Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Биология / Программа элективного курса "Экологическая безопасность"

Программа элективного курса "Экологическая безопасность"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Название документа экологическая безопасность (модифиц) 10 кл 10-11 уч г.docx

Пояснительная записка



Программа курса "Экологическая безопасность" предназначена для учащихся 10 класса.


Программа элективного курса «Экология человека» рассчитана на 34 часа-по1 часу в неделю и предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ. Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии и предполагает углубленное изучение предмета экология.

Актуальность программы заключается в необходимости изучения основ экологических знаний, а так же явлений и процессов, которые приводят к возникновению различного рода бедствий и катастроф, а самое главное – как действовать человеку при чрезвычайных ситуациях.


На заре развития цивилизации человек не отделял себя от природы, был ее частью, жил по ее законам. Но с резким увеличением численности населения, разделением труда, появлением производства человечество стало потребительски относиться к природным богатствам, не задумываться о последствиях воздействия на природу. Человек возомнил себя царем природы, основой действий являлось техногенное мышление и принцип: "Возьми от природы все, не жди от нее милости". Неразумное и ненаучное отношение к законам природы привело к нарушению природных комплексов, возникновению локальных и региональных экологических бедствий, а угроза глобальной экологической катастрофы относится к разряду мировых проблем, которые возможно разрешить или приостановить только всеобщими усилиями.

В настоящее время число природных и техногенных катастроф резко увеличилось, что приводит к огромному количеству человеческих жертв, большому материальному ущербу и нарушению природных комплексов. Человечеству для того, чтобы выжить, необходимо не только изучать законы природы, наблюдать за процессами и явлениями, но и жить по этим законам, считаться с тем, что возможности природы не безграничны.


Цель программы: познакомить учащихся с основами экологических знаний, классификацией природных и техногенных катастроф и алгоритмом действий человека при чрезвычайных ситуациях; сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания


Задачи курса:


научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

расширить знания о влияние абиотических, биотических, антропогенных факторов среды на состояние здоровья и общую продолжительность жизни человека в данном регионе;

познакомить учащихся с реакциями адаптации к неблагоприятным условиям среды;

исследовать генотипические и фенотипические особенности высшей нервной деятельности;

рассмотреть основные стрессогенные факторы среды;

определить хронобиологический тип учащихся.

познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

ознакомить учащихся о воздействии растений, цвета на организм человека;

развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления.


Формы и методы работы: лекционные, практические работы, семинары,

интерактивные игры, дискуссии, анкетирование и др.


Учащиеся должны знать:

1. Понятия: абиотические факторы, авария, адаптация, антропогенные факторы, ареал,

биосфера, биогенные факторы, вид, ген, генотип, естественный отбор, заповедник,

изменчивость, искусственный отбор, лимитирующий (ограничивающий) фактор, мутация,

наследственность, природная катастрофа, сообщество (биоценоз), среда обитания

(местообитание), толерантность, техногенные катастрофы, технополис, урбоэкология,

чрезвычайная ситуация, эволюция, экология, экологическая катастрофа, экологическая

ниша, экологический фактор, экосистема;

2. Основы экологических знаний (что изучает наука экология; история науки; экологическая

обстановка в мире, в России, в данной местности; воздействие человека на природные

комплексы; экологическая безопасность, экологическое право, экологический манифест,

законы Коммонера; различные виды загрязнений окружающей среды)

3. Особенности своей местности и вероятные природные и техногенные катастрофы, которые

могут быть на данной территории;

4. Действия населения во время чрезвычайных ситуаций;


факторы, влияющие на здоровье;

факторы, разрушающие здоровье;

пути решения экологических проблем, связанных с автотранспортом;

влияние факторов среды на генофонд человека;

роль микроэлементов в организме человека;

роль биоритмов на жизнедеятельность;

особенности квартиры как экосистемы

классификация отходов и способы избавления от них;

особенности производственной среды и профессиональные заболевания, связанные с ней;


Учащиеся должны уметь

выявлять позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;

соотносить свойства фитонцидных растений со своим состоянием здоровья, эстетическим восприятием;

характеризовать влияние антропогенных факторов на организм человека;

оценивать типологические свойства личности, сформировавшейся в результате взаимодействия организма с окружающей средой;

выявлять основные стрессогенные факторы среды

определять свой хронобиотип;

анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;

соблюдать правила применения препаратов бытовой химии

предлагать способы улучшения экологической обстановки в доме

использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных вещей;

выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия на здоровье человека;

применять знания о влиянии на организм растений и цвета;

осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности

«смягчать» последствия научно-технической революции

оценивать свои потенциальные возможности и использовать их в условиях экологического бедствия

анализировать, делать выводы;

грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;

определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;

использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;

называть признаки природных и техногенных катастроф;

отличать аварии от чрезвычайных ситуаций; показывать на карте свой край; объяснять

причины экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью человека;

приводить примеры воздействия человека на природные комплексы и формирования

антропогенных ландшафтов, объяснять ситуации, которые могут привести к авариям и

катастрофам; использовать полученные знания по ситуации; учиться наблюдать и

оценивать ситуации;


Содержание курса несет в себе образовательную, культурологическую и социальную

направленность, так как позволит углубить знания по школьным предметам, расширить

кругозор и познавательный интерес учащихся. Программу можно рассматривать как

интегрированный курс на стыке экологии, географии, краеведения, основ безопасности

жизнедеятельности. В ходе изучения курса возможно формирование элементов культуры и

поведения, обеспечивающих выживание в окружающей среде: ориентация в

пространстве, анализ ситуации взаимодействия природы и общества, охрана здоровья

человека, прогноз и перспективы развития.

Показателем эффективности формирования ЗУН может быть не только осознанность,

глубина и прочность знаний и практических навыков, но и возможный реальный вклад в

окружающее пространство.

При изучении данного курса предполагается использование различных источников

знаний: справочников, энциклопедий, материалов СМИ, Интернет, статистических данных

и пр., а также более подробное изучение физической и тематических карт Российской

Федерации и карт своей местности.


Контроль знаний может осуществляться в виде практических работ по заполнению

контурных карт, семинаров по темам, игровых заданий, интеллектуальных игр,

решения вопросов и пр.

Итоговой работой, вид которой предлагается учащимся в самом начале работы, может быть разнообразным: реферат, Web - сайт, книга - "раскладушка", и др. Возможны и PR - проекты: опрос, мониторинг и т.д.

Программа рассчитана на 34 часа.


Содержание программы:

1. Введение -2ч.

Знакомство с содержанием, целями и задачами курса. Методы и источники знаний.

Что изучает экология. История науки.

Предмет экологии человека. Человек как биосоциальное существо. Влияние условий жизни на организм человека. Антропосистемы, антропоэкосфера.

Разделы экологии: урбоэкология, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология.

Экология человека. Социальная экология. Синэкология.

Социально-экономическая экология человека. Антропоэкология. Экология культуры.



Раздел 1 . Основы экологических знаний – 5 ч.

1. Охрана природы и рациональное природопользование.

Воздействие человека на природные комплексы.

2. Экологическая обстановка в России.

3. Экологическая безопасность. Экологическое право. Национальная безопасность.

4. Экология города. Город как экосистема.

Экологические проблемы города: (виды загрязнений: промышленное, бытовое, шумовое,

пылевое, электромагнитное; проблема бытовых отходов, бродячих животных и др).

5. Практическая работа № 1 "Решение экологических задач"

Раздел 2. Влияние абиотических факторов на организм человека (3 ч.)

Тема 1 Климатическая адаптация (1ч.)

Адаптивные возможности к низким температурам. Адаптация организма человека к действию широкого спектра природных условий. Физиологические реакции и защитные средства цивилизации. Биореакция живого организма на геохимические факторы. Природно-географические факторы, социально-экономические условия жизни.

Гипоксическая гипоксия, острая гипоксия, хроническая гипоксия, тканевая гипоксия.

Гипоксемия. Профилактика заболеваний системы крови, органов сердечно-сосудистой системы. Физиологические механизмы адаптации к условиям высокогорья, высоким температурам

Тема 2 Воздух и человек (1 ч)

Характеристика атмосферы в границах Чувашской республики. Особенности загрязнения воздушного бассейна в городах. Кислотные дожди и их последствия. Аллергизация населения. Важнейшие пути предупреждения гибели атмосферы.

Тема 3 Роль света и цвета в жизни человека (1 ч)

Световой климат внутри зданий. Санитарно-гигиенические требования к освещённости учебных помещений. Общее и местное освещение в жилых помещениях.

Хроматические и ахроматические цвета. Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов .Психологическая характеристика красного, синего, фиолетового, зелёного, жёлтого, коричневого, серого, белого, чёрного цветов. Их воздействие на организм.

Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности. Ионизация воздуха.

Цвет и возраст. Цвет и настроение. Цвет и имя. Цвет и характер. Биоэнергетика в цвете.

Практическая работа. «Изучение естественной освещённости помещения»

Тренинги

1. Тренинг цветового восприятия.

2.Тренинг внутреннего видения.

Раздел 3 . Влияние биотических факторов среды на организм человека (2 ч.)

Тема 1 Мир растений – источник жизни на Земле (1 ч)

Растения как источник пищи для человека, кислорода, фитонцидов. Растения – декор планеты. Уникальные способности растений, полезные для человека. Лекарственные растения. Уникальные лесные массивы. Берендеевский лес. Ботанический сад.

Влияние комнатных растений на микроклимат помещения, здоровье человека.

Эстетическая и гигиеническая роль комнатных растений. Стимулирующее и угнетающее действие комнатных растений на органы и системы органов человека.

Астрология растений. Зодиакальные свойства комнатных растений, их биоэнергетическая роль, воздействие на человека и домашних животных.

Фитонциды. Бактерицидные, фунгицидные, протистоцидные летучие вещества. Ионизация воздуха. Изучение свойств оранжерейных и комнатных растений. Теория фитодизайна.

Практическая работа. «Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере»

Человек и животные. (1 ч.)

Роль животных в физическом и нравственном излечении людей. Примеры «собачьей» преданности. Животные в городе. Энергетические барометры. Энергетика животных.

Актуальность борьбы с вредными бытовыми животными. Приспособление к ядохимикатам. Паразиты домашних животных и человека.


Раздел 4 Влияние антропогенных факторов среды на организм человека (11 ч.)

Тема 1 Экотоксиканты.(1 ч)

Основные источники поступления экотоксикантов.

Влияние токсичных металлов на организм. (свинец, ртуть, алюминий, кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди, цинка в физиологических процессах.

Индекс Е на продуктах питания. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека.

Тема 2 Транспорт и человек (1 ч)

Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека

Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Экологичность городского транспорта. Гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях и анализ их причин. Решение экологических проблем на транспорте.

Тема 3 Воздействие шума на организм (1 ч.)

Источники шума. Характеристики шума. Естественный шумовой фон. Гигиеническая оценка шума. Механизм действия шума. Механизм профессионального снижения слуха. Адаптация к шуму. Степени потери слуха. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем у лиц, работающих в условиях шума.

Санитарно-гигиенические нормы шумов в различных производственных условиях.

Тяжесть и диапазон последствий вредного воздействия шумов и вибрации на мужской и женский организм.

Эффективные пути решения проблемы борьбы с шумом. Противошумы

Тема 4 Музыка и смех в жизни человека (1 ч)

Энергия звука. Лечебное воздействие музыки на внутренние органы человека. Выбор музыкального инструмента.

Смех как эффективное противоядие от неприятных моментов в жизни.

Тема 5 Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека (1 ч.)

Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека.

Тема 6 Ионизирующие и элекромагнитные излучения (1 ч.)

Положительное влияние и неблагоприятные последствия ультрафиолетового оптического излучения. Меланома кожи. Профессиональные заболевания глаз.

Рациональное освещение производственных помещений. Монохроматическое лазерное излучение. Биологическое действие лазерного излучения.

Применение электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Биологическое действие электромагнитных излучений.

Профилактика производственного травматизма

Тема 7 Препараты бытовой химии (1 ч.)

Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены, препаратов для борьбы с насекомыми. Правила применения ПБХ.

Способы улучшения экологической обстановки в доме. Возможность замены безвредными средствами и способы снятия вредного влияния неблагоприятного фактора среды.

Тема 8 Проблема бытового мусора (1 ч.)

Причины увеличения количества мусора. Переработка твёрдых бытовых отходов. Захоронение. Сжигание. Сортировка и переработка. Специально оборудованные свалки.

Потенциальная эпидемическая опасность свалок.

Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы.

Способ компостирования. Вторичное использование отходов.

Особо опасные вещества в отходах (спецотходы). Правила и нормы ликвидации жидких и твёрдых спецотходов.

Проекты:

1.Вторая жизнь ненужных вещей.

2.Синдром нездорового помещения.

3.Экологически чистая квартира.

4. Экология дома.

5. Город без отходов.

Тема 9 Влияние строительных материалов на здоровье человека (1ч)

Прессованные плиты на синтетических смолах, искусственные ковровые покрытия, пластик, оргалит. Присутствие примесей

Тема 10 Влияние интерьера помещений на состояние человека (1ч.)

Размещение мебели и предметов обихода, освещение, цветовая гамма, текстура отделочных материалов.

Практическая работа: «Оценка внутренней отделки помещения».

Тема 11 Токсические вещества (1 ч.)

Производственные яды и их действие. Меры борьбы с профессиональными отравлениями.

Фиброгенная пыль. Причины возникновения «пылевых» заболеваний.

Раздел 5 Основы правильного питания (3 ч.)

Тема 1 Рациональное питание (1 ч)

Калорийность, надлежащий состав и режим питания. Индивидуальный подход к рациональному питанию. Условия и возможности раздельного питания. Оптимальный вес человека. Польза и вред голодания.

Психология еды: влияние овощей на настроение и способности. Диета от депрессий. Диета, основанная на сухофруктах. Полезен или вреден хлеб.


Тема 2 Пищевые добавки (1 ч)

Применение пищевых добавок. Пищевые красители (кармин, куркума, карамель, цветорегулирующие материалы – нитрит и нитрат калия, бромат калия).

Подслащивающие вещества: мёд, солодовый экстракт, лактоза, цикломаты.

Консерванты: сернистый газ, сульфиты, органические кислоты и соли.

пищевые антиокислители.

Тема 3 Микроэлементы и их роль в организме человека (1 ч.)

Участие микроэлементов в биохимических и физиологических процессах. Влияние микроэлементов на обменные процессы. Диагностика заболеваний при изучении микроэлементного состава в организме.

Минеральный состав почвы. Микроэлементный состав биохимических зон на территории России. Заболевания, связанные с биохимическими особенностями среды.

Тесты на обеспеченность магнием, калием, железом, кальцием, витамином А, бета-каротином, витаминами Д, В, С, Е.

Раздел 6 Социальные аспекты экологии человека (2 ч.).

Тема 1. Стресс как экологический фактор(1 ч.)

Причины стресса. Организационные факторы стресса. Личностные факторы. Адаптационные способности к стрессогенному событию или жизненной ситуации.

Стрессовое напряжение, его признаки. Способы борьбы со стрессом. Реакции организма на стресс: пассивность, релаксация, активная защита. Релаксационные упражнения. Концентрация стресса. Ауторегуляция дыхания.

Методы профилактики стресса: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе, аутоанализ личного стресса. Стрессовый и нестрессовый стили жизни.

Тема 2. Определение частоты воздействия стрессоров (1 ч.)

Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе.

Методики управления течением стрессовых реакций.

Внутренний диалог, положительные утверждения, нереальные установки. Модели поведения в стрессовой ситуации.

Раздел 7.Экологические аспекты хронобиологии (2 ч.)

Тема 1 Биологические ритмы.(1 ч.)

Хронэкология, биоритмология. История и достижения биоритмологии.

Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Ритмические явления природы. Фотопериодизм. Циркадианные (околосуточные) и цирканнуальные (окологодовые) ритмы.

Влияние биоритмов на физическую работоспособность.« Голубь», «жаворонок», «сова». Их совместимость в общежитиях. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний.

Физический, эмоциональный, интеллектуальный ритмы.

Нарушение биоритмов. Факторы, угнетающие биоритм клеток. Физиологическое время

Определение хронобиотипа, фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов (1 ч.)


Раздел 8. Чрезвычайные ситуации – 4 ч.

1. Основные понятия: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайные ситуации. Причины возникновения и классификация.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Служба спасения.

2. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, обвалы,

оползни, сели, бури, ураганы, смерчи, лесные пожары и др.

Действия населения во время стихийных бедствий.

3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: пожары, взрывы, химические,

радиационные, гидродинамические аварии и др.

Действия населения по предупреждению и ликвидации аварий.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Практическая работа №2 "Решение практических задач "

5. Итоговый урок. Круглый стол "Глобальные экологические проблемы"


Заключение (1ч.) Итоговая конференция « Проблемы экологии человека»


Основная литература

1.Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.- М.:1994.

2.Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997.

3.Высоцкая М.В.Экология. Элективные курсы. 9 класс. Волгоград: Учитель, 2006.

4.Губарева Л. И., Мизирёва О.М.,Чурилова Т.М.Экология человека: Практикум для вузов. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.


Дополнительная литература

1.Азон Б.Стресс излечим. - М.:1994

2.Акимова Т.А., Хаскин В.В Экология.-М.:1998.

3.Белов С.В., Барбинов Ф.А.и др. Охрана окружающей среды. - М.:1991.

4.Васильев В.Н.Здоровье и стресс. - М.:1991.

5.Гартинский Г.Б, Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. М.:1993.

6.Данилова Н.Н., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности. - М.:1997.

7.Кукушин В. С. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование. – Ростов на Дону: Феникс ,2006

7.Моисеева Н.И Биоритмы жизни. -СПб.:1997.

8.Моисеева Н.И.Время в нас и время вне нас. - Л.:1991.

9.Петров. К.М.Общая экология - СПб.:1998.

10.Прохоров Б.Б.Экология человека. Социально-демографические аспекты. - М.:1991

11.Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.

12.Ужегов Г.М. Биоритмы на каждый день. - М.:1997

Экологическая безопасность (учебный план)


дата

содержание

Введение 2 ч


1

Введение. Знакомство с содержанием, целями и задачами курса. Методы и источники знаний. Что изучает экология. История науки. Экологический словарь.


2

Предмет экологии человека. Разделы экологии.

Раздел 1 . Основы экологических знаний – 5 ч.


3

Охрана природы и рациональное природопользование.

Воздействие человека на природные комплексы.


4

Экологическая обстановка в России.


5

Экологическая безопасность. Экологическое право. Национальная безопасность


6

Экология города. Город как экосистема. Экологические проблемы города.


7

Практическая работа № 1 "Решение экологических задач"

Раздел 2. Влияние абиотических факторов на организм человека (3 ч.)


8

Климатическая адаптация


9

Воздух и человек


10

Роль света и цвета в жизни человека

Раздел 3 . Влияние биотических факторов среды на организм человека (2 ч.)


11

Мир растений – источник жизни на Земле.

Практическая работа. «Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере»


12

Человек и животные.

Раздел 4 Влияние антропогенных факторов среды на организм человека (11 ч.)


13

Экотоксиканты.


14

Транспорт и человек


15

Воздействие шума на организм


16

Музыка и смех в жизни человека


17

Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека


18

Ионизирующие и элекромагнитные излучения


19

Препараты бытовой химии


20

Проблема бытового мусора


21

Влияние строительных материалов на здоровье человека


22

Влияние интерьера помещений на состояние человека


23

Токсические вещества

Раздел 5 Основы правильного питания (3 ч.)


24

Рациональное питание


25

Пищевые добавки


26

Микроэлементы и их роль в организме человека.

Практическая работа

Раздел 6 Социальные аспекты экологии человека (2 ч.).


27

Стресс как экологический фактор


28

Определение частоты воздействия стрессоров

Раздел 7.Экологические аспекты хронобиологии (1 ч.)


29

Биологические ритмы


30

Практическая работа. Определение хронобиотипа, фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов

Раздел 8. Чрезвычайные ситуации 4 часа


31

Основные понятия: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайные ситуации. Причины возникновения и классификация.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Служба спасения.


32

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, обвалы, оползни, сели, бури, ураганы, смерчи, лесные пожары и др.

Действия населения во время стихийных бедствий.


33

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: пожары, взрывы, химические, радиационные, гидродинамические аварии и др.

Действия населения по предупреждению и ликвидации аварий.


34

Обобщение и систематизация знаний.

Практическая работа № 2 "Решение практических задач "


35

Итоговый урок. Круглый стол "Глобальные экологические проблемы"





Приложение 1



ТЕМА 1: Введение. Что изучает наука экология? История науки.

Воздействие человека на природные комплексы.



Понятие природы. Все, что нас окружает - это природа. (Природа – это окружающий нас мир). В понятие природы входят природные объекты и явления.


Природа живая, неживая и преобразованная. Компоненты природы отличаются друг от друга. Одна группа природных компонентов дышит, двигается, питается, растет, размножается и в конце своей жизни умирает. Это живая природа. Другая группа компонентов не обладает такими признаками. Это неживая природа. Те компоненты, которые создал человек, называется преобразованной природой.


Взаимодействие живой и неживой природы. Компоненты природы находятся между собой в тесном взаимодействии. Неживая природа в ходе эволюции сформировалась раньше и является условием для существования живой природы. В свою очередь живая природа зависит от среды обитания и приспосабливается к ней. Существует множество наук, изучающих неживую природу: климатология, почвоведение, геология, гидрология, вулканология, ландшафтоведение и др. Зоология, ботаника, антропология, анатомия и др . – науки, изучающие живую природу.


Экология как наука о взаимодействии живой и неживой природы. Наука, изучающая зависимость живой природы от условий существования, приспособляемость живых организмов к среде обитания, называется экологией.


История науки. Природоведческие знания необходимы человеку всегда. Еще с древнейших времен стали накапливались сведения о природе и передавались в устной форме. Позднее появились науки, которые привели накопленные человечеством знания в систему.

Термин "экология" ( от греч. "ойкос"– дом, жилище, родина; "логос"– наука, учение) ввел в научный обиход 19 – м в. основоположник этой науки Эрнст Геккель (1834 – 1919) – немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина. В 1866 г. Э.Геккель дал такое определение экологии: "Под экологией мы понимаем…изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической так и неорганической, и прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт".

Однако исследования, которые сегодня мы назвали бы экологическими, проводились задолго до появления этого термина и самой науки.

Основоположники систематики А. Цезальпин (1519 – 1603), Д.Рей (1628 – 1705) описывали зависимость растений от условий произрастания и места обитания.

В 18 – м в.

Русскими естествоиспытателями путешественниками С.П. Крашенинниковым (1711 – 1755), И.И. Лепехиным (1740 – 1802) и П.С.Палласом (1741 – 1811) описаны взаимоотношения климата, растительности и животного мира зависимости от географических условий.

Французский натуралист Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829), автор первого эволюционного учения, считал, что внешние условия среды являются основной причиной приспособительных изменений организмов и их эволюции.

Немецкий естествоиспытатель и путешественник А.Гумбольдт (1769 – 1859) сформулировал новое экологическое направление в географии растений (в одинаковых географических условиях у растений различных групп вырабатывается одинаковый внешний облик).

В 19 – в. русский естествоиспытатель К.Ф. Рулье (1814 – 1858) разработал систему экологического исследования животных – зообиологию.

Понятие биосферы (оболочки, включающей в себя все живые организмы на Земле), было развито в работах В.И. Вернадского (1864 – 1945).

В начале 20 в. образовались экологические школы, стали появляться различные отрасли экологической науки.

В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук. Она подразделяется на общую экологию и отраслевую. Выделяется теоретическая и прикладная экология.

Сформировавшись как наука, экология сегодня играет все возрастающую роль в решении практических задач. Появилась возможность предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека и давать рекомендации, как использовать природные богатства, не истощая ресурсов и не нанося вред природным сообществам. Важность таких научных прогнозов особенно велика в наши дни, когда из – за технического прогресса человечество заметно воздействует на всю биосферу в целом. При этом доминирующим фактором становится отрицательное влияние на живую природу деятельности человека, а масштабы негативного воздействия таковы, что представляют серьезную угрозу существованию не только отдельных биосистем, но и всей биосферы в целом и человека в частности.

Приложение 2

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – компоненты и явления неживой природы, которые воздействуют на живые организмы (климатические или географические условия, физические или химические среды)

АДАПТАЦИЯ – процесс приспособления организмов к условиям среды

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ – факторы, возникшие в результате деятельности человека (появление новых химических соединений, изменение природных комплексов и пр.)

АРЕАЛ – область распространения живых организмов

БИОСФЕРА – оболочка, в которую входят все живые организмы

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а так же на среду обитания (хищник поедает жертву, опавшие листья образуют перегной или являются местом обитания и пищей для многих организмов), т.е., факторы живой природы

ВИД – совокупность популяций особей, имеющих общие морфологические признаки

ГЕН – единица наследственного материала

ГЕНОТИП – совокупность всех генов организма, наследственная основа организма

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР – процесс выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции

ЗАПОВЕДНИК – охраняемая территория, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности

ИЗМЕНЧИВОСТЬ – общее свойство живых организмов приобретать новые признаки в пределах своего вида

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР – сознательный и бессознательный отбор особей с нужными человеку хозяйственными признаками для последующего разведения. Благодаря искусственному отбору созданы все современные породы домашних животных и сорта сельскохозяйственных растений

ЛИМИТИРУЮЩИЙ (ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ) ФАКТОР – фактор, сдерживающий развитие биологической системы

МУТАЦИЯ – естественное или искусственное изменение генотипа

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – общее свойство всех живых организмов передавать по наследству генетические особенности

ОРГАНИЗМ – любое живое существо, особь, индивид

ПОПУЛЯЦИЯ – совокупность особей одного вида (популяция ворон)

СООБЩЕСТВО (БИОЦЕНОЗ) – совокупность популяций различных видов, занимающий определенный природный участок (сообщество леса, озера и т.д.)

СРЕДА – все, что окружает живой организм (популяцию, сообщество) и воздействует на него (синоним – МЕСТООБИТАНИЕ)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность организмов выносить отклонение экологических факторов

ЭВОЛЮЦИЯ – необратимое и направленное развитие живой природы. Сущность процесса эволюции состоит в непрерывном приспособлении живых организмов к разнообразным и постоянно меняющимся условиям среды. Главные факторы эволюционного процесса: наследственность, изменчивость и естественный отбор

Экология – наука о взаимосвязях живой и неживой природы

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША – факторы среды, которые требуются для существования вида

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР – любой компонент природы, на который реагирует организм приспособительными реакциями

ЭКОСИСТЕМА (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА) - основная структурная единица биосферы – единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой причинно – следственными связями и обменными процессами


Воздействие человека на природные комплексы. До относительно недавнего геологического времени ни одно существо не угрожало существованию жизни на Земле. С появлением человека ситуация изменилась. Человек стал единственным существом на планете, которое прямо или косвенно воздействует на природу.


ЭТАПЫ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ


5

Современный этап НТР: коренные сдвиги в материальной базе производства; резкие сдвиги в системе "общество – природа"; техногенное отношение к природе

С середины 20 века

4

Промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов, рост масштабов воздействия человека на окружающую среду

300 лет назад

3

Разделение труда: увеличение нагрузки на землю, появление ремесел, широкое вовлечение в хозяйственную деятельность природных ресурсов

Средние века

2

Сельско – хозяйственная революция: переход основной части человечества от собирательства, охоты и рыбной ловли к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов

6 – 8 тыс. лет назад

1

Собирательство, охота, рыбная ловля; человек приспосабливается к природе, но пока не изменяет ее

Около 30 тыс. лет назад


Сделанные человеком открытия и технические изобретения способствовали развитию индустриального общества, воздействие которого на природу приводит по крайней мере к трем основным типам необратимых изменений в природном равновесии:

1. Сокращается разнообразие природных сообществ в средах, которые эксплуатируются человеком;

2. Нарушен круговорот веществ, т.к. отходы деятельности человека не перерабатываются природой. В природе накапливаются загрязняющие и токсические вещества, что приводит к нарушению экосистем.

3. Приток энергии за счет все возрастающего потребления нефти, газа и угля приводит к истощению невозобновимых природных ресурсов. Кроме того, ситуация все более осложняется за счет ускорения роста населения планеты,

что приводит к продовольственной проблеме. С ростом населения планеты тесно связана такая проблема как рост городского населения и интенсивность урбанизации. При этом усиливается не только процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах, но и распространения на сельскую местность городского образа жизни.

Еще одним результатом взаимодействия человека и природы является загрязнение окружающей среды. В общем случае загрязнение можно определить как неблагоприятное изменение среды обитания.



В зависимости от воздействия на природные комплексы можно выделить следующие типы загрязнений:

1. Физические загрязнения – радиоактивные вещества, электромагнитные излучения, тепловое, шумовое загрязнение, вибрация.

2. Химические загрязнения – производные углерода и серы, углеводороды, моющие вещества, пестициды, фтористые соединения, тяжелые металлы, аэрозоли.

3. Биологические загрязнения – болезнетворные бактерии и вирусы, гельминты, нарушения сред обитания и природных комплексов из – за вмешательства и неумелого внедрения новых видов организмов.

4. Эстетический вред – нарушение естественных ландшафтов урбанизацией, строительством коммуникаций, превращение естественных ландшафтов в антропогенные.


Продукты деятельности человека воздействуют на все земные оболочки.

Промышленные предприятия и электростанции, различные виды транспорта являются основными загрязнителями атмосферы. В воздух выбрасываются различные вредные вещества, вырубаются леса, лесные пожары и многие другие причины приводят к нарушению газового состава атмосферы: уменьшается количество кислорода и увеличивается содержание углекислого газа, разрушается озоновый экран, усиливается парниковый эффект, выпадают кислотные дожди, в больших городах образуется смог. Воздействие человека на атмосферу привело к явлениям глобального изменения климата.

Добыча полезных ископаемых, строительство населенных пунктов, прокладка коммуникаций, создание плотин и водохранилищ привели к нарушению литосферы: антропогенные ландшафты и созданные человеком формы рельефа занимают все больше и больше места (терриконики, карьеры, пустыни антропогенного происхождения, нерационально отработанные месторождения, свалки бытового и промышленного мусора, затопленные под водохранилища территории и пр.).

В результате хозяйственной деятельности человека наблюдается деградация почв – постепенное ухудшение свойств плодородного слоя. Основными факторами деградации являются: эрозия почв (водная, ветровая, химическая, биологическая), чрезмерный выпас скота, неправильная агротехника и мелиорация, внесение большого количества минеральных удобрений и ядохимикатов.

Промышленные, бытовые и сельскохозяйственные отходы вызывают (химическое, бактериологическое, тепловое, радиоактивное, электромагнитное) загрязнение водной оболочки – гидросферы. Кроме того, растет водопотребление на различные нужды, что приводит к проблеме пресной питьевой воды.

Хозяйственная деятельность человека влияет и на живую природу – растительный и животный мир. Сокращение численности и исчезновение, различных видов растений и животных, изменение видового состава – выведение нужных и сокращение ненужных человеку пород животных и сортов растений. И как следствие – создание "Красной книги" и охраняемых территорий.


АНКЕТА "МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ"


N

ВОПРОСЫ

да

нет

по разному

1

Задумываетесь ли Вы о своем отношении к природе?




2

Делите ли Вы природные объекты на привлекательные и непривлекательные?




3

Всегда ли Вы бережно относитесь к природе?




4

Заслуживают ли внимания, на Ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?




5

Всегда ли Вы обращаете внимание на окружающую Вас природу?




6

Все ли в окружающей природе Вас интересует?




7

Проявляется ли Ваш интерес в поступках?




8

Цените ли Вы разнообразие в природе?




9

Влияет ли природа на Ваше настроение?




10

Можете ли Вы объяснить, чем привлекают Вас те или иные объекты природы?




11

Вмешиваетесь ли Вы в ситуации, когда видите, что кто – то наносит природе ущерб своими действиями?




12

Любите ли Вы читать описания природы в книгах?




13

Влияет ли окружающая среда на Ваши мысли?




14

Влияет ли природа на Ваше поведение?




15

Часто ли Вы отдыхаете на природе?




16

Приходилось ли Вам вольно или невольно вредить природе?




17

Есть ли какие – то занятия, которые Вы любите делать на природе?




18

Часто ли Вы проявляете равнодушие к природе?




19

Часто ли Вы принимаете посильное участие в охране природы?




20

Любите ли Вы рассматривать пейзажи или изображения растений и животных на картинах?




21

Знакомы ли Вам музыкальные произведения, связанные с природой?




22

Приходилось ли Вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, мастерить поделки из природного материала?




23

Всегда ли Вы добросовестно относитесь к выполнению работы по уходу за окружающей средой?





0 – нет , 1 – по – разному, 2 - да






КЛЮЧ К ТЕСТУ:

Меньше 20 баллов – Очень жаль, но судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство, ни полученные знания об окружающем мире до сих пор не затронули Вашего сердца. Вы не осознаете всей связи с природой. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего мира природы.

21 – 29 баллов – Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для Вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе последствиями и явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусств, изображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на людей. Если Вы будете делать это регулярно, Ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим людям станет более осмысленным и активным.

30 – 39 баллов – Отношение к природе осознается Вами глубоко и правильно. Однако, некоторые Ваши ответы говорят, что не все пока благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства и литературы о природе, это поможет сделать Ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Более 40 баллов – Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено, иногда Вы его переоцениваете. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства и поступки. Чаще анализируйте их и будьте искренны и самокритичны к себе и своим действияим.


ТЕМА 2: Экологическая безопасность. Охрана природы рациональное природопользование. Экологическое право. Национальная безопасность. Законы Коммонера. "Экологический манифест". Мониторинг

ЗАКОНЫ БАРРИ КОММОНЕРА

Б.Коммонер – американский эколог; в начале 70 – х г. сформулировал положения, раскрывающие суть системы рационального природопользования. Эти положения стали называть "законами".

1. Все связано со всем.

2. Все надо куда – девать.

3. За все надо платить.

4. Природа знает лучше.




  • Биология
Описание:

Программа курса "Экологическая безопасность" предназначена для учащихся 10 класса.

Программа элективного курса «Экология человека» рассчитана на 34 часа-по1 часу в неделю и предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ. Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии и предполагает углубленное изучение предмета экология.

Актуальность программы заключается в необходимости изучения основ экологических знаний, а так же явлений и процессов, которые приводят к возникновению различного рода бедствий и катастроф, а самое главное – как действовать человеку при чрезвычайных ситуациях.

Цель программы: познакомить учащихся с основами экологических знаний, классификацией природных и техногенных катастроф и алгоритмом действий человека при чрезвычайных ситуациях; сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания

Автор Зотова Ирина Викторовна
Дата добавления 14.01.2017
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 566
Номер материала MA-069519
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»