Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 4»
города Магнитогорска
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск,
ул. Суворова, 110
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail:
internatHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"4HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"shuninHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"@HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru".HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"ru;
http://74203s037.edusite.ru
Программа по самообразованию
учителя русского языка и литературы по теме: «Формирование
навыков самостоятельной работы на уроках русского языка у обучающихся
воспитанников ОВЗ VII вида в рамках введения ФГОС ООО»
Автор
– составитель:
Куприянова
Наталья Олеговна,
учитель
русского языка и литературы
первой
квалификационной категории
МОУ
«С(К)ОШИ №4»,
Челябинская
область, г. Магнитогорск, 2016
г.
Магнитогорск, 2016 год
1.
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что учитель относится к
категории той профессии, которая требует поиска чего – то нового,
неординарного, постоянного самосовершенствования. Любой педагог
совершенствуясь, всегда самообразовывается, находит, выбирает и использует те
методы и приёмы работы, которые будут способствовать качеству образования наших
детей. Думаю, многие учителя согласятся с той мыслью, что сегодняшние дети –
совершенно другие, нежели в прошлом десятилетии. В связи с этим, выстраивать
систему работы с ними необходимо иначе, чем делали это учившие нас педагоги.
Изучая новое, делясь полезным опытом, мы творим, дерзаем, создаём. Учим других
и учимся сами, то есть самообразовываемся.
Я целиком и полностью согласна с мыслью о том, что самообразование
– есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем
более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственность,
каковой является профессия учитель.
Данная программа самообразования по теме «Формирование
навыков самостоятельной работы на уроках русского языка у обучающихся
воспитанников ОВЗ VII вида» составлена в соответствии современным требованиям и
рассчитана на категорию педагогов, которых волнуют вопросы развития
самостоятельности детей на уроках, а так же внеурочной деятельности.
Цель
программы: повышение собственного теоретического и
научно-методического уровня по теме самообразования.
Задачи:
-
изучение и анализ опыта работы педагогов новаторов по вопросам развития
навыков самостоятельной работы в классно-урочной системе.
-
изучить и овладеть новыми технологиями по теме самообразования
-
на основе опыта работы педагогов разработать собственную методику формирования
навыков самостоятельной работы у учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и
литературы.
-
разработать систему мониторинга по определению уровня сформированности навыков
самостоятельной работы у учащихся с ОВЗ
-
обобщить, систематизировать и представить опыт педагогической работы по теме
самообразования на городских семинарах, конференциях, педагогических чтениях.
Актуальность выбранной
темы самообразования.
Формирование
навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач
современного образования детей с ОВЗ в рамках введения ФГОС ООО. Под
самостоятельной работой понимается организованная учителем активная
деятельность учащихся, направленная на решение поставленной дидактической
задачи в специально отведённое для этого время, те есть: овладение знаниями,
умениями, способами их применения на практике, осуществляемую без
непосредственного участия учителя.
Сроки
реализации: 2016-2020
гг.
2. Основные направления программы
самообразования
Направления
|
Действия
учителя по реализации направления
|
Формы
результативности
|
Профессиональное
|
-
Изучение программ, учебников по теме самообразования;
-
Знакомство с новыми технологиями, предложенными другими специалистами – филологами
по формированию навыков самостоятельной работы
-
Посещение курсов повышения квалификации по теме самообразования
|
Составление
конспектов
Разработка
рекомендаций по теме
|
Психолого-педагогическое
|
Совершенствование
собственных знаний в области специальной коррекционной педагогики и
психологии
|
Тезисное
конспектирование
|
Методическое
|
-
Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения детей навыкам
самостоятельной работы у педагогов – стажистов;
-
Участие в работе ШМО учителей гуманитарного цикла по проблеме формирования
навыков самостоятельной работы у учащихся с ОВЗ;
-
Изучение опыта работы педагогов –новаторов по работе с учащимися ОВЗ;
-
Посещение уроков учителей школы с целью знакомства с их опытом по теме
самообразования;
-
Составление методической папки –копилки по теме самообразования;
-
Трансляция собственного опыта работы по теме самообразование в процессе
проведения открытых мероприятий;
-
Подготовка докладов к выступлению на семинарах, конференциях по теме
самообразования;
-
Составление творческих аналитических отчётов по теме самообразования ;
|
Составление
картотеки методов и приёмов по отработке навыком самостоятельной работы
Доклад
Составление
тезисов
Составление
анализа уроков
Папка –
копилка в электронном и бумажном вариантах
Оформление
тезисов
Оформление
тезисов
|
Информационно-коммуникативное
|
-
Знакомство с ЭОР по теме самообразования;
- Создание
собственного портфолио сайта в сети Интернет
|
Презентация
Портфолио
– сайт учителя
|
3. Этапы реализации программы
Реализация
программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по
годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы
над темой.
1.2016-2017 учебный год.
2. 2017-2018 учебный год.
3. 2018-2019 учебный год.
4. 2019-2020 учебный год.
1
этап (сентябрь 2016 – май 2017 г.): аналитический (изучение педагогической и
методической литературы по проблеме, анализ существующей практики по применению
таких технологий, как развитие критического мышления через чтение и письмо и
ИКТ)
2
этап (сентябрь 2017 – май 2018 г.): проектный (моделирование подхода к решению
проблемы формирования навыка самостоятельной работы у учащихся с ОВЗ).
3
этап (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.): практический (внедрение разработанной
методики по формированию навыков самостоятельной работы учащихся ОВЗ; обмен
опытом с коллегами).
4
этап (сентябрь 2019 – май 2020 г.): результативный (анализ результатов по
итогам изучения литературы, Интернет - ресурсов, корректировка деятельности,
представление собственного опыта на школьном, муниципальном уровне, федеральном
и Всероссийском уровне).
4.
Перспективный план мероприятий по реализации программы профессионального
самообразования.
№
|
Мероприятия
|
Учебный
год
|
2016-17
|
2017-18
|
2018-19
|
2019-20
|
1.
|
Аттестация
|
|
+
|
|
|
2.
|
Курсы
повышения квалификации и переподготовки специалистов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Выступление
на МО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Выступление
на заседании городской творческой группы учителей гуманитарного цикла
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Выступление
на педсовете
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6.
|
Участие
в семинаре
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7.
|
Участие
в предметной неделе русского языка и литературы
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8.
|
Публикации
в педагогических сообществах с целью представления опыта
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9.
|
Участие
в олимпиадах на различных уровнях
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10.
|
Участие
в научно-практических конференциях
|
+
|
+
|
|
|
11.
|
Авторская
программа
|
+
|
|
+
|
|
12.
|
Методическое
пособие
|
|
|
|
+
|
13.
|
Участие
обучающихся в заочных дистанционных конкурсах и олимпиадах
|
+
|
+
|
+
|
+
|
14.
|
Участие
в заочных профессиональных конкурсах
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15.
|
Участие
в профессиональных конкурсах на районном и республиканском уровнях:
«Лучший
урок с применением ИКТ»
«Современный
урок»
|
+
|
+
|
|
|
5.
План мероприятий по реализации программы профессионального самообразования на
2016 -2017 учебный год
Содержание
деятельности
|
Формы
работы
|
Сроки
реализации
|
Форма отчётного
продукта
|
Аналитический этап
|
Работа с
источниками информации: поиск и отбор источников информации (литературных
источников и электронных ресурсов)
|
Выступление
на ШМО
|
сентябрь
|
Составление
картотеки
|
Изучение
отобранных источников по теме самообразование
|
Конспект
|
октябрь
|
Составление
библиографического списка и рекомендаций для коллег
|
Проектный этап
|
- Изучение
форм, методов, современных технологий по формированию навыков самостоятельной
работы у учащихся на уроках русского языка
-
Изучение методики работы коллег по теме самообразования
|
Анализ
различных вариантов подхода к формированию навыков с/р
|
ноябрь
|
Аналитическая
справка
|
Определение
целей, задач структуры и содержания собственной методики работы по
формированию навыков самостоятельной работы у учащихся на основе опыта коллег
школы, других школ
|
Посещение
уроков
|
декабрь
|
Составление
собственной
методики
|
Практический этап
|
Внедрение
в практику различных видов самостоятельной работы при выполнении творческих
заданий
(внедрение
разработанной методики по формированию навыков самостоятельной работы
учащихся ОВЗ; обмен опытом с коллегами).
|
Разработка
фрагмента урока
|
январь
|
Выступление
на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла
|
Внедрение
в практику различных форм самостоятельной работы
|
Разработка
фрагмента урока
|
февраль
|
Участие
в семинаре
|
Разработка
заданий для самостоятельной работы учащихся с рекомендациями к их выполнению
|
Составление
карточек для самостоятельной работы
|
март
|
Участие
в научно-практической конференции
|
Разработка
рекомендаций к написанию сочинений
|
Составление
памяток - помощниц
|
апрель
|
Публикация
рекомендаций в помощь учителю русского языка коррекционной школы
|
Итоговый этап
|
Анализ
изученных источников по теме самообразования
|
Самоанализ
деятельности
|
Май
|
Творческий
отчёт в процессе выступления на ШМО
|
6.
Ожидаемые результаты по реализации программы
- Повышение собственного
профессионального уровня по теме самообразования
- Повысить
качество преподавания предмета до 50%.
- Трансляция опыта
работы в процессе выступлений
- Распространение
опыта в педагогических сообществах
- Размещение
материалов по теме самообразования на собственном портфолио - сайте
Источники:
1. Социальная
сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. Попова И.А. Проект
на тему: «Программа профессионального самообразования». - 29.07.2014. URL:
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/07/29/programma-professionalnogo-samoobrazovaniya
2. Ковылина
Т.И. Работа преподавателя над собой. М.: изд. Спутник, - 2014г, 266 с
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.