Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / "Программа интегрированного курса английский язык и обществознание"

"Программа интегрированного курса английский язык и обществознание"





План-конспект урока по русской литературе в 10 классе на тему

«Цикл «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ «Н.В.Гоголя».

Анализ повестей «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Шинель».





http://animalsfoto.com/photo/18/18830a9d07b4a84916d9f54a3d34a663.jpg











Разработала учитель русского языка и литературы

Одикадзе Жужуна Владимировна.

2016-2017 уч. г.

Цель урока:

-повторение и обобщение ранее полученных знаний о «Петербургских повестях».

Задачи:

-формирование умения глубокого анализа текста;

-выработка коммуникативных навыков в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развитие творческих способностей, монологической речи;

-привитие интереса к творчеству Н.В.Гоголя;

-формирование нравственных ценностей личности.

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ

Форма урока: проблемно – поисковый семинар.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Объявление темы, цели и задач урока.

Эпиграф к уроку: (Слайд 1)

«Пушкин почувствовал какой-то изъян в Петербурге….Но странность этого города была по-настоящему понята, когда по Невскому проспекту прошёл такой человек, как Гоголь».

В.В.Набоков

2. Вступительное слово учителя.

В 1828 году Н.В.Гоголь окончил гимназию. Впереди – свобода, Петербург, служба. В декабре Гоголь отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город великолепный, пышный, напоминающий сказку, с висячими мостами, роскошными домами, вереницами карет и щегольски разодетыми прохожими. Но это внешнее великолепие обманчивое, которому нельзя верить. За внешним великолепием скрывается нищета. Восторг, вызванный приездом в столицу, быстро сменился горьким разочарованием. Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой ценой (в том числе подхалимством, взяточничеством, лицемерием).

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…» Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством». Таким, вероятно ,представлял себе Петербург Гоголь . Однако его ждало крушение иллюзий и ряд неудач. Петербургская действительность оказалась не похожа на сказку.

«Петербург показался мне вовсе не таким, как я думал. Я его воображал красивее и великолепнее. Тишина в нём необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их», - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года.

Гоголь жил в Петербурге с 1828 года по весну 1836года. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где мог бы бороться за справедливость. Он мечтал о «светлой комнате окнами на Неву». Но радужные надежды, юношеские иллюзии столкнулись с действительностью. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов.

«Жить здесь не по-свински … несравненно дороже, нежели предполагал», - писал он родным. Средства для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актёрском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 году повести «Басаврюк», или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей.

Сборник Н.В.Гоголя «Арабески»(1835) наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос»(1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 году.

Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определённой писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге-столице Российского государства. На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике после смерти писателя).

Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских рассказах».

«Петербургские повести» - третий цикл произведений Н.В. Гоголя.

(Слайд 2).

Город пышный, город бедный,

Дух свободы, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит…

А.С.Пушкин

Почему же Н.В. Гоголь, разочаровавшись в этом городе, всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?

3.Анализ повестей.

(Слайд 3). «Невский проспект» (1835).

Эпиграф к повести:

«О, не верьте этому Невскому проспекту!

Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется!...

Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…».

(Слайд 4).

В.Г.Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни».

Анализ эпизода.

1.Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2.Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

3.Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4.Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

5.Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

6.Какова функция этого эпизода во всей повести?



? Каким предстаёт образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект»?

(За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье ,как обрушивалось на царей и повелителей мира».)

? Опишите Невский проспект. Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется положение человека в обществе.

(Невский проспект-это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие нос, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…».Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.)

? Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»?

(«Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»

«О, не верьте этому Невскому проспекту!...Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!...Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…». За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

? Расскажите о противоположных судьбах художника Пискарёва и поручика Пирогова.

Назовите главные черты гоголевских героев.

(Пискарёв: чистота души, искренность, талантливость, но и отсутствие внутренней стойкости , мечтательность ,идеализм. Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчёркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречён на гибель. Покончил с собой- не смог допустить ,чтобы силы зла , « дьявола» победили его душу, а сам оказался слишком слаб, чтобы победить .

Пирогов: примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов - потеря себя как личности.)

Петербург. Как различны людские судьбы! Пискарёв страдает ,теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

Анализ повести «Записки сумасшедшего».



? Давайте вспомним героя повести «Записки сумасшедшего» Как его зовут?

(Аксентий Иванович Поприщин).

? От какого лица ведётся повествование в повести?

(От первого лица, перед нами дневниковые записи, написанные как исповедь, как рассказ героя о себе).

? Что мы узнаём о герое? (внешность, служебное и семейное положение, увлечения).

(Герою 42 года. Он дворянин, служит в департаменте мелким чиновником, чинит перья начальнику. Носит запачканную шинель старого фасона. Увлекается театром. Влюблён в дочь начальника департамента, которая смеётся над ним и над его уродливой внешностью.)

? Как Поприщин относится к людям с высоким социальным положением?

(О своём начальнике: «умный человек, важность в глазах», честолюбец. «Да, не нашему брату чета».

О начальнике отделения: «Да я плюю на него! Велика важность надворный советник! вывесил золотую цепочку к часам, заказывает сапоги по тридцати рублей - да чёрт его побери! я разве из каких-нибудь разночинцев, из портных или из унтер-офицерских детей? Я дворянин».

? А как к людям с низким социальным положением?

(О казночее : «Вот ещё создание! «седой чёрт».

О лакеях: «Я терпеть не могу лакейского круга: всегда развалится в передней, и хоть бы головой потрудился кивнуть. Да знаешь ли ты, глупый холоп, что я чиновник, я благородного происхождения».

О чиновниках: «вот из нашей братьи чиновников есть такие свиньи: решительно не пойдёт мужик в театр; разве уже дашь ему билет даром».

О Мавре: «Вздумала мыть полы, глупая чухонка».)

? Какой вывод вы можете сделать о Поприщине?

(Вывод: на почве уязвлённого самолюбия в герое развивается болезненная гордыня. Он презирает тех, кто находится ниже его на социальной лестнице, и завидует тем ,кто выше его.)

В попытке оценить себя и окружающих герой руководствуется только двумя понятиями: чин и богатство. В таком уж он живёт мире, где все достоинства человека измеряются этими понятиями. В реальной жизни он не ожжет достичь, а вот в мечтах герой верит, что его служба только начинается (записи от 6 ноября: «Погоди, приятель! будем и мы полковниками, а может быть, если бог даст, то чем-нибудь и больше. Заведём и мы себе репутацию ещё и получше твоей»).

? Говорит нам о чём-нибудь фамилия героя?

(Герой неслучайно имеет фамилию Поприщин. Он уверен, что его ожидает великое поприще.)

? Попробуем понять, что повлияло на душевное состояние Поприщина?

(Герой чувствует глубокое разочарование, когда узнаёт, что дочь департамента смеётся над ним и собирается выходить замуж за камер-юнкера. В душе Поприщина зреет протест против несправедливого устройства общества. Всё, что есть лучшее на свете, всё достаётся или камер-юнкерам, или генералам .Найдёшь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, - срывает у тебя камер-юнкер или генерал». И не может понять герой, чем камер-юнкер лучше его, титулярного советника: «Ведь через то, что камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же как у меня как у всякого; ведь он им нюхает, а не ест, чихает, а не кашляет»).

Герой в мечтах теперь ставит себя над теми, кто выше его, « для того только, чтобы увидеть, как они будут увиваться и делать все эти придворные шутки и экивоки», и потом сказать им, что глубоко их презирает. Вот тогда-то и начнётся раздвоение личности героя, когда сначала он видел себя полковником, потом генералом, а в конце повести объявил себя королём Испании. Это его месть тем, кто смеялся над ним, унижал, называл «нулём и более ничем».

Заканчивается произведение предсмертным воплем обезумевшего титулярного советника. В его крике слышится боль человека, задавленного бедностью, несправедливостью жизни, сознанием, что ему нет места на свете.

Повесть Гоголя, населённая персонажами разного чина и звания, воссоздаёт живой образ многолюдного Петербурга, страшного, фантасмагорического, бессердечного, города, где «маленький человек «не имеет больше сил терпеть равнодушия, унижения и душевной боли.

Анализ повести «Шинель»(1842).

«Мы все вышли из « Шинели» Гоголя».

Ф.М.Достоевский

Замысел написания повести «Шинель» возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу.

П.В.Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном « будущей повести». Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей на 200 (ассигнациями). В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни….Все смеялись анекдоту,…исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель», и она заронилась в его душу в тот же самый вечер».

1. Докажите, что повествование в повести ведётся от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чём смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?

2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишён «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).

(Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В « переписывании ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». «Молодые чиновники подсмеивались над ним…рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…»).

3. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин?

(«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»)

4. С какой целью Гоголь ввёл в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

( «Я брат твой…». Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.)

5. Расскажите о мечте Башмачкина ; о работе портного Петровича, ещё одного «маленького человека».

6. Докажите ,что образ Акакия Акакиевича «живёт « в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести своё «лицо» приводит его к гибели?

7. Чтение эпизода ограбления Башмачкина.(Наивысшая радость жизни героя-шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

8. Почему Акакий Акакиевич не нашёл помощи у частного пристава, у «значительного лица»?

(Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой». «Значительное лицо» -- ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта –эти качества не предусмотрены служебными отношениями .)

9. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

10. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

11. С какой целью автор обличает пороки современного ему общества? Существуют ли они в современном мире? Какие бы вы предложили меры для борьбы с тщеславием, жадностью, лицемерием людей, взяточничеством?

Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания .Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А.И.Ревякина. «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина.

Н.В.Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

Прошли годы, а мы, как ни странно, узнаём себя и современное общество в произведениях Гоголя. Разве нет и сегодня среди нас своих башмачкиных и поприщиных? Разве не способна в нас вызвать страх и трепет генеральская шинель, толстый кошелёк, «крутая» иномарка?

Вновь и вновь перечитывая Гоголя, мы учимся не забывать никогда и помнить пронзительный призыв одного из героев «Я брат твой…».За нравственный урок мы должны быть благодарны писателю.



Домашнее задание.

Подумайте на тему «Актуальны ли произведения Гоголя в наши дни?» и напишите эссе.









12


  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 15.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 198
Номер материала MA-073553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы