Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Технология / Программа педагогической практики в летних пришкольных лагерях

Программа педагогической практики в летних пришкольных лагерях

Утверждаю

Директор школы____________Л.Г.Лебедева











Программа

педагогической практики в летних пришкольных оздоровительных лагерях

для обучающихся педагогического класса

МОУ Судиславской СОШ




















Пояснительная записка

Ежегодно во время летних каникул в пришкольном оздоровительном лагере отдыхает большое количество школьников в возрасте от 6 до 15 лет. С ними проводится разнообразная массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основная цель физического воспитания в летнем оздоровительном лагере – повышение уровня здоровья и физического развития школьников на основе использования средств и форм физической культуры, в сочетании с природными и гигиеническими факторами.

Педагогическая практика в качестве вожатого в летнем пришкольном оздоровительном лагере проводится после 10 класса в июне месяце.

Прохождение летней практики засчитывается так же при работе обучающихся в других пришкольных лагеря, при невозможности пройти практику в июне в школе допускается ее прохождение в июле-августе в детских дошкольных учреждениях, в РВО на площадках, при сельских ДК.

Практикантам предоставляются широкие возможности для проявления самостоятельности и творчества. Они выполняют функции непосредственных организаторов, исполнителей и ответственных за подготовку и проведение каждого из мероприятий. Помощь со стороны руководителей практики ограничивается общим инструктированием и контролем за своевременностью и качеством выполнения практикантами соответствующих обязанностей.

Задачи практики в летних оздоровительных лагерях:

  1. Ознакомить обучающихся педагогического класса с задачами, особенностями содержания работы по воспитанию в летних оздоровительных лагерях.

  2. Научить обучающихся творчески применять при самостоятельном проведении различных форм воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних оздоровительных лагерей знания, педагогические умения и навыки, приобретенные на занятиях педагогического класса.

  3. Научить обучающихся педагогического класса следующим компонентам деятельности в летних оздоровительных лагерях:

  • составлению документов планирования, учета и отчетности по воспитанию детей в летних оздоровительных лагерях;

  • проведению специфических для летних оздоровительных лагерей форм занятий с детьми;

  • проведению общелагерных занятий по мероприятий;

  1. Учить обучающихся вести систематический учет результатов своей педагогической деятельности, анализировать и оценивать собственный педагогический опыт, использовать его для совершенствования методики проведения воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних оздоровительных лагерей.

Прохождению педагогической практики предшествует инструктивно-методический сбор по подготовке обучающихся педагогического класса для работы вожатыми в летних оздоровительных лагерях. В ходе сбора обучающиеся получают инструктаж по следующим разделам:

  • задачи, формы, методы работы в летних оздоровительных лагерях;

  • планирование работы в оздоровительных лагерях;

  • методика организации утренней зарядки;

  • организация и методика проведения различных праздников, конкурсов, соревнований;

  • организации и методикой проведения туристических походов, соревнований по туристической полосе препятствий, турслетов, спортивному ориентированию и конкурса туристской песни.

Оценка педагогической практики. Ответственный за педагогическую практику в конце первой декады нового учебного года выставляет практиканту оценку по педагогической практике в оздоровительном лагере. Оценка выставляется на основании характеристики, представленной руководством оздоровительного лагеря, качества и содержания отчетной документации,

Содержание практики

 

Цель летней педагогической практики: углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки обучающихся педагогического класса; стимулировать интерес обучающихся к педагогической деятельности, формировать у них базовую педагогическую компетентность.

Задачи педагогической практики:

углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

проведение воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, забота о здоровье школьников;

овладение профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы; приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;

овладение содержанием, различными методами и формами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей;

овладение техниками педагогического общения, методами индивидуального педагогического воздействия;

овладение обучающихся педагогического класса способами формирования временного детского коллектива;

развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

Результаты прохождения педагогической практики.

В результате прохождения педагогической практики обучающийся педагогического класса должен:

Знать:

1) Конвенцию о правах ребёнка;

2) санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

3) содержание воспитательной деятельности педагога в условиях оздоровительного лагеря;

4) возрастные психологические и физиологические особенности подростков и специфику взаимодействия с ними;

5) способы выявления уровня воспитанности и развития подростков, методы диагностики и коррекции воспитательного процесса;

6) социально-психологические проблемы детского коллектива; специфику общения в среде младших школьников и подростков;

7) технологию игровой деятельности;

8) технологию коллективной творческой деятельности.

Уметь:

1)решать типовые задачи профессиональной деятельности в области учебно-воспитательной деятельности:

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию воспитанников;

работа по воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся,

в области организационно-управленческой деятельности:

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время воспитательного процесса;

2) определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в лагере;

3) составлять планы воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и особенностей детей;

4) формировать органы самоуправления в коллективе и направлять их деятельность;

5) организовывать разнообразную деятельность детей и подростков;

6) сочетать индивидуальную, групповую, коллективную формы работы с детьми;

7) создавать сплоченный детский коллектив и поддерживать отношения дружбы и товарищества в отряде;

8) выявлять интересы детей и учитывать их в организации воспитательной работы;

9) вести дневник педагогической практики и проводить анализ собственной педагогической деятельности.

Владеть:

1) навыками организации воспитательного воздействия на ребёнка с учётом его возрастных психолого-педагогических особенностей;

2) навыками организации игровой деятельности детей и подростков, проведения коллективных творческих дел разной направленности;

3) навыками организации самообслуживания школьников в лагере (уборка отрядного места, дежурство в столовой);

4) навыками организации труда по благоустройству и оборудованию лагеря;

5) навыком решения конфликтных ситуаций в условиях детского оздоровительного лагеря.

Формы проведения производственной практики: педагогическая (летняя педагогическая практика в детских пришкольных оздоровительных лагерях). Работа в качестве отрядного вожатого.

Место проведения педагогической практики (летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях)

Лагерь дневного пребывания;

Лагерь труда и отдыха;

Учреждение дополнительного образования детей

Структура и содержание педагогической практики

Наименование и содержание разделов (этапов)

Деятельность обучающегося

Объём выделяемого времени (часы)

Деятельность руководителя практики

Сроки

Раздел 1. Инструктивно- методический семинар

Освоение теоретических знаний на лекционных занятиях по темам Летние детские оздоровительные лагеря (ДОЛ): цели, задачи. Специфика личности ребенка в летний период. Особенности педагогической работы в ДОЛ. Охрана здоровья и жизни детей в лагере. Логика лагерной смены. Методика формирования временного детского коллектива в ДОЛ. Педагогическая диагностика. Самоуправление в лагере и отряде. Планирование работы в ДОЛ. Основные направления в воспитательной работе. Формирование умений на практических занятиях по темам: Начальное моделирование. Изонить. Квиллинг. Нетрадиционные техники рисования. Конкурсные программы. Нравственно-патриотическое воспитание в лагере. Познавательно-развивающие программы. Экономическое воспитание. Технология подготовки и проведения досуговых мероприятий. Туризм в лагере. Психологические проблемы детей, возникающие в лагере. Использования приемов коллективного творческого воспитания в лагере. Наглядное оформление в лагере.

Подготовка пакета методических материалов (папки-копилки)

12

Контроль ха ходом самостоятельной работы студента по подготовке к работе в лагере. Проверка пакета методических материалов (папки- копилки)

Апрель-май

Раздел 2. Работа в качестве вожатого в лагере

Этап 1. Организационный период (первые 1 – 3 дня: от начала работы лагеря до оформления отряда и открытия смены).

1) Знакомство ребят друг с другом, лагерем и традициями.

2) Создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы.

3) Проведение первичной диагностики по выявлению интересов и направленности личности детей.

4) Выявление лидеров и планирование совместной жизнедеятельности членов отряда.

Основное содержание. Игры-знакомства. Костры и «огоньки». КТД на раскрытие творческих способностей. Творческое представление вожатского отряда.

3



































Педагогическая поддержка, методическое сопровождение на всех этапах практики.

Помощь в решении конфликтных ситуаций.











































Июнь

Этап 2. Основной период (между организационным и заключительным периодами).

1. Изучение сложившихся в отряде межличностных отношений, систематическое проведение замеров групповых эмоциональных состояний.

2. Обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности.

3. Формирование у детей умений планировать и анализировать свою работу.

4. Создание и укрепление отрядных традиций.

5. Сплочение коллектива на основе самоуправления.

Основное содержание. Работа по плану лагеря и отряда. Игры, праздники. Состязания, походы. Работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских.

12

Этап 3. Заключительный период (последние 2 – 3 дня перед закрытием).

1. Подведение итогов смены.

2. Создание атмосферы дружеского прощания.

Основное содержание. Итоговые выставки, встречи, соревнования. Итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций. Прощальный концерт вожатского отряда.

3

Раздел 3. Рефлексивно- отчетный

Этап 4. Подготовка и представление отчетной документации

По окончании практики обучающиеся педагогического класса должны представить отчетную документацию, включающую:

дневник педагогической практики (один на отряд);

методическую разработку отрядного мероприятия (каждый индивидуально);

отзыв-характеристику администрации лагеря о работе обучающегося с оценкой за педагогическую практику

15

Консультирует обучающихся в процессе подготовки отчетной документации; проверяет и оценивает документацию.

Сентябрь

Этап 5. Оценивание

На первом занятии педагогического класса проводится конференция по итогам летней педагогической практики

2

Консультирует в процессе подготовки к отчетным мероприятиям

Сентябрь

Требования к отчетности

дневник педагогической практики: титульный лист, сведения о детях, название отряда, девиз, песня, план-сетка работы отряда, ежедневные записи об отрядных и общелагерных делах, дневник настроения, характеристика детей.

методическая разработка отрядного мероприятия;

отзыв-характеристика администрации лагеря о работе обучающегося педагогического класса с оценкой за подписью воспитателя и руководителя лагеря.







Приложение


Тематический план обучения вожатых для работы в летнем оздоровительном лагере

Занятие 1

  • Знакомство (Через игры на знакомство: «Снежный ком», «Тезки», «Времена года», «Суета сует»)

  • Педагогические возможности летнего оздоровительного лагеря. Особенности развития временного детского коллектива

  • Цели и задачи содержания работы (специфика) лагеря…

  • Самотест «Склонность к работе вожатым»

  • Дискуссия: «Работа вожатого», «Место вожатого в работе лагеря»

  • Огонек знакомств: «Расскажи мне о себе»



Занятие 2

  • Включение в работу. Игры на внимание

  • Законы и традиции лагеря… Сбор «Здравствуй, лагерь!» (цели, задачи содержание)

  • Карта рабочего дня вожатого

  • Экскурсия по лагерю (теория +продуктивная игра)

  • Легенды «Лагеря». Вечер легенд (как отрядное дело)



Занятие 3

  • Сообщение о логике наших занятий

  • Психология общения (практикум). Кодекс делового общения

  • Развивающие игры

  • Оргпериод смены. Задачи оргпериода: первое знакомство

  • С детьми, «медосмотр» (деловая игра). «Родители» (ролевая игра) работа вожатых



Занятие 4

  • Оргпериод в лагере (продолжение темы): оргхозчас, огоньки оргпериода

  • «Лидер» (деловая игра)

  • Психология общения (практикум)

  • Развивающие творческие игры

  • Делаем сами своими руками

  • Элементы мотивации деятельности детей (призы, дипломы, вымпелы, открытки, эмблемы)



Занятие 5

  • Структура отряда и органов его управления.

  • Организаторская деятельность (чередование творческих поручений). Дискуссия

  • Психология общения (практикум)

  • Игры на развитие внимания

  • Особенности временного коллектива.

  • Этапы развития группы. Нормы, ценности, групповая мораль, сплочение коллектива.



Занятие 6

  • Лидерство и руководство. Деловая игра «Полет на луну»

  • Стили руководства

  • Тестирование на доминантность

  • Деловая игра «Слалом», «Типы поведения различных лидеров в отряде».

  • Искусство оригами



Занятие 7

  • Методы исследования коллектива – социометрия – цветопись (радуга настроения, дерево настроения, ваше самочувствие…), рейтинговая дорожка. Стена гласности («хорошо, что…, плохо, что»)

  • Основной период смены, его задачи, логика смены

  • Планирование работы с отрядом (дискуссия)

  • Оформление отряда. Деловая игра «Мастерская дизайнеров»

  • Творческие игры



Занятие 8

  • Психология общения (практикум)

  • Игры на развитие воображения

  • Техника рисования



Занятие 9

  • Виды отрядных дел: по профилю на сплочение группы

  • Познание себя, другие коллективные творческие дела (художественные, спортивные, познавательные, развлекательные). Принципы разработки (работа в творческих группах)

  • Психология общения. Кодекс делового поведения вожатого

  • Основа педагогического мастерства

  • Самостоятельная работа: копилка отрядных дел (по группам, по темам)



Занятие 10

  • Творческие игры

  • Психология общения (практикум)

  • Коллективные творческие дела. Деловая игра «Конструирование КТД»

  • Рисуем музыку. Практическое занятие



Занятие 11.

  • Отряд дежурит по лагерю (деловая игра)

  • Основы педагогического мастерства

  • Психология общения (практикум)

  • Песни в лагере

  • Игра на местности – карта «лагеря» - поиск: Где и какие отрядные дела можно провести на территории лагеря?



Занятие 12.

  • Вечерние отрядные огоньки, виды «огоньков». Огонек в логике смены, схема проведения «огонька», методика подготовки

  • Основы педагогического мастерства

  • Психология общения

  • Конкурс актерского мастерства (работа в группах)



Занятие 13.

  • Проблемные ситуации в работе с отрядом: деление на микрогруппы, отношения мальчики-девочки, воровство, старшие-младшие, лидерство, отверженные

  • Взаимоотношения отрядов. Ролевые игры

  • Работа в творческих группах

  • Занятия по развитию творчества

  • «Разговор один на один» - самостоятельная работа

  • Гитара и песня



Занятие 14.

  • Работа с активом отряда. «Самоуправление в лагере» - деловая игра

  • Прогулки. Формы работы. Деловая игра «Прогулка»

  • Основы педагогического мастерства

  • Психология общения

  • Гитара и песня


Занятие 15.

  • Экономические игры (деловые игры)

  • Психология общения

  • Делаем сами (творческая мастерская)



Занятие 16.

  • Организация физкультурно-оздоровительной работы в лагере (Ролевая игра)

  • Основы педагогического мастерства

  • Взаимодействие служб лагеря (встреча с руководителями служб)

  • Физиология ребенка. Гигиена (встреча с врачом)



Занятие 17.

  • Межотрядые и массовые дела. (Работа творческих групп)

  • Психология общения

  • Самостоятельная работа «Поход»

  • Основы педагогического мастерства



Занятие 18.

  • Поход одного дня



Занятие 19.

  • Сборы «Здравствуй, лагерь»!», «До свидания лагерь!». Работа в творческих группах

  • Копилка игр вожатого. Классификация игр



Занятие 20.

  • Планирование смены (работа в творческих группах)

  • Организация работы вожатого: режим дня, педагогический дневник, особенности работы с профильным отрядом, взаимодействие с напарником, распределение обязанностей, этика взаимоотношений с отрядом, вожатская планерка

  • Самостоятельная работа со сборником инструкций

  • Подведение итогов: «Кодекс вожатского отряда»


  • Технология
Описание:

Задачи практики в летних оздоровительных лагерях:

  1. Ознакомить обучающихся педагогического класса с задачами, особенностями содержания работы по воспитанию в летних оздоровительных лагерях.
  2. Научить обучающихся творчески применять при самостоятельном проведении различных форм воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних оздоровительных лагерей знания, педагогические умения и навыки, приобретенные на занятиях педагогического класса.
  3. Научить обучающихся педагогического класса следующим компонентам деятельности в летних оздоровительных лагерях:
  • составлению документов планирования, учета и отчетности по воспитанию детей в летних оздоровительных лагерях;
  • проведению специфических для летних оздоровительных лагерей форм занятий с детьми;
  • проведению общелагерных занятий по мероприятий;
  1. Учить обучающихся вести систематический учет результатов своей педагогической деятельности, анализировать и оценивать собственный педагогический опыт, использовать его для совершенствования методики проведения воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних оздоровительных лагерей.
Автор Лебедева Лариса Геннадьевна
Дата добавления 24.09.2017
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 1365
Номер материала MA-071738
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»