Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей
№ 34»
Согласовано:
УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом
совете Директор МБОУ «Лицей № 34»
МБОУ «Лицей №
34» ________________________
протокол
№
от
Приказ №______от________
Дополнительная общеобразовательная программа
Эволюция животного мира. 7 класс
Составители программы: учитель
биологии
МБОУ «Лицей №
34» Булавина
М.И.
|
Новокузнецк,
2019
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Эволюция
животного мира» предназначена для учащихся 7 классов. Программа рассчитана на 1
час в неделю (теоретическое изучение материала, практическая работа, опыты).
Всего 30 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать,
расширить имеющиеся у детей представления о многообразии и строении животных.
Цель программы: систематизировать их знания о животном мире, как
неотъемлемой части природного равновесия
Задачи:
·
расширение и
углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и
передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
·
развитие
практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым
микроскопом, микропрепаратами), компьютером (создание презентаций);
·
воспитание
бережного отношения к ресурсам животного мира.
Основные формы изучения дополнительной
общеобразовательной программы «Эволюция животного мира»: теоретические занятия,
практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для
углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся
проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными
потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его
стадиях.
Формы контроля знаний: тестовый, опрос, проверка креативных заданий,
очерков, рассказов, проверка выводов и результатов практических занятий.
В конце изучения учебного материала
предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным
учащимися с использованием литературных источников, специальной
научно-популярной литературы и собственных наблюдений.
В результате усвоения учебной программы
учащиеся должны знать:
·
классификацию
животного мира
·
жизненные
формы животных
·
организацию
животных
·
значение
животных и меры их защиты
уметь:
·
самостоятельно
выполнять творческую работу
·
работать с
различными информационными источниками
·
анализировать
и делать выводы из полученной информации
·
творчески
подходить к решению задачи
Углубление и расширение знаний учащихся
происходит за счет дополнительной информации (, а также большого количества
творческих заданий на всех этапах изучения факультативного курса. Реализация
программы становится возможным благодаря использованию электронного учебного
приложения для организации самостоятельной познавательной деятельности
учащихся. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учеников, что
позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в
ассоциативном виде в память учащихся.
Тематический план
№
|
Название темы, раздела базовой программы
|
Кол-во часов
|
I
|
Введение
|
1
|
II
|
Одноклеточные,
или Простейшие
|
1
|
III
|
Многоклеточные
|
25
|
IV
|
Эволюция
животного мира
|
1
|
V
|
Природные
сообщества
|
2
|
|
Итого
|
30
|
Содержание программы
I. Введение (1 ч.)
Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы
развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды
жизни и местообитания. Взаимоотношения животных в природе: мутуализм. Человек и
животные. Классификация животных.
II
Одноклеточные, или Простейшие (1 час)
Одноклеточные, или Простейшие (1 ч.)
Особенности организации. Органеллы - структурные
элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы
передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки.
Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.
III Многоклеточные
(25 часов)
Многоклеточные. Тип губки (1 ч.)
Особенности организации многоклеточных животных и их
отличия от простейших. Ткани и органы. Теории происхождения многоклеточных Э.
Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения.
Многообразие и значение губок.
Тип Кишечнополостные. Гидра (1 ч.)
Гидра - низшее многоклеточное животное. Полипы и
медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз.
Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы.
Тип Плоские черви. Белая планария (1 ч.)
Паразитический образ жизни плоских червей.
Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ
жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.
Тип Круглые черви. Аскарида (1 ч.)
Круглые черви - представители всех сред обитания.
Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение
аскаридоза.
Тип Кольчатые черви. Дождевой червь (1 ч.)
Билатерально-симметричное строение кольчатых червей.
Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем.
Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя. Влияние внешних
воздействий на поведение дождевых червей.
Тип Моллюски (2 ч.)
Моллюски - мягкотелые животные. Способы питания:
фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как
стадия развития моллюсков. Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование
жемчуга. Промысловые моллюски.
Тип Иглокожие (1 ч.)
Особенности внешнего строения - радиальная симметрия.
Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной
рак (2 ч.)
Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров.
Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака.
Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных
(крабы, креветки, кальмары, раки).
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.
Паук-крестовик (2 ч.)
Паукообразные - хищники. Внешнее строение
паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы
(легочные мешки и трахеи). Партеногенез.
Тип Членистоногие. Класс Насекомые (2 ч.)
Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых
в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие
крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение
насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная
пчела).
Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.)
Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда.
Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника.
История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших
хордовых.
Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные)
(2 ч.)
Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня.
Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и
кровообращения у рыб. Боковая линия - гидростатический орган. Основные
представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб
(осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные).
Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.
Класс Земноводные. Прудовая лягушка (2 ч.)
Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки
лягушки - головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела
от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания пип.
Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана
земноводных.
Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица (2 ч.)
Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые
пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел
и разведение черепах и крокодилов.
Класс Птицы. Сизый голубь (2 ч.)
Птицы - первые теплокровные позвоночные животные.
Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые
птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых
пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные
птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство.
Класс Млекопитающие. Собака (2 ч.)
Млекопитающие - высшие теплокровные животные. Внешнее
строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос,
ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни
млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний
сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека.
Животноводство. Охрана млекопитающих.
IV
Эволюция животного мира (1 час)
Эволюция животного мира
Палеонтологические, анатомические, эмбриологические
доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за
существование и естественный отбор.
V Природные сообщества (1 час)
Природные сообщества
Взаимосвязь организмов в природных сообществах.
Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны
человеком. Охрана природы.
Тематическое поурочное планирование
№ урока
|
Дата
|
Наименование темы урока.
|
Методы и формы занятий
|
Кол-во часов
|
I
Введение (1 час)
|
1
|
|
Введение
|
«Продвинутая лекция»
|
1 ч
|
Одноклеточные,
или Простейшие (1 час)
|
2
|
|
Одноклеточные, или Простейшие
|
Творческое занятие с использованием методов
образного видения, эмпатии, эвристических вопросов
|
1 ч
|
III Многоклеточные (25 часов)
|
3
|
|
Многоклеточные.
Тип Губки
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
4
|
|
Тип Кишечнополостные Гидра
|
Презентации учащихся;
|
1 ч
|
5
|
|
Тип Плоские черви.
Белая планария
|
Лекция с элементами рассказа
|
1 ч
|
6
|
|
Тип Круглые черви. Аскаридa
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
7
|
|
Тип Кольчатые черви. Дождевой червь
|
Практическое занятие «Влияние внешних
воздействий на поведение дождевых червей»
|
1 ч
|
8
|
|
Тип Моллюски
|
Коллективное творческое занятие
|
1 ч
|
9
|
|
Образование жемчуга
|
Коллективное творческое занятие
|
1 ч
|
10
|
|
Тип Иглокожие
|
Теоретическое, частично поисковое занятие
|
1 ч
|
11
|
|
Тип Членистоногие.
|
Лекция
|
1 ч
|
12
|
|
Класс Ракообразные. Речной рак
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
13
|
|
Тип Членистоногие.
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
14
|
|
Класс Паукообразные. Паук-крестовик
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
15
|
|
Тип Членистоногие.
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
16
|
|
Класс Насекомые
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
17
|
|
Тип Хордовые.
Низшие хордовые животные
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
18
|
|
Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые рыбы)
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
19
|
|
Классы рыб Костные рыбы
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
20
|
|
Класс Земноводные.
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
21
|
|
Прудовая лягушка
|
Практическое занятие «Адаптации к среде обитания
у земноводных»
|
1 ч
|
22
|
|
Класс Пресмыкающиеся.
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
23
|
|
Прыткая ящерица
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
24
|
|
Класс Птицы.
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
25
|
|
Сизый голубь
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
26
|
|
Класс Млекопитающие.
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
27
|
|
Собака
|
Лекция с элементами беседы
|
1 ч
|
IV
Эволюция животного мира (1 час)
|
28
|
|
Палеонтологические,
анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о
причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор .
|
Лекция
|
1 ч
|
V
Природные сообщества (2 часа)
|
29
|
|
Взаимосвязь организмов в природных
сообществах.
|
Лекция
|
1 ч
|
30
|
|
Итоговое занятие
|
|
1 ч
|
Итого
|
Всего часов
|
В том числе:
|
Лекции
|
Практикумы
|
Рефераты, отчеты
|
30
|
30
|
10
|
7
|
3
|
Список литературы для учителя:
1. Брем, А. Э. Жизнь животных [Текст]
/ А. Э. Брем. - М. : Эксмо, 2004 -.
540 .с. - ISBN 978-5-9989--0633-6
2. Зоология позвоночных [Текст] :
учеб. пособие / В. М. Константинов. [и др.] ; под общ. ред. В. М.
Константинова. - М. : Академия, 2000. – 275 с. - ISBN: 5-7695-0319-Х
3. Экология. 7-8 классы: практикум по
экологии животных [Текст] : практикум по экологии животных / авт.-сост. Н.
А.Степанчук. –Волгоград : Учитель, 2009. - 183с. - ISBN 978-5-7057-1757-6
Список литературы для учащихся:
4. Брем, А. Э. Жизнь животных [Текст]
/ А. Э. Брем. - М. : Эксмо, 2004 -.
540 .с. - ISBN 978-5-9989--0633-6
5. Зоология позвоночных [Текст] :
учеб. пособие / В. М. Константинов. [и др.] ; под общ. ред. В. М.
Константинова. - М. : Академия, 2000. – 275 с. - ISBN: 5-7695-0319-Х
6. Экология. 7-8 классы: практикум по
экологии животных [Текст] : практикум по экологии животных / авт.-сост. Н.
А.Степанчук. –Волгоград : Учитель, 2009. - 183с. - ISBN 978-5-7057-1757-6
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.