Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Программа "Говорящий рисунок"

Программа "Говорящий рисунок"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Муниципальное бюджетное

УТВЕРЖДЕНА

образовательное учреждение

«Школа № 20» города Сарова

(МБОУ Школа № 20)






приказом директора

МБОУ Школы № 20

от 01.09.2016 г. № 144









Программа

коррекционно-развивающих занятий

по Арт-терапии

«Говорящий рисунок»

для учащихся младшего школьного возраста

и младших подростков

























2016г.



СОДЕРЖАНИЕ





Информационная карта программы………………………………………..3


Введение…………………………………………………… …………………...4


Структура и содержание программы………………………………………..6


Литература…………………………………………………………………….. 13



























Информационная карта программы


Программа коррекционно-развивающих занятий по Арт-терапии «Говорящий рисунок»

для детей младшего школьного возраста, младших подростков

Организация:

- наименование


- юридический адрес

- фактический адрес

- номер телефона, факса

- адрес электронной почты


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 20» города Сарова (МБОУ Школа № 20)

Нижегородской обл., г. Саров,

ул. Ленина, 52, Саров, 607190

тел. (831-30) 7-56-10, тел. факс (831-30) 7-56-10

E-mail: info@sc20.edusarov.ru

Авторы программы:

- Ф. И. О.

- должность

- телефон


Судьина Людмила Александровна

педагог-психолог МБОУ Школа № 20

тел. (83130) 7-56-10

Обоснование актуальности программы

Реализация данной программы позволяет: оказать психологическую коррекционно-развивающую помощь в адаптации младших школьников, младших подростков

Основание для разработки

Актуальность темы

Цели и задачи программы

Цель: Психотерапевтическое воздействие на эмоциональное состояние через арт-терапевтические техники, решение психоэмоциональных проблем.

Задачи:

  1. Преодоление затруднений в изобразительной работе участников, стимуляция спонтанности, развитие воображения и творческих способностей.

  2. Тренировка и совершенствование когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), которые тесно связаны с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности.

  3. Выражение широкого спектра различных переживаний, так или иначе затрагивающих большинство людей.

  4. Отображение своего опыта и систему отношений (включая отношение к самому себе)

  5. Развитие ценных социальных навыков

  6. Наблюдение за результатами своих действий и их влияния на окружающих

  7. Повышение самооценки.

  8. Развитие навыков принятия решений.

  9. Развитие коммуникативных навыков

Принципы реализации программы

  • учет индивидуальных особенностей участников;

  • ориентация на требования социальной среды;








Введение.

Все мы являемся частью творческого процесса,

а следовательно, все мы короли, музыканты, поэты:

просто нам необходимо раскрыться, обнаружить силы,

спрятанные в глубине нас самих.

Д.Мюллер


Способность к творчеству является универсальной характеристикой человека, и каждый человек от природы способен творить. Искусство является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, помогающей изжить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни». Рисование и лепка не просто способствуют развитию, но и связывают между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление).

Отличительные черты арт-терапевтического занятия – свободное самовыражение в процессе художественной экспрессии, игнорирование эстетической стороны продукта изобразительной деятельности и запрет на любые формы критики и оценочных суждений. Все занятия доступны любому человеку, владеющим «дошкольными» художественными навыками. Арт-терапевтические техники, приемы, упражнения легко осваиваются и без труда воспроизводятся. Это оригинальное направление в лечебно-реабилитационной, психолого-педагогической и социальной работе.

На основе анализа психологического наполнения художественной деятельности можно выделить различные инструментальные ресурсы арт-терапии:

  • творческое самовыражение

  • проективно-символическая, невербальная коммуникация

  • выражение неосознаваемых внутренних переживаний

  • групповое творческое взаимодействие

  • эстетические переживания, инсайт, катарсис

  • появление новых смыслов, получение социального и эмоционального опыта.


Достоинства групповой арт-терапии:

  • развивает ценные социальные навыки

  • учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем

  • позволяет осваивать новые роли проявлять непроявленные качества личности

  • повышает самооценку


Занятия проводятся в открытой арт-терапевтической группе (или индивидуально). После занятия работы выставляются на выставке с фиксацией эмоций переживаемых в процессе работы (по желанию участника). Творческое самовыражение участников выступает в качестве одного из факторов реконструктивного, гармонизирующего воздействия на личность. Это один из видов благотворного эмоционального стресса, связанного с комплексом эстетических переживаний. Осуществление коррекционно-развивающей помощи участникам с самыми разнообразными эмоциональными нарушениями предполагает широкий выбор изобразительных материалов. Нет противопоказаний.

В арт-терапии предлагаются самые разнообразные темы для творческой деятельности. При этом диагностическая ценность не возводится в абсолют. Рисунки не подвергаются аналитическому разбору с целью выявления значения. При исследовании изобразительного продукта арт-терапевт выделяет те факторы воздействия, которые составляют позитивный потенциал для изменений внутреннего мира, эмоционального, поведенческого паттернов участника арт-терапевтического процесса и облегчают ему «отреагирование» переживаний, эмоций, фантазий. Интерпретация сопровождается обратной вербальной связью, и диагностика предполагает рефлексию самого «художника», осознание им содержания своего внутреннего мира, травматического опыта.


































Цель и задачи программы:

Цель:

Психотерапевтическое воздействие на эмоциональное состояние через арт-терапевтические техники, решение психоэмоциональных проблем.


Задачи:


  1. Преодоление затруднений в изобразительной работе участников, стимуляция спонтанности, развитие воображения и творческих способностей.

  2. Тренировка и совершенствование когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), которые тесно связаны с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности.

  3. Выражение широкого спектра различных переживаний, так или иначе затрагивающих большинство людей.

  4. Отображение своего биографического опыта и систему отношений (включая отношение к самому себе)

  5. Развитие ценных социальных навыков

  6. Наблюдение за результатами собственных действий и их влияния на окружающих

  7. Повышение самооценки.

  8. Развитие навыков принятия решений.

  9. Развитие коммуникативных навыков.



Режим и содержание занятий.

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю (количество занятий от 6 до 10). Количество участников в группе – не более 14 человек.


Индивидуальные занятия проводятся по индивидуальному графику (количество занятий от 6 до 10).


Продолжительность занятия 30 минут (1 часть – ознакомление с техникой, 2 часть - рисование, 3 часть – обмен впечатлениями, обратная связь от участников)


Задания и упражнения даются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий, с постепенным усложнением.



Эффективность занятий определяется по следующим показателям:

  • Совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия;

  • Развитие произвольных мыслительных способностей.

  • Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний, напряжения, стресса

  • Осознавание себя, своих поступков, скрытых мотивов, воздействия собственной личности на окружающих

  • Развитие духовно-нравственной, эмоционально-волевой и познавательных сфер личности

  • Коррекция отклонений в эмоционально-оценочной сфере, самооценки, «Я – образа»

  • Развитие социальной компетентности, открытости в общении

  • Личностный рост участников (самоуважение, самоотношение, альтруизм, творческие способности)

































Содержание программы.

Принцип построения программы предполагает постепенное совершенствование полученных умений и навыков, отработка их на практике через организацию и проведение занятий и выставок.


  1. «Место моего настроения».

Цель – побуждение к творческой деятельности; развитие умения понимать себя; преодоление внутреннего страха, сопротивления, которые тормозят личностное развитие; поддержка, повышение самооценки; выявление и актуализация ресурсов.

Основная задача – преодоление внутреннего страха перед кистью и красками, преодоление внутреннего «Я НЕ УМЕЮ», «Я НЕ МОГУ», «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ».

Техника проведения:

На листе А4 красками разных цветов (по настроению) рисуются линии, накладывая одну на другую. На полностью закрашенном листе (фоне) дорисовывается то, что хочется, чтобы получилась законченная картина.

При обсуждении участники отвечают на вопросы:

  • какие чувства возникали в начале и в конце рисования

  • как называется картина, рассказ о месте своего настроения

  • легко ли было рисовать, общее впечатление от занятия.

Используемые материалы:

2 листа бумаги формата А4, акварельные краски, кисти, баночки с водой, тряпочки.


  1. «Хоровод» (коллективный рисунок)

Цель - сплочение группы, повышение творческой активности, побуждение к расширению творческих контактов, обретение навыков конструктивного общения с другими.

Техника проведения:

На большом листе, стоящем на мольберте, дается контурное изображение , которое надо раскрасить («Ваза с цветами», «Морское дно», «Весенняя поляна» «Бабочки на лугу», «Мировое дерево»).

Используемые материалы:

1 – 2 листа бумаги формата А-1, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки.


* В индивидуальной работе данное занятие проходит через взаимодействие ребенка и педагога-психолога (совместный рисунок) и развитие ситуации доверия.


  1. «Кто это? Что это?» (Кляксография симметричная)

Цель - развитие воображения, творческой активности, самовосприятия; помощь в распознавании собственных чувств; содействие повышению самооценки, повышение общего фона настроения.

Техника проведения:

Дайте волю своей фантазии! Разбудите свое воображение! Насладитесь яркими красками своего творчества. Каждый человек по-своему видит мир. И одни и те же линии и контуры вызывают разные ассоциации. Так бывает и в жизни, что одно и то же событие вызывает разные эмоции у разных людей. Так надо ли осуждать другого за то, что он видит иначе? А сам я могу дать другому свое видение? Ведь я постигаю мир только через свои собственные органы чувств.

На альбомном листе предлагается любой краской сделать несколько клякс, затем лист бумаги складывается пополам, сгиб и лист проглаживается с тем, что бы кляксы внутри листа размазались. Затем лист раскрывается и на развороте получившуюся кляксу надо дорисовать так, что бы получилось изображение чего или кого-либо.


Используемые материалы:

краски гуашь, кисти, баночки с водой, лист бумаги формата А4.



  1. Что на что похоже? ( Кляксография на стекле).

Цель - развитие воображения, творческой активности, самовосприятия; помощь в распознавании собственных чувств; содействие повышению самооценки, повышение общего фона настроения.

Техника проведения:

На стеклышке размером с альбомный лист ставятся кляксы красками (можно использовать 2-3 цвета), затем кляксы накрываются листом бумаги, лист разглаживается. Затем лист со стекла убирается (со стекла краску быстро стереть тряпкой) и получившуюся кляксу надо дорисовать так, что бы получилось изображение чего- либо.

Используемые материалы:

краски гуашь, кисти, баночки с водой, лист бумаги формата А -4, стекло размером 20х30, тряпочки.



  1. Рельефный рисунок. (Печатная кляксография).

Цель - расширение диапазона творческих способностей; актуализация процесса самопознания собственного состояния, внутренней проработки проблем, связанных с выражением чувств, используя собственные ресурсы.

Техника проведения:

На полиэтилене размером с альбомный лист предлагается сделать несколько клякс, затем этот полиэтилен переворачивается и накладывается на лист белой бумаги (А4), но не разглаживается, а наоборот, сминается в произвольном порядке.

Рельефный отпечаток дорисовывается так, чтобы получилось законченное изображение.

Используемые материалы:

Краски, гуашь, кисти, баночки с водой, лист бумаги формата А4, полиэтилен размера А-4, тряпочки.



  1. «Стихии в движении» (спонтанный рисунок).

Цель - расширение диапазона творческих способностей; актуализация внутренних ресурсов, развитие спонтанности; развитие умения концентрироваться на своем теле и своих чувствах; самопознание собственных эмоциональных состояний.

Техника проведения:

Участникам предлагается передать свои чувства посредством следующих изображений:

  • «движущейся» воды (струя фонтана, волна, водопад, водоворот и т.п.)

  • горящего или затухающего огня (пламя костра/свечи, закат, восход солнца)

  • воздуха (ветер, облака, ураган)

  • кроны дерева (растущего, качающегося)

  • земли (гора, степь, пустыня)

Используемые материалы:

Краски, кисти, баночки с водой, лист бумаги формата А4, тряпочки.

Варианты монохромной акварельной композиции выполняются на отдельных, различных по фактуре листах, разными по тону.



  1. «Маски» (символичное рисование).

Цель - понимание собственной социальной роли, сравнение жизненных задач, стоящих перед этой ролью; определение зоны ближайшего личностного развития.

Техника проведения:

Участники изготавливают маски, изображающие, как человек воспринимает себя или как его воспринимают окружающие. Маски выполняются из бумаги с последующим раскрашиванием. Участникам предлагается отслеживать свои чувства во время работы, а впоследствии - сравнить, какие чувства они испытали при изготовлении маски.

Анализ работ участников.

Изображения масок, полученные в результате упражнения, можно рассматривать в соответствии со следующими критериями:

  1. по манере художественной окрашиваемости: большое или небольшое число используемых цветов; блекло или интенсивно окрашенные, смешанные или отдельные цвета; контрастный окрас на двух половинках одной маски.

  2. по форме изображения: отсутствие отдельных частей лица и/или включение дополнительных деталей: волосы, язык, нос, а также очки, корона, крылья и т.д.

  3. Эмоции, состояния, ассоциации, возникшие в процессе работы с масками: эмоциональный подъем, ощущение радости, детства, удовлетворение, самопонимание, обновление, очищение, желание понравиться окружающим

  4. понимание собственной маски, социальной роли, которую она играет: облегчение взаимодействия в социуме, коллективе, помощь в интимно-личностном общении, определение зоны ближайшего личностного развития, снятие внутреннего напряжения.

Используемые материалы:

Краски, гуашь, кисти, баночки с водой, лист бумаги формата А4, тряпочки, ножницы.

Варианты композиции выполняются на отдельных, различных по фактуре листах, разными по тону.



  1. «Одеяло заботы» (рельефное рисование)

Цель - пробуждение общечеловеческих ценностей, доброты и любви; актуализация собственных потребностей в заботе; помощь в осознании общего объединяющего, поддерживающего пространства.

Техника проведения:

Участникам дается следующая инструкция: «Представьте человека, который нуждается сейчас в заботе. Сделайте для него одеяло. Для этого подготовьте лист. Покройте его тонким слоем клея, немного разбавленным водой. Покройте лист крупной солью или манной крупой. После того, как лист подсохнет, нанесите узор» (можно заранее подготовить листы, покрытые солью или манной крупой).

На втором этапе участникам группы предлагается все работы объединить в одно большое одеяло, скрепив с нижней стороны скотчем.

* В индивидуальной работе этот этап пропускается.

Далее все вместе берутся за одеяло, по очереди называют имена тех, кто нуждается в поддержке, и посылают им любовь и заботу. Каждый называет нуждающихся родных, сирот и бездомных, забытых стариков и т.д.

Используемые материалы:

Краски, гуашь, кисти для красок, баночки с водой, лист бумаги формата А4, тряпочки, клей, крупная соль, манная крупа, скотч.

Варианты композиции выполняются на отдельных, различных по тону листах.




  1. «Рисунок музыки» (интуитивное рисование пальцами)

Цель - концентрация на внутренних ощущениях, чуткости; сравнение своих чувств и ощущений, полученных в процессе выполнения работы, и по результатам готовой работы; расширение границ восприятия.

Техника проведения:

Участники под музыку (например танго, вальса и др.) выполняют спонтанный рисунок. Упражнение предполагает работу только с помощью пальцев рук, без использования кисти.

Используемые материалы:

Акриловые краски, баночки с водой, листы плотной бумаги (грунтованного картона) формата А4, тряпочки, подборка музыкальных произведений.


  1. «Танец рук» (медитативное рисование)

Цель - развитие спонтанности, активация творческой энергии; анализ специфики своих движений, которые по-новому дают понимание жизни и ее особенностей; нахождение частей своего «Я» через осознание символов.

Техника проведения:

Участникам предлагается закрыть глаза и послушать выбранное заранее музыкальное сопровождение, которое будет импульсом для рисунка, стараясь прочувствовать ритм, высоту, глубину звуков, характер различных инструментов. Затем с закрытыми глазами приступить к рисованию увиденных картин, как правой, так и левой рукой, проводя на бумаге линии, инициированные услышанной музыкой.

Используемые материалы:

Цветные карандаши, пастельные мелки, лист бумаги формата А4 – А3.

Можно выбрать любую музыку, ритм, звук (например: шум водопада, звон колокольчиков, пение птиц и т.д.)

















Литература.

  1. Бурно М.Е. Психотерапия творческим самовыражением: Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии / Под ред. В.В. Макарова. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции / Комментарии В.В. Иванова. 5-е изд., испр. и доп. М.: Лабиринт, 1998.

  3. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Лань, 2002.

  4. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. М.: Антропософия, 2000.

  5. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии: Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001.

  6. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? (Психологические технологии): Монография. М.: Академический проспект, 2006.

  7. Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. СПб.: Речь, 2008.

  8. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Общ. ред. Л.П.Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993.

  9. Самойлова В.Г. Арт-терапия как одна из инновационных технологий коррекции эмоциональной сферы: Учеб. пособие. Челябинск: Челябинская гос. Академия культуры и искусства, 2004.


  • Другое
Автор Судьина Людмила Александровна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 128
Номер материала MA-073943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»