|
Раздел 1. Введение
|
1
|
|
Тема 1.1.
Самобытность русской литературы
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1
|
1.
|
Историко-культурный
процесс и периодизация русской литературы
|
|
Русская литература
XIX века
Раздел 2. Развитие русской литературы и культур в первой
половине XIX века
|
8
|
|
Тема 2.1.
Обзор
русской литературы первой половины XIX века
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
1.
|
Историко-культурный
процесс рубежа 18-19 веков. Литературные направления
|
1
|
2.
|
В.А.Жуковский - романтик
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «Ведущие журналы в
первой половине XIX века», «Развитие жанра оды в творчестве Г.Р.Державина»,
выразительно прочитать и проанализировать стихотворения К.Н.Батюшкова
«Видение на берегах Леты», «Мои пенаты», «Тень друга», «Разлука», «Таврида».
Е.А. Баратынского «Бал», прочитать произведения зарубежных авторов: О.Бальзак
«Гобсек», Дж.Г.Байрон «Хочу я быть ребенком вольным…», «К времени», «К NN»,
«Тьма», «Прометей», «Стансы к Августе», «В день, когда мне исполнилось
тридцать шесть лет»
|
1
|
|
Тема 2.2.
А.С.Пушкин
|
Содержание учебного
материала
|
3
|
1.
|
Жизненный и творческий
путь А.С.Пушкина
|
2
|
2.
|
Гуманизм и философская
глубина лирики А.С.Пушкина
|
2
|
3.
|
Проблема личности и
государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «Творчество А. С.
Пушкина в критике и литературоведении», «Жизнь произведений Пушкина в других
видах искусства», «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и
его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н. Н.
Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина», прочитать «Медного всадника»,
трагедию «Моцарт и Сальери», выучить наизусть стихотворения Пушкина, проанализировать
и интерпретировать стихотворения Пушкина, провести сопоставительный анализ
стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова (по выбору преподавателя и студента).
|
1
|
|
Тема 2.3.
М.Ю.Лермонтов
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
|
1.
|
Жизненный и творческий
путь М.Ю.Лермонтова
|
2
|
2.
|
Тематическое и
художественное многообразие лирики М.Ю.Лермонтова
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: индивидуальные задания: подготовить тест по творчеству Лермонтова, подготовить
доклад: «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М. Ю. Лермонтов —
художник», подготовить и провести заочную экскурсию в один из музеев М. Ю.
Лермонтова, выучить наизусть стихотворения Лермонтова, проанализировать и
интерпретировать стихотворения Лермонтова.
|
1
|
|
Тема 2.4.
Н.В.Гоголь
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Повесть Н.В.Гоголя
«Невский проспект»
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по темам: «Мертвые души» - поэма о величии
России», «Мастерство художественной детали в творчестве Н.Гоголя», «Петербург
в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», прочитать повесть «Невский проспект»
|
1
|
|
|
Раздел 3. Особенности
развития русской литературы во второй половине XIX века
|
45
|
|
Тема 3.1.
Обзор развития русской литературы во
2 половине XIX
века
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
|
1.
|
Культурно-историческое
развитие России середины XIX века. Общая характеристика развития русской
литературы во второй половине XIX века.
|
1
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать статьи: В. Г. Белинский
«Литературные мечтания», прочитать
новеллы Г. де Мопассана «Ожерелье», прочитать произведения зарубежных
авторов: Ч.Диккенс «Домби и сын», Г. Флобер «Госпожа Бовари»
|
0,5
|
|
Тема 3.2.
А.Н.Островский
|
Содержание учебного
материала
|
4
|
|
1.
|
Жизнь и творчество
(обзор). Становление русского национального театра. Творческая история пьесы
«Гроза»
|
1
|
2.
|
Изображение “жестоких
нравов” “темного царства”
|
2
|
3.
|
Образ Катерины в пьесе
«Гроза». Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия
|
2
|
4.
|
Проверочная работа по
творчеству А.Н.Островского
|
3
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», критические
статьи (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д.Писарев «Мотивы
русской драмы»), составить тезисы критических статей, цитатную характеристику
героев пьесы (по тексту «Грозы»), подготовить сообщение «Малый театр – «Дом
Островского», создать презентацию по творчеству Островского, написать домашнее
сочинение по пьесе «Гроза».
|
2
|
|
Тема 3.3.
И.А.Гончаров
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
|
1.
|
Жизнь и творчество
И.А.Гончарова (обзор). Общая характеристика романа «Обломов»
|
2
|
2.
|
Обломов и обломовщина.
Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа.
|
2
|
Внеаудиторная самостоятельная
работа обучающихся: прочитать
роман «Обломов», прочитать критические статьи (Н.А.Добролюбов «Что такое
обломовщина», А.Дружинин «»Обломов». Роман И.А.Гончарова»), создать
иллюстрацию к эпизодам романа, подготовить сообщение «Система образов в
романе И.Гончарова «Обломов»», проанализировать эпизоды: сон Обломова, день
Обломова, Обломов в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
|
1
|
|
Тема 3.4.
И.С.Тургенев
|
Содержание учебного
материала
|
7
|
1.
|
Очерк жизни и творчества
И.С.Тургенева
|
1
|
2.
|
«Отцы и дети»: творческая
история и своеобразие романа
|
1
|
3.
|
Базаров в системе действующих
лиц
|
2
|
4.
|
Внутренний конфликт
главного героя. Испытание Базарова любовью
|
2
|
5.
|
"Отцы" в
романе: братья Кирсановы, родители Базарова
|
2
|
6.
|
Поэтика романа. Авторская
позиция в романе.
|
2
|
7.
|
Проверочная работа по
творчеству И.С.Тургенева. Подготовка к сочинению.
|
3
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по темам «Споры вокруг романа «Отцы и дети»»,
«Тип «лишнего человека» в русской литературе», подготовить доклад: «Роман
Тургенева «Рудин»», «Тургенев и Полина Виардо: история любви», прочитать
роман «Отцы и дети»,«Дворянское гнездо», статью Д. И. Писарева
«Базаров», создать презентацию
по творчеству Тургенева, составить план к предложенным темам сочинения,
написать домашнее сочинение. Прочитать роман Н.Чернышевского «Что делать»
|
3,5
|
|
Тема 3.5.
Н.С.Лесков
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Повесть «Очарованный
странник». Смысл странствий главного героя Ивана Флягина. Тип праведника в
творчестве Н.С.Лескова. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать повесть «Очарованный странник», составить план повести,
подготовить сообщение: «Лесков и Пензенский край», прочитать повесть «Леди
Макбет Мценского уезда»
|
1
|
|
Тема 3.6.
М.Е.Салтыков-Щедрин
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
1.
|
Жизнь и творчество
(обзор). Проблематика сказок Салтыкова-Щедрина
|
2
|
2.
|
Обличение деспотизма,
невежества власти, бесправия и покорности народа в повести «История одного
города». Объекты
сатиры и сатирические приемы. Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного
иносказания как способы изображения действительности. Эзопов язык.
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по теме: «М.Е.Салтыков-Щедрин - писатель
сатирик», прочитать и подготовить художественный пересказ сказок
Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга», прочитать повесть «История одного
города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников»,
«Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»), создать презентацию по творчеству Салтыкова-Щедрина.
|
1
|
|
Тема 3.7.
Ф.М.Достоевс-кий
|
Содержание учебного
материала
|
7
|
1.
|
Очерк жизни и творчества.
Замысел романа «Преступление и наказание» и его воплощение. Философская
глубина творчества писателя
|
1
|
2.
|
Причины преступления
главного героя Родиона Раскольникова. Образы униженных и оскорбленных в
романе
|
2
|
3.
|
Смысл теории
Раскольникова о праве сильной личности
|
2
|
4.
|
Раскольников и его
«двойники»
|
2
|
5.
|
Крушение идеи главного
героя. Страдание и очищение в романе.
|
2
|
6.
|
Проверочная работа по
творчеству Ф.М.Достоевского. Подготовка к сочинению по роману «Преступление и
наказание»
|
3
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить доклад
«Судьба Ф.М.Достоевского», подготовить сообщение: «Изображение маленького
человека в повести «Бедные люди», «Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов»,
«Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание романа «Преступление и
наказание», создать иллюстрацию к эпизодам романа, создать презентацию по
творчеству Ф.М.Достоевского, подготовить вопросы для проведения
дискуссии «Личность Раскольникова», написать домашнее сочинение
|
3,5
|
|
Тема 3.8.
Л.Н.
Толстой
|
Содержание учебного
материала
|
15
|
1.
|
Жизненный и творческий
путь Л.Н.Толстого
|
1
|
2.
|
История создания,
жанровое своеобразие, особенности композиции романа «Война и мир»
|
1
|
3.
|
Изображение светского
общества в романе
|
2
|
4.
|
“Мысль семейная” в
романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских
|
2
|
5.
|
Изображение войны
1805-1807 гг. в романе
|
2
|
6.
|
Шенграбенское и
Аустерлицкое сражения
|
2
|
7.
|
Путь идейно-нравственных
исканий князя Андрея Болконского
|
2
|
8.
|
Духовные искания Пьера
Безухова
|
2
|
9.
|
Изображение Отечественной
войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа
|
2
|
10.
|
Пьер и Платон Каратаев
|
1
|
11.
|
Картины партизанской
войны 1812 г. в романе «Война и мир»
|
1
|
12.
|
Кутузов и Наполеон
|
2
|
13.
|
Женские образы в романе
|
2
|
14.
|
Психологизм прозы
Л.Н.Толстого. «Диалектика характера»
|
2
|
15.
|
Проверочная работа по
творчеству Л.Н.Толстого. Подготовка к сочинению по роману «Война и мир»
|
3
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать роман «Война и мир», «Севастопольские рассказы», подготовить
доклад «Нравственно-религиозные взгляды Л.Н.Толстого», подготовить сообщение:
«Диалектика души, диалектика характера в произведениях Л.Н.Толстого»,
«Художественная деталь в романе «Война и мир», создать презентацию по
творчеству Л.Н.Толстого, подготовить сообщение: «Мои любимые страницы
романа “Война и мир”», написать домашнее сочинение
|
5,5
|
|
Тема 3.9.
А.П.Чехов
|
Содержание учебного
материала
|
6
|
1.
|
Очерк жизни и творчества
писателя
|
2
|
2.
|
Темы, сюжеты,
проблематика и художественное своеобразие чеховских рассказов
|
2
|
3.
|
Путь от Старцева к
Ионычу
|
3
|
4.
|
Жанровое и художественное
своеобразие пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта
пьесы
|
2
|
5.
|
Тема прошлого,
настоящего и будущего России в пьесе
|
2
|
6.
|
Новаторство
А.П.Чехова-драматурга. Подготовка к сочинению по творчеству А.П.Чехова
|
3
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», пьесу «Вишневый сад», создать иллюстрациюк
прочитанным произведениям Чехова, подготовить сообщение: «Жизнь и творчество
А.П.Чехова», подготовить художественный пересказ рассказа «Человек в
футляре», написать рецензию на рассказ «Крыжовник».
|
2
|
|
|
Раздел 4. Поэзия
второй половины XIX века
|
7
|
Тема 4.1.
Поэзия
второй половины XIX века
|
Содержание учебного
материала
|
7
|
1.
|
Основные темы,
особенности поэтического языка в лирике Ф.И.Тютчева
|
2
|
2.
|
Своеобразие личности и
творчества А.А. Фета
|
2
|
3.
|
Гражданский пафос поэзии
Некрасова, ее художественное своеобразие
|
2
|
4.
|
Творческая история поэмы
«Кому на Руси жить хорошо», особенности жанра и композиции
|
2
|
5.
|
Сатирическое изображение
помещиков в поэме
|
2
|
6.
|
Образы крестьян.
“Народный заступник” Гриша Добросклонов
|
2
|
7.
|
Проверочная работа по
поэзии второй половины XIX века
|
3
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать стихотворения: А. Н. Майков «Осень», «Пейзаж», «И
город вот опять! Опять сияет бал…», «Рыбная ловля», «У Мраморного моря»,
Я.П.Полонский «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик»,
«Узница», «Песня цыганки», А.К.Толстой «Тщетно, художник, ты мнишь, что
творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не
боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного бала,
случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся трепещет
и сияет…»Литература народов России. Прочитать: К. Л. Хетагуров «Послание»,
«Песня бедняка», «На кладбище», «Фсати», поэма «Кому живется весело», выучить
наизусть стихотворения Тютчева, Фета, Некрасова, подготовить сообщение:
«Жизнь стихотворений А. А. Фета, Ф.И.Тютчева в музыкальном искусстве»,
«Феномен Козьмы Пруткова». Подготовить фотовыставку иллюстраций к
произведениям А. А. Фета
|
2
|
|
|
Литература XX века
Раздел 5. Особенности
развития литературы и других видов искусства в начале XX
века
|
9
|
Тема 5.1.
Обзор
русской литературы первой половины XX века
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Развитие реалистических
традиций русской классики и модернизм. Трагические события эпохи и их
отражение в русской литературе начала века. Серебряный век. Проблема традиций
и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве
реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Живопись, музыка и театр в эпоху Серебряного
века» (с презентационным сопровождением), подготовить сообщение по творчеству
Брюсова, Бальмонта, Гумилева, Северянина, Клюева, выразительно прочитать, проанализировать
и интерпретировать стихотворения поэтов русского модернизма. Литература
народов России. Прочитать: Габдулла Тукай, стихотворения. Зарубежная
литература. Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо
|
1
|
|
Тема 5.2.
И.А.Бунин
|
Содержание учебного
материала
|
3
|
1.
|
Жизнь и творчество
(обзор). Пейзажная лирика поэта
|
2
|
2.
|
Осуждение бездуховности
существования в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
|
2
|
3.
|
Счастье и трагедия любви
в рассказах И.А.Бунина
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские
яблоки», «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», подготовить
сообщение «Изобразительно-выразительные особенности Бунина-поэта и прозаика».
|
0,5
|
|
Тема 5.3.
А.И.Куприн
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Тема любви в повести А.И.
Куприна «Гранатовый браслет»
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «А.И.Куприн и Пензенский край», прочитать
повести «Гранатовый браслет» «Олеся», «Поединок», дать письменный ответ на
проблемный вопрос: «В чем нравственный пафос произведения Куприна «Гранатовый
браслет»».
|
0,5
|
|
Тема 5.4.
А.М.Горький
|
Содержание учебного
материала
|
3
|
1.
|
Жизнь и творчество
(обзор). Романтизм раннего рассказа Горького «Старуха Изергиль».
|
2
|
2.
|
Люди дна в пьесе «На дне».Судьбы
ночлежников
|
1
|
3.
|
Споры о назначении
человека в пьесе. Подготовка к сочинению
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказ «Старуха Изергиль», пьесу «На дне», роман «Фома
Гордеев», составить цитатную характеристику героев, создать читательскую
иллюстрацию к пьесе «На дне», подготовить сообщение «Конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание пьесы Горького «На дне»», выучить наизусть
монолог Сатина.
|
1
|
|
Тема 5.5.
А.А.Блок
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Судьба и поэзия
А.А.Блока. Поэма «Двенадцать»
|
1
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть, проанализировать и интерпретировать стихотворения
А. Блока, прочитать поэму «Двенадцать», подготовить доклад «Тема
России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А.
Блока»; «Тема революции в творчестве А.Блока»
|
1
|
1
|
|
Раздел 6. Особенности развития литературы 1920-ых годов
|
6
|
Тема 6.1.
Литературный процесс 1920-ых годов
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Литературный процесс
1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал»,
конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика
партии в области литературы в 1920-е годы.
|
Тема 6.2.
В.В.Маяковский
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
1.
|
Очерк жизни и творчества
В.В.Маяковского
|
1
|
2.
|
Своеобразие лирики поэта.
Новаторство поэзии Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность,
пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха)
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворения Маяковского, подготовить доклад «Жизнь
и творчество В.Маяковского», создать презентацию по творчеству В.Маяковского,
прочитать поэму «Облако в штанах».
|
1
|
|
Тема 6.3.
С.А.Есенин
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
1.
|
Очерк жизни и творчества
С.А.Есенина
|
1
|
2.
|
Основные мотивы лирики С.
Есенина
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворения Есенина, создать презентацию по
творчеству С.А.Есенина, читательскую иллюстрацию к прочитанным стихотворениям
Есенина, провести сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и поэтов
чистого искусства (по выбору преподавателя и студентов), прочитать стихотворения:
«Русь», «Сорокоуст», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», поэму
«Анна Снегина».
|
1
|
2
1
|
Тема 6.4.
А.А.Фадеев
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Тема революции и
гражданской войны в творчестве А.А.Фадеева («Разгром») и И.Э.Бабеля
(«Конармия»)
|
|
Раздел 7. Особенности развития литературы 1930-начала
1940-ых годов
|
14
|
Тема 7.1.
Литературный процесс 1930-начала
1940-ых годов
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Развитие литературного
процесса в 1930-начале 1940-ых годов. Метод социалистического реализма
|
Тема 7.2.
М.И.
Цветаева
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Жизнь и творчество
(обзор).
Основные темы творчества Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад «Трагическая судьба М.Цветаевой», сообщение: «М.
И. Цветаева в воспоминаниях современников», выразительно прочитать и проанализировать
стихотворения Цветаевой, создать презентацию по творчеству Цветаевой. Прочитать
стихотворения О.Мандельштама: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до
слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как
бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…». Стихотворения: «Мы
живем под собою не чуя страны…», «Рим», «Европа», «Адмиралтейство»,
«Айа-София», «На площадь выбежав, свободен…», «Петербургские строфы»,
«Концерт на вокзале», «Природа — тот же Рим…».
|
1
|
2
|
Тема 7.3.
А. П.Платонов
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Идейно-художественное
своеобразие повести «Котлован»
|
Внеаудиторная самостоятельная
работа обучающихся: прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире», повесть
«Котлован»
|
1
|
Тема 7.4. М.А.Булгаков
|
Содержание учебного
материала
|
6
|
1.
|
Жизненный и творческий
путь М.А.Булгакова
|
2
|
2.
|
Творческая история, своеобразие
жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита»
|
2
|
3.
|
Библейская легенда в
романе, проблема совести
|
2
|
4.
|
Проблема творчества и
судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита»
|
2
|
5.
|
Изображение любви как
высшей духовной ценности в романе «Мастер и Маргарита»
|
2
|
6.
|
Проверочная работа по
творчеству М.А.Булгакова
|
3
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад «Жизнь и творчество М.Булгакова», прочитать роман
«Мастер и Маргарита», просмотр художественного фильма по книге «Мастер и
Маргарита», подготовить сообщение: «Судьба Мастера» (по 13 главе),
«Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита», «Фантастика в романе
Булгакова «Мастер и Маргарита» и в романе Салтыкова-Щедрина «История одного
города»» (сопоставительный анализ), подготовить художественный пересказ главы
«Великий бал у Сатаны».
|
2
|
|
Тема 7.5. М.А.Шолохов
|
Содержание учебного
материала
|
5
|
1.
|
Очерк жизни и творчества М.А.Шолохова.
«Донские рассказы»
|
2
|
2.
|
История создания и
проблематика романа «Тихий Дон»
|
1
|
3.
|
Семья Мелеховых, быт и
нравы донского казачества
|
2
|
4.
|
Изображение гражданской
войны как трагедии народа в романе – эпопее «Тихий Дон»
|
2
|
5.
|
Судьба Григория Мелехова
как путь поиска правды жизни. Смысл финала
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать выборочные главы из романа «Тихий Дон», «Донские рассказы»,
подготовить доклад: «Жизнь и творчество М.Шолохова», «Женские образы в романе
«Тихий Дон», просмотр отрывков из х/ф «Тихий Дон». Подготовить доклад
«Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии
идейно-нравственного и эстетического содержания произведения»
|
3
|
|
|
Раздел 8. Особенности
развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных
лет
|
3
|
|
Тема 8.1.
Особенности
поэзии, публицистики, прозы периода Великой Отечественной войны и первых
послевоенных лет
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Деятели литературы и
искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д.
Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И.
Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах
поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М.
Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных
лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Реалистическое и романтическое
изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо- лева, В. Кожевникова, К.
Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А.
Фадеева.
|
1
|
Внеаудиторная самостоятельная
работа обучающихся: подготовить сообщение: «Песни военных лет», «Творчество
К.Симонова», «Лирика О.Берггольц»
|
1
|
|
Тема 8.2.
А.А.Ахматова
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
|
1.
|
Судьба А.А.Ахматовой и
своеобразие лирики
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворения Ахматовой, прочитать поэму «Реквием»,
подготовить сообщение: «1930-ые годы в судьбе Ахматовой».
|
1
|
|
Тема 8.3.
Б.Л.Пастернак
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
|
1.
|
Основные мотивы лирики
Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго» (обзор)
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: выразительно прочитать и проанализировать стихотворения Пастернака, прочитать
выборочные эпизоды из романа «Доктор Живаго».
|
1
|
|
|
Раздел 9. Особенности
развития литературы 1950-1980-ых годов
|
14
|
|
Тема 9.1.
Развитие
литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
|
1.
|
Общая характеристика
литературы 1950-1980-ых годов. Общественно-культурная обстановка в стране во
второй половине XX века. Реалистическая литература. Возрождение модернистской
и авангардной тенденций в литературе. Тематика и проблематика, традиции и
новаторство в произведениях прозаиков.
|
1
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: изучить материал учебника: с.607-632, подготовить сообщение: «Развитие
бардовской песни», прочитать произведения: Ю. Домбровский. «Факультет
ненужных вещей», Э. Хемингуэй. «Старик и море», М. Карим. «Помилование», подготовить
доклад: «Развитие жанра фантастики в произведениях К. Булычева»
|
2
|
|
Тема 9.2.
В.М.Шукшин
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Рассказы В.М.Шукшина
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказы Шукшина «Выбираю деревню на жительство»,
«Срезал», «Чудик», повесть
«Калина красная», подготовить сообщение «Судьба В.М.Шукшина», рецензию на
прочитанное произведение В.М.Шукшина.
|
1
|
|
Тема 9.3.
Современная
литература о Великой Отечественной войне
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
1.
|
Проблема нравственного
выбора в повести В.Быкова «Обелиск»
|
2
|
2.
|
«У войны не женское лицо»
(по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать повести «Обелиск», «А зори здесь тихие», подготовить доклад:
«Образ простого солдата в повести В.Кондратьева «Сашка», «Тяготы плена в
повести К.Воробьева «Это мы, господи», «Любовь и война в повести В Астафьева
«Пастух и пастушка», написать рецензию на прочитанное произведение о ВОВ.
|
2
|
|
Тема 9.4.
В.Г.
Распутин
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
1.
|
Тема памяти и преемственности поколений в повести В.Распутина «Прощание
с Матерой»
|
2
|
2.
|
Нравственные проблемы в
повести В.Распутина «Живи и помни»
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать романы «Живи и помни», «Прощание с Матерой», написать
рецензию на прочитанное произведение Распутина.
|
1
|
|
Тема 9.5.
В.Астафьев
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Проблема взаимоотношений
человека и природы в романе «Царь-рыба»
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать романы «Печальный детектив», «Царь-рыба», подготовить
доклад: «Жизнь и творчество В.Астафьева», дать письменный ответ на проблемный
вопрос.
|
1
|
|
Тема 9.6.
Тема
коллективизации в современной литературе
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Тема коллективизации в
рассказах В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказы Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»,
написать сочинение-размышление на тему «Правда коллективизации: какая она?»
|
1
|
|
Тема 9.7.
Творчество
поэтов в 1950—1980-е годы
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Поэзия 1950-1980-ых годов
|
1
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «Судьба Н.Рубцова», «Жизнь и творчество
И.Бродского», «Тематическое и художественное своеобразие поэзии
Б.Ахмадулиной», «Ключевые темы, особенности поэтического языка Б.Окуджавы»,
«Поэма А.Вознесенского «Ров», «Судьба и творчество В.Высоцкого» (с
презентационным материалом), выучить наизусть стихотворения поэтов.
|
2
|
|
Тема 9.8.
Драматургия
1950-1980-ых годов
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
1.
|
Особенности драматургии в
1950-1980-ых годах. Розов В. «Гнездо глухаря»
|
1
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать пьесы В.Розова «Гнездо глухаря», Мустая Карима «Не
бросай огонь, Прометей!», подготовить сообщение: « Творчество Б. Брехта»
|
1
|
|
Тема 9.9.
А.Т.Твардовский
|
Содержание учебного материала
|
1
|
1.
|
Жизнь и творчество
(обзор) Своеобразие лирики А.Т.Твардовского
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворения Твардовского, подготовить сообщение:
«Тема Великой Отечественной войны в творчестве Твардовского», прочитать поэмы
«По праву памяти», «За далью - даль»
|
1
|
|
Тема 9.10.
А.И.Солженицын
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
1.
|
Жизнь и творчество
А.И.Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
|
2
|
2.
|
Судьба русской деревни в
повести «Матренин двор»
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать повести «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый
корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» (прочитать фрагменты), подготовить доклад «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись
страданий, дать письменные ответы на проблемные вопросы. Прочитать «Колымские
рассказы» В.Шаламова
|
1
|
|
Тема 9.11.
А.В.Вампилов
|
Содержание учебного
материала
|
1
|
|
|
1.
|
Своеобразие драмы
А.Вампилова «Утиная охота»
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать произведения А.Вампилова
«Утиная охота», «Провинциальные анекдоты»
|
1
|
|
|
Раздел 10. Русское
литературное зарубежье 1920-1990-ых годов (три волны эмиграции)
|
2
|
|
Тема 10.1.
Русское
литературное зарубежье
|
Содержание учебного
материала
|
2
|
|
1.
|
Характерные черты
литературы русского зарубежья. 3 волны эмиграции
|
1
|
2.
|
Творчество И.Шмелева
(«Лето Господне», «Про одну старуху»)
|
2
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать произведения: В.Набоков
«Машенька», И Шмелев «Про одну старуху», подготовить сообщения: «История: три
волны русской эмиграции»
|
1
|
|
|
Раздел 11. Особенности
развития литературы конца 1980-2000-ых годов
|
8
|
|
Тема 11.1.
Литература конца 1980-начала 2000-ых г.
|
Содержание учебного
материала
|
8
|
|
1.
|
Общественно-культурная
ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Основные направления развития
современной литературы. Постмодернизм
|
1
|
2.
|
В.Дудинцев «Белые одежды»
|
2
|
3.
|
Проблема нравственных
ценностей в повести В.Астафьева «Печальный детектив»
|
2
|
4.
|
О.Ермаков «Афганские
рассказы»
|
2
|
5.
|
Творчество Т.Толстой.
Повесть «Соня»
|
2
|
6.
|
Творчество
Л.Петрушевской. Рассказ «Гигиена»
|
2
|
7.
|
Зачет
|
3
|
Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся: прочитать произведения современных
авторов
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.