Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Лицей №4» г.Пермь
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на
научно-методическом совете Зам. директора по УВР
Директор
протокол№
__________/ __________________/ _____________ /Иконникова Г.Ф./
«
» 2018 г. « » 2018
г. « » 2018 г.
Программа
«Я в мире экономики» для 3 и 4 класса
Учитель:
Ефимова Л.Р.
Рассчитана
на 34 часа в год (1 час в неделю)
Программа
разработана на основе авторской программы Смирновой Т. В., Просняковой Т. Н.
Пермь2018
Рабочая программа предназначена для изучения
факультативного курса «Я в мире экономики». Она разработана в целях
конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей
младших школьников.
Данный курс представляет собой целостную систему
экономического образования детей с 1 по 4 классы общеобразовательной школы.
Главная особенность курса экономики для младших школьников и принципиальное
отличие данного курса экономики – это приоритет общечеловеческих нравственных
ценностей. Знание объективных экономических законов необходимо современному
человеку.
Цель курса – заинтересовать ребенка экономической
наукой, ввести в ее мир.
Задачи:
- с помощью экономических категорий и
понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины
окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические
отношения;
- способствовать общему развитию школьников:
развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные
качества;
- формировать знания, умения, навыки,
необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене
школы;
- развивать культуру экономического
мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
Личностными результатами
изучения курса «Я в мире экономики» является формирование следующих умений:
ü проявлять
интерес к новому учебному материалу;
ü ориентироваться
в нравственном содержании поступков;
ü развивать этические чувства;
ü развивать
способность к самооценке, потребность в самоактуализации, самовыражению и
само-утверждению.
Обучающийся получит возможность для
формирования:
ü внутренней
позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в
современном обществе;
ü выраженной
познавательной мотивации;
ü устойчивого
познавательного интереса к новым способам познания;
ü морального-нравственного
сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные результаты:
ü принимать
и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
планировать свои действия, выполнять учебные действия;
ü вносить
необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения;
ü осуществлять
пошаговый и итоговый контроль;
ü адекватно
воспринимать оценку учителя;
ü различать
способ и результат действия;
ü вносить
коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü проявлять
познавательную инициативу;
ü преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
ü самостоятельно
находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные результаты:
ü осуществлять
поиск нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной литературе;
ü анализировать
объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию
ü по
разным критериям, обобщать;
ü высказываться,
опираясь на свой жизненный опыт;
ü анализировать
ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии;
ü выразительно
читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü осуществлять
расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
ü фиксировать
информацию с помощью инструментов ИКТ;
ü осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
ü строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты:
ü допускать
существование различных точек зрения, принимать другие мнения и позиции,
форму-лировать собственное мнение и позицию,
ü договариваться,
приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание,
задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü учитывать
разные мнения и обосновывать свою позицию;
ü аргументировать
свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
ü допускать
возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в
общении и взаимодействии;
ü осуществлять
взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
ü адекватно
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся к
концу обучения
Учащиеся должны иметь представление о следующих
понятиях:
Торговля, посредничество, услуги
о товаре как о благе, используемом владельцем для
обмена с целью получения других благ,
о производителе, о том, кто производит товар,
о потребителе, о том, кто потребляет товар,
о собственных затратах,
о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров
и услуг и затратами необходимыми для производства и продажи этих товаров и
услуг,
о цене оптовой - цене, по которой производитель
продает свой товар,
о цене розничной - цене, по которой торговец продает
этот же товар конечному потребителю,
о торговле как особом роде деятельности,
о торговой прибыли,
о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе,
внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах),
о рынке как отношениях, складывающихся между
продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи,
о спросе и предложении, об их изменениях в сторону
увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой,
о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью
привлечь потребителей и увеличить спрос,
об услугах как особой форме коммерческой деятельности,
о посредничестве как особой форме коммерческой
деятельности.
Аренда
о собственности и о праве ей распоряжаться, об аренде
как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату.
Банк. Кредит
о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой
для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности,
о банке как посреднике на рынке денег, принимающем
вклады и предоставляющем займы,
о банковском проценте как цене, которую платят за
использование чужих денег,
о банковской прибыли как разнице между суммой
процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам.
Производство
о производстве как воздействии человека на природу с
целью создания экономических благ,
о производителе, о собственных затратах производителя,
о прибыли производителя,
об оптовой цене и оптовой торговле как торговле
партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой
товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его
приобретает,
о материальных затратах,
о трудовых затратах,
об увеличении прибыли за счет снижения затрат,
о снижении затрат и сохранении качества производимого
продукта,
о штрафах как мерах наказания за невыполнение или
некачественное выполнение обязательств,
о свободной конкуренции как форме борьбы между
предпринимателями.
Акционерная форма
капитала
о капитале как о деньгах, приносящих прибыль, об
акциях, об акционерных компаниях,
о курсе акций и их номинальной стоимости,
о контрольном пакете акций как способе осуществления
финансового контроля,
о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах
наказания за неуплату долгов.
Экономические циклы
о монополии и монополиях, их формах и видах,
о конкуренции на уровне монополий,
об экономических циклах и их фазах.
Налоги, пошлины, платежи
о налогах,
о видах налогов и налоговых поступлениях,
о таможенных пошлинах как разновидности налогов,
взимаемых государством с товаров, провозимых через границу,
о финансировании как предоставлении денежных средств
на определенные цели.
Учащиесядолжныуметь:
ü за
внешними формами видеть суть экономического явления,
ü отличать
формальную логику от экономической,
ü выбирать
оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать
свой выбор,
ü работать
с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу,
вычислять не-достающие данные и заполнять таблицу,
ü пользоваться
основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы
расчета: себестоимость + прибыль = цена).
Учащиеся должны знать:
Экономика - это точный расчет, знание основных
экономических законов, понятий, категорий.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа
3 класса – 34часа.
№ п/п
|
Содержание
|
Форма
|
Знания,
умения, навыки
|
Компетенции
|
Ранняяпрофили-зация
|
1.
|
Экономика как наука. Краткие исторические сведения о
ее возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия
человека и природы.
Тема 1
|
1ч.
|
Знать: понятие
экономики, исторические аспекты ее возникновения.
Уметь: приводить
примеры применения экономики в повседневной жизни.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний -лидерство и
согласование действий с партнером
ü
пользоваться источниками информации о
науке «Экономика»
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
2.
|
Потребности.
Виды потребностей.
Тема 2-3 ч.
|
2ч.
|
Знать: понятие
потребность, видыпотребносте (материальные, социальные и духовные)
Уметь:
классифицировать разные потребности по группам;
делать выбор между растущими потребностями и ограниченными ресурсами.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний -лидерство и
согласование действий с партнером
ü
пользоваться источниками информации о
потребностях человека;
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
классифициро-вать, группиро-вать понятия
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
3.
|
Этика и мораль пред-принимательства.
Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя - как развитие
представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали.
Этика деловых взаимоотношений.
Тема 4-6 ч.
|
3ч.
|
Знать: что такое этика
и мораль; основные заповеди морально - этического кодекса; о этике деловых
отношений; этикете.
Уметь: делать выбор
между соблазном и моралью; классифицировать поступки с точки зрения нравственных
норм; соблюдать общепринятые нормы этикета.
|
Личностные УУД
Нравственно - этическое оценивание.
ü
пользоваться источниками информации о
этике и морали
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
4.
|
Понятие о товаре.
Собственные затраты; цена и прибыль. Понятие о торговле. Торговая
прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная. Понятие о посредничестве.
Доля посредника. Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой.
Тема 7-8, 9, 10
|
Уроки презентации
4 ч.
|
Знать: понятия – товар,
цена товара, деньги; понятия – товар, цена товара, деньги. понятия торговля;
виды торговли: оптовая и розничная торговля; понятие – посредник, доля
посредника, виды и формы оплаты услуг посредника.
Уметь: производить
расчет цены товара (на доступном материале)
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний
-лидерство и согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
продавец
|
5.
|
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.
Тема 11
|
2ч.
|
Знать: понятие–услуги,
виды услуг.
Уметь: отличать услугу
от доброго дела.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний -лидерство и
согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
Работникисферыуслуг
|
6.
|
Долговые обязательства. Сущность кредита. Гарантия
платежеспособности (залог).
Тема
12
|
1ч.
|
Знать: понятия-долг,
кредитный договор, залог
|
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание.
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
описывать (устно) объекты (явления)
природы;
ü
пользоваться учебной и дополнительной литературой.
|
|
7.
|
Понятие собственности. Собственность и право
распоряжаться ею. Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия
аренды.
Тема 13
|
1 ч.
|
Знать: понятия-право
собственности, частная собственность, аренда, арендная плата.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний -лидерство и
согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
8.
|
Банковский процент и банковская прибыль. Капитал.
Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал.
Тема 14
|
1 ч.
|
Знать: понятия банк,
первоначальный капитал, компаньон.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний
-лидерство и согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
Работникибанка
|
9.
|
Производство. Издержки производства. Прибыль
производителя. Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат.
Тема: 15-16, 27
|
Урок -игра
3 ч.
|
Знать :понятие
производства, производитель, материальные и трудовые затраты.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний -лидерство и
согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
10.
|
Конкуренция. Понятие о монополии.
Тема 28
|
1ч.
|
Знать:
понятиеконкуренции,
монополии
|
Личностные УУД
Нравственно- этическое оценивание.
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
11.
|
Реклама как коммерческая информация. Формы и
этические нормы рекламы.
Тема
18-19
|
Урок пре-зентация реклам
2 ч.
|
Иметь представление:
о тролли и задачах рекламных действий.
Знать :виды рекламы.
Уметь: провести простую
рекламную акцию
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний
-лидерство и согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
Работникисоздающиерекламу
|
12.
|
Качество производимой продукции. Штрафы, пени,
неустойки.
Тема
20
|
2ч.
|
Иметь представление :
о том как снизить собственные затраты, не ухудшая
качество товара.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний -лидерство и
согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
Работникиналоговыхинстанций
|
13.
|
Банкротство - разорение. Акционерная форма
капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос.
Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители.
Тема
21-22
|
2ч.
|
Иметь представление:
о акционерном обществе.
Знать: понятия акция,
акционер.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний
-лидерство и согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
Работники банка.
|
14.
|
Срок платежа. Конфискация имущества. Распродажа
имущества. Аукцион.
Тема 23-23
|
2 ч.
|
Знать: понятие аукцион.,
коммерческая тайна.
Уметь: организовать и
провести небольшой аукцион.
|
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание.
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
15.
|
Экономические
циклы.
Тема
25
|
1ч.
|
Знать: понятие оборот,
застой, кризис.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний
-лидерство и согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
16.
|
Внешняя торговля. Контракт как способ юридического
оформления сделки. Корпорация, искусственный дефицит.
Тема
29, 31
|
2ч.
|
Знать :понятие внешней
торговли, экспорт, импорт, понятие корпорация.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний
-лидерство и согласование действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
17.
|
Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и
пошлины на экспорт. Транспортные расходы. Страховой фонд.
Тема
30, 32
|
2ч.
|
Знать: понятие–
таможня, таможенные пошлины., страховой фонд
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний
-лидерство и согласование
действий с партнером
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
Работникитаможенныхинстанций,
таможенник
|
18.
|
Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов.
План и расчет.
Тема 33-34
|
2ч.
|
Знать :понятие налога,
виды налогов, планирование.
Уметь:составлять план
|
Регулятивные УУД
Планирование
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной идополнительной
литературой.
|
Работникиналоговыхинстанций
|
Учащиеся должны иметь
представление о экономических понятиях:
- торговля - посредничество;
- услуги как особый вид коммерческой деятельности
-аренда -банк как особый финансовый институт;
- производство материальных благ как основы жизни
акционерная форма капитала -экономические циклы -понятие о налогах;
- способы ведения хозяйства.
Программа 4 класса – 34часа .
№ п/п
|
Содержание
|
Форма
|
Знания,
умения, навыки
|
Компетенции
|
Ранняя
профили-зация
|
1.
|
Ценовая политика. Конкуренция. Ценовая политика как
одна из форм конкурентной борьбы. Маркетинг как комплексная система
организации производства и сбыта продукции. Реклама. Более углубленное
представление о формах и видах рекламы. Учет требований рынка.
|
Урок пре-
зента-ция
рекла-мы
3 ч.
|
Знать:понятия-ценовая
политика, маркетинг, реклама.
Уметь: составлять
простую рекламу товару.
|
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний
-лидерство и согласование действий с партнером
ü
пользоваться источниками информации об
изучаемом понятии
|
|
2.
|
Основные виды и формы торговли. Более углубленное
представление о розничной и оптовой торговле. Формы и виды оптовой и
розничной торговли. Оптовая и розничная цена. Их соотношение. Прямые связи и
посредническое звено. Производитель и потребитель. Потребитель промышленный и
потребитель конечный.
|
Экскурсия на пред-прия-тия торговли
Урок-игра «Мага- зин», «Ры- нок»
3 ч.
|
Знать: основные виды и
формы торговли.
Уметь: отличать виды
торговли, совершать небольшие покупки
|
ü
доказывать (устно) высказываемые
утверждения;
ü
пользоваться учебной и дополнительной
литературой.
|
|
3.
|
Амортизация. Износ физического капитала и
необходимость его восстановления, ремонта. Амортизация как ежегодный износ
физического капитала. Амортизационные отчисления.
|
2 ч.
|
Знать: понятие
амортизация
|
|
|
4.
|
Расчеты между покупателями и продавцами.
Наличные деньги и безналичный расчет. Банк как
финансовый посредник.
|
Урок- игра
«Магазин»
«Банк»
2ч
|
Знать: понятия
наличный и безналичный расчет, банк.
Уметь: производить
расчеты между продавцом и покупателем.
|
|
|
5.
|
Налоги. Система налогообложения. Формы и виды
налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Более глубокое ознакомление
с понятиями доходов и расходов. Потребление и накопление.
|
Урок пре-
зентация
«Семейный бюджет»
3 ч.
|
Знать: понятия- налог,
доход, расход, потребление и накопление.
Уметь: производить
расчет расходов, накоплений, доходов.
|
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание.
|
|
6.
|
Биржа - организационная форма оптовой торговли.
Фондовая биржа как специальное место, где торгую акциями и другими ценными
бумагами. Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец
является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее
прибыли. Дивиденд. Курс акций. Акционеры и акционерное общество.
|
Урок экс-
курсия.
5 ч.
|
Знать: понятия –
биржа, акционерное общество, акционер.
|
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание.
|
|
7.
|
Понятие о земельной ренте. Аренда арендаторы,
арендодатели и арендная плата. Арендная плата как форма получения земельной
ренты. Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков.
|
Урок.
3 ч.
|
Знать: понятия-
земельная рента, аренда, арендная плата.
Уметь: решать
экономические задачи.
|
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание.
|
|
8.
|
Внешняя торговля. Понятие об экспорте, импорте,
квотах и таможенных пошлинах. Прибыльность, эффективность производства.
Соотношение собственных затрат и результатов. Развитие производства.
|
Урок .
3 ч.
|
Знать:понятиевнешняя
торговля, экспорт, импорт, таможня, таможенная пошлина.
Уметь: решать
экономические задачи.
|
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание.
|
|
9.
|
Работа над задачами:
Экономическая задача в виде рисунка - как особый вид
экономического задания. Текстовая экономическая задача. Экономическая задача
в схематическом изображении. Установление отличительных признаков задачи.
Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса.
|
Практикум
5 ч.
|
Знать: отличие
экономической задачи.
Уметь: работать с
табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу,
вычислять недостающие данные и заполнять таблицу, читать схемы.
|
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание.
ü
работать с табличным материалом
|
|
10.
|
Выявление условий, необходимых, достаточных и
лишних. Установление логических и экономических связей и зависимостей между
основными экономическими понятиями и категориями. Выбор верного решения из
нескольких предложенных.
|
Решение проектной задачи
4 ч.
|
Знать: основные
экономические понятия.
Уметь:
- за внешними формами видеть суть экономического
явления,
- отличать формальную логику от экономической,
- выбирать оптимальный с экономической и
нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор, выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от условий
|
Регулятивные УУД
планирование
|
|
4 класс
Учащиеся должны иметь представление:
Ценовая политика. Маркетинг. Основные виды и формы
торговли. Амортизация. Расчеты между покупателями и продавцами. Формы и виды
налогов. Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как
рынок ценных бумаг. Понятие о земельной ренте. Внешняя торговля - экспорт,
импорт. Эффективность производства, развитие производства.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Данная программа содержит все темы, включенные в
федеральный компонент содержания образования:
№ п/п
|
Содержание
|
Количество часов
|
3 класс
|
1.
|
Экономика
наука.
|
1 ч.
|
2.
|
Потребности.
Виды
потребностей.
|
2 ч.
|
3.
|
Этика
и мораль предпринимательства.
|
3 ч.
|
4.
|
Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и
прибыль. Понятие о торговле. Торговая прибыль.
|
4 ч.
|
5.
|
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.
|
2 ч.
|
6.
|
Долговые обязательства. Сущность кредита. Гарантия
платежеспособности (залог).
|
1 ч.
|
7.
|
Понятие собственности. Собственность и право
распоряжаться ею. Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия
аренды.
|
1 ч.
|
8.
|
Банковский процент и банковская прибыль. Капитал.
|
1 ч.
|
9.
|
Производство.
Издержки производства.
|
3 ч.
|
10.
|
Конкуренция.
Понятие о монополии.
|
1 ч.
|
11.
|
Реклама
|
2 ч.
|
12.
|
Качество
производимой
продукции.
|
2 ч.
|
13.
|
Банкротство
- разорение. Учредители.
|
2 ч.
|
14.
|
Срокплатежа.
Конфискация имущества.
|
2 ч.
|
15.
|
Экономические
циклы.
|
1 ч.
|
16.
|
Внешняя
торговля.
|
2 ч.
|
17.
|
Таможня
и таможенные пошлины.
|
2 ч.
|
18.
|
Понятие
налога.
|
2 ч.
|
4 класс
|
1.
|
Ценовая
политика.
|
3 ч.
|
2.
|
Основные виды и формы торговли.
|
3 ч.
|
3.
|
Амортизация.
|
3 ч.
|
4.
|
Расчеты между покупателями и продавцами
|
2 ч.
|
5.
|
Налоги.
Система налогообложения
|
3 ч.
|
6.
|
Биржа
|
5 ч.
|
7.
|
Земельная
рента.
Аренда.
|
3 ч.
|
8.
|
Внешняя
торговля
|
3 ч.
|
9.
|
Работа
над
задачами
|
5 ч.
|
10.
|
Проектная
задача
|
4 ч.
|
ОПИСАНИЕ
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБ-РАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Программа по экономике обеспечивается
учебно-методическими и информационными ресурсами.
1. Т. В. Смирнова "Белка и компания" - книга
для чтения.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2011
2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Путешествие
в компании "Белки и ее друзей". Задачник - рабочая тетрадь по
экономике в 2 частях. 2-3 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2009
3. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова Экономический
словарь.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2008
4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А.
Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших
школьников» (1й год обучения). Дом в особом переулке. Самара : Издательство
«Учебная литература» : Издательский дом «Федоров, 2009. 112 с.
5. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические
рекомендации к факультативному курсу «Эко-номика». Самара : Издательство «Учебная
литература : Издательский дом «Федоров», 2008. 96 с.
6. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические
рекомендации, ответы и пояснения к задачникурабочей тетради по экономике
«Путешествие в компании Белки и ее друзей». Самара: Корпорация «Федоров» : Издательство
«Учебная литература», 2004. 24 с.
ЛИТЕРАТУРА
Для разработки образовательной программы были
использованы следующие материалы:
- Примерная
программа по факультативному курсу «Экономика»
- Программа
начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В. Нечае-ва,
С.В. Бухалова.-Самара: Издательскийдом «Федоров», 2011
- Планируемые
результаты начального общего образования/ Л.Л Алексеева, М.З.Биболетова и
др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. -3-е изд.-М.:Просвещение,
2011.-(Стандарты второго поколения)
- Оценка
достижения планируемых результатов в начальной школе. В 3ч. / Л.Л
Алек-сеева, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой.
-3-е изд.-М.:Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения)
- Интернет
–ресурсы: www.zankov.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.