Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрограмма кружка "Логика" для 2 класса

Программа кружка "Логика" для 2 класса

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №88»

 

Программа курса «Логика» для 2 класса

 

Направление: общеинтеллектуальное

Возраст: 8-10 лет

Срок реализации: 1 месяц

Разработала: Замахаева Е.Н.

 

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логика»

3. Планируемые результаты освоения курса

4. Содержание дополнительной образовательной программы

5. Тематическое планирование

6. Материально-техническое обеспечение

 

Пояснительная записка

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Логика”. Программа кружка  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

Программа  курса создана для занятий с учащимися 2-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией). Кружок проводится 4 раза в неделю. Всего 25 часов.

 

Сроки реализации:

Ноябрь 2017 – Декабрь 2017 года

 

Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

 

Задачи:

- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

- Развивать: память, внимание, логическое мышление, воображение.

- Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, умение работать в   группе.

- Воспитывать у детей настойчивости, любознательности, воли и упорства в достижении цели,  чувства коллективизма и формирование умения работать в сотрудничестве со сверстниками.

     Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.

     В данном курсе большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.

     Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста.

 

Принципы реализации программы:

Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку.

Коллективизм.

Креативность (творчество).

Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.

Научность.

Сознательность и активность учащихся.

Наглядность.

 

Формы проведения занятий: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, компьютерные логические игры, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, соревнования и др.

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие  показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

 

Планируемые результаты освоения программы курса

 

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своѐ предположение (версию).

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  математические объекты.

- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

Коммуникативные УУД:

- учиться выражать свои мысли;

- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

 

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать предметы по заданному свойству;

- устанавливать общие признаки;

- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

Содержание  программы

          Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, используются ИКТ.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. Используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    

Занятие 1: Знакомство с курсом «Логика». Логические задачи.

Интеллектуальная разминка. Задача на переправу «Волк, коза и капуста». Знакомство с  головоломкой «Ханойская башня» из электронного учебного пособия «Математика и кон­струирование».

Занятия 2: Задачи с отношениями.

Интеллектуальная разминка. Обучение решению задач с отношениями. Продолжение работы с головоломкой «Ханойская башня» из электронного учебного пособия «Математика и кон­струирование».

Занятия 3: Задачи, решаемые с помощью таблиц и схем.

Интеллектуальная разминка. Обучение решению задач с помощью таблиц и схем.

Занятия 4: Поиск закономерностей.

Интеллектуальная разминка. Развитие внимания и памяти. Тест «Нарисуй недостающие детали». Найди буквенную, числовую закономерность. Головоломка «Пуговки» (презентация). Головоломка «Раскраска карты».

Занятия 5: Лабиринты.

Интеллектуальная разминка. Головоломки-лабиринты.

Занятие 6: Логический бой.

Участие в логических  играх  по командам, соревнование.

Занятие 7: Спичечный конструктор.

Интеллектуальная разминка. Логические задачи со спичками. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Занятия 8: Комбинаторика.

Интеллектуальная разминка. Решение комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Конструктор «Комбинаций».

Занятие 9: Решение задач из математического конкурса «Кенгуру».

Решение олимпиадных задач из математического конкурса «Кенгуру».

Занятие 10: Задачи –переправы.

Интеллектуальная разминка. Работа с задачами-переправами. Работа с головоломкой «Лягушки».

Занятие 11: Математические игры.

Интеллектуальная разминка. Математические игры. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», конструкторы «Монтажник» и др.

Занятие 12: Числовые головоломки.

Интеллектуальная разминка. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Магические квадраты.

Занятие 13: Геометрия вокруг нас.

Интеллектуальная разминка. Знакомство и решение геометрических задач, логических заданий, игр с использованием геометрического материала. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Тест «Сколько кубиков надо добавить». Конструкторы: «Паркеты и мозаика», «Строитель», «Кубики».

Занятия 14: История игры «Танграмм».

Интеллектуальная разминка. История игры «Танграмм». Складывание фигурок. Игра «Танграмм», «Колумбово яйцо» и др.

Занятия 15: Ребусы.

Интеллектуальная разминка. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Выполнение задания № 5 и № 6 из электронного учебного пособия «Адалин».

Занятия 16: Волшебные переливания.

Интеллектуальная разминка. Задачи на переливания.

Занятие 17: Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

Интеллектуальная разминка. Решение задач-шуток, задач-смекалок.

Занятие 18: Математические фокусы.

Интеллектуальная разминка. Фокусы с цифрами. Математические фокусы.

Занятие 19: Интеллектуальный марафон (конкурс).

Конкурс между учащимися на выявление уровня логического мышления.

Занятие 20: Диагностика степени владения логическими операциями.

Диагностические задания. Они дают представление об уровне подготовки, на котором находится каждый ученик. Задания направлены на выяснение влияния обучения на становление у детей общеучебных интеллектуальных действий (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить) на основе которых формируется умение учиться.

Занятия 21-25: занятия по выбору учащихся, экскурсия в интерактивный музей «Парк Научных Развлечений» (ул. 25 октября)

 

Модель занятия:

1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)

2. Разминка (3-5 минут)

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей - памяти, внимания, воображения (15 минут)

4. Веселая переменка (3-5 минут)

5. Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение и ресурсы

- Математика и конструирование 2кл. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. 2013 - 96с

- 2027- Математика и конструирование 1кл. Волкова С.И. 2016 -96с

- Занимательный русский язык Мищенкова Л.В. 2014 – 80с

Наглядно-дидактические пособия

Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги, пазлы, разрезные картинки, цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш, головолоки, компьютер, интерактивная доска.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка "Логика" для 2 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 547 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.06.2020 685
    • DOCX 76.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Алена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козлова Алена Юрьевна
    Козлова Алена Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71653
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе