Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрограмма элективного курса "Математика и искусство".

Программа элективного курса "Математика и искусство".

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменногорский центр образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

«Математика и искусство»

9 класс

(8 часов)

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Данилова

Ольга Александровна,

учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Элективный курс «Математика и искусство» предназначен для обучающихся в 9 классах, рассчитан на 8 часов.

     Главные цели курса: развить познавательный  интерес к предмету и сориентировать на правильный выбор профиля при обучении в 10 классе.

     Главные задачи: показать взаимодействие математики с музыкой, архитектурой, живописью и литературой; способствовать эстетическому воспитанию школьника, развитию его творческих способностей, а4тивной фантазии; доказать, что красота математики среди наук недосягаема, что она является одним из главных связующих звеньев науки и искусства; расширить кругозор и активный интерес к предмету.

     Формы занятий: лекции, собеседования, практические работы, игра.

     Формы контроля: сообщения и доклады учащихся, творческие работы.

 

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    

Кол. час.

Тема

Виды деятельности

Виды контроля

1

1

Введение. Математика: прекрасное в науке

Лекция

 

2

1

Симметрия, пропорция, гармония – слагаемые прекрасного

Лекция, собеседование

Творческая работа, презентация.

3

1

Математика и музыка

Лекция, прослушивание музыкальных произведений

Сообщения учащихся

4

1

Математика и архитектура. Тайны золотого сечения

Лекция. Демонстрация репродукций древних памятников архитектуры

Практическая работа

5

1

Математика и архитектура. Пропорции от Парфенона до Нотр-Дама.

Лекция. Демонстрация репродукций

Учащиеся проводят экскурсию по древнему Риму (по репродукциям)

6

1

Математика и живопись

Лекция, собеседование. Демонстрация картин известных художников.

Творческая работа, презентация

7

1

Математика и литература

Собеседование, анализ0 произведений  А.С. Пушкина

Доклады учащихся

8

1

Итоговое занятие

Игра «Кто хочет стать математиком?»

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

     Тема 1. Математика – прекрасное в науке.

     Математика – особый язык науки. Смысл и значение красоты в точных науках. Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта.

     Тема 2. Симметрия, пропорция, гармония – слагаемое прекрасного.

     Раскрытие понятий симметрии, пропорции, гармонии. Важная роль этих понятий познания пространственно-временной структуры окружающего мира. Создание учащимися рисунков  помощью зеркальной, поворотной и ориентальной симметрий.

     Тема 3. Математика и искусство.

     Музыкальная сторона пифагорейского учения о числе. Анализ музыкальных интервалов на примере песен И.О. Дунаевского «Песня о Родине», «Марсельезы». Математический скелет музыкальной гаммы (сообщения учащихся).

     Тема 4. Тайны золотого сечения.

     Понятия о золотой пропорции. Звездчатый пятиугольник (пентаграмма). Воплощение идеи универсальной гармонии золотого сечения в архитектуре. Пропорции храма Василия Блаженного. Практическая работа: точное деление окружности на пять равных частей, построение последовательности звездчатых пятиугольников.

     Тема 5. Пропорции от Парфенона до Нотр-Дама.

     Образцы совершенной гармонии архитектуры, пропорции древнейших и средневековых памятников архитектуры. Учащиеся по репродукциям проводят экскурсию по древнему Риму.

     Тема 6. Математика и живопись.

     Живопись и основные математические проблемы изобразительного искусства. Математика цвета. Математическое построение рисунков. Перспектива – геометрии живописи. По репродукциям картин учащиеся рассматривают принципиальные возможности изображения пространства на плоскости.

     Тема 7. Математика и литература.

     Математический анализ произведений А.С. Пушкина.

     Детектив, как математическая задача, развивающая математическое мышление. Доклады учащихся на тему: «Математика и литература».

     Тема 8. Итоговое обобщающее занятие в форме игры «Кто хочет стать математиком?»

     В форме игры школьники ответят на вопросы по данному курсу, а также на вопрос, что дал курс «Математика и искусство» каждому из них.

 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение» 1992 год.

2.      Журнал «Математика в школе», 2001 год 3 статьи: Шатуновский Я. «Математика как изящное искусство и её роль в общем образовании»; Савина О.А. «Эстетический потенциал истории математики»; Чепракова Е.И., Липкина Т.А. «Присутствие красоты» 

3.      И.И. Глейзер «История математики в школе», Москва, «Просвещение», 1982 год.

4.      И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев факультативный курс по математике (10 кл.- М. : Просвещение, 2009 г.)

5.      Б.Г. Зив. Уроки повторения. – СПб: Мир и семья, серия Магистр, 2003 г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса "Математика и искусство"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа элективного курса«Математика и искусство»9 класс(8 часов) Разработала: Данилова Ольга Александровна, учитель математики2015 г. I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс «Математика и искусство» предназначен для обучающихся в 9 классах, рассчитан на 8 часов.Главные цели курса: развить познавательныйинтерес к предмету и сориентировать на правильный выбор профиля при обучении в 10 классе.Главные задачи: показать взаимодействие математики с музыкой, архитектурой, живописью и литературой; способствовать эстетическому воспитанию школьника, развитию его творческих способностей, а4тивной фантазии; доказать, что красота математики среди наук недосягаема, что она является одним из главных связующих звеньев науки и искусства; расширить кругозор и активный интерес к предмету.Формы занятий: лекции, собеседования, практические работы, игра.Формы контроля: сообщения и доклады учащихся, творческие работы. II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Кол. час. Тема Виды деятельности Виды контроля 1 1 Введение. Математика: прекрасное в науке Лекция 2 1 Симметрия, пропорция, гармония – слагаемые прекрасного Лекция, собеседование Творческая работа, презентация. 3 1 Математика и музыка Лекция, прослушивание музыкальных произведений Сообщения учащихся 4 1 Математика и архитектура. Тайны золотого сечения Лекция. Демонстрация репродукций древних памятников архитектуры Практическая работа 5 1 Математика и архитектура. Пропорции от Парфенона до Нотр-Дама. Лекция. Демонстрация репродукций Учащиеся проводят экскурсию по древнему Риму (по репродукциям) 6 1 Математика и живопись Лекция, собеседование. Демонстрация картин известных художников. Творческая работа, презентация 7 1 Математика и литература Собеседование, анализ0 произведенийА.С. Пушкина Доклады учащихся 8 1 Итоговое занятие Игра «Кто хочет стать математиком?» III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Математика – прекрасное в науке.Математика – особый язык науки. Смысл и значение красоты в точных науках. Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта.Тема 2. Симметрия, пропорция, гармония – слагаемое прекрасного.Раскрытие понятий симметрии, пропорции, гармонии. Важная роль этих понятий познания пространственно-временной структуры окружающего мира. Создание учащимися рисунковпомощью зеркальной, поворотной и ориентальной симметрий.Тема 3. Математика и искусство.Музыкальная сторона пифагорейского учения о числе. Анализ музыкальных интервалов на примере песен И.О. Дунаевского «Песня о Родине», «Марсельезы». Математический скелет музыкальной гаммы (сообщения учащихся).Тема 4. Тайны золотого сечения.Понятия о золотой пропорции. Звездчатый пятиугольник (пентаграмма). Воплощение идеи универсальной гармонии золотого сечения в архитектуре. Пропорции храма Василия Блаженного. Практическая работа: точное деление окружности на пять равных частей, построение последовательности звездчатых пятиугольников.Тема 5. Пропорции от Парфенона до Нотр-Дама.Образцы совершенной гармонии архитектуры, пропорции древнейших и средневековых памятников архитектуры. Учащиеся по репродукциям проводят экскурсию по древнему Риму.Тема 6. Математика и живопись.Живопись и основные математические проблемы изобразительного искусства. Математика цвета. Математическое построение рисунков. Перспектива – геометрии живописи. По репродукциям картин учащиеся рассматривают принципиальные возможности изображения пространства на плоскости.Тема 7. Математика и литература.Математический анализ произведений А.С. Пушкина.Детектив, как математическая задача, развивающая математическое мышление. Доклады учащихся на тему: «Математика и литература».Тема 8. Итоговое обобщающее занятие в форме игры «Кто хочет стать математиком?» В форме игры школьники ответят на вопросы по данному курсу, а также на вопрос, что дал курс «Математика и искусство» каждому из них. IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение» 1992 год.2.Журнал «Математика в школе», 2001 год 3 статьи: Шатуновский Я. «Математика как изящное искусство и её роль в общем образовании»; Савина О.А. «Эстетический потенциал истории математики»; Чепракова Е.И., Липкина Т.А. «Присутствие красоты»3.И.И. Глейзер «История математики в школе», Москва, «Просвещение», 1982 год.4.И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев факультативный курс по математике (10 кл.- М. : Просвещение, 2009 г.)5.Б.Г. Зив. Уроки повторения. – СПб: Мир и семья, серия Магистр, 2003 г.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 391 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.09.2020 203
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курлович Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курлович Ольга Дмитриевна
    Курлович Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80625
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 192 человека из 56 регионов

Курс повышения квалификации

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов