Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Судиславская
средняя общеобразовательная школа
Судиславского
муниципального района Костромской области
ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕТНЕЙ ЗАНЯТОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА
«ШКОЛА
ВОЖАТСКИХ НАУК»
п. Судиславль, 2017
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
Программа организации летней занятости несовершеннолетних: профильная
смена «Школа вожатских наук»
|
Основание для разработки
программы
|
·
Конвенция
ООН о правах человека;
·
Конституция
РФ;
·
Закон
«Об образовании в РФ»;
·
Федеральный
закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 № 24-ФЗ;
·
Трудовой
Кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
·
Приказ
Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен
профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
·
Санитарно-эпидемиологические
правила 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и
организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей
в период каникул»
·
Устав
МОУ Судиславской СОШ
·
Локальный
акт МОУ Судиславской СОШ «Положение о пришкольном лагере дневного содержания»
|
Разработчик программы
|
Лебедева
Л.Г. – директор школы
|
Цель программы
|
Подготовка
вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях, социализация юношей и
девушек посредством развития педагогических навыков и умений, развития
креативности, ответственности и организаторских способностей.
|
Основные задачи программы
|
-создание
условий для развития у юношей и девушек необходимых навыков и умений для
организации работы с детьми;
-предоставление
возможности получения психолого-педагогического дополнительного образования
учащимся педагогического класса;
-обучение основам вожатского мастерства, посредством
проведения лекционных, тренинговых занятий и мастер-классов, направленных на
развитие личностных качеств, способностей работать в команде,
профессиональных умений;
-апробирование
полученных знаний и умений на практике
|
Контингент участников программы
|
Учащиеся 10 классов МОУ Судиславской СОШ
|
Объем и источники финансирования
|
Бюджетное финансирование; родительские деньги
|
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы
|
-подготовка вожатых
по программе «Школа вожатских наук»;
- разработка новых
программ для работы в летний каникулярный период в детских оздоровительных
лагерях и программы работы педагогического класса на очередной сезон;
-трудоустройство на
период летних каникул 25 вожатых педагогического класса;
-осуществление работы
по накоплению и результативной передачи от поколения к поколению вожатского
опыта, методических материалов;
-получение школьниками опыта вожатской и административной работы, который
впоследствии будет ими использован в будущей профессиональной деятельности;
- апробация новых
методик вожатской работы
|
Срок реализации программы
|
Июнь 2017 г.
|
ПРОБЛЕМНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Педагогическое
образование России и Костромской области сегодня требует кардинальных перемен,
связанных с мотивированием, качественной, соответствующей современным
требованиям подготовкой. Стране и региону нужна педагогическая элита, способная
качественно решать профессиональные задачи, работать на опережение. Большую
роль здесь должна сыграть школа. Именно в ней закладываются основы
профессионального становления каждого человека, его гражданская позиция,
отношение к миру.
В МОУ
Судиславской СОШ с 1989 года сложилась целая система подготовки учащихся к
педагогической деятельности. В течение учебного года руководители педкласса
знакомят учащихся с психолого-педагогическими особенностями детей разного
возраста, с азбукой организации коллективно-творческих дел, чтобы в летний
период закрепить полученные знания на практике. В этом году мы пошли дальше – и
в период лагеря организуется курс «молодого бойца», который наряду с педагогами
будут преподавать сами вожатые, чтобы лагерная смена прошла более успешно.
В
связи с этим социальная значимость программы заключается в предоставлении
участникам дополнительных навыков самопрезентации, возможностей
самореализации, развития креативного мышления, психолого-педагогических умений:
применение педагогических методов и приёмов в практике работы с детьми, разрешение
конфликтных ситуаций, командообразования, ситуационный анализ, диагностирование
степени развития коллектива, что в дальнейшем будет способствовать становлению
ценностного сознания учащегося педкласса, в котором важное место будут занимать
ценности семьи, заботы о детях, труда, коллективизма и ответственности. Таким
образом, посредством программы участники получат необходимые знания и опыт,
применение которых в современной жизни даст им весомые преимущества при
устройстве на работу, общении с людьми, достижения собственных целей.
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Цель:
подготовка
вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях, социализация юношей и
девушек посредством развития педагогических навыков и умений, развития
креативности, ответственности и организаторских способностей.
Задачи:
·
создание
условий для развития у юношей и девушек необходимых навыков и умений для
организации работы с детьми;
·
предоставление
возможности получения психолого-педагогического дополнительного образования
учащимся педагогического класса;
·
обучение
основам вожатского мастерства, посредством проведения лекционных, тренинговых
занятий и мастер-классов, направленных на развитие личностных качеств,
способностей работать в команде, профессиональных умений;
·
апробирование
полученных знаний и умений на практике
Принципы,
на основе которых реализуется программа:
· гуманизма,
предполагающего отношение к каждому участнику как к самоценности;
· духовности,
проявляющейся в формировании у подростков потребностей к освоению и
производству ценностей, соблюдению нравственных норм морали;
· демократизма,
означающего воспитание подростков, способных эффективно работать и жить в
условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и
сотрудничестве;
· толерантности
- терпимости к мнению и поступкам других людей,
· индивидуализации,
заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих
индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Тема
первая
«Программа
«Школа вожатских наук» - что это такое»?
Тема
вторая
«Какими медицинскими знаниями должен обладать вожатый, чтобы безопасно провести
смену»
Тема
третья
«Логика
развития смены»
·
Организационный
период;
·
Основной
период;
·
Заключительный
период.
Тема четвёртая «Организационный
период»
·
Как
правильно принимать детей (медкомиссия, знакомство с территорией)
·
Мероприятия
орг. периода.
·
Вертушка
на знакомство с лагерем и его законами.
·
Как
правильно познакомиться с детьми.
·
Правила
проведения игры.
·
Игры
оргпериода:
1.
Игры
на знакомство;
2.
Игры
на сплочение;
3.
Игры
на выявление лидера;
4.
Игры
на снятие тактильного барьера;
5. Игры на
доверие.
·
Разработка
и принятие законов отряда.
·
Как
вместе с детьми придумать план смены.
·
Итоги
оргпериода.
Тема
пятая
«Правила
вожатого»
Тема
шестая
«Как соблюдать режимные моменты»
·
Как
организовать прием детей в отряде.
·
Как
собрать детей в столовую, на мероприятия, в поход.
·
Как
организовать дежурство в столовой.
·
Какие
документы и для чего должен уметь оформлять вожатый.
Тема седьмая «Основной период смены»
·
Что
такое мастерская (тренинг)? Как выбрать для себя и подготовить хорошую
мастерскую.
·
Как
организовать отрядное мероприятие.
·
Как
разработать, подготовить и провести общелагерное мероприятие.
·
Игры
основного периода:
1. Игры-шутки.
2. Игры на
создание команды;
3. Игры на
сплочённость и толерантность в группе.
·
Контроль
и коррекция психологического климата в отрядах. Диагностика и профилактика
конфликтов.
·
Коррекция
отрицательного психологического состояния детей, вызванного долгим отрывом от
дома. Повышение самооценки детей.
·
Итоги
основного периода
Тема восьмая «Что делать с детьми в
дождливую погоду»
Тема
девятая
«Как
научиться Любить детей»
Тема
десятая
«Как выбрать отрядную песню и что петь с детьми»
Тема
одиннадцатая
«Если надо наказать»
Тема
двенадцатая « Правила заполнения Дневника настроения»
Тема
тринадцатая «Секреты оформителя»
Тема
четырнадцатая «Правила наших спортивных игр»
Тема
пятнадцатая
«Как заинтересовать детей»
Тема
шестнадцатая «Как подготовить и провести вожатский
концерт»
Тема семнадцатая «Заключительный
период смены»
·
Как
организовать подведение итогов смены.
·
Последний
день в лагере.
·
Заключительная
свечка (костёр) - как снять рефлексию?
Практический
блок:
· Тренинг
эффективного общения.
· Практическое
занятие:
1. По
оформлению отрядного места
2. По разработке
отрядного мероприятия
3. По подготовке
отрядного мероприятия
4.
По
проведению отрядного мероприятия
5.
По
разработке общелагерного мероприятия
6.
По
подготовке общелагерного мероприятия
7.
По
проведению общелагерного мероприятия
8.
По
разработке и проведению спортивного мероприятия
9.
«Искры
вожатских песен» - песни «Школы вожатского мастерства»
·
Игровые тренинги:
1.
Игры
на знакомство
2.
Игры
на сплочение
3.
Игры
на выявление лидера
4.
Игры
на снятие тактильного барьера
5.
Игры-шутки
6.
Игры
на доверие
7.
Подвижные
игры
8.
Интеллектуальные
игры
9.
Психологическая
игра кораблекрушение
10.
«Тропа
доверия»
I
. Разработка отрядного или общелагерного мероприятия;
II. Дневник отряда
III. Тестовая
итоговая работа
ФАКТОРЫ РИСКА
Фактор риска
|
Меры
профилактики
|
Низкая
активность детей в реализации программы
|
Выявление
индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости
другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)
|
Неблагоприятные
погодные условия
|
Организация
мероприятий согласно тематике в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на
свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные
условия)
|
Недостаточная
психологическая компетентность воспитательского коллектива
|
Проведение
инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями.
Планирование взаимозаменяемости педагогов. Индивидуальная работа с педагогами
по коррекции содержания работы.
|
СМЕТА
ЛАГЕРЯ
Кол-во
дней
|
Кол-во
детей
|
Стоимость
дня
|
Итого
|
Родительская
плата
|
Всего
|
18
|
25
|
107
|
48150
|
4815
|
52965
|
ПОКАЗАТЕЛИ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- углубление и расширение знаний о себе (о своих интересах,
способностях и возможностях);
- обогащение опытом самостоятельного решения собственных проблем,
включая проблему выбора;
- развитие у педклассовцев интереса к социальной жизни, готовности
участвовать в решении широкого круга социальных проблем;
- гуманизация деловых отношений в коллективе юношей и девушек и
взрослых, проявление заботы и взаимной ответственности;
- расширение зоны интеллектуального развития педклассовцев;
- показатели оздоровления обучающихся.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм
реализации программы формируется в соответствии с федеральным
законодательством, законодательством Костромской области по вопросам
программной проработки и решения актуальных проблем в сфере социальной защиты
населения.
Механизм
реализации программы включает в себя:
Ø Планирование
и прогнозирование;
Ø Применение
правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального,
регионального и муниципального уровней), способствующих решению задач программы;
Ø Организационную
структуру управления реализацией программы (определение состава, функций и
согласованности звеньев всех уровней управления).
Ø Важнейшим
элементом реализации программы является взаимосвязь планирования, реализации,
мониторинга, уточнения и корректировки программы.
Ø Установление
ежедневного анализа хода реализации программы на основе оценки результативности
ее мероприятий.
Ø Формирование
и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации
программы как неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерии
|
Показатели
|
Методы
|
Сохранение и укрепление здоровья
обучающихся
|
Сохранение и укрепление здоровья
|
1.
Соблюдение
режима дня.
2.
Сбалансированное
питание.
3.
Участие
детей в спортивно – массовых мероприятиях.
4.
Отсутствие
травм.
|
1.
Анкетирование.
2.
Диагностика
индивидуального здоровья детей и подростков.
3.
Качество
питания.
4.
Собеседование
|
Развитие
социальных компетенций, коммуникативных навыков и толерантности
|
1.Развитие социальных компетенций
2.Приобретение
практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля
|
1.
Умение слушать и слышать собеседника (толерантность).
1.
Бесконфликтное
общение.
2.
Рефлексия.
3.
Навыки
психологической защиты, самоконтроля.
4.
Самооценка.
5.
Коммуникабельность.
6.
Формирование
ценностных ориентаций.
7.
Эмоциональная
устойчивость.
8.
Наличие
мотивации на познавательную деятельность.
9.
Отсутствие
конфликтов.
|
1.
Анкетирование.
2.
Наблюдение.
3.
Сюжетно
– ролевые игры.
4.
Социально
– психологическое консультирование.
5.
Психологический
тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений).
6.
Психологические
игры, индивидуальные занятия, часы общения.
|
Формирование
социально-активной личности
|
1.
Реализация
творческих способностей педклассовцев.
2.
Правовое
самосознание педклассовцев.
3.
Соответствие
услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам юношей и
девушек.
|
1. Количество
и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых
мероприятий.
2. Личная
заинтересованность (% участия) юношей и девушек в организации и проведении
КТД.
3. Количественный
показатель участия педклассовцев в кружках.
|
1.
Анкетирование.
2.
Наблюдение.
3.
Итоговая
выставка творческих работ.
4.
Навыки
самообслуживания
5.
Участие
в заключительном гала-концерте.
6.
Рейтинг
популярности творческих мероприятий
|
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
·
подготовка вожатых по программе «Школа вожатских наук»;
·
разработка новых программ для работы в летний каникулярный период
в детских оздоровительных лагерях и программы работы педагогического класса на
очередной сезон;
·
трудоустройство на период летних каникул 25 вожатых
педагогического класса;
·
осуществление работы по накоплению и результативной передачи от
поколения к поколению вожатского опыта, методических материалов;
получение школьниками опыта вожатской и административной работы, который
впоследствии будет ими использован в будущей профессиональной деятельности;
· апробация
новых методик вожатской работы
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Возможные
риски
|
Мероприятия,
направленные на минимизацию или предупреждение рисков
|
Незаинтересованность
родителей в оздоровлении обучающихся в пришкольном лагере с дневным
пребыванием
|
Информирование
родителей через родительские собрания, индивидуальные беседы о возможностях
оздоровления и развития детей в лагере дневного пребывания при школе
|
Незаинтересованность
обучающихся в оздоровлении в пришкольном лагере с дневным пребыванием
|
Информирование
обучающихся через школьную газету и школьный сайт о мероприятиях, которые
будут проходить во время летнего отдыха, показ рекламного видеоролика о
летнем лагере.
|
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.
Наличие
нормативной документации: приказов, актов, планов, схем, договоров, положений,
инструкций и т.п.
2.
Наличие
журналов инструктажей с сотрудниками и воспитанниками.
3.
Соблюдение
норм пожарной, антитеррористической безопасности: наличие тревожной кнопки,
телефона экстренного вызова, средств пожаротушения, охранной сигнализации,
видеонаблюдения, сторожевой охраны, пропускного режима и др.
4.
Соблюдение
требований безопасности при ведении занятий и активном отдыхе.
5.
Соблюдение
требований СанПиН при приготовлении пищи и уборке территории.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.