Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Программа элективного курса по стилистике и культуре речи « Правила хорошей речи»

Программа элективного курса по стилистике и культуре речи « Правила хорошей речи»

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сатинская СОШ»






Программа

элективного курса по стилистике и культуре речи

« Правила хорошей речи»















Автор программы учитель

русского языка

Попова Л.Д.


Для учащихся 9 класса

Сатинка




Рабочая программа

элективного курса по стилистике и культуре речи

« Правила хорошей речи »

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 17 часов.

Цель курса – формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции, совершенствование языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- развитие критического мышления;

- воспитание ответственности.

- повышение уровня коммуникативной компетенции, совершенствование языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.

Условием реализации этих задач является использование самостоятельной и творческой работ, создание информационных и исследовательских проектов.

Программа включает в себя комплекс разноуровневых задач – от корректировки и актуализации знаний по коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи.

Особенность курса заключается в том, что он даёт сведения практического характера, знакомит со стилистикой и культурой речи, анализирует речевые ошибки, выявляет их причины.

Система заданий даёт возможность овладеть лексическими, грамматическими, синтаксическими, словообразовательными и орфоэпическими нормами путём многократного обращения к конкретному языковому материалу.

Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Данный курс нацелен на поддержание навыков развития устной и письменной речи и на расширение знаний о функционировании слова в речи.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к изучению русского языка (гуманитарного профиля) содержание курса включает углублённое изучение материала по стилистике и культуре речи, что качественно отличает его от обязательного базового. В курсе анализируются формы и виды речи, рассматриваются категории коммуникации, дифференцируются группы речевых нарушений, показываются способы их преодоления, характеризуется процесс современного нормообразования, категоризируются группы речевых нарушений и показываются способы их преодоления.









Содержание программы

17 часов

Тема №1. Понятие о культуре речи. / 1 час /

Знакомство с понятием культура речи. Элементы культуры речи: правильность, богатство, выразительность, чистота, точность, логичность, доступность, уместность, действительность.


Тема №2. Коммуникативные качества культурной речи. / 1 час /

Правильность как коммуникативное качество речи. Богатство речи (лексические единицы, стилистические фигуры).


Тема №3. Техника речи. Интонирование. / 1 час /

Речевое дыхание. Голос. Дикция. Логическая выразительность, речевая палитра. Мелодика. Подтекст.


Тема №4. / 1 час

Лексическая сочетаемость. Многозначность слов.

Контаминация. Прямое и переносное значения слов. Каламбур.


Тема №5. Омонимы. Паронимы / 1 час /

Паронимы. Омоформы. Омофоны. Омографы.Паронимы


Тема №6. Синонимы и антонимы. / 1 час /

Семантические и стилистические синонимы. Антитеза. Оксюморон.


Тема №7. Стилистическая окраска слов. Диалектизмы. / 1 час/

Стилистическая окраска слов. Эмоциональная и экспрессивная лексика. Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Фонетические, словообразовательные, лексические архаизмы.


Тема №8. Современные общественные реалии. / 1 час /

Классификация речевых ошибок. Классификация речевых нарушений. Грамматические ошибки.

Тема №9. Речевые ошибки. / 1 час /

Искажение фразеологических оборотов, смещение паронимов, плеоназм.

Тема №10. Речевые недочёты. / 1 час /

Основные типы речевых недочётов: бедность речи, невыразительность, неоправданное употребление просторечных слов, неточность речи, нелогичность речи, неуместность речи.


Тема №11. Новые слова. / 1 час /

Неологизмы. Лексические, семантические и индивидуально-стилистические неологизмы. Окказионализмы. Заимствования в русском языке. Иностранные слова.


Тема №12. Части речи. Род имён существительных / 1 час /

Число имён существительных. Падежи имён существительных.


Тема №13. Формы прилагательных. / 1 час /

Полные и краткие формы. Формы степеней сравнения.


Тема №14. Формы имён числительных / 1 час /

Склонение имён числительных.


Тема №15. Местоимения. Глаголы / 1 час /

Стилистическая окраска местоимений

Недостаточные глаголы. Стилистическая окраска глаголов.



Тема №16. Стилистика словообразования / 1 час /

Суффиксы субъективной оценки. Использование суффиксов. Стилистическая роль словообразования.

Тема №17.

Порядок слов в предложении / 1 час /

Инверсия. Тема. Рема. Актуальное членение. Согласование сказуемого. Согласование определения. Согласование приложений. Управление.





Учебно-тематический план.

/№

Наименование тем

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

Сроки проведения

1

Понятие о культуре речи.

Коммуникативные качества культурной речи.


1

Лекция с элементами беседы

Знакомство с элементами культуры речи. Конспектирование.



5.09


2

Коммуникативные качества культурной речи.


1

Лекция с элементами беседы

Конспектирование, обсуждение лингвистических задач.



12.09


3

Техника речи. Интонирование.

1

Практикум

Выполнение упражнений по технике речи, заданий на интонирование.


19.09


4

Лексическая сочетаемость. Многозначность слов.

1

Практикум

Составление тезисов.

Редактирование, правка текста




26.09


5

Омонимы. Паронимы.

1

Практикум

Решение лингвистических задач Работа над информационными проектами.



3.10


6

Синонимы и антонимы.

1

Практикум

Конспектирование, обсуждение лингвистических задач . Создание исследовательских проектов.



10.10


7

Стилистическая окраска слов. Диалектизмы.

1

Лекция с элементами беседы

Конспектирование. Создание исследовательских проектов.



17.10


8

Современные речевые реалии. Классификация речевых нарушений.

1

Лекция с элементами беседы

Конспектирование, выполнение упражнений по грамматике.

24.10


9

Речевые ошибки.









1

Лекция с элементами беседы.

Практикум

Конспектирование.



Выполнение упражнений по лексике и стилистике тестовые задания.



10

Речевые недочёты.






1

Лекция с элементами беседы. Практикум

Конспектирование,



Выполнение упражнений

стилистике.



11


Новые слова.

1

Практикум

Решение лингвистических задач.



12

Части речи. Род имён существительных.

1

Практикум

Решение лингвистических задач.



13

Формы прилагательных.

1

Практикум

Выполнение упражнений по лексике и стилистике тестовые задания.





14

Формы имён числительных.

1

Практикум

Решение лингвистических задач.



15

Местоимения. Глаголы.

1

Лекция с элементами беседы. Практикум

Конспектирование, выполнение упражнений по грамматике.





16

Стилистика словообразования.

1

Лекция с элементами беседы. Практикум

Конспектирование, выполнение упражнений по грамматике.


17

Порядок слов в предложении.

1

Лекция с элементами беседы.

Конспектирование, решение лингвистических задач.

Всего 17 часов

В результате изучения курса обучающийся должен

знать:

- законы построения искусной речи;

- качества хорошей речи как показателя интеллектуального и духовного богатства говорящего и проявления общественной культуры речи;

- лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка и требования необходимости их соблюдения;

- правила речевого этикета.




владеть:

- экспрессивно-выразительными средствами и основами техники речи;

- системными знаниями в области коммуникативной грамматики и орфоэпии русского языка;

- речевыми умениями, необходимые для подготовки и произнесения монологических и диалогических текстов;

- русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах.


применять:

- в практике речевого общения основные произносительные, грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка;

-в практике речевого общения нормы русского речевого этикета.




Литература


  1. Р.К. Баженкова, Н.А. Баженкова. Русский язык и культура речи. Вербум – М. 2005 г.

  2. Д.Е. Розенталь. Пособие по русскому языку. М. – Оникс, 2004 г.

  3. Д.Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М. – Пресс, 2003 г.

  4. И.Б. Голуб. Упражнения по стилистике русского языка. Арис – Пресс, М. 2003 г.

  5. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. Арис – Пресс, М. 2003 г.

  6. Л.С. Степанова. Система работы с текстом. Вербум – М. 2005 г.

  7. Т.А. Злобина, А.А. Малиновский. Учимся чувствовать, понимать, анализировать. Вербум – М. 2005 г.

  8. Д.Е.Розенталь, И. Б. Голуб. Стилистика и культура речи. М. – Пресс, 2005 г.



  • Русский язык и литература
Описание:

Цель курса – формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции, совершенствование языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.

Автор Попова Любовь Дмитриевна
Дата добавления 05.11.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 320
Номер материала MA-072030
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»