ГУ "Щербактинская специальная общеобразовательная
школа-интернат № 5"
Программа духовно-нравственного
воспитания
«Дари добро»
Автор: Кобернюк
Н.Б.- воспитатель
2016год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная
записка …………………………………………………………3-4
2.Актуальность……………………………………………………………………..4-5
3.Цели,
задачи……………………………….………………………………………..5
4.Планируемые
результаты реализации программы……………………………….5
5. Методы и
приемы ………………………………………………………………….5
6.Формы работы с
детьми…………………………………………………………….5
7.Целевая аудитория………………………………………………………………….6
8.Тематический план
программы…………………………………………………..6-9
9.Список литературы………………………………………………………………...10
«УТВЕРЖДЕНО»
«___»_______2016г.
Руководитель
______________ Р.Ахметова
1. Пояснительная записка
Нравственное воспитание молодого поколения
приобретает в современных условиях особенно большое значение. Одновременно с
социальными и экономическими преобразованиями в нашей стране идет активный
процесс формирования нового человека. Этот процесс во многом зависит от
дальнейшего развития теории нравственного
воспитания.
Так как, Президент
нашей страны Н.А.Назарбаев в своем послании акцентирует усилить внимание на
важные моменты воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы
морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и
духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех
учебных заведениях, независимо от формы собственности.
Развитие и
процветание любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным
лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения. Закон
Республики Казахстан «Об образовании» требует активного формирования у молодежи
высоких нравственных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма,
гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности народа,
нравственного поведения.
Нравственное воспитание школьников
всегда было актуальнейшей задачей педагога, а сегодня – особенно. Но решать ее
в любое время было сложно. «Учительство – это искусство, воспитывает личностью
своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Такое понимание учительской миссии
выделяет в качестве важнейших проблем педагогического образования формирование
нравственной позиции, включающей прежде всего воспитание любви и внимания к
человеку, постижение школьниками нравственных категорий. Целью нравственного
воспитания является формирование нравственного сознания, поведения и важнейших
моральных качеств личности: патриотизма, чувства дружбы, и консолидации между
народами, коллективизма, гуманизма, ответственного отношения к труду,
сознательной дисциплины и др.
С приобретением Республикой Казахстан
статуса суверенности появилась возможность реального возрождения истории,
культуры, обычаев, языка казахского народа, создались возможности для
обновления содержания школьного образования на основе учета национальных
традиций в единстве с мировой культурой и достижениями разных народов. Поэтому
мы считаем, что общечеловеческое согласие не противоречит национальному
достоинству народов Казахстана. Веками было доказано, что в республике всегда
проживали в дружбе и согласии не только казахи, но и русские, украинцы, немцы,
татары, корейцы, уйгуры, поляки, люди других национальностей.
И сегодня, в Казахстане сохраняются
стабильность, национальное согласие и гражданский мир. Курс на укрепление
дружбы между народами совпадает с желанием казахстанцев решительно двигаться
вперед по пути обновления, экономических реформ и духовного возрождения.
Содержание нравственного воспитания
проявляется, прежде всего в практической деятельности школьников, учебе, труде,
общественной работе, в характере их отношений, способах взаимодействия, в
усвоенных нормах поведения.
Нравственное развитие личности
происходит в течение всей жизни человека под влиянием контактов с окружающими
его людьми и проявляется в его оценках и отношении к действительности,
обществу, взаимоотношениях с другими людьми, в его действиях и поступках.
Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т.е. понимание
им того, как и почему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону
его проявления, выражающуюся в суждениях, поступках и поведении, формируется в
течение всей жизни.
2.Актуальность
Приоритетным направлением программы является обучение школьников
духовным ценностям, культуре поведения и дисциплине, отношению к себе и другим
людям, отношению человека к Родине и родному краю.
Целенаправленные и последовательные занятия могут стать эффективным
средством воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму
доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязывать детям ту
или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение
к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни
человека. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе
осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические
беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки
достижений.
В структуру занятий включены пословицы, сказки, игры, песни и задания,
направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей
высказывать свои мысли, работать в группах, рисовать, инсценировать ситуации.
Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей младшего
школьного возраста (11-13 лет), занятия комбинированного типа, которые включают
в себя теоретический аспект и практическую подготовку.
Новизной данной программы является понимание духовно-нравственного
воспитания как деятельностное приобретение духовного и нравственного опыта
ребенка (в соответствии с возрастными возможностями), который является
фундаментом активной, развитой, воспитанной личности. В связи с этим, для
успешной реализации данной программы необходимо перемещение акцента с
результатов деятельности на саму деятельность ребенка, что позволит
продвинуться к содержанию образования как способу воспитания
духовно-нравственной личности.
3.Цель и задачи программы:
Цель программы – развитие и воспитание функционально
грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного
созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Основные задачи:
·
формирование знаний о
нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
·
формирование умения
применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
·
способствовать социальной
адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому
себе.
4.Планируемые
результаты реализации программы
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим
детям;
- оценивать свои
поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ
поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный
порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно
выполнять обязанности учащихся школы;
- вступать в
различные коммуникации с учетом правил общения.
5. Методы и
приемы:
·
диалоги; элементы
дискуссий
·
игры-практикумы;
·
проблемные ситуации;
·
сюжетно-ролевые игры;
·
конкурсы, викторины;
·
беседы;
·
коллективно-творческие
дела.
6.Формы
проведения:
·
рассказ, демонстрация,
чтение информационных текстов,
·
практическое занятие,
викторина
7.Целевая
аудитория
Целевой аудиторией участников являются ученики начальной школы. В
настоящий момент это ученики 3 класса в количестве
15 человек.
8.Тематический
план программы
№
|
Название
раздела
|
Тема
занятий 3 класс
|
Кол-во часов
|
1
|
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ
|
Мир
самопознания
|
1
|
Найти
себя
|
1
|
Мир
моих чувств
|
2
|
От
мечты к открытию
|
1
|
Характер
человека
|
2
|
Единство
слов и поступков
|
1
|
2
|
УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ
|
Мир
человеческих взаимоотношений
|
2
|
Учимся
понимать других
|
1
|
Дружба
мальчиков и девочек
|
1
|
Улыбка
- радуга души
|
1
|
Уважая
других, уважаем себя
|
1
|
Вежливость
и тактичность
|
1
|
Мир и
согласие между людьми
|
1
|
3
|
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
|
Любовь
- основа жизни
|
1
|
Мир
семьи
|
1
|
О
доверии
|
1
|
Доброта
и отзывчивость
|
1
|
Быть
трудолюбивым
|
1
|
Красота
души человека
|
1
|
Честь
и совесть
|
2
|
4
|
КАК
ПРЕКРАСЕН ЭТОТ
МИР!
|
Природа
- источник вдохновения
|
2
|
Учимся
понимать красоту природы
|
2
|
Учимся
слушать музыку природы
|
2
|
Радость творчества
|
2
|
№
|
Названия
разделов
|
Темы
занятий 4 класс
|
Кол-во часов
|
1
|
РАДОСТЬПОЗНАНИЯ
|
Здравствуй,
мир!
|
1
|
Доброе имя
|
1
|
Путь
к истине
|
1
|
Цель жизни
|
2
|
Учимся
видеть хорошее
|
1
|
Какой
я?
|
1
|
Мои
увлечения
|
1
|
2
|
УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ
|
Начало
начал...
|
1
|
Традиции
семьи
|
1
|
Мой
коллектив
|
1
|
Жить по
совести
|
1
|
Учимся
взаимопониманию
|
2
|
Ровесницы,
ровесники...
|
1
|
Дорожим
дружбой
|
1
|
3
|
БЫТЬ
ЧЕЛОВЕКОМ
|
Самостоятельность
и ответственность
|
1
|
Смелость
и решительность
|
1
|
Бескорыстие
и великодушие
|
1
|
Честность
и благородство
|
1
|
Культура
человека
|
2
|
Я гражданин!
|
2
|
4
|
КАК
ПРЕКРАСЕНЭТОТ
МИР!
|
Природа
- источник жизни
|
1
|
Берегите
природу!
|
1
|
Живая
вода
|
1
|
Красота
родной земли
|
1
|
Живительные
силы природы
|
2
|
Радость
творчества
|
2
|
№
|
Название
раздела
|
Тема занятий 5 класс
|
Кол-во часов
|
1
|
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ
|
Мир
самопознания
|
1
|
Найти
себя
|
1
|
Мир
моих чувств
|
2
|
От
мечты к открытию
|
1
|
Характер
человека
|
2
|
Единство
слов и поступков
|
1
|
2
|
УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ
|
Мир
человеческих взаимоотношений
|
2
|
Учимся
понимать других
|
1
|
Дружба
мальчиков и девочек
|
1
|
Улыбка
- радуга души
|
1
|
Уважая
других, уважаем себя
|
1
|
Вежливость
и тактичность
|
1
|
Мир и
согласие между людьми
|
1
|
3
|
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
|
Любовь
- основа жизни
|
1
|
Мир
семьи
|
1
|
О
доверии
|
1
|
Доброта
и отзывчивость
|
1
|
Быть
трудолюбивым
|
1
|
Красота
души человека
|
1
|
Честь
и совесть
|
2
|
4
|
КАК
ПРЕКРАСЕН ЭТОТ
МИР!
|
Природа
- источник вдохновения
|
2
|
Учимся
понимать красоту природы
|
2
|
Учимся
слушать музыку природы
|
2
|
Радость творчества
|
2
|
Список литературы
1.
Послание
Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012
г.// Интернет ресурс www.akorda.kz
2.
Закон
Республики Казахстана «Об образовании»//Интернет ресурс www.zakon.kz
3.
Бейсенбаева
А.А. «Гуманизация образования старшеклассников на основе межпредметных связей»
- Алматы, 1996. – 280 с.
4.
Тәжібаева С.Ғ.
Мектепте тәрбие жұмысын ұйымдастыру әдістемесі. Оқу құралы. Алматы, 2007. - 359 б.
2. Леднев В.С. Духовно-нравственная
культура в образовании человека. Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №
6.
3. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей
нравственного развития младших школьников: Диагностические методики. Н.
Новгород: Вектор Т и С, 2002.
4.
Духовно-нравственное
воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
5.
Духовно-нравственное
воспитание и гражданское воспитание в школе:
6.
Особенности и соотношение
в учебно-воспитательном процессе / Ж.
7.
«Воспитание школьников», №
2 -2012.
8.
Воспитывающий потенциал образовательной
среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев //
Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
9.
Духовно-нравственное
воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж.
«Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
10.Учебник по Самопознанию за 3 класс - Алматы
2014год
11. Учебник по Самопознанию за 4 класс -
Алматы 2015год
12 Учебник по Самопознанию за 5 класс - Алматы
2015год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.