федерации. - М.: «Мартин», 2010.
4. Кузнецова В. Развитие содержания понятий «гражданственность»,
«гражданское образование» // Преподаваниеистории и обществознания в школе, № 9,
2006.
5. Кузнецова В. Современные вызовы и риски развития
гражданского образования // Преподавание истории и обществознания в школе. № 8,
2006.
6. Кукушкин В.С. История и Граждановедение.// Сценарии
творческих уроков. М. – Ростов-на-Дону, 2005.
7. Манько А.В. Российская государственность: атрибуты
самодержавной власти. Исторические очерки. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96с.
8. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской
Федерации: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
9.Я.В. Соколов «Граждановедение» учебник для 6
класса. Москва НВЦ «Гражданин» 2005 г.
10. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу
«Государственная символика» Герб, гимн, флаг. – М.: ВАКО, 2004.
11. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра:
Изучаем Конституцию Российской федерации. - М.: 5 за знания,2006.
Дополнительная литература
1. Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» //
Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9.
2. Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан»
// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8.
3. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо,
2009.
4. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо,
2009.
5. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.:
Эксмо, 2009.
6. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во
РОСМЕН-ПРЕСС, 2009.
7. Семейный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2007.
8. Трудовой кодекс РФ. – М.: «Мартин», 2005.
9. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая
редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
10. Энциклопедия для детей. Страны, народы,
цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.