Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №88»
Программа курса «Логика» для 2 класса
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст: 8-10 лет
Срок реализации: 1 месяц
Разработала: Замахаева Е.Н.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Описание ценностных ориентиров содержания курса
«Логика»
3. Планируемые результаты освоения курса
4. Содержание дополнительной образовательной программы
5. Тематическое планирование
6. Материально-техническое обеспечение
Пояснительная записка
Умение мыслить логически,
выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по
определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного
материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Логика”. Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью
программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по
содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и
элементов соревнования на них.
Программа курса создана для
занятий с учащимися 2-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией). Кружок
проводится 4 раза в неделю. Всего 25 часов.
Сроки реализации:
Ноябрь 2017 – Декабрь 2017 года
Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов
(внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и
формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных
интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развивать: память, внимание, логическое мышление, воображение.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, умение работать
в группе.
- Воспитывать у детей настойчивости, любознательности,
воли и упорства в достижении цели, чувства коллективизма и формирование умения
работать в сотрудничестве со сверстниками.
Игра и игровое общение по сравнению с
традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют
возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
В данном курсе большое внимание уделяется решению
нестандартных задач. Решение нестандартных задач формирует познавательную
активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в
слово. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления –
то есть развитию творческих способностей.
Подбор заданий строится с учётом возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного
возраста.
Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку.
Коллективизм.
Креативность (творчество).
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.
Научность.
Сознательность и активность учащихся.
Наглядность.
Формы проведения занятий: Математические (логические) игры, задачи,
упражнения, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки,
компьютерные логические игры, дидактические игры и упражнения (геометрический
материал), конкурсы, соревнования и др.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень
помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
- поведение
учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты
выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий
может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности,
работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Планируемые результаты освоения программы
курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять
и высказывать под руководством
педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
- Определять и формулировать
цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность
действий.
- Учиться высказывать
своѐ предположение (версию).
- Учиться работать по
предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно
выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Познавательные
УУД:
- Ориентироваться в
своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
- Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать математические объекты.
-
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные
УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться
договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в
совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений:
- выделять
существенные признаки предметов;
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в
расположении предметов;
- обобщать, делать
несложные выводы;
- классифицировать
явления, предметы;
- определять
последовательность событий;
- судить о
противоположных явлениях;
- давать определения
тем или иным понятиям;
- выявлять
функциональные отношения между понятиями;
-
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы
Материал каждого занятия рассчитан на 40
минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность
и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В
результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных
упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях
применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,
задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, используются ИКТ.
Основное время на занятиях занимает
самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей
формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой
в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное
обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется
такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль,
возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы
проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный
материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.
Используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях,
могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются
задачи, которые они могут решать успешно).
Задания построены таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно
чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной
и менее утомляемой.
Занятие 1: Знакомство с курсом «Логика». Логические задачи.
Интеллектуальная разминка. Задача на переправу «Волк,
коза и капуста». Знакомство с головоломкой «Ханойская башня» из электронного учебного пособия «Математика
и конструирование».
Занятия 2: Задачи с отношениями.
Интеллектуальная разминка. Обучение решению задач с
отношениями. Продолжение работы с головоломкой «Ханойская башня» из электронного учебного пособия «Математика
и конструирование».
Занятия 3: Задачи, решаемые с помощью таблиц и схем.
Интеллектуальная разминка. Обучение решению задач с
помощью таблиц и схем.
Занятия 4: Поиск закономерностей.
Интеллектуальная разминка. Развитие внимания и памяти.
Тест «Нарисуй недостающие детали».
Найди буквенную, числовую закономерность. Головоломка «Пуговки» (презентация).
Головоломка «Раскраска карты».
Занятия 5: Лабиринты.
Интеллектуальная разминка. Головоломки-лабиринты.
Занятие 6: Логический бой.
Участие в логических играх по командам, соревнование.
Занятие 7: Спичечный
конструктор.
Интеллектуальная разминка. Логические задачи со спичками. Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
Занятия 8: Комбинаторика.
Интеллектуальная разминка. Решение комбинаторных задач. Перестановки. Размещения.
Сочетания. Конструктор «Комбинаций».
Занятие 9: Решение задач из математического конкурса
«Кенгуру».
Решение олимпиадных задач из математического конкурса
«Кенгуру».
Занятие 10: Задачи –переправы.
Интеллектуальная разминка. Работа с
задачами-переправами. Работа с головоломкой «Лягушки».
Занятие 11: Математические игры.
Интеллектуальная разминка. Математические игры. Игры:
«Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», конструкторы «Монтажник»
и др.
Занятие 12: Числовые головоломки.
Интеллектуальная разминка. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действий так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких
решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Магические
квадраты.
Занятие 13: Геометрия вокруг нас.
Интеллектуальная разминка. Знакомство и решение геометрических задач, логических
заданий, игр с использованием геометрического материала. Конструирование
многоугольников из заданных элементов. Тест
«Сколько кубиков надо добавить». Конструкторы: «Паркеты и мозаика», «Строитель»,
«Кубики».
Занятия 14: История игры «Танграмм».
Интеллектуальная разминка. История игры «Танграмм». Складывание фигурок. Игра
«Танграмм», «Колумбово яйцо» и др.
Занятия 15: Ребусы.
Интеллектуальная разминка. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Выполнение задания № 5 и № 6 из электронного учебного пособия «Адалин».
Занятия 16: Волшебные переливания.
Интеллектуальная разминка. Задачи на переливания.
Занятие 17: Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Интеллектуальная разминка. Решение задач-шуток, задач-смекалок.
Занятие 18: Математические фокусы.
Интеллектуальная разминка. Фокусы с цифрами. Математические фокусы.
Занятие 19: Интеллектуальный марафон (конкурс).
Конкурс между учащимися на выявление уровня логического мышления.
Занятие 20: Диагностика степени владения логическими операциями.
Диагностические задания. Они дают представление об
уровне подготовки, на котором находится каждый ученик. Задания направлены на
выяснение влияния обучения на становление у детей общеучебных интеллектуальных
действий (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить) на основе
которых формируется умение учиться.
Занятия 21-25: занятия по выбору учащихся,
экскурсия в интерактивный музей «Парк Научных Развлечений» (ул. 25 октября)
Модель занятия:
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических
механизмов, лежащих в основе познавательных способностей - памяти, внимания,
воображения (15 минут)
4. Веселая переменка (3-5 минут)
5. Логически-поисковые
и творческие задания (10-15 минут)
Материально-техническое обеспечение и ресурсы
- Математика и конструирование 2кл. Волкова С.И.,
Пчелкина О.Л. 2013 - 96с
- 2027- Математика и конструирование 1кл. Волкова С.И.
2016 -96с
- Занимательный русский язык Мищенкова Л.В. 2014 – 80с
Наглядно-дидактические пособия
Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги, пазлы,
разрезные картинки, цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш, головолоки, компьютер, интерактивная доска.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.