Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Другое / Программа курса «Роль звуковых образных средств русского языка в осмыслении выразительности речи» рассчитана на учащихся 11-х классов.

Программа курса «Роль звуковых образных средств русского языка в осмыслении выразительности речи» рассчитана на учащихся 11-х классов.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


«Роль звуковых образных средств русского языка в осмыслении выразительности речи»

Пояснительная записка.

Программа курса «Роль звуковых образных средств русского языка в осмыслении выразительности речи» рассчитана на учащихся 11-х классов. Цель данной программы - показать гибкость и выразительность русской фонетической системы, рассказать о том, какие элементы фонетического строя поэтической речи могут стать предметами наблюдения и анализа на занятиях спецкурса. Программа рассчитана на 17 часов ( 0,5 часа в неделю)

Гибкость и выразительность русской фонетической системы вызывала восхищение многих. Особенно ценным для нас является мнение людей, которые знали несколько языков и потому имели возможность сопоставить звуковой строй разных языковых систем. Так, Н.М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» раскрыл поразительные возможности фонетической системы родного языка: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река - шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса».

Вообще звучащая речь является основной формой существования языка. Каждый по своему опыту знает, что даже когда мы, читая, не произносим текста вслух, тем не менее все слова воспринимаем в их звуковом составе. Особенно ярко мы представляем звучание поэтической речи. Почему? Дело в том, что в художественном тексте каждое слово оказывается как бы под увеличительным стеклом: «… слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте» (Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста», – Л.: 1978, с.86). Вот почему весь комплекс значений, заложенных в слове (образных, эмоционально-экспрессивных, лексических), а также само его звучание, становясь объектом художественного восприятия, приобретает особый смысл: «Поэзия - высшая форма организации языка, когда содержательно все важно: и глубина значения слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков» (Журавлёв А.П. «Звук и смысл», – М.: 1991, с.99).

Современные ученые, занимающиеся проблемами лингвистического анализа художественного текста, считают, что фонетическая организация художественной речи должна быть ясной и точной, чтобы не отвлекать внимание читателя, не мешать образному восприятию текста. Однако в поэзии (иногда и в художественной прозе) звуковая сторона речи может стать особым значимым элементом стиля, если вовлекается в решение художественно-эстетических задач.

Обучаясь выразительному чтению художественных произведений, анализируя художественные тексты, особенно поэтические, учащиеся, как правило, не задумываются над тем, что большую часть в осмыслении выразительности речи играет фонетическая организация художественной речи. Отсюда нет полной картины образного восприятия текста, нет правильного, грамотного, выразительного чтения. Говоря о средствах художественной изобразительности, учащиеся, как правило, отмечают разного вида тропы, синтаксические конструкции, в лучшем случае назовут аллитерацию, ассонанс, а о таких звуковых средствах художественной изобразительности, как звукоподражание, звуковой символизм, благозвучие, они либо не знают, либо мало слышали и не применяли их на практике. Мало внимания уделяют учащиеся также ритму и интонации (выделяют не все элементы интонации).

В связи с этим и предлагается элективный курс «Роль звуковых образных средств русского языка в осмыслении выразительности речи», который дает возможность восполнить и углубить знания учащихся по фонетической организации художественной речи. Данный элективный курс включает в себя как теоретические, так и практические, творческие занятия.

Содержание программы

Тема 1. Углубление понятия о звуковых образных средствах русского языка. Их роль в поэтическом тексте.

Элементы фонетического строя поэтической речи (звукопись, русская рифма, словесное ударение и ритмическая организация стиха, интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи). Общее знакомство. Роль фонетической организации художественной речи в образном восприятии текста.

Тема 2. Звукопись (аллитерация, ассонанс, звукоподражание, благозвучие).

Звукопись как один из самых сильных поэтических приемов. Аллитерация, ассонанс как средства создания звуковой инструментовки поэтического текста. Фоносемантика - филологическая область теории содержательности звуковой формы в языке. Книга А.П. Журавлева «Звук и смысл».

Звукоподражание как средство создания звуковой инструментовки поэтического текста.

Звуковые повторы как художественный прием, используемый и в прозаических текстах. А.Белый - мастер звукописи. Понятие о поэтической прозе, ритмической прозе, орнаментальной прозе.

Благозвучие (эвфония) - отсутствие неудобопроизносимых, «режущих слух» сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное для слуха и легкое для восприятия звучание текста.

Тема 3. Русская рифма. История русской рифмы. Виды рифмы.

Рифма - яркая особенность стиха, строящаяся на фонетических возможностях русской звуковой системы, на звуковых повторах. Рифма и произведения русского народного творчества.

Виды рифмы. Составная рифма. Ее особенности. История развития составной рифмы. Ин.Анненский, В. Маяковский, Я. Козловский -поэты - представители составной рифмы.

Усеченная рифма и ее особенности. Усеченная рифма и стихи С. Есенина. Усеченная рифма и русский фольклор.

Неравносложная рифма и ее особенности. История развития неравносложной рифмы. Использование данного типа рифмы в стихотворениях Вл. Маяковского.

Равноударная рифма. Особенности равноударной рифмы. Использование равноударной рифмы в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Белые стихи. Их особенности. Белые стихи и русская поэзия XX в. Поэты В.Волошин, Н.Гумилев и др.

Равноударная рифма. Особенности равиоударной рифмы. Использование равноударной рифмы в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Белые стихи. Их особенности Белые стихи и русская поэзия XX в. Поэты В. Волошин, Н.Гумилев и др.  

Тема 4. Строфа и ее виды.

Строфа как свойство стихотворной речи, основанное на фонетических созвучных концовках. Виды строфы: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава). Онегинская строфа.

Тема 5. Словесное ударение и ритмическая организация стиха.

Симеон Полоцкий и силлабическое стихосложение. Силлабо - тоническая система стихотворения. Двухсложные размеры стиха. Ямб и хорей. Трехсложные размеры стиха. Дактиль, амфибрахий, анапест.

Тема 6. Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.

Интонация - неотъемлемая часть звучащей речи. Интонация и история развития выразительного чтения. Логическое ударение, пауза, мелодика, темп, ритм речи - элементы интонации.

Тема 7. Логическое ударение, пауза.

Логическое ударение как элемент интонации. Слабые и сильные логические ударения (варианты).

Особенности проявления логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях. Выделение логическим ударение противопоставляемых понятий (повышение и понижение голоса).

Логическое ударение в конструкциях сравнения.

Выделение логическим ударением нового понятия.

Пауза. Логические (смысловые) и психологические паузы.

Виды психологических пауз (паузы припоминания, паузы умолчания, паузы напряжения). Использование многоточия как авторского знака при психологических паузах.

Тема 8. Мелодика речи.

Мелодика русской речи (движение голоса - повышение и понижение голоса, особенность интонационных рисунков.

Интонационная характеристика наиболее типичных синтаксических конструкций (предложений с однородными членами, с обобщающими словами и без них, бессоюзных предложений, предложений, осложненных обособленными членами или вводными словами).

Период - гармоничное по своей синтаксической структуре многочленное сложное предложение., отличающееся полнотой и завершенностью содержания.

Тема 9. Анализ поэтических текстов с нахождением всех имеющихся звуковых образных средств русского языка.

Развитие практических умений и навыков учащихся анализировать фонетическую (звуковую) организацию художественной речи.
 

Тема 10. «Авторские шедевры».

Развитие творческих способностей учащихся. Написание собственных сочинений - миниатюр с использованием звукописи.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

Углубление понятия о звуковых образных средствах русского языка. Их роль в поэтическом тексте.

1

Лекция учителя. Составление плана.

2.

Звукопись (аллитерация, ассонанс, звукоподражание, благозвучие).

2

Лекция учителя. Практикум. Анализ поэтических текстов выявлением звукописи. Работа со словарем литературоведческих терминов.

3.

Русская рифма. История русской рифмы. Виды рифмы.

2,5

Лекция учителя. Практикум. Чтение стихотворений в качестве примеров на разные виды рифмы Дм. Минаева, В. Маяковского, С. Есенина, Н.Асеева, В.Брюсова, А.Пушкина.

4.

Строфа и ее виды.

2

Лекция учителя. Практикум. Определение вида строфы на примере поэтических текстов.

5.

Словесное ударение и ритмическая организация стиха.

2

Лекция учителя. Практикум. Определение размера стихов.

6.

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.

1,5

Лекция учителя. Практикум. Работа с элементами интонации. Соблюдение интонации (правильный выбор) в поэтических текстах.

7.

Логическое ударение. Пауза.

 

2

Лекция учителя. Практикум. Работа с поэтическим текстом (выделение логических ударений, логических и психологических пауз. Интонационно-смысловой анализ стихотворения А.Н. Некрасова  «Размышление у парадного подъезда».

8.

Мелодика речи.

2

Лекция учителя. Практикум. Интонационный анализ стихотворений или отрывков Саши Черного, М.Цветаевой. Работа с интонационными рисунками,

9.

Анализ поэтических текстов с нахождением всех имеющихся звуковых образных средств русского языка.

1

Практикум.

10.

«Авторские шедевры».

1

Творческий отчет учащихся. Сочинения-миниатюры с использованием звукозаписи.

Литература.

 

  1. Львова С.И. Уроки словесности 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Горшков А.И. Русская словесность 10-11 классы. - М.: Дрофа. 2002.

  3. Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы. Сборник задач и упражнений. - М.: Дрофа, 2001.

  4. Холшевников В.Е. Анализ одного стихотворения. - Л., 1985.

  5. Крылов Л.П. Жизнь слова. Книга для учащихся старших классов. - М., 1980.

  6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1978.

  7. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1986.

  8. Иванчикова Е.А. Изобретательный синтаксис Достоевского // Русский язык в школе. 1981 .-№ 1.







































Календарно-тематический план.

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Углубление понятия о звуковых образных средствах русского языка

0,5


2.

Их роль в поэтическом тексте.

0,5


3.

Звукопись (аллитерация, ассонанс, звукоподражание, благозвучие).

0,5


4.

Звукопись как один из самых сильных поэтических приемов.

0,5


5.

Аллитерация, ассонанс как средства создания звуковой инструментовки поэтического текста.

0,5


6.

Звуковые повторы как художественный прием, используемый и в прозаических текста.

0,5


7.

Русская рифма

0,5


8.

Виды рифмы. Составная рифма. Ее особенности.

0,5


9.

История развития составной рифмы.

0,5


10.

Усеченная рифма и ее особенности.

0,5


11.

Неравносложная рифма и ее особенности.

0,5


12.

Строфа как свойство стихотворной речи, основанное на фонетических созвучных концовках.

0,5


13.

Виды строфы.

0,5


14-15

Двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

1


16.

Словесное ударение и ритмическая организация стиха.

0,5


17.

Симеон Полоцкий и силлабическое стихосложение.

0,5


18.

Силлабо - тоническая система стихотворения.

0,5


19.

Двухсложные размеры стиха. Ямб и хорей. Трехсложные размеры стиха. Дактиль, амфибрахий, анапест.

0,5


20 .

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.

0,5


21-22

Логическое ударение, пауза, мелодика, темп, ритм речи - элементы интонации.

1


23.

Логическое ударение, пауза.

0,5


24.

Логическое ударение в конструкциях сравнения.

0,5


25.

Выделение логическим ударением нового понятия.

0,5


26.

Пауза. Логические (смысловые) и психологические паузы.

0,5


27 -28.

Мелодика русской речи (движение голоса - повышение и понижение голоса, особенность интонационных рисунков.

1


29-30

Интонационная характеристика наиболее типичных синтаксических конструкций.

1


31-32.

Анализ поэтических текстов с нахождением всех имеющихся звуковых образных средств русского языка.

1


33-34

«Авторские шедевры».

1




6


  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 03.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 139
Номер материала MA-073061
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»