Программа кружка
«В гостях у гнома-часовщика».
Разработал
воспитатель 1 квалификационной категории Егорова А.А.
Пояснительная
записка.
Время важно для каждого. Изо дня в день мы слышим слова: рабочее время, время
года, летнее время, современность. Согласно Эйнштейну, создателю теории
относительности, время – шкала, по которой мы можем распознать события.
Специфические
особенности времени как реальности затрудняют его восприятие детьми. Время
всегда в движении, течение времени совершается в одном направлении – от
прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать и показать. Но уже
младшие дошкольники чувствуют окружающий мир в пространстве и движении, отражая
это в словах: до, после, сейчас, потом. Вот это интуитивное понимание времени
как формы существования действительности, которая непрерывно изменяется – одна
из предпосылок логического мышления. Надо помочь ребенку войти и в конкретное
время человеческого бытия, и в вечный круговорот, цикличность.
Умение
регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития
таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность,
точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Актуальность.
С проблемой
времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно,
глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и
обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.
Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим
миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в
дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во
времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать
его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени),
менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение
регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития
таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность,
точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во
времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает
детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами
деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В
повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными
категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит
календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью
и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в
процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать
с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Новизна кружка.
Новизна дополнительной образовательной программы «В гостях
у гнома-часовщика» состоит в том, что каждое занятие проводится в виде
путешествий, игр, что не утомляет дошкольников и способствует лучшему
запоминанию временных категорий. Много внимания уделяется активизации
словарного запаса детей. При подборе игр учитывается, что игра не должна быть
не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра
приносит детям пользу и радость. Внесён новый вид игры – партнерский, где
объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются
подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.
Цель.
Развитие временных представлений у
дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи.
Развивающие:
- Развивать
представление о времени.
- Развивать навыки
использования в речи слов, обозначающих временные категории.
- Формировать
предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать
представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели»,
«Месяцев года», Времен года».
-
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года,
части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти
часа).
- Научить отражать
абстрактные понятия о времени в конкретных действиях, в различных видах
деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и
элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
- Воспитывать
желание «беречь» время.
Принципы программы.
- Принцип психологической комфортности (создаётся образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса).
- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а
через самостоятельное «открытие» его детьми).
- Принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения
каждого ребёнка своим темпом).
- Принцип представления о мире (при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира).
- Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность).
Формы, методы и приемы работы:
·
диагностика
ориентации во времени детей;
·
чтение
и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
·
чтение
художественной литературы по изучению временных понятий;
·
проведение
конкурса
·
развлечение
по сказке «Двенадцать месяцев»;
·
фотоколлаж.
Перспективный план.
блок
|
|
Темы
занятий
|
Небесные
часы.
|
сентябрь
|
Какие
природные явления определяют ход времени?
|
Как
возникают день и ночь?
|
Что
такое сутки?
|
Как
образуются времена года?
|
Октябрь
|
Что
такое год?
|
Почему
бывает високосный год?
|
Календарь
в истории человечества
|
Что
такое календарь?
|
Откуда
взялись неделя , месяц?
|
Измерение
времени вчера и сегодня
|
Ноябрь
|
Что
такое солнечные часы?
|
Есть
ли часы у животных и растений.
|
Как
работают часы-свеча?
|
Что
такое песочные часы?
|
Декабрь
|
Часы без
стрелок?
|
|
|
Как
работают маятниковые часы?
|
Какие
важнейшие элементы есть в часах?
|
Что
такое кварцевые часы?
|
январь
|
Как
действуют атомные часы?
|
Главные
часы нашей страны
|
Февраль
|
Что
такое местное время?
|
Откуда
взялось летнее время?
|
Развитие
у детей чувства времени
|
Ощущение
времени и относительности.
|
Март-апрель
|
Обучение
умению определять время на часах.
Знакомство
с римскими цифрами
|
май
|
Режим
дня. Зачем он?
|
Есть
ли часы у животных и растений.
|
Режим
работы кружка.
Программа
рассчитана на 1 год, 1
занятие в неделю, длительность 20-25 минут.
Ожидаемый результат.
·
У воспитанников развито представление о времени.
·
Развиты
навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
·
Сформированы
предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
·
Даны
представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели»,
«Месяцы года», «Времена года».
·
Систематизированы
и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни
недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
·
Дети
научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в
различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе
(формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
·
Воспитанно
желание «беречь» время.
Формы подведения итогов.
·
Подведение
итогов конкурса «Сделай часы своими руками».
·
Проведение
развлечения «Двенадцать месяцев».
·
Оформление
фотоколлажа «Вот как мы ориентируемся во времени».
Диагностика.
Качественное определение уровня
сформированности представлений о времени у старших дошкольников включает в себя
следующие знания и умения:
- знания о временах года, месяцах, днях недели,
часах, минутах.
- использование в свободной речи этих и
других определений, характеризующих временные изменения (вчера, сегодня,
прошлый, будущий, завтра, потом, сначала, рано, поздно, быстро, медленно и
т.д.).
- знания о реальных временных изменениях
(смена сезонов, часть суток и т.д.). Умение определять то или иное время года
по тем или иным временным параметрам, а именно: изменения в животном мире, в
растительном мире, в неживой природе (осадки, природные явления), в жизни людей.
Далее данные анализируются и
обрабатываются. В результате воспитатель каждому ребенку проставляет
соответствующий ему показатель сформированности временных представлений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.