Инфоурок ИЗО, МХК Рабочие программыПрограмма кружка "Декоративно-прикладное искусство (Батик)"

Программа кружка "Декоративно-прикладное искусство (Батик)"

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Томторская средняя общеобразовательная школа им.Н.М.Заболоцкого» Оймяконского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство (Батик)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы: Кузьмина И.И.

Руководитель кружка «Декоративно-прикладное искусство (Батик)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Томтор, 2015 г.

 


Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство (Батик)»

 

Пояснительная записка

Данная программа предназначена на 2 года обучения для кружкового занятия детей средней (5 – 8 классы, 68 часов) и старшей (9 – 11 классы, 68 часов) групп. Программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декора­тивно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популяр­ных его направлений – художественной рос­писи ткани. Занятия этим видом творчества бу­дут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на со­временном рынке труда.

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, в использовании  современном деко­ративно-прикладном искусстве, в том числе и росписи ткани, национальных традиций.

Учащихся необходимо ознакомить с прин­ципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и спосо­бами росписи, применяемыми красителями. При разработке эскизов росписи учащиеся мо­гут использовать готовые образцы, иллюстра­ции и слайды изделий.

Наряду с технологическими сведениями не­обходимо увеличить объем художественно-конструкторской деятельности: выполнение эс­кизов, составление орнаментов.

Более глубокому усвоению содержания про­граммы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, со­здание коллекций и экспозиций изделий деко­ративно-прикладного искусства. Желательно собрать коллекцию натуральных образцов, из­делий народных мастеров и репродукций деко­ративно-прикладного искусства.

Реализации задач, поставленных в про­грамме, будет способствовать скоординиро­ванное изучение технологии и изоб­разительного искусства. Это позволит уча­щимся выполнить большее количество зари­совок творческих работ народных умельцев своего края, области, села, ближе познако­миться с видами традиционных художест­венных ремесел.

В процессе обучения школьники смогут ук­расить собственными произведениями интерь­ер учебного заведения и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными про­фессиями.

При выполнении программы можно применять самые разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и недостатки твор­ческих работ учащихся.      

 

 

Требования к уровню подготовки

учащихся за первый учебный год:

Учащиеся должны иметь представление: о видах декоративно-прикладного искусства; ис­тории развития художественной росписи тканей; свойствах тканей и красителей, их взаимодейст­вии; об орнаменте, его значении в художествен­ном оформлении одежды.

Учащиеся должны знать: правила использо­вания инструментов, приспособлений, красите­лей при росписи тканей в технике свободной росписи, «бандан»; основные приемы выполне­ния росписи ткани в технике свободной росписи, «бандан», узелкового батика.

Учащиеся должны уметь: давать определе­ния основным видам композиции; разбирать, составлять декоративные композиции, справ­ляться с приемами стилизации мотивов; поль­зоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей; выполнять художественную роспись ткани в технике сво­бодной росписи, «бандан», узелкового батика.

Требования к уровню подготовки

учащихся за второй учебный год:

 

Учащиеся должны иметь представление: о видах росписи ткани, технике их выполнения, о тканях, резервирующих составах и красителях, используемых в холодном и горячем батике, их свойства; о роли батика в интерьере.

Учащиеся должны знать: необходимые инструменты, материалы и безопасные приемы труда при выполнении росписи ткани, виды и свойства тканей, используемых для росписи; технологии выполнения холодного и горячего батика.

Учащиеся должны уметь: пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в технике батика;  копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении, изменять масштаб рисунка, переводить рисунок на ткань; изготавливать изделия в технике холодного и горячего ба­тика; использовать дополнительные эффек­ты и приемы в росписи ткани; закреплять на­несенный рисунок; исправлять ошибки; оформлять изделие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый учебный год, 68 часов

Введение – 2 ч

История развития ремесел, исторические корни, традиционные русские ремесла. Виды традиционных ремесел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной художест­венной культуры, техники и технологии и их роль в современном обществе.

Материалы и инструменты, используемые для изучаемых ремесел. Организация рабочего места, культура труда. Безопасные приемы тру­да при использовании красителей.

 

Виды декоративно-прикладного искусства – 4 ч

Развитие декоративно-прикладного искус­ства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизнедеятельности людей.

Особый смысл декора (украшения) в деко­ративно-прикладном искусстве. Вопросы моды, их связь с декоративным искусством. Основные виды декоративно-прикладного искусства.

Основы декоративно-прикладной  композиции – 4 ч

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская) и динамич­ная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической (или пластической) композиции, ее тональное решение. Симмет­ричные и асимметричные композиции, их ос­новные решения в построении.

Приемы стилизации реальных форм. Эле­менты декоративного решения реально суще­ствующих форм.

Практические работы:

1. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.

2. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация.

3 Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

 

Значение цвета – 2 ч

Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хрома­тические и ахроматические характеристики цвета. Цветовой круг по Гете, цветовые тела по Оствальду. Гармоничные сочетания в цвето­вых кругах.

Практические работы

1. Составление ахроматической шкалы тонов

2. Разработка и составление цветовых кру­гов по Гете, Оствальду.

3. Подбор гармоничных сочетаний с ис­пользованием кругов Гете и Оствальда.

 

Свойства тканей, их взаимодейст­вие с красителями – 6 ч

Свойства видов тканей: шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапель­ных и синтетических волокон. Подбор красите­ля к ткани, их взаимодействие.

Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители. Правила работы с инфор­мацией и технологической документацией.

Свободная роспись тканей – 16 ч

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, коло­ристическое решение рисунка.

Инструменты и приспособления для сво­бодной росписи. Значение технологической и трудовой дисциплины в современном произ­водстве. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. За­крепление рисунка на ткани.

Свободная роспись ткани с применением масляных красок.

Практические работы:

1. Разработка эскизов со свободным располо­жением элементов рисунка, композиции платка.

2. Разбор вариантов композиционного ре­шения шарфа:

а) основные мотивы расположены асимме­трично по краям изделия;

б) мотивы расположены равномерно по всей плоскости шарфа.

3. Выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике свободной рос­писи

 

Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика – 12 ч

История появления техники «бандан». Виды техники росписи ткани данным способом («планги», складной батик).

Особенности построения композиции в узелковом батике.

Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Практические работы:

Выполнение художественной росписи в тех­нике «бандан» одного из изделий по выбору: декоративная диванная подушка, носовой пла­ток, салфетка, скатерть, майка, шарф.

Значение орнамента. Орнамент в одежде – 4 ч

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России и якутские национальные орнаменты. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический ор­намент. Геометрический орнамент. Расти­тельный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, пред­метный орнаменты. Орнамент в круге, в по­лосе, в квадрате.

Основы графического моделирования из­делий, объектов проектной деятельности.

Практические работы:

1. Выполнение зарисовок орнаментов, во­шедших в сокровищницу мировой культуры.

2. Выполнение эскизов для своего изделия платка, платья и др.

Применение свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» в художественном оформлении одежды – 14 ч

Понятие стиля в искусстве, в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое реше­ние будущего изделия.

Технология применения свободной роспи­си, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды.

Практические работы:

1. Выполнение эскиза оформления швей­ного изделия в технике свободной росписи тка­ни, «бандан» или узелкового батика.

2. Выполнение свободной росписи или тех­ники «бандан» на одном из изделий по выбору: платок, шарф, платье, юбка и др.

 

Творческий проект – 4 ч

Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над проектом. Разработка конструк­торского и технологического разделов про­ектной части. Средства и способы поиска тех­нических и технологических решений. Совре­менные энерго- и материалосберегающие и другие перспективные технологии. Изготовле­ние изделия и его оформление в технике сво­бодной росписи. Анализ результатов работы и оценка качества выполнения проекта. Защита проекта.

 

 

Второй учебный год, 68 часов

Введение – 2 ч

Народное творчество и его виды. Ремесло ручной росписи ткани. Характерные приемы и традиции русских мастеров.

Характеристика материалов и инструментов, используемых в процессе работы по декора­тивно-прикладному искусству.

Организация рабочего места и безопасного труда.

Виды художественной росписи ткани – 4 ч

Основные разновидности художественной росписи ткани. Применение художественной росписи для оформления текстильных изде­лий. Искусство набойки на Руси. Кубовая и белоземельная набойка. Ручные способы художественной росписи ткани.

Оборудование, инструменты и материалы для художественной росписи. Технологические особенности выполнения ручной росписи ткани в разных техниках.

Требования различных групп профессий, областей деятельности и рынка труда к работ­нику. Профессиональная карьера. Трудоуст­ройство, служба занятости.

 

Роль композиции в росписи тканей – 4 ч

Текстильный орнамент. Первооснова всех закономерностей орнаментального искусства:

относительный покой (статика) и движение (динамика)

Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей.

Выразительность композиции, линейная характеристика орнаментальных форм. То­нальные отношения.

Зеркальное отображение и изменение раз­мера рисунка.

Практические работы:

1. Создание композиции платка с симмет­рией относительно вертикальной оси и диаго­нальной оси.

2. Создание и разработка эскизов статичной и динамичной композиций.

3. Создание орнаментальных мотивов по закону пропорциональности композиции.

Элементы цветоведения. Значение колорита в батике – 2 ч

Психологическое воздействие цвета на че­ловека. Контраст цветов. Основные понятия и определения. Символика цвета. Гармония в цвете. Определение и значение гармонии.

Практические работы:

1. Подбор гармоничных сочетаний родст­венных цветов, однотонных, родственно-кон­трастных.

2. Подбор гармоничных сочетаний контра­стных и дополнительных цветов.

3. Разбор на примерах получения ослаблен­ной светлоты и насыщенного цвета.

Материаловедение. Ткани, красители, резервирующие составы – 6 ч

Ткани из натуральных, искусственных и хи­мических волокон, их свойства. Классификация тканей. Обработка тканей, возможность их ис­пользования для художественной росписи, вза­имодействие с красителями.

Технические свойства красителей. Прямые и кислотные красители. Основные и хромовые красители. Специальные маркировки на краси­телях отечественного производства. Основные вещества для приготовления краски. Техноло­гия применения различных красителей. Осо­бенности технологии применения красок им­портного производства. Способы закрепления красителей на ткани.

Резервирующие составы. Способы нанесе­ния и удаления резервирующего состава.

Техника горячего батика – 12 ч

Особенности технологии современного го­рячего батика. Приемы выполнения горячего батика.

Построение композиции и цветовое реше­ние изделий, выполняемых в технике горячего батика.

Способы перевода рисунка на ткань.

Способы росписи ткани в технике горячего батика (простой батик, сложный батик, батик по пятну). Необходимые инструменты и приспо­собления для работы в технике горячего батика. Эффект кракле в горячем батике.

Безопасные приемы труда.

Практические работы:

1. Выполнение росписи ткани горячим бати­ком основными способами (простой батик, сложный батик, батик по пятну).

2. Выполнение эскизов с вариантами ком­позиции поздравительных открыток для вы­полнения в технике горячего батика.

 

Техника холодного батика – 12 ч

Основные технологические приемы в тех­нике холодного батика.        Особенности композиции и цветового ре­шения для росписи ткани в технике холодного батика. Позитивный и негативный рисунок.

Инструменты и материалы для выполне­ния росписи ткани в технике холодного бати­ка. Способы нанесения и удаления резерви­рующего состава. Предупреждение и ис­правление ошибок в технике нанесения кон­туров рисунка.

Красители, применяемые в технике холод­ного батика.

Практические работы:

1. Создание эскизов композиций открыток и выполнение их в технике холодного батика.

2. Выполнение вариантов растительных мо­тивов для росписи ткани.

3. Разработка вариантов геометрических композиций для росписи шарфа.

4. Разработка вариантов композиционных схем для росписи платка, юбки, блузки, деко­ративного панно и др.:

а) симметричная относительно четырех осей симметрии;

б) асимметричная с каймой;

в) со свободным расположением мотивов

5. Разработка эскиза и выполнение росписи настенного панно.

 

Техника набойки – 4 ч

Возникновение набойки. Изготовление простейших штампов. Основные и вспомогательные штампы Основные материалы и инструменты для создания ткани с напечатанными узорами.

Краски для печати, специальные приспо­собления для работы.

Практические работы:

1. Разработка эскизов, выполнение компо­зиции, выбор цветового решения для изготов­ления предметов кухонного обихода.

2. Изготовление набивной скатерти, салфет­ки с помощью разных штампов.

3. Разработка оригинального оформления  середины и каймы скатерти.

Возможность применения батика в оформлении интерьера – 4 ч

Батик в интерьере, его особенности. Станко­вое панно. Особенности композиции, цвета, размера для батика в интерьере. Цвет и интерь­ер.

Знакомство с профессией художника по росписи ткани.

 

Роспись ткани с помощью трафарета – 4 ч

Функциональное назначение текстильного изделия. Приемы и техника работы с помощью трафарета. Создание штампов, трафаретов. Подбор красителей, дополнительных приспо­соблений для росписи ткани. Разработка ком­позиции и цвета для будущего изделия.

Практическая работа:

Выполнение росписи изделия с помощью трафарета.

Творческий проект – 14 ч

Выбор темы проекта. Способы выявления потребностей общества в товарах и услугах. Предупреждение возможных негативных явле­ний хозяйственной деятельности человека. Разработка этапов работы над проектом. Изго­товление декоративного изделия с применени­ем техники холодного или горячего батика Ана­лиз результатов работы и оценка качества вы­полнения проекта. Защита проекта.

 

 

Тематический план

 

Название темы

 

Количество часов

Дата

Первый учебный год

 

 

 

 

Введение

 

2

 

 

Виды декоративно-прикладного искусства

 

4

 

 

Основы декоративно-прикладной композиции

 

4

 

 

Значение цвета

 

2

 

 

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями

6

 

 

Свободная роспись тканей

 

16

 

 

Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика

 

12

 

 

 

Значение орнамента. Орнамент в одежде

 

4

 

 

Применение свободной росписи, узелкового батика и техники – «бандан» в художественном оформлении одежды

14

 

 

Творческий проект

 

4

 

 

Всего

68

 

Второй учебный год

 

 

 

Введение

 

2

 

 

Виды художественной росписи тканей

 

4

 

 

Роль композиции в росписи тканей

 

4

 

 

Элементы цветоведения. Значение колорита в батике

2

 

 

Материаловедение Ткани, красители, резервирующие составы

 

6

 

 

Техника горячего батика

 

12

 

 

Техника холодного батика

 

12

 

 

Техника набойки

 

4

 

 

Возможность применения батика в оформлении интерьера

 

4

 

 

Роспись ткани с помощью трафарета

 

4

 

Творческий проект

 

14

 

Всего:

 

68

 

Итого:

136

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка "Декоративно-прикладное искусство (Батик)""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство (Батик)»Программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декора тивно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популяр ных его направлений – художественной рос писи ткани. Занятия этим видом творчества бу дут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на со временном рынке труда. В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, в использовании современном деко ративно-прикладном искусстве, в том числе и росписи ткани, национальных традиций.Требования к уровню подготовки учащихся за первый учебный год:Учащиеся должны иметь представление: о видах декоративно-прикладного искусства; ис тории развития художественной росписи тканей; свойствах тканей и красителей, их взаимодейст вии; об орнаменте, его значении в художествен ном оформлении одежды.Учащиеся должны знать: правила использо вания инструментов, приспособлений, красите лей при росписи тканей в технике свободной росписи, «бандан»; основные приемы выполне ния росписи ткани в технике свободной росписи, «бандан», узелкового батика.Учащиеся должны уметь: давать определе ния основным видам композиции; разбирать, составлять декоративные композиции, справ ляться с приемами стилизации мотивов; поль зоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей; выполнять художественную роспись ткани в технике сво бодной росписи, «бандан», узелкового батика.Требования к уровню подготовки учащихся за второй учебный год:Учащиеся должны иметь представление: о видах росписи ткани, технике их выполнения, о тканях, резервирующих составах и красителях, используемых в холодном и горячем батике, их свойства; о роли батика в интерьере.Учащиеся должны знать: необходимые инструменты, материалы и безопасные приемы труда при выполнении росписи ткани, виды и свойства тканей, используемых для росписи; технологии выполнения холодного и горячего батика. Учащиеся должны уметь: пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в технике батика; копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении, изменять масштаб рисунка, переводить рисунок на ткань; изготавливать изделия в технике холодного и горячего ба тика; использовать дополнительные эффек ты и приемы в росписи ткани; закреплять на несенный рисунок; исправлять ошибки; оформлять изделие.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Экспресс-тест «Народный праздничный костюм» по изобразительному искусству (5 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Народный праздничный костюм
  • 31.12.2020
  • 515
  • 10
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.03.2020 164
    • DOCX 83.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ожегова Маргарита Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ожегова Маргарита Юрьевна
    Ожегова Маргарита Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77518
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 272 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе