Утверждаю
Директор школы____________Л.Г.Лебедева
Программа
педагогической
практики в летних пришкольных оздоровительных лагерях
для
обучающихся педагогического класса
МОУ
Судиславской СОШ
Пояснительная записка
Ежегодно во время летних каникул в пришкольном
оздоровительном лагере отдыхает большое количество школьников в возрасте от 6
до 15 лет. С ними проводится разнообразная массовая
физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основная цель физического
воспитания в летнем оздоровительном лагере – повышение уровня здоровья и
физического развития школьников на основе использования средств и форм
физической культуры, в сочетании с природными и гигиеническими факторами.
Педагогическая практика в качестве
вожатого в летнем пришкольном оздоровительном лагере проводится после 10 класса
в июне месяце.
Прохождение летней практики засчитывается
так же при работе обучающихся в других пришкольных лагеря, при невозможности
пройти практику в июне в школе допускается ее прохождение в июле-августе в
детских дошкольных учреждениях, в РВО на площадках, при сельских ДК.
Практикантам предоставляются широкие
возможности для проявления самостоятельности и творчества. Они выполняют
функции непосредственных организаторов, исполнителей и ответственных за
подготовку и проведение каждого из мероприятий. Помощь со стороны руководителей
практики ограничивается общим инструктированием и контролем за своевременностью
и качеством выполнения практикантами соответствующих обязанностей.
Задачи практики в летних оздоровительных
лагерях:
- Ознакомить обучающихся педагогического
класса с задачами, особенностями содержания работы по воспитанию в летних
оздоровительных лагерях.
- Научить обучающихся творчески
применять при самостоятельном проведении различных форм воспитательной,
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних
оздоровительных лагерей знания, педагогические умения и навыки,
приобретенные на занятиях педагогического класса.
- Научить обучающихся педагогического
класса следующим компонентам деятельности в летних оздоровительных
лагерях:
- составлению документов планирования,
учета и отчетности по воспитанию детей в летних оздоровительных лагерях;
- проведению специфических для летних
оздоровительных лагерей форм занятий с детьми;
- проведению общелагерных занятий по
мероприятий;
4. Учить
обучающихся вести систематический учет результатов своей педагогической
деятельности, анализировать и оценивать собственный педагогический опыт,
использовать его для совершенствования методики проведения воспитательной,
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних
оздоровительных лагерей.
Прохождению педагогической практики
предшествует инструктивно-методический сбор по подготовке обучающихся
педагогического класса для работы вожатыми в летних оздоровительных лагерях. В
ходе сбора обучающиеся получают инструктаж по следующим разделам:
- задачи, формы, методы работы в летних
оздоровительных лагерях;
- планирование работы в оздоровительных
лагерях;
- методика организации утренней
зарядки;
- организация и методика проведения
различных праздников, конкурсов, соревнований;
- организации и методикой проведения
туристических походов, соревнований по туристической полосе препятствий,
турслетов, спортивному ориентированию и конкурса туристской песни.
Оценка педагогической практики. Ответственный
за педагогическую практику в конце первой декады нового учебного года
выставляет практиканту оценку по педагогической практике в оздоровительном
лагере. Оценка выставляется на основании характеристики, представленной
руководством оздоровительного лагеря, качества и содержания отчетной
документации,
Содержание практики
Цель летней
педагогической практики: углубить и закрепить теоретические и методические
знания, умения и навыки обучающихся педагогического класса; стимулировать
интерес обучающихся к педагогической деятельности, формировать у них базовую
педагогическую компетентность.
Задачи педагогической практики:
·
углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в
учебно-воспитательной работе;
·
проведение воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, забота о здоровье школьников;
· овладение
профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения
учебно-воспитательной работы; приобретение умений и навыков самостоятельной
работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;
· овладение
содержанием, различными методами и формами оздоровительной и воспитательной
работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей;
· овладение
техниками педагогического общения, методами индивидуального педагогического
воздействия;
· овладение
обучающихся педагогического класса способами формирования временного детского
коллектива;
· развитие
ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с
детьми и подростками.
Результаты прохождения педагогической практики.
В
результате прохождения педагогической практики обучающийся педагогического
класса должен:
Знать:
1)
Конвенцию о правах ребёнка;
2)
санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной
защиты;
3)
содержание воспитательной деятельности педагога в условиях оздоровительного
лагеря;
4)
возрастные психологические и физиологические особенности подростков и специфику
взаимодействия с ними;
5)
способы выявления уровня воспитанности и развития подростков, методы
диагностики и коррекции воспитательного процесса;
6)
социально-психологические проблемы детского коллектива; специфику общения в
среде младших школьников и подростков;
7)
технологию игровой деятельности;
8)
технологию коллективной творческой деятельности.
Уметь:
1)решать
типовые задачи профессиональной деятельности в области учебно-воспитательной
деятельности:
- воспитание
учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и
патриотических убеждений;
-
реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию
воспитанников;
- работа по
воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;
в
области социально-педагогической деятельности:
- оказание
помощи в социализации учащихся;
- проведение
профориентационной работы;
-
установление контакта с родителями учащихся,
в
области организационно-управленческой деятельности:
-
обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время воспитательного процесса;
2)
определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и
подростками в лагере;
3)
составлять планы воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с
учетом интересов и особенностей детей;
4)
формировать органы самоуправления в коллективе и направлять их деятельность;
5)
организовывать разнообразную деятельность детей и подростков;
6)
сочетать индивидуальную, групповую, коллективную формы работы с детьми;
7)
создавать сплоченный детский коллектив и поддерживать отношения дружбы и
товарищества в отряде;
8)
выявлять интересы детей и учитывать их в организации воспитательной работы;
9)
вести дневник педагогической практики и проводить анализ собственной
педагогической деятельности.
Владеть:
1)
навыками организации воспитательного воздействия на ребёнка с учётом его
возрастных психолого-педагогических особенностей;
2)
навыками организации игровой деятельности детей и подростков, проведения
коллективных творческих дел разной направленности;
3)
навыками организации самообслуживания школьников в лагере (уборка отрядного
места, дежурство в столовой);
4)
навыками организации труда по благоустройству и оборудованию лагеря;
5)
навыком решения конфликтных ситуаций в условиях детского оздоровительного
лагеря.
Формы проведения производственной практики: педагогическая
(летняя педагогическая практика в детских пришкольных оздоровительных лагерях).
Работа в качестве отрядного вожатого.
Место проведения педагогической практики (летней педагогической
практики в детских оздоровительных лагерях)
· Лагерь
дневного пребывания;
· Лагерь
труда и отдыха;
·
Учреждение дополнительного образования детей
Структура
и содержание педагогической практики
Наименование
и содержание разделов (этапов)
|
Деятельность
обучающегося
|
Объём
выделяемого времени (часы)
|
Деятельность
руководителя практики
|
Сроки
|
Раздел
1. Инструктивно- методический семинар
|
Освоение
теоретических знаний на лекционных занятиях по темам Летние детские
оздоровительные лагеря (ДОЛ): цели, задачи. Специфика личности ребенка в
летний период. Особенности педагогической работы в ДОЛ. Охрана здоровья и
жизни детей в лагере. Логика лагерной смены. Методика формирования временного
детского коллектива в ДОЛ. Педагогическая диагностика. Самоуправление в
лагере и отряде. Планирование работы в ДОЛ. Основные направления в
воспитательной работе. Формирование умений на практических занятиях по
темам: Начальное моделирование. Изонить. Квиллинг. Нетрадиционные техники
рисования. Конкурсные программы. Нравственно-патриотическое воспитание в
лагере. Познавательно-развивающие программы. Экономическое воспитание.
Технология подготовки и проведения досуговых мероприятий. Туризм в лагере.
Психологические проблемы детей, возникающие в лагере. Использования приемов
коллективного творческого воспитания в лагере. Наглядное оформление в лагере.
Подготовка
пакета методических материалов (папки-копилки)
|
12
|
Контроль
ха ходом самостоятельной работы студента по подготовке к работе в лагере.
Проверка пакета методических материалов (папки- копилки)
|
Апрель-май
|
Раздел
2. Работа в качестве вожатого в лагере
|
Этап
1. Организационный период (первые 1 – 3 дня: от начала работы лагеря до
оформления отряда и открытия смены).
|
1)
Знакомство ребят друг с другом, лагерем и традициями.
2)
Создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной
атмосферы.
3)
Проведение первичной диагностики по выявлению интересов и направленности
личности детей.
4)
Выявление лидеров и планирование совместной жизнедеятельности членов отряда.
Основное
содержание. Игры-знакомства. Костры и «огоньки». КТД на раскрытие творческих
способностей. Творческое представление вожатского отряда.
|
3
|
Педагогическая
поддержка, методическое сопровождение на всех этапах практики.
Помощь
в решении конфликтных ситуаций.
|
Июнь
|
Этап
2. Основной период (между организационным и заключительным периодами).
|
1.
Изучение сложившихся в отряде межличностных отношений, систематическое
проведение замеров групповых эмоциональных состояний.
2.
Обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности.
3.
Формирование у детей умений планировать и анализировать свою работу.
4.
Создание и укрепление отрядных традиций.
5.
Сплочение коллектива на основе самоуправления.
Основное
содержание. Работа по плану лагеря и отряда. Игры, праздники. Состязания,
походы. Работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских.
|
12
|
Этап
3. Заключительный период (последние 2 – 3 дня перед закрытием).
|
1.
Подведение итогов смены.
2.
Создание атмосферы дружеского прощания.
Основное
содержание. Итоговые выставки, встречи, соревнования. Итоговые газеты,
выступления отрядов, кружков, секций. Прощальный концерт вожатского отряда.
|
3
|
Раздел
3. Рефлексивно- отчетный
|
Этап
4. Подготовка и представление отчетной документации
|
По
окончании практики обучающиеся педагогического класса должны представить
отчетную документацию, включающую:
- дневник
педагогической практики (один на отряд);
-
методическую разработку отрядного мероприятия (каждый индивидуально);
-
отзыв-характеристику администрации лагеря о работе обучающегося с оценкой за
педагогическую практику
|
15
|
Консультирует
обучающихся в процессе подготовки отчетной документации; проверяет и
оценивает документацию.
|
Сентябрь
|
Этап
5. Оценивание
|
На
первом занятии педагогического класса проводится конференция по итогам летней
педагогической практики
|
2
|
Консультирует
в процессе подготовки к отчетным мероприятиям
|
Сентябрь
|
Требования
к отчетности
- дневник
педагогической практики: титульный лист, сведения о детях, название отряда,
девиз, песня, план-сетка работы отряда, ежедневные записи об отрядных и
общелагерных делах, дневник настроения, характеристика детей.
-
методическая разработка отрядного мероприятия;
-
отзыв-характеристика администрации лагеря о работе обучающегося педагогического
класса с оценкой за подписью воспитателя и руководителя лагеря.
Приложение
Тематический
план обучения вожатых для работы в летнем оздоровительном лагере
Занятие 1
- Знакомство
(Через игры на знакомство: «Снежный ком», «Тезки», «Времена года», «Суета
сует»)
- Педагогические
возможности летнего оздоровительного лагеря. Особенности развития
временного детского коллектива
- Цели
и задачи содержания работы (специфика) лагеря…
- Самотест
«Склонность к работе вожатым»
- Дискуссия:
«Работа вожатого», «Место вожатого в работе лагеря»
- Огонек
знакомств: «Расскажи мне о себе»
Занятие 2
- Включение
в работу. Игры на внимание
- Законы
и традиции лагеря… Сбор «Здравствуй, лагерь!» (цели, задачи содержание)
- Карта
рабочего дня вожатого
- Экскурсия
по лагерю (теория +продуктивная игра)
- Легенды
«Лагеря». Вечер легенд (как отрядное дело)
Занятие 3
- Сообщение
о логике наших занятий
- Психология
общения (практикум). Кодекс делового общения
- Развивающие
игры
- Оргпериод
смены. Задачи оргпериода: первое знакомство
- С
детьми, «медосмотр» (деловая игра). «Родители» (ролевая игра) работа
вожатых
Занятие 4
- Оргпериод
в лагере (продолжение темы): оргхозчас, огоньки оргпериода
- «Лидер»
(деловая игра)
- Психология
общения (практикум)
- Развивающие
творческие игры
- Делаем
сами своими руками
- Элементы
мотивации деятельности детей (призы, дипломы, вымпелы, открытки, эмблемы)
Занятие 5
- Структура
отряда и органов его управления.
- Организаторская
деятельность (чередование творческих поручений). Дискуссия
- Психология
общения (практикум)
- Игры
на развитие внимания
- Особенности
временного коллектива.
- Этапы
развития группы. Нормы, ценности, групповая мораль, сплочение коллектива.
Занятие 6
- Лидерство
и руководство. Деловая игра «Полет на луну»
- Стили
руководства
- Тестирование
на доминантность
- Деловая
игра «Слалом», «Типы поведения различных лидеров в отряде».
- Искусство
оригами
Занятие 7
- Методы
исследования коллектива – социометрия – цветопись (радуга настроения,
дерево настроения, ваше самочувствие…), рейтинговая дорожка. Стена
гласности («хорошо, что…, плохо, что»)
- Основной
период смены, его задачи, логика смены
- Планирование
работы с отрядом (дискуссия)
- Оформление
отряда. Деловая игра «Мастерская дизайнеров»
- Творческие
игры
Занятие 8
- Психология
общения (практикум)
- Игры
на развитие воображения
- Техника
рисования
Занятие 9
- Виды
отрядных дел: по профилю на сплочение группы
- Познание
себя, другие коллективные творческие дела (художественные, спортивные,
познавательные, развлекательные). Принципы разработки (работа в творческих
группах)
- Психология
общения. Кодекс делового поведения вожатого
- Основа
педагогического мастерства
- Самостоятельная
работа: копилка отрядных дел (по группам, по темам)
Занятие 10
- Творческие
игры
- Психология
общения (практикум)
- Коллективные
творческие дела. Деловая игра «Конструирование КТД»
- Рисуем
музыку. Практическое занятие
Занятие 11.
- Отряд
дежурит по лагерю (деловая игра)
- Основы
педагогического мастерства
- Психология
общения (практикум)
- Песни
в лагере
- Игра
на местности – карта «лагеря» - поиск: Где и какие отрядные дела можно
провести на территории лагеря?
Занятие 12.
- Вечерние
отрядные огоньки, виды «огоньков». Огонек в логике смены, схема проведения
«огонька», методика подготовки
- Основы
педагогического мастерства
- Психология
общения
- Конкурс
актерского мастерства (работа в группах)
Занятие 13.
- Проблемные
ситуации в работе с отрядом: деление на микрогруппы, отношения
мальчики-девочки, воровство, старшие-младшие, лидерство, отверженные
- Взаимоотношения
отрядов. Ролевые игры
- Работа
в творческих группах
- Занятия
по развитию творчества
- «Разговор
один на один» - самостоятельная работа
- Гитара
и песня
Занятие 14.
- Работа
с активом отряда. «Самоуправление в лагере» - деловая игра
- Прогулки.
Формы работы. Деловая игра «Прогулка»
- Основы
педагогического мастерства
- Психология
общения
- Гитара
и песня
Занятие 15.
- Экономические
игры (деловые игры)
- Психология
общения
- Делаем
сами (творческая мастерская)
Занятие 16.
- Организация
физкультурно-оздоровительной работы в лагере (Ролевая игра)
- Основы
педагогического мастерства
- Взаимодействие
служб лагеря (встреча с руководителями служб)
- Физиология
ребенка. Гигиена (встреча с врачом)
Занятие 17.
- Межотрядые
и массовые дела. (Работа творческих групп)
- Психология
общения
- Самостоятельная
работа «Поход»
- Основы
педагогического мастерства
Занятие 18.
Занятие 19.
- Сборы
«Здравствуй, лагерь»!», «До свидания лагерь!». Работа в творческих группах
- Копилка
игр вожатого. Классификация игр
Занятие 20.
- Планирование
смены (работа в творческих группах)
- Организация
работы вожатого: режим дня, педагогический дневник, особенности работы с
профильным отрядом, взаимодействие с напарником, распределение
обязанностей, этика взаимоотношений с отрядом, вожатская планерка
- Самостоятельная
работа со сборником инструкций
- Подведение
итогов: «Кодекс вожатского отряда»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.