Календарное
планирование факультатива
«Математический
счет и творчество»
5
класс
на
2016-2017 учебный год
Автор
– составитель: Лойко И.А.
КГУ
«Журавлевская средняя школа»
2016-2017
учебный год
Пояснительная
записка
Декоративно-прикладное искусство является
важной частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное
творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в
соответствии с запросами современного общества. Дошедшее до нас из глубины
веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет
красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только
формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже
понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с
миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками,
дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов
красоты. В процессе обучения перед учениками раскрывается система
миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости.
Рукоделие развивает в ученицах трудолюбие, аккуратность, образное мышление,
творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую
моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий
головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Этим в первую
очередь и определяется актуальность реализации данной программы в начальной
школе. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность
ребенку найти себя в одном из них и наиболее полно реализовать в нем свои
способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся
высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и
комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные
изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое
значение программы. Занятия факультатива строятся с учетом русских и казахских
традиций, характерных ремесел и традиционных женских рукоделий. Вид программы -
адаптивный. Программа авторская, создана на основе опыта проведения занятий по
трудовому обучению и математики с привлечением соответствующих разделов из
методических разработок по прикладному искусству. (См. список литературы для
учителя).
Цели: Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения
разнообразных способов техники счетной вышивки. Приобщить
учениц к традиционному творческому наследию, воспитать у них добрых
нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений; раскрыть перед
обучаемыми социальную роль не только изобразительного, декоративно- прикладного
и народного искусства, но и математический счет при вышивании изделия. Сформировать
у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и
самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству,
истории, культуре, традициям.
Основные задачи курса:
1.Показать самобытность и неповторимое
своеобразие народной культуры. Научить понимать художественный язык народного
искусства.
2.Формировать образное мышление,
творческое воображение, культурно-исторической памяти в процессе комплексного
освоения и изучения народного искусства.
3.Воспитать трудолюбие, навыки культуры и
труда.
4.Дать необходимые знания и навыки по
работе с нитками, с волокнистыми материалами.
Предполагаемый результат.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства. Историю возникновения
народной вышивки. Основы цветоведения. Виды и свойства тканей, ниток и других
материалов. Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет. Название,
назначение, правила пользования ручными инструментами для плетения бисером,
работы с пряжей и других материалов. Уметь красиво, выразительно эстетически
грамотно оформить изделие. Правила общения. Правила безопасности труда. Правила
личной гигиены. Программа составлена на основе знаний возрастных,
психолого-педагогических, физических особенностей детей 10–11 летнего возраста.
Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного,
искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный
аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной
деятельности ребёнка. На занятиях рукоделия учащиеся получают знания, умения и
навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с
преимуществом изделий выполненных из разных материалов, а также приучаются к
аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками,
иголкой. В течение года учащиеся радуют своими работами родителей,
предполагается проведение одной выставки-ярмарки работ, при необходимости,
работы учащихся могут использоваться в оформлении праздников. Сверхзадачей
данного курса является формирование устойчивой потребности девочек к
саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству,
культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем,
воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание
воспитательной работе. Методика работы. Образовательная программа кружка
рукоделия «Увлекательный мир творчества и математики» составлена с учетом
требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в
соответствии с интересами учащихся. Первый раздел посвящен знакомству со
счетной вышивкой , с основными приемами работы. Второй раздел посвящен , более
сложными приемами рукоделия- технике «вышивания крестом». Третий раздел «вышивка
счетной гладью» обращается к созданию собственного полотна. Четвертый раздел «художественная
вышивка бисером». Пятый раздел — «вышивание в технике хардангер».
Процесс обучения основывается на
жизненном опыте детей, их представлений об окружающем мире, расширяя эти
представления. В работе кружка предполагается сочетание совместной деятельности
детей и педагога с индивидуальным подходом, что создает наиболее благоприятные
возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и
дарований каждого ученика. Задания подобраны по силам и возможностям девочек,
много внимания уделяется работе командой, взаимовыручке и поддержке, что
сплачивает коллектив. Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная
с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях,
ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства:
воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость,
аккуратность, появляется умение работать и считать, особое внимание уделяется
технике безопасности. Далее элементарные упражнения перерастают в более
сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается
творчество детей.
Формы проведения занятий разнообразны:
вводное, традиционное, практическое более 90% занятий, занятие ознакомления,
усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Условия реализации образовательной
программы
1. Методическая работа.
Для обучающихся в кабинете оформлены:
·
Уголок воспитанника.
·
Стенды со схематическими рисунками.
·
Образцы практических работ.
·
Журналы и книги.
·
Ведется папка накопления материалов.
2. Материально-техническое и
санитарно-гигиенические условия.
Кружок проводится
в кабинете технологи. Кабинет хорошо оборудован. Все материалы и инструменты
хранятся в определенном месте. На боковой стене кабинета расположены шкафы, где
размещается постоянная выставка детских работ.
3. Финансирование.
- Больших финансовых вложений в
организации работы кружка не требуется.
- Материалы приобретаются на средства
родителей и поэтому работы детей не остаются в кабинете, после выставки
девочки уносят их домой.
Учебно-тематический
план
факультатива «Математический счет и творчество»
на
2016-2017 учебный год.
№
|
с\н
№
|
Мазмұны
Содержание
|
Теория
|
Тәжірибе
Практика
|
Мерзімі
Сроки
|
|
|
Раздел
№ 1
Математика
и вышивка.
|
|
|
|
1
|
1
|
Введение. Знакомство со счетной вышивкой.
|
1
|
|
|
|
|
Раздел
№ 2
Вышивка
крестом.
|
|
|
|
2
|
2
|
Техника безопасности. Подготовка к работе.
Материалы, инструменты. Правила закрепления нити на конве.
|
|
1
|
|
3
|
3-6
|
Печатный крест
|
1
|
3
|
|
4
|
7- 9
|
Крест косой односторонний
|
|
3
|
|
5
|
10-13
|
Болгарский крест.
|
1
|
3
|
|
6
|
|
Раздел
№ 3
Вышивка
счетной гладью
|
|
|
|
7
|
14-17
|
Техника безопасности. Подготовка к работе.
Материалы, инструменты. Правила закрепления нити на конве. Односторонняя
счетная гладь.
Двухсторонняя счетная гладь.
|
1
|
3
|
|
8
|
18-19
|
Кирпичики.
|
|
2
|
|
9
|
|
Раздел
№ 4
Художественная
вышивка бисером.
|
|
|
|
10
|
20-21
|
Техника безопасности. Подготовка к работе. Материалы, инструменты.
Правила закрепления нити на конве. Счетная прямая вышивка бисером.
|
1
|
1
|
|
11
|
22-26
|
Вышивание горизонтальными рядами.
|
1
|
4
|
|
12
|
27-29
|
Вышивание вертикальными рядами.
|
1
|
2
|
|
13
|
|
Раздел
№ 5
Вышивание
в технике хардангер
|
|
|
|
14
|
30-31
|
Техника безопасности. Подготовка к работе.
Материалы, инструменты. Правила закрепления нити на конве. Знакомство с
техникой вышивания хардангер.
|
1
|
1
|
|
15
|
32-33
|
Вышивание по схеме.
|
|
2
|
|
16
|
34
|
Итоговое занятие. Выставка творческих работ.
|
|
1
|
|
17
|
|
|
8
|
26
|
|
Список
источников, получаемой информации:
1. «Занимательная математика для
хобби и творчества». -М.: «Эксмо», 2008г.
2.С.Бернхем. «Сто оригинальных
украшений из бисера». -М.: «Мир книги», 2006г.
3. М.Витвицкая. «Счетная вышивка».
-М.: «Лада», 2007г.
4. Женские журналы по рукоделию:
«Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и
другие
5. С.Леви. Вышивка бисером и
блестками. -М.: «Мир книги», 2005г.
6. Д.Люцкевич. «Счетная гладь».
-М.: «Эксмо», 2008г.
7. Ю. Марьина. Коллажи и панно.
-М.: «Ниола 21-й век», 2005г.
8. Е.Румянцева. Украшения для
девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г.
9. Т.Терешкевич.«Знакомство с
техникой вышивания хардангер" . –Р-н-Д.: «Феникс».
2004г.
10. www.stranamasterov.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.