АННОТАЦИЯ
Данная программа по духовно-нравственному
воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста «Живой Родник» социально-педагогической
направленности, приоритетами которой является воспитание. А важнейшие задачи
воспитания - формирование у подрастающего поколения гражданской
ответственности, правового самосознания и духовности, гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье. Программа модифицирована и разработана на основе закона
Российской Федерации «Об образовании в РФ», требований ФГОС и стандартов
второго поколения «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков,
В.А.Тишков.
Актуальность создания
данной программы духовно - нравственного воспитания обусловлена оторванностью
молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и
утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей,
невостребованностью духовного потенциала русской культуры; утратой семейных
форм культурного сотворчества; непониманием «детей» и «взрослых», негативным
отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». У детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван
общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Они лишаются возможности брать
пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что
стало с теми, кто был против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою
жизнь, подавая нам яркий пример. Вышеперечисленные факторы повлияли на
определение цели программы.
Цель программы -
воспитание нравственно активной личности ребенка, обладающей стремлением к
духовному развитию.
Духовно - нравственное развитие
предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей – чувств –
деятельности.
Прежде всего, у детей формируется идея
Родины. Человек, осознающий идею Родины, осознаёт долг перед Отечеством, перед
другими людьми, перед родителями. Долг является сердцевиной нравственности.
Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг
начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, согласовывать
свои поступки с его человеческим достоинством. Нравственная воспитанность заключается
в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла: (всё
начинается с заботы о цветах, вещах, о живом и живущих, потом – это уже забота
о людях). И здесь хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Руководить
нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус в жизни
детей, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о
ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
Чтобы добиться поставленной цели, мною
были определены следующие задачи.
Задачи:
1. Формирование и развитие творческих
способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
2. Развитие у ребенка
духовно-нравственного чувствования, формирование духовно-эстетического
отношения к явлениям окружающей жизни и предметам искусства;
3. Развитие активного культурного сознания
и воли для практической реализации нравственных норм и правил;
4. Воспитание духовных и нравственных
качеств личности ребенка;
5. Воспитание историко-духовного
самосознания ребенка, развивая чувства патриотизма и любви к России,
Ханты-Мансийскому округу, родному городу.
6. Социализация и адаптация учащихся к
жизни в обществе;
7. Формирование общей культуры учащихся.
Область применения. Подбор
материала интегрирован. В программу включены такие области человеческого знания
и опыта как: история России (введение); краеведение; природоведение; русское
искусство; родное слово; этика; ИЗО; ОБЖ, ОПК. Все они объединены для создания
целостной картины мира в сознании ребенка и подчинены общей цели - воспитание
нравственно активной личности. Наличие национально - регионального компонента в
данной программе обеспечивает ее вариативность, т.е. дает возможность включать
в программы общеобразовательных школ, использовать на уроках ОПК, классных
часах…
Формы занятий -
групповые. Формирование групп основывалось на психологических и возрастных
особенностях детей. Для успешной реализации программы следует
рассматривать каждое занятие, как занятие нравственной жизни, в основе которого
лежит духовность. Целостность построения программного материала позволяет
последовательно, через организацию детской деятельности, через сферу активного
мышления и эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и самого себя,
погружать ребят в сферу нравственных основ жизнедеятельности человека, в
соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным нравственным опытом
детей формировать и развивать их духовно-нравственную культуру.
Практической формой занятия
являются диалоги-размышления, праздники, экскурсии и практикумы, в которые
включены игры-упражнения, обсуждение жизненных ситуаций, театральные
миниатюры-импровизации. Именно такие занятия предполагают реализацию
творческого духовно-нравственного потенциала детей, позволяют вести «уроки
нравственной жизни» снизу-вверх, то есть ученики на уроке берут на себя ведущую
роль, практикуя обмен мнением, мыслями, опытом.
Программа «Живой Родник» рассчитана
на два года обучения на детей младшего и среднего школьного возраста (от 7 до
15 лет), так как именно в этом возрасте дети нуждаются в общении, пытаются
понять мир, в котором они живут, и осознать свое место и назначение в этом
мире; состоит из четырех разделов, в соответствии с четырьмя семестрами (полугодиями).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Диагностика учащихся, а также их
родителей, проведенная в начале учебного года, помогла изучить особенности
учащихся, понимание мотивов их поведения, дала возможность предвидеть их
реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, сделало воспитательную
работу более рациональной и экономной. Также в конце учебного года проведенная
диагностика показала динамику результатов. Было проведено анкетирование 40
родителей на начало года и в конце года. Результаты показали состоятельность
данной программы и ее значимость в воспитании детей.
№
|
Вопрос анкеты
для родителей
|
Начало
учебного года
|
Конец
учебного года
|
|
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
1.
|
Говорит ли ваш ребенок с вами по «душам»?
Делится ли с вами секретами?
|
11%
|
89%
|
63%
|
37%
|
2.
|
Есть ли у вас общие занятия, увлечения?
|
3%
|
97%
|
16%
|
84%
|
3.
|
Умеет ли рассуждать ваш ребенок?
|
53%
|
47%
|
82%
|
18%
|
4.
|
Способен ли ваш ребенок уйти с «головой» в интересующее его
занятие?
|
2%
|
98%
|
49%
|
51%
|
5.
|
Уверенно ли чувствует себя ваш ребенок в общении с посторонними
сверстниками и взрослыми?
|
6%
|
94%
|
39%
|
61%
|
Также был произведен контроль уровня
сформированности ЗУН и воспитанности детей на начало учебного года и в конце.
Результаты показали следующие данные по трехбалльной шкале:
Во всех, проведенных диагностиках
прослеживается стабильная динамика, что не может не радовать. [Приложение №
2 ]
Уровень сформированности
специальных знаний, умений и навыков
№
|
Критерии
|
На начало года (общий средний балл)
|
На конец года (общий средний балл)
|
1
|
Краеведение
|
1,9
|
2,62
|
2
|
Культура общения
|
3
|
Творческая самореализация
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.