Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Программа педагога-психолога "Азбука общения"

Программа педагога-психолога "Азбука общения"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»











Программа занятий для младших школьников по развитию коммуникативных умений и навыков

«Азбука общения»






















2013г.

СОДЕРЖАНИЕ





Информационная карта программы………………………………………..3


Пояснительная записка………………………………… …………………...4


Структура и содержание программы………………………………………..5


Литература…………………………………………………………………….. 12






















Информационная карта программы


Название программы

Программа занятий по развитию коммуникативных умений и навыков «Азбука общения» для детей младшего школьного возраста

Организация:

- наименование


- юридический адрес

- фактический адрес

- номер телефона, факса

- адрес электронной почты


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20».

Нижегородской обл., г. Саров,

ул. Ленина, 52, Саров, 607190

тел. (831-30) 7-56-10, тел. факс (831-30) 7-56-10

Авторы программы:

- Ф. И. О.

- должность

- телефон


Судьина Людмила Александровна

педагог-психолог МБОУ СОШ № 20

тел. (83130) 7-82-04

Обоснование актуальности программы

Реализация данной программы позволяет: оказать психологическую помощь в развитии коммуникативных умений и навыков младших школьников

Основание для разработки

Актуальность темы

Цели и задачи программы

Цель: формирование коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

  • познание своих слабых и сильных сторон во взаимодействии с другими людьми;

- овладение навыками эффективного слушания;

  • формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- развитие навыков рефлексии и обратной связи;

- расширение диапазона творческих способностей.

Принципы реализации программы

  • постепенность, поэтапность;

  • учет индивидуальных особенностей участников;

  • ориентация на требования социальной среды.




Пояснительная записка

Вступая во взаимодействие с существующими в физическом, социальном, культурном, временном пространствах жизни общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Ребенок начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации.

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Неэффективность в общении может быть вызвана и недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".

В условиях группы продленного дня возникает возможность моделирования новых форм поведения ребенка в специально создаваемой воспитательной среде. Их задачей является восстановление позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру, если они были утрачены в процессе жизнедеятельности дома и в школе.


Основой для составления программы занятий «Азбука общения» послужили разработки М.А. Свистуна, а также были использованы работы В. Ю. Большакова, Т. Г. Григорьевой, О. .М. Ермаковой, В. В. Петрусинского, Н. В. Клюевой, Н. И. Козлова, Е. В. Коротаевой, Г. И. Марасанова, Н. В. Цзена, Ю. В. Пахомова.

Программа рассчитана на младших школьников. Ее целью является: формирование коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

  • познание своих слабых и сильных сторон во взаимодействии с другими людьми;

- овладение навыками эффективного слушания;

  • формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- развитие навыков рефлексии и обратной связи;

- расширение диапазона творческих способностей.


Для успешной реализации данных целей, таким образом, необходимо осуществление работы по двум направлениям:

1. Организация на занятии процесса общения.

2. Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения.


данная программа имеет свои особенности:

  • рассчитана для детей 8-9 лет;

  • предполагает работу с постоянной группой детей 12-15 человек;

  • основной курс рассчитан на 12 занятий; длительность одного занятия 30-40 минут; занятия могут проводиться 2-3 раза в месяц;

  • каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры которой могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы (отношение к происходящему, собственный вклад в него и т.п.), а также диагностика состояния участников.






предполагаемые результаты:

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

  • диагностический этап - получение новой информации о себе и осмысление представлений о своём образе ''Я'.

  • формирующий этап - выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими; закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.





Принципы построения программы:

Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, младший школьник постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения.

В основе программы лежат принципы групповой психотерапии.





Основные средства реализации содержания:

  • игровые тренинги и упражнения;

  • беседы, диспуты;

  • для организации рефлексивной деятельности и отслеживания процессов тренинга в конце занятия проводятся цветопись как форма самодиагностики участниками эмоционального состояния во время работы, оценка по 10-бальной шкале некоторых параметров занятий, а также самоотчёты участников как метод изучения полученных результатов.

- В качестве обучающих средств используются дискуссии, ролевые игры, обратная связь, которую дают друг другу сами участники, видеотехника, психогимнастика, специальные упражнения.








Тематическое планирование занятий

по программе развития коммуникативных умений и навыков

«Азбука общения»

на учебный год



Тема

Дата проведения

1

Знакомство. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

сентябрь

2

«Знакомьтесь это Я!»

октябрь

3

«Язык общения»

октябрь

4

«Мир чувств»

ноябрь

5

«Чувства во мне»

ноябрь

6

«Я и мои друзья»

декабрь

7

«Навыки сотрудничества». Инструктаж по ТБ.

январь

8

«Ребята, давайте жить дружно!»

февраль

9

«Как надо и как не надо спорить»

февраль

10

«Этот странный взрослый мир…»

март

11

«Мое будущее»

апрель

12

«Как здорово, что все мы вместе!». Заключительное занятие

апрель




















Литература

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. М.: ТЦ «Сфера», 2007.

3. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.

3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

4. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

5. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.

7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

8. Авидон И., Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. СПб.: Речь, 2008.



  • Другое
Автор Судьина Людмила Александровна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 329
Номер материала MA-073944
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»