ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе развития общества увеличивается
количество специальностей, требующих высокого уровня образования, связанного с
непосредственным применением математики (физика, химия, биология, информатика,
экономика, бизнес, финансы, психология, чертежи и проч.). Таким образом,
расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально
значимым предметом.
Основным видом внеклассной работы по математике в
школе являются математические кружки.
Математическое образование вносит свой вклад в
формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию,
пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики
развивает пространственное представление, формирует умение логически мыслить,
применять законы логики. История развития математических знаний дает
возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у
них представление о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство
с судьбой великих открытий, именами людей науки должно войти в интеллектуальный
багаж каждого культурного человека.
Ведущая идея кружка по математике – помочь учащимся,
интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к предмету, а
ученикам, которые имеют трудности в изучении математики, помочь понять и
полюбить ее.
Цель кружка:
создать условия для развития устойчивого интереса к
математике
Задачи кружка:
- повысить уровень образования учащихся;
- развивать различные
виды мышления: творческого, логического рассуждения, связанного с потребностью
в доказательствах, обоснованиях, выводах и к обобщению математического
материала;
- формировать умение решать сложные и нестандартные задачи;
- расширить кругозор учащихся при изучении истории математики;
- показать широту применения математики в жизни;
- научить учащихся работать самостоятельно и в группах.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Оценивание.
С одной стороны, отсутствие оценок позволяет
чувствовать себя более свободно, чем на традиционном уроке, чем способствует
высказыванию своей точки зрения, умению продуцировать гипотезы, доказывать или
опровергать их, искать ошибки и неточности в рассуждениях
С другой стороны, мотивация деятельности. Она может
формироваться участием в разнообразных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
творческих выступлениях на математических декадах, вечерах, КВН.
2. Домашнее задание
Ученики могут получать домашние задания, чаще
практического или творческого характера.
3. Продолжительность курса
Занятия проводятся по одному времени раз в неделю.
Всего 35 часов в год.
4. Обучение интерактивное
Происходит коллективное, групповое, индивидуальное
обучение, обучение в сотрудничестве, когда учитель и ученик – равноправные
субъекты обучения.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Количественный состав
учащихся 15 – 20 кружковцев.
Основные формы и методы проведения занятий
• эвристические беседы;
• развивающие игры;
• конференции;
• викторины;
• мозговые штурмы;
• брейн-ринги;
• викторины;
• экскурсы в прошлое;
• сообщения учащихся;
• лекции.
Программа кружка для каждого класса состоит из
отдельных самостоятельных тем, но органично связана с содержанием основного
учебного материала школьного курса математики.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
Программа состоит из четырех тем, которые не связаны между
собой. На последнем занятии по каждой теме решаются задачи из математического
конкурса «Кенгуру».
Методические рекомендации для преподавания курса
Тема 1. – «Из истории математики».
Изучая эту тему учащиеся познакомятся с выдающимися
математиками, с историей развития понятия натурального числа и систем
исчисления, со старинными способами выполнения арифметических действий, со
старинными мерами длины, площади, веса, объема. Ученики делают мини-доклады.
Тема 2. – «Старинные задачи»
Учащиеся знакомятся со старинными задачами и их
решением из «Арифметики» Магницкого и другими старинными задачами, решают
логические задачи.
Тема 3. – «Интересные задачи»
Во время знакомства с этой темой
учащиеся расшифровывают ребусы, разгадывают кроссворды, решают логические
задачи.
Тема 4. – «Прикладные задачи»
На интересных и полезных примерах быстрого вычисления,
решении задач на переливание, взвешивание, на перекладывание спичек
демонстрируется применение математики в жизни.
Учебные занятия кружка предусматривают применение традиционных
и нетрадиционных форм и методов обучения. Уместно использовать компьютерные
средства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
(35 часов. 1 час в неделю)
Тема 1.
Из истории математики
1. История развития понятия натурального числа.
2. Старинные меры длины, площади
3. Старинные меры веса и объема
4. Способы умножения в Древней Индии
5. Способы умножения египтян и русских крестьян
6. Интересное о известных математиках
7. Решение задач математического конкурса «Кенгуру»
Тема 2.
Старинные задачи
8-9. Из «Арифметики Магницкого».
10-11. Текстовые старинные задачи
12-13. Логические задачи
14. Решение задач математического конкурса «Кенгуру»
Тема 3.
Интересные задачи
15. Арифметические ребусы
16. Математические кроссворды
17. Задачи на смекалку
18. Математическая викторина
19. Решение задач математического конкурса «Кенгуру»
Тема 4.
Прикладная математика
20. Некоторые свойства натуральных чисел и методы быстрого вычисления
21. Свойства арифметических действий и методы быстрого вычисления
22. Задачи на переливание
23. Задачи на взвешивание
24. Задачи на перекладывание спичек
25-27. Вычисления средних величин
27-30. Задачи на проценты
31-34. Решение задач математического конкурса «Кенгуру»
35. Математический брейн-ринг
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 КЛАСС
Программа состоит из четырех тем, которые не связаны
между собой, но в основном рассчитаны на базовые знания по математике учащихся
6 класса.
На последних занятиях по каждой теме рассматриваются
олимпиадные задачи и задачи математического конкурса «Кенгуру».
Методические рекомендации по преподаванию курса
Тема 1. «Из истории математики»
Изучая эту тему, учащиеся знакомятся с выдающимися
женщинами-математиками, а именно: Гипатией, С.В.Ковалевской, Е.Неттер,
математиками ХVIII – ХХ веков. Ведется знакомство с индийскими, греческими,
китайскими старинными задачами.
Тема 2. «Делимость и простые числа»
Изучение этой темы предусматривает знание учащимися
учебной программы 6 класса по теме «Делимость чисел». Учащиеся знакомятся с
Решетом Эратосфена, решают нестандартные задачи на нахождение НОД и НОК.
Тема 3. «Интересные задачи»
Учащиеся имеют возможность продолжить формирование навыков
расшифровывать математические ребусы, показывать и объяснять математические
фокусы, решать логические задачи.
Тема 4. «Прикладная математика»
Содержание: сложные задачи вероятностного характера,
на проценты, на пропорциональные величины и пропорциональное разделение.
Завершается курс презентацией творческих работ учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 КЛАСС
(35 часов. 1 час в неделю)
Количество часов Содержание учебного материала Учебные
достижения учащихся
Тема 1.
Из истории математики
1. Женщины математики (Гипатия, С.В.Ковалевская, Неттер)
2. Математики XVIII и XIX века (Л. Эйлер, Галуа П.Л.Чебишев)
3. Математики ХХ столетия (В.А.Стеклов, А.М.Коллючоров, М.М.Лузин,
И.М.Виноградов)
4. Язык алгебры – уравнения
5. Задачи из «Арифметики Л.М.Толстого»
6. Решение старинных задач (индийских, греческих, китайских)
Тема 2. Делимость и простые числа
7. Делимость чисел. Признаки делимости.
8. Простые числа. Решето Эратосфена
9. НОД и НОК. Алгоритм Евклида
10,11. Решение задач математического конкурса «Кенгуру» на делимость
12,13. Решение олимпиадных задач
Тема 3. Интересные задачи
14. Математические софизмы.
15. Расшифровка ребусов
16. Математические фокусы
17. Логические задачи
18-21. Решение логических задач математического конкурса «Кенгуру»
21-23. Решения олимпиадных задач
Тема 4. Прикладная математика
24-26. Задачи на переливания, распределение, переправы.
27-28. Основы теории вероятности. Задачи вероятностного характера
29. Сложные задачи на проценты
30-31. Задачи на пропорциональные величины и пропорциональное деление
32,33. Решение геометрических задач математического конкурса «Кенгуру»
34. Решение олимпиадных задач
35. Презентация творческих работ учащихся
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ
При условии реализации программы ожидаются следующие
результаты:
• расширение кругозора учащихся;
• сформированность заинтересованности творческим процессом;
• повышение качества математического образования;
• умение применять изученные методы к решению олимпиадных и
конкурсных задач;
• применение математики в жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Г.И.Галай, Г.Д.Гриневич «Ученикам о выдающихся математиков», «Советская
школа», 1976г.
2. А.Г.Комфорович «Математические софизмы и парадоксы» К.: «Советская
школа», 1983г.
3. Я.И.Перельман «Занимательная алгебра», М., 1956г.
4. Я.И.Перельман «Занимательная геометрия», М., 1957г.
5. С.Н.Никольский, Н.К.Потапов «Арифметика, 5 класс», М.:
«Просвещение», 2005г.
6. С.Н.Никольский, Н.К.Потапов «Арифметика, 6 класс», М.:
«Просвещение», 2003г.
7. Б.А.Кордемский «Великие жизни в математике», М.: «Просвещение»,
1995г.
8. И.Х.Сивашинский «Задачи по математике для внеклассных занятий», М.:
«Просвещение», 1968г.
9. Г.А.Гальперин, А.К.Тулпиго «Московские математические олимпиады», М.:.
«Просвещение», 1986г.
10. А.В.Панишева. математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные
правила. 5-11 классы – Волгоград: Учитель, 2009
11. В.Г.Бевз. История математики. В.: «Основа», 2006
12. А.А.Василенко. Женщины и математика. В.»Основа», 2008г.
13. Материалы научно-методических журналов «Математика в школах
Украины», «Основа»,
14. Материалы международного математического конкурса «Кенгуру»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.