Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Сатинская СОШ»
Программа
элективного курса по стилистике и культуре
речи
« Правила
хорошей речи»
Автор программы учитель
русского языка
Попова Л.Д.
Для учащихся 9 класса
Сатинка
Рабочая программа
элективного
курса по стилистике и культуре речи
«
Правила хорошей речи »
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 17 часов.
Цель курса –
формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой
норм современного русского литературного языка, повышение уровня
коммуникативной компетенции, совершенствование языковых способностей, позволяющих
использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях
общения.
Данная цель
реализуется посредством решения следующих задач:
- развитие
критического мышления;
- воспитание
ответственности.
- повышение
уровня коммуникативной компетенции, совершенствование языковых способностей,
позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных
ситуациях общения.
Условием
реализации этих задач является использование самостоятельной и творческой
работ, создание информационных и исследовательских проектов.
Программа
включает в себя комплекс разноуровневых задач – от корректировки и
актуализации знаний по коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с
закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи.
Особенность
курса заключается в том, что он даёт сведения практического
характера, знакомит со стилистикой и культурой речи, анализирует
речевые ошибки, выявляет их причины.
Система
заданий даёт возможность овладеть лексическими, грамматическими,
синтаксическими, словообразовательными и орфоэпическими нормами
путём многократного обращения к конкретному языковому материалу.
Особое внимание
уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических
упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные
особенности авторского повествования и создать собственные
высказывания.
Данный курс нацелен
на поддержание навыков развития устной и письменной речи и на
расширение знаний о функционировании слова в речи.
В целях
формирования интереса и положительной мотивации к изучению русского языка
(гуманитарного профиля) содержание курса включает углублённое изучение
материала по стилистике и культуре речи, что качественно отличает его от
обязательного базового. В курсе анализируются формы и виды речи,
рассматриваются категории коммуникации, дифференцируются группы речевых
нарушений, показываются способы их преодоления, характеризуется процесс
современного нормообразования, категоризируются группы речевых нарушений и
показываются способы их преодоления.
Содержание
программы
17
часов
Тема №1. Понятие о
культуре речи. / 1 час /
Знакомство с
понятием культура речи. Элементы культуры речи: правильность, богатство,
выразительность, чистота, точность, логичность, доступность, уместность,
действительность.
Тема №2. Коммуникативные
качества культурной речи. / 1 час /
Правильность как
коммуникативное качество речи. Богатство речи (лексические единицы,
стилистические фигуры).
Тема №3. Техника
речи. Интонирование. / 1 час /
Речевое дыхание.
Голос. Дикция. Логическая выразительность, речевая палитра. Мелодика. Подтекст.
Тема №4. /
1 час
Лексическая
сочетаемость. Многозначность слов.
Контаминация.
Прямое и переносное значения слов. Каламбур.
Тема №5. Омонимы.
Паронимы / 1 час /
Паронимы. Омоформы. Омофоны.
Омографы.Паронимы
Тема №6. Синонимы
и антонимы. / 1 час /
Семантические
и стилистические синонимы. Антитеза. Оксюморон.
Тема №7.
Стилистическая окраска слов. Диалектизмы. / 1 час/
Стилистическая
окраска слов. Эмоциональная и экспрессивная лексика. Диалектизмы.
Жаргонизмы. Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Фонетические,
словообразовательные, лексические архаизмы.
Тема №8. Современные
общественные реалии. / 1 час /
Классификация
речевых ошибок. Классификация речевых нарушений. Грамматические ошибки.
Тема №9.
Речевые ошибки. / 1 час /
Искажение
фразеологических оборотов, смещение паронимов, плеоназм.
Тема №10. Речевые
недочёты. / 1 час /
Основные типы
речевых недочётов: бедность речи, невыразительность, неоправданное употребление
просторечных слов, неточность речи, нелогичность речи, неуместность речи.
Тема №11.
Новые слова. / 1 час /
Неологизмы.
Лексические, семантические и индивидуально-стилистические неологизмы.
Окказионализмы. Заимствования в русском языке. Иностранные слова.
Тема №12. Части
речи. Род имён существительных / 1 час /
Число имён
существительных. Падежи имён существительных.
Тема №13. Формы
прилагательных. / 1 час /
Полные и
краткие формы. Формы степеней сравнения.
Тема №14. Формы
имён числительных / 1 час /
Склонение
имён числительных.
Тема №15. Местоимения. Глаголы / 1 час /
Стилистическая
окраска местоимений
Недостаточные
глаголы. Стилистическая окраска глаголов.
Тема №16. Стилистика
словообразования / 1 час /
Суффиксы
субъективной оценки. Использование суффиксов. Стилистическая роль
словообразования.
Тема №17.
Порядок
слов в предложении / 1 час /
Инверсия. Тема.
Рема. Актуальное членение. Согласование сказуемого. Согласование
определения. Согласование приложений. Управление.
В результате
изучения курса обучающийся должен
знать:
- законы
построения искусной речи;
- качества
хорошей речи как показателя интеллектуального и духовного богатства говорящего
и проявления общественной культуры речи;
- лексические,
грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка
и требования необходимости их соблюдения;
- правила
речевого этикета.
владеть:
-
экспрессивно-выразительными средствами и основами техники речи;
- системными
знаниями в области коммуникативной грамматики и орфоэпии русского языка;
- речевыми умениями,
необходимые для подготовки и произнесения монологических и диалогических
текстов;
- русским
языком на уровне, необходимом и достаточном для официального
и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной
сферах.
применять:
- в практике речевого
общения основные произносительные, грамматические и лексические
нормы современного русского литературного языка;
-в практике речевого общения
нормы русского речевого этикета.
Литература
1. Р.К. Баженкова, Н.А.
Баженкова. Русский язык и культура речи. Вербум – М. 2005
г.
2. Д.Е. Розенталь. Пособие по
русскому языку. М. – Оникс, 2004 г.
3. Д.Е. Розенталь. Справочник по
правописанию и литературной правке. М. – Пресс, 2003
г.
4. И.Б. Голуб. Упражнения по
стилистике русского языка. Арис – Пресс, М. 2003
г.
5. И.Б. Голуб. Стилистика
русского языка. Арис – Пресс, М. 2003 г.
6. Л.С. Степанова. Система
работы с текстом. Вербум – М. 2005 г.
7. Т.А. Злобина, А.А.
Малиновский. Учимся чувствовать, понимать, анализировать. Вербум – М. 2005
г.
8. Д.Е.Розенталь, И. Б. Голуб.
Стилистика и культура речи. М. – Пресс, 2005 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.