МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Томторская
средняя общеобразовательная школа им.Н.М.Заболоцкого» Оймяконского района
Программа кружка «Декоративно-прикладное
искусство (Батик)»
Автор программы: Кузьмина И.И.
Руководитель кружка «Декоративно-прикладное
искусство (Батик)»
с. Томтор, 2015 г.
Программа кружка «Декоративно-прикладное
искусство (Батик)»
Пояснительная записка
Данная программа предназначена на 2 года
обучения для кружкового занятия детей средней (5 – 8 классы, 68 часов) и
старшей (9 – 11 классы, 68 часов) групп. Программа призвана помочь учащимся,
имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои
природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной росписи
ткани. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору
ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.
В программе реализован принцип
практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть
содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, в
использовании современном декоративно-прикладном искусстве, в том числе и
росписи ткани, национальных традиций.
Учащихся необходимо ознакомить с принципами
художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами
росписи, применяемыми красителями. При разработке эскизов росписи учащиеся могут
использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды изделий.
Наряду с технологическими сведениями необходимо
увеличить объем художественно-конструкторской деятельности: выполнение эскизов,
составление орнаментов.
Более глубокому усвоению содержания
программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и
выставки творческих работ учащихся, создание коллекций и экспозиций изделий
декоративно-прикладного искусства. Желательно собрать коллекцию натуральных
образцов, изделий народных мастеров и репродукций декоративно-прикладного
искусства.
Реализации задач, поставленных в программе, будет
способствовать скоординированное изучение технологии и изобразительного
искусства. Это позволит учащимся выполнить большее количество зарисовок
творческих работ народных умельцев своего края, области, села, ближе познакомиться
с видами традиционных художественных ремесел.
В процессе обучения школьники смогут украсить
собственными произведениями интерьер учебного заведения и своего дома, создать
оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями.
При выполнении программы можно
применять самые разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать
доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и
недостатки творческих работ учащихся.
Требования к
уровню подготовки
учащихся за
первый учебный год:
Учащиеся должны иметь представление: о
видах декоративно-прикладного искусства; истории развития художественной
росписи тканей; свойствах тканей и красителей, их взаимодействии; об
орнаменте, его значении в художественном оформлении одежды.
Учащиеся должны знать: правила использования
инструментов, приспособлений, красителей при росписи тканей в технике
свободной росписи, «бандан»; основные приемы выполнения росписи ткани в
технике свободной росписи, «бандан», узелкового батика.
Учащиеся должны уметь: давать определения
основным видам композиции; разбирать, составлять декоративные композиции, справляться
с приемами стилизации мотивов; пользоваться инструментами и приспособлениями
для художественной росписи тканей; выполнять художественную роспись ткани в
технике свободной росписи, «бандан», узелкового батика.
Требования к
уровню подготовки
учащихся за
второй учебный год:
Учащиеся должны иметь представление: о
видах росписи ткани, технике их выполнения, о тканях, резервирующих составах и красителях,
используемых в холодном и горячем батике, их свойства; о роли батика в
интерьере.
Учащиеся должны знать:
необходимые инструменты, материалы и безопасные приемы труда при выполнении
росписи ткани, виды и свойства тканей, используемых для росписи; технологии
выполнения холодного и горячего батика.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в
технике батика; копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении, изменять
масштаб рисунка, переводить рисунок на ткань; изготавливать изделия в технике
холодного и горячего батика; использовать дополнительные эффекты и приемы в
росписи ткани; закреплять нанесенный рисунок; исправлять ошибки; оформлять
изделие.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый учебный год, 68 часов
Введение – 2 ч
История развития ремесел, исторические
корни, традиционные русские ремесла. Виды традиционных ремесел. Исторические
сведения о развитии мировой и отечественной художественной культуры, техники и
технологии и их роль в современном обществе.
Материалы и инструменты, используемые для изучаемых
ремесел. Организация рабочего места, культура труда. Безопасные приемы труда
при использовании красителей.
Виды декоративно-прикладного искусства – 4 ч
Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль
в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды
жизнедеятельности людей.
Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном
искусстве. Вопросы моды, их связь с декоративным искусством. Основные виды
декоративно-прикладного искусства.
Основы декоративно-прикладной композиции – 4
ч
Эмоциональное воздействие декоративной композиции.
Статичная (европейская) и динамичная (восточная) композиции.
Понятие о ритмической (или пластической) композиции,
ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные
решения в построении.
Приемы стилизации реальных форм. Элементы
декоративного решения реально существующих форм.
Практические работы:
1. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и
асимметричной композиций.
2. Зарисовка природных мотивов с натуры и их
стилизация.
3 Создание композиции с изображением пейзажа для панно
или платка по природным мотивам.
Значение цвета – 2 ч
Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические
законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и
ахроматические характеристики цвета. Цветовой круг по Гете, цветовые тела по
Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.
Практические работы
1. Составление ахроматической шкалы тонов
2. Разработка и
составление цветовых кругов по Гете, Оствальду.
3. Подбор
гармоничных сочетаний с использованием кругов Гете и Оствальда.
Свойства тканей, их взаимодействие с красителями – 6
ч
Свойства видов тканей: шелка, шерсти, хлопчатобумажных
тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к
ткани, их взаимодействие.
Выделение красителей по техническим свойствам: прямые,
кислотные, основные и хромовые красители. Правила работы с информацией и технологической
документацией.
Свободная роспись тканей – 16 ч
Художественные особенности
свободной росписи тканей: построение композиции, колористическое решение
рисунка.
Инструменты и приспособления для
свободной росписи. Значение технологической и трудовой дисциплины в
современном производстве. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения
свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление
рисунка на ткани.
Свободная роспись ткани с
применением масляных красок.
Практические работы:
1. Разработка эскизов со свободным расположением
элементов рисунка, композиции платка.
2. Разбор
вариантов композиционного решения шарфа:
а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия;
б) мотивы расположены равномерно
по всей плоскости шарфа.
3. Выполнение художественной
росписи платка или шарфа в технике свободной росписи
Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового
батика – 12 ч
История появления техники «бандан». Виды техники
росписи ткани данным способом («планги», складной батик).
Особенности
построения композиции в узелковом батике.
Инструменты и
материалы для выполнения узелкового батика.
Практические работы:
Выполнение
художественной росписи в технике «бандан» одного из изделий по выбору:
декоративная диванная подушка, носовой платок, салфетка, скатерть, майка,
шарф.
Значение орнамента. Орнамент в одежде – 4 ч
Символика в орнаменте.
Характерные черты орнаментов народов России и якутские национальные орнаменты.
Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический
орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный,
животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате.
Основы графического
моделирования изделий, объектов проектной деятельности.
Практические работы:
1. Выполнение зарисовок
орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
2. Выполнение эскизов для своего
изделия платка, платья и др.
Применение свободной росписи, узелкового батика и
техники «бандан» в художественном оформлении одежды – 14 ч
Понятие стиля в искусстве, в
одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение будущего изделия.
Технология применения свободной
росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды.
Практические работы:
1. Выполнение эскиза оформления
швейного изделия в технике свободной росписи ткани, «бандан» или узелкового
батика.
2. Выполнение свободной росписи
или техники «бандан» на одном из изделий по выбору: платок, шарф, платье, юбка
и др.
Творческий проект – 4 ч
Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над
проектом. Разработка конструкторского и технологического разделов проектной
части. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Современные
энерго- и материалосберегающие и другие перспективные технологии. Изготовление
изделия и его оформление в технике свободной росписи. Анализ результатов
работы и оценка качества выполнения проекта. Защита проекта.
Второй учебный год, 68 часов
Введение – 2 ч
Народное творчество и его виды. Ремесло ручной росписи
ткани. Характерные приемы и традиции русских мастеров.
Характеристика материалов и инструментов, используемых
в процессе работы по декоративно-прикладному искусству.
Организация рабочего места и безопасного труда.
Виды художественной росписи ткани – 4 ч
Основные разновидности художественной росписи ткани.
Применение художественной росписи для оформления текстильных изделий.
Искусство набойки на Руси. Кубовая и белоземельная набойка. Ручные способы
художественной росписи ткани.
Оборудование, инструменты и материалы для
художественной росписи. Технологические особенности выполнения ручной росписи
ткани в разных техниках.
Требования различных групп профессий, областей
деятельности и рынка труда к работнику. Профессиональная карьера. Трудоустройство,
служба занятости.
Роль композиции в росписи тканей – 4 ч
Текстильный орнамент. Первооснова всех закономерностей
орнаментального искусства:
относительный покой (статика) и движение (динамика)
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона,
размеров орнаментальных мотивов и их составных частей.
Выразительность композиции,
линейная характеристика орнаментальных форм. Тональные отношения.
Зеркальное отображение и
изменение размера рисунка.
Практические работы:
1. Создание композиции платка с симметрией
относительно вертикальной оси и диагональной оси.
2. Создание и разработка эскизов статичной и
динамичной композиций.
3. Создание орнаментальных мотивов по закону
пропорциональности композиции.
Элементы цветоведения. Значение колорита в
батике – 2 ч
Психологическое воздействие цвета на человека.
Контраст цветов. Основные понятия и определения. Символика цвета. Гармония в
цвете. Определение и значение гармонии.
Практические работы:
1. Подбор гармоничных сочетаний родственных цветов,
однотонных, родственно-контрастных.
2. Подбор гармоничных сочетаний контрастных и
дополнительных цветов.
3. Разбор на примерах получения ослабленной светлоты
и насыщенного цвета.
Материаловедение. Ткани, красители,
резервирующие составы – 6 ч
Ткани из натуральных, искусственных и химических
волокон, их свойства. Классификация тканей. Обработка тканей, возможность их использования
для художественной росписи, взаимодействие с красителями.
Технические свойства красителей. Прямые и кислотные
красители. Основные и хромовые красители. Специальные маркировки на красителях
отечественного производства. Основные вещества для приготовления краски.
Технология применения различных красителей. Особенности технологии применения
красок импортного производства. Способы закрепления красителей на ткани.
Резервирующие составы. Способы нанесения и удаления
резервирующего состава.
Техника горячего батика – 12 ч
Особенности технологии современного горячего батика.
Приемы выполнения горячего батика.
Построение
композиции и цветовое решение изделий, выполняемых в технике горячего батика.
Способы перевода рисунка на ткань.
Способы росписи ткани в технике горячего батика
(простой батик, сложный батик, батик по пятну). Необходимые инструменты и
приспособления для работы в технике горячего батика. Эффект кракле в горячем
батике.
Безопасные приемы труда.
Практические работы:
1. Выполнение росписи ткани горячим батиком основными
способами (простой батик, сложный батик, батик по пятну).
2. Выполнение эскизов с вариантами композиции
поздравительных открыток для выполнения в технике горячего батика.
Техника холодного батика – 12 ч
Основные
технологические приемы в технике холодного батика. Особенности
композиции и цветового решения для росписи ткани в технике холодного батика.
Позитивный и негативный рисунок.
Инструменты и материалы для выполнения росписи ткани
в технике холодного батика. Способы нанесения и удаления резервирующего
состава. Предупреждение и исправление ошибок в технике нанесения контуров
рисунка.
Красители,
применяемые в технике холодного батика.
Практические работы:
1. Создание
эскизов композиций открыток и выполнение их в технике холодного батика.
2. Выполнение вариантов растительных мотивов для
росписи ткани.
3. Разработка вариантов геометрических композиций для
росписи шарфа.
4. Разработка вариантов композиционных схем для
росписи платка, юбки, блузки, декоративного панно и др.:
а) симметричная относительно четырех осей симметрии;
б) асимметричная с каймой;
в) со свободным расположением
мотивов
5. Разработка эскиза и
выполнение росписи настенного панно.
Техника набойки – 4 ч
Возникновение
набойки. Изготовление простейших штампов. Основные и вспомогательные штампы
Основные материалы и инструменты для создания ткани с напечатанными узорами.
Краски для
печати, специальные приспособления для работы.
Практические работы:
1. Разработка эскизов, выполнение композиции, выбор
цветового решения для изготовления предметов кухонного обихода.
2. Изготовление
набивной скатерти, салфетки с помощью разных штампов.
3. Разработка
оригинального оформления середины и каймы скатерти.
Возможность применения батика в оформлении интерьера –
4 ч
Батик в
интерьере, его особенности. Станковое панно. Особенности композиции, цвета,
размера для батика в интерьере. Цвет и интерьер.
Знакомство с
профессией художника по росписи ткани.
Роспись ткани с помощью трафарета – 4 ч
Функциональное назначение текстильного изделия. Приемы
и техника работы с помощью трафарета. Создание штампов, трафаретов. Подбор
красителей, дополнительных приспособлений для росписи ткани. Разработка композиции
и цвета для будущего изделия.
Практическая работа:
Выполнение росписи изделия с помощью
трафарета.
Творческий проект – 14 ч
Выбор темы проекта. Способы выявления потребностей
общества в товарах и услугах. Предупреждение возможных негативных явлений
хозяйственной деятельности человека. Разработка этапов работы над проектом.
Изготовление декоративного изделия с применением техники холодного или
горячего батика Анализ результатов работы и оценка качества выполнения
проекта. Защита проекта.
Тематический план
Название темы
|
Количество часов
|
Дата
|
Первый учебный год
|
|
|
Введение
|
2
|
|
Виды
декоративно-прикладного искусства
|
4
|
|
Основы
декоративно-прикладной композиции
|
4
|
|
Значение цвета
|
2
|
|
Свойства тканей, их
взаимодействие с красителями
|
6
|
|
Свободная роспись
тканей
|
16
|
|
Роспись ткани в
технике «бандан» и узелкового батика
|
12
|
|
Значение орнамента.
Орнамент в одежде
|
4
|
|
Применение
свободной росписи, узелкового батика и техники – «бандан» в художественном
оформлении одежды
|
14
|
|
Творческий проект
|
4
|
|
Всего
|
68
|
|
Второй учебный год
|
|
|
Введение
|
2
|
|
Виды художественной
росписи тканей
|
4
|
|
Роль композиции в
росписи тканей
|
4
|
|
Элементы
цветоведения. Значение колорита в батике
|
2
|
|
Материаловедение
Ткани, красители, резервирующие составы
|
6
|
|
Техника горячего
батика
|
12
|
|
Техника холодного
батика
|
12
|
|
Техника набойки
|
4
|
|
Возможность
применения батика в оформлении интерьера
|
4
|
|
Роспись ткани с
помощью трафарета
|
4
|
|
Творческий проект
|
14
|
|
Всего:
|
68
|
|
Итого:
|
136
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.