Инфоурок Литература Рабочие программыПрограмма элективного курса для детей - мигрантов "Русский язык как неродной"

Программа элективного курса для детей - мигрантов "Русский язык как неродной"

Скачать материал

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

элективного курса по русскому   языку для детей-мигрантов

Петровой Оксаны Леонидовны,

учителя высшей  квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Россия стала открытой страной, усилился приток в нее мигрантов, в основном трудовых. Подобная ситуация принадлежит, очевидно, к явлениям долгосрочного характера. Мировой опыт (прежде всего европейский) со всей определенностью показывает, что языковой (шире цивилизационно-культурный) барьер, неизбежно возникающий между населением принимающей страны и имигрантами, может стать причиной глубоких противоречий. В этих условиях образование, в частности освоение русского языка как нового, оказывается средством, способным «преобразовать» наших новых соотечественников в органичную часть многонационального российского общества. В то же время обучение русскому языку как новому (в условиях ситуационного билингвизма), может выполнить еще одну ключевую задачу: сформировать толерантное сознание новых граждан России.  Не секрет, что ситуация, когда более половины мигрантов не знают русского языка, особенностей культуры и традиций российского общества, основ российского законодательства ухудшает не только их пребывание в России, но и служит источником напряженности в российском обществе.

       Для всех, изучающих русский язык как неродной, особую трудность представляют категория рода, категория одушевлённости / неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы

Категория рода является грамматической категорией. Она охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (прошедшее время, условное наклонение, существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных зависит от правильного определения рода, а каждый язык обладает своей системой распределения существительных по родам (например, в грузинском языке категория рода отсутствует вообще).

  Возникают и фонетические трудности (в связи с различием звуковых систем языков), и лексические, и трудности усвоения падежных форм, и синтаксические трудности.

  Но самая большая проблема в работе с данной категорией слушателей – подбор текстов для пополнения лексического запаса, для включения накопленных грамматических навыков в речь. Тексты, подобранные учителем, должны быть понятны и интересны по содержанию, просты по структуре. Кроме того, именно работа по развитию активной речи должна формировать интерес к изучению русской культуры и положительное отношение к русским обычаям, традициям, установкам.

  Таким образом, программа  курса «Русский язык как неродной» для лиц с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который мигрант будет постигать не только (а, может быть, и не столько) правила русской речи, но и правила русской жизни.

Методы тренировочные (списывание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу) будут основными.

Цель – формирование коммуникативной компетенции (способности общаться на русском языке в стандартных речевых ситуациях) , знаний об истории России, культурных традициях, нормах поведения; формирование положительного отношения к России.

Задачи:

·        Научить понимать русскую речь,

·        Ознакомить с основами русской речи и письма;

·        Отработать навыки правильного произношения;

·        Сформировать коммуникативные умения на определённом языковом материале;

·        Отработать навык общения в стандартных речевых ситуациях;

·        Пополнить лексикон новыми словами;

Курс " Русский язык как неродной" базируется на следующей нормативной базе.

·       Федеральная целевая программа «Русский язык», принятая Правительством Российской Федерации (29.12.2005 №833)

на 2005 – 2012 годы

·       § Закон РФ «Об образовании в РФ» (п. 5 ст. 14).

·       § Статья 41 Типового положения об образовательном учреждении

·       § (от 19.03.2001 г. № 196). § Приоритетный национальный проект «Образование».

·       § Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа»

·       § ФГОС

 

Учебно-тематическое планирование:

 


Тема

Количество часов

 

 

 

 

Тестирование

1

1.

Графика. Русский алфавит.

2

2.

Фонетика . Звуки. Особенности русского произношения.

3

 

3.

Имя существительное. Падежи имен существительных.

2

4.

Модели предложений с падежными формами.

2

5.

Род и число именных частей речи. Модели построения предложений с соблюдением рода и числа.

2

6

Имя числительное. Строим предложение с числительным.

2

7

Р\р. Работа с текстом «Я говорю по-русски»

2

8

Местоимение. Личные местоимения. Модели построения предложения с личными местоимениями.

2

9

Притяжательные, указательные местоимения. Модели построения предложений с притяжательными и указательными местоимениями.

2

10

Вопросительные предложения. Модели  построения вопросительных предложений.

2

11

Глагол. Модели предложений с глаголами.

2

12

Строим настоящее, прошедшее, будущее времена.

2

13

Строим предложения , соблюдая лицо и число глагола.

2

14

Модель построения предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида.

2

15

Р\р. Работа с текстом «Шедевры русской живописи»

2

16

Прилагательное. Строим предложения с прилагательными.

2

17

Наречие. Строим предложения с наречием.

2

18

Степени сравнения прилагательных и наречий. Модели предложений со степенями сравнения.

2

19

Р\р.  Работа с текстом «Русская баня»

2

20

Причастие. Причастный оборот. Строим предложения с причастным оборотом..

2

21

Краткая форма прилагательного и причастия. Модель предложений с краткими формами.

2

22

Деепричастие. Деепричастный оборот. Строим предложения с деепричастным оборотом.

2

 

23

Синтаксис. Простое предложение. Модель построения простых неосложненных предложений.

2

24

Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.

2

25

Р\р.  Работа с текстом «Деревянная Русь»

2

26

Сложное предложение. Модель построения предложений с союзом когда.

2

27

Модель построения предложений с союзами чтобы, хотя, если.

2

28

Модель построения предложений с союзным словом который.

2

29

Р\р.  Работа с текстом «Праздники в России»

2

30

Прямая речь. Косвенная речь. Модели построения предложения с прямой и косвенной речью.

2

31

Официально-деловой стиль. Заполнение документов.

3

32

Итоговый тест .Анализ работы.

2

 

ИТОГО:

68

Список используемой литературы.

1.Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: учебная книга\3-е издание.-М.,2002

2. Баркова Т.П., Шахова Л.А.Работаем самостоятельно. Тамбов, ТГТУ,2006.

3. Баш Е.Г., Владимирский Е.Ю. и др. Учебник русского языка для студентов-иностранцев. М., 1999.

4. Губиева И.Г., Яцеменко В.А.50 русских текстов. М., 2008.

5. Камышева С.Ю. Здравствуй , Россия. Волгоград, 1999

6. Лебедев ЮТ. Звуки. Ударение. Интонация. М., 2009.

7. Милованова И.С.Фонетические игры и упражнения. М.,2000.

8. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски. М., 1998.

9.ХавронинаС.А.,ШироченскаяА.И.Русский язык в упражнениях. М.,2010.

10.Шумилина А.П.Русский язык для работы с иностранцами: учебное пособие . -Ростов, 2006.

 


 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса для детей - мигрантов "Русский язык как неродной""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Россия стала открытой страной, усилился приток в нее мигрантов, в основном трудовых. Подобная ситуация принадлежит, очевидно, к явлениям долгосрочного характера. Мировой опыт (прежде всего европейский) со всей определенностью показывает, что языковой (шире – цивилизационно-культурный) барьер, неизбежно возникающий между населением принимающей страны и имигрантами, может стать причиной глубоких противоречий. В этих условиях образование, в частности освоение русского языка как нового, оказывается средством, способным «преобразовать» наших новых соотечественников в органичную часть многонационального российского общества. Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст. Цель – формирование коммуникативной компетенции (способности общаться на русском языке в стандартных речевых ситуациях) , знаний об истории России, культурных традициях, нормах поведения; формирование положительного отношения к России.Задачи: Научить понимать русскую речь, Ознакомить с основами русской речи и письма;Отработать навыки правильного произношения;Сформировать коммуникативные умения на определённом языковом материале;Отработать навык общения в стандартных речевых ситуациях;Пополнить лексикон новыми словами;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 823 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.11.2020 680
    • DOCX 95.5 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шлёнская Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шлёнская Елена Александровна
    Шлёнская Елена Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73992
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе