Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Программа духовно-нравственного развития

Программа духовно-нравственного развития

hello_html_384fc733.gifГосударственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мончегорская коррекционная школа»

(ГОБОУ Мончегорская КШ)



Программа

духовно- нравственного развития

обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка.

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека нравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства

Настоящая Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия ГОБОУ «Мончегорская коррекционная школа» с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для нравственного развития и воспитания обучающихся.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

1) Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по чтению и речевой практике, миру природы и человека и другим предметам, имеющим личностные линии развития.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе внеклассных занятий в ГПД, проводимых в форме бесед, игр, тренингов, экскурсий и так далее; участия в праздниках, подготовленных педагогом – организатором, музыкальным руководителем, и в подготовке к этим праздникам; участие в работе кружков, спортивных секций и т.д.

3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в трудовых акциях, помощь ветеранам труда и так далее).


Цели и задачи программы


Целью данной программы является: социально – педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них духовно - нравственных чувств, духовно -нравственного сознания и поведения.

Задачи:

  1. В области формирования личностной культуры

- формирование мотиваций универсально – нравственных компетенций «становиться лучше», активности в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

- формирование нравственного смысла учения;

-принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

- формирование способности к духовному развитию;

- укрепление нравственности;

- формирование основ морали;

- формирование нравственного самосознания личности (совести);


  1. В области формирования социальной культуры

- воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;


  1. В области формирования семейной культуры

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;


Основные направления программы


Общие задачи духовно - нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) классифицированы по модулям, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон нравственного развития личности гражданина России.

Каждый из модулей духовно-нравственного развития обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать формирование их обучающимися на доступном для них уровне.

Каждый модуль проходит через систему урочной и внеурочной деятельности.


п.п.

Модуль, его направление

Базовые ценности

1.



«Я – Гражданин»



-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

ПАТРИОТИЗМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ:


Любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города; уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; умение отвечать за свои поступки; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.

2.

« Я – человек»



-Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.

СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ:



Различие хороших и плохих поступков; правила поведения в образовательной организации, дома, на улице; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских отношений в коллективе; бережное гуманное отношение ко всему живому.

3.

« Я и Труд»



-Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни.

ТРУД И ТВОРЧЕСТВО:

Уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе; элементарные представления об основных профессиях; навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; умение соблюдать порядок на рабочем месте.

4.

«Я и культура»



-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ:

Различие красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте; формирование умения видеть красоту природы и человека; интерес к продуктам художественного творчества; представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости;


Направления социально – педагогической работы по духовно-нравственному развитию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом.


Cсодержание программы


Содержание духовно - нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.

Задачи модуля:

  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

  • формирование правовой культуры, гуманистического мировоззрения, способности к самореализации;

  • духовно-нравственное становление личности;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности;

  • формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота;

  • воспитание гражданственности, общероссийской идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

  • формирование чувства принадлежности к национальной культуре, развитие национального самосознания.

Содержание, виды деятельности:

- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни;

- организация встреч с представителями органов власти с целью правового просвещения учащихся;

- сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

- развитие интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков гражданско-патриотического воспитания;

- поощрение учащихся за проявления истинного патриотизма, любви к Родине, школе, малой родине;

- развитие интереса к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни Российской Федерации, региона;

- формирование уважительного отношения к русскому языку как к государственному языку межнационального общения;

- соблюдение единства внеклассных форм воспитания;

- соблюдение единства гражданского и морально-нравственного воспитания;

- воспитание уважения к защитникам Родины.

Урочная деятельность:


  • Беседы «История появления Гимна России».

  • Беседы «Герб нашего города».

  • Дискуссия «Охрана природы».

  • Уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана.

  • Уроки мужества «Ты же выжил, солдат!».


Внеурочная деятельность:

  1. Познавательные беседы, классные часы:

  • День флага.

  • День народного единства.

  • День Героев России.

  • «Символы президентской власти».

  • «Гражданин и обыватель».

  • «Разрешение конфликтов без насилия».

  • «Что значит быть культурным?»

  • «От правовых знаний к гражданской позиции».

  • «Великие русские полководцы».

  • «С чего начинается Родина?»

  • «Мой район, мой дом».

  • День города.

  • День России.

  • День Конституции Российской Федерации

  • День воссоединения Крыма с Россией

  1. Досугово-развлекательная деятельность:

  • Школьные праздники на военно-патриотическую тематику.

  • Проведение уроков воинской славы России под девизом «Этих дней не смолкнет слава».

  1. Игровая деятельность:

  • Цикл игр «Учитесь быть терпеливыми», тренинги толерантного общения.

  • Ролевая игра «Остров радости и успеха».

  • Ролевая игра «Мой мир».

Социальное творчество (акции):

  • Акция «Мое Отечество», «Родной край».

  • Акция «Письмо сверстнику – воспитаннику детского дома».

  • Акция «Пятерка для мамы».

  • акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции.

  • Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда).

  • Акция «Вспомним всех поименно» (изготовление флажков с именами родственников – участников Великой Отечественной войны».

  • Акция «Забота».

  • Акция «Волна памяти».

  • Акция «Гражданин России».


Формы работы:

Урочная деятельность: изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах

Внеурочная деятельность: познавательная беседа, проблемно-ценностное общение, классный час, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, благотворительные акции, интеллектуальные игры, посещение кинотеатра.

Пути реализации модуля

  • Включение воспитательных задач в урочную деятельность

  • Сотрудничество с учреждениями культуры

  • Работа школьной библиотеки

  • Сотрудничество с правоохранительными органам

Планируемые результаты:

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

- положительное отношение и любовь к близким, к образовательной организации, своему городу, народу, России;

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье;

МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»

Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Задачи модуля:

  • формирование нравственных ориентиров;

  • развитие коммуникативной, социокультурной компетенции;

  • повышение уровня воспитанности учащихся;

  • развитие умений и навыков социального общения;

  • воспитание культуры общения, культуры поведения;

  • создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе;

  • формирование социальной активности личности учащихся;

  • формирование представления о базовых национальных российских ценностях;

  • формирование представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • воспитание уважения к людям разных возрастов.

  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Содержание, виды деятельности:


- единство, целостность и преемственность в нравственном воспитании младших школьников;

- учет индивидуальных, возрастных особенностей детей как предпосылок успешности нравственного развития и воспитания;

- приоритет общечеловеческих нравственных ценностей;

- развитие интереса к человеку, как высшей ценности;

- развитие способности к рефлексии, умение ставить себя на место другого, сопереживать, искать и находить способы человеческой поддержки;

- применение технологий духовно-нравственного развития и воспитания школьников, основанных на гуманно-личностном подходе, способных сформировать тип личности, отличающейся чувством собственного достоинства, стремлением служить людям, обостренным вниманием к чужой беде;

- умение совершать нравственные поступки;

- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении.

- формирование элементарных представлений о роли православия и других российских религий в истории и культуре нашей страны;

- соблюдение и сохранение школьных традиций;

Творческая деятельность:

  • День Знаний.

  • День пожилого человека.

  • День Учителя.

  • День матери.

  • Мероприятия ко Дню защитника Отечества.

  • Праздничные мероприятия, посвященные 8 марта.

Игровое моделирование речевых ситуаций:

  • «Помощь окружающим», «Взаимное уважение», «Как бы ты поступил, если…».

Проблемно-ценностное общение:

  • Диспуты «Надо ли любить всех?», «Каким бы я хотел видеть своего друга?», «Почему важно беречь честь?», «Может ли доброта исцелить человека?»;


Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады:

  • Конкурс вежливости.

  • Олимпиада «Самый воспитанный».

  • Конкурс плакатов, рисунков.

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность):

  • Урок Доброты

  • Благотворительная акция «Ты не один».

  • Благотворительная акция « Улыбнись, малыш».

  • КТД «Новогодний праздник».

  • Акция милосердия «От сердца – к сердцу».

  • Акция «Помогай ветеранам».

  • КТД «В школе должно быть все прекрасно».

  • Акция «Помоги библиотеке».

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):

  • праздник «С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников»; «Широкая Масленица», «Рождество Христово»; (традиции, обычаи и обряды наших предков, посвященные взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека и родной земли).

Классные часы, беседы:

  • «Давайте жить дружно».

  • «День рождения класса».

  • «Голубая планета Земля».

  • «В человеке должно быть все прекрасно…».

  • «Правила поведения в общественных местах».

  • «Как не стать жертвой преступления, мошенничества».

Игровая деятельность

  • «Любовь», «Истина», «В поисках справедливости»,

Работа с родителями:

  • Конкурс «Мама, папа, я – дружная семья».

  • Совместные экскурсии, конкурсы, ролевые игры.

  • Конкурс стихотворений, сочинений о семье, родителях или прародителях.

Формы работы:

- беседа, классный час, экскурсии, заочные путешествия, просмотр учебных фильмов, праздники, коллективные игры, акции благотворительности и милосердия.

Пути реализации модуля

  • Работа детских объединений

  • Работа школьной библиотеки

  • Организованная система КТД

  • Включение воспитательных задач в урочную деятельность

Планируемые результаты:

- нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим.


МОДУЛЬ «Я И ТРУД»

Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.

Задачи модуля:

  • сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • сформировать представления о профессиях;

  • сформировать навыки коллективной работы;

  • развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях;


Содержание, виды деятельности:

- получение представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значение творчества в жизни человека и общества;

- получение элементарного представления об основных профессиях;

- воспитание ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- развитие потребности и интереса к интеллектуальной деятельности;

- создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке внеклассных мероприятий;

- воспитание отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;

- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении.


Познавательные беседы, классные часы, в том числе с приглашением родителей разных профессий:

  • «Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».

  • «Воспитываю себя сам».

  • «Деньги в доме – результат труда родителей».


Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):

  • «Мамин праздник».

  • «Хлеб – всему голова».

  • Акция «Мастерская Деда Мороза».

  • Выставки декоративно-прикладного творчества.

Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:

  • «Все профессии важны».

  • «Ученье – труд».

  • Конкурс рисунков:

  • «Наши родители на работе».

  • «Как стать дисциплинированным?».

  • «Наши достижения».

Игровая деятельность:

Игровые ситуации:

  • «Самообслуживание в семье и школе».

  • «Воспитывай самостоятельность».



Подвижные игры.

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность):

  • Участие в разнообразных видах труда (уборка помещений и территории (акция «Осенний лист»); оформление класса и школьного двора, изготовление кормушек и подкармливание птиц, изготовление различных игрушек к праздникам, акция «Мастерская Деда Мороза»; оформление класса к Новому году; акции по сбору макулатуры «Помоги библиотеке»).

  • Шефская помощь класса ветеранам труда и войны, престарелым и инвалидам.

Видеоэкскурсии и путешествия:

Ознакомительные видео экскурсии на предприятия, в общественные места:

  • «Какие бывают виды труда».

  • «Виды профессий».


Трудовая деятельность:

  • Работа в кружках и спортивных секциях

  • Природоохранительная деятельность.

  • Экскурсии на предприятия города.


Формы работы:

беседы, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы, работа творческих и учебно-производственных мастерских, проект «Чистый двор», трудовые акции, День открытых дверей,

Пути реализации модуля

  • Участие а акции «Осенний лист»

  • Работа детских объединений

  • Организованная работа КТД

  • Включение воспитательных задач в урочную деятельность

Планируемые результаты:

- положительное отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создание нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно – полезной и личностно значимой деятельности.

МОДУЛЬ «Я И КУЛЬТУРА»

Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи модуля:

  • развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

  • овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.

Содержание, виды деятельности:

-формирование представления о душевной и физической красоте человека;

-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;

-развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям.

Познавательные беседы:

  • «Как видит и отображает мир художник».

  • «В мире красоты музыкальных звуков».

  • Беседы на основе просмотренных видео и кинофильмов и их обсуждение (по выбору обучающихся).

Беседа-размышление:

  • «Кого мы называем добрыми?».

  • «Все, что волшебно, то манит» и др.

  • Развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности.

  • «Симпатия и антипатия».

  • «Чувства».

Игровая деятельность:

  • «Школа Волшебных чувств».

  • «Пишем письмо литературному герою».

  • Психотехнические игры «Передача доброты своего сердца».

  • Игры-тренинги духовного содержания.

Проблемно-ценностное общение:

  • Диспут «Красота сердца дорого стоит!» (на примере сравнения красоты души литературных героев).

  • Диспут «Красота тела или чистота сердца…?».

Проектная деятельность:

  • Коллективный творческий проект «Рукотворное чудо».

Творческие конкурсы:

  • «А ну-ка мальчики!».

  • «А ну-ка, девочки!».

Формы работы:

- предметные уроки, экскурсии, посещение музеев, выставок, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, проведение выставок, конкурсы, участие в художественном оформлении помещений, акции, КТД.

Пути реализации модуля

  • Включение воспитательных задач в урочную деятельность

  • Участие в творческих конкурсах

  • Выставка декоративно-прикладного творчества

  • Организация проведения экскурсий

Планируемые результаты:

- умеют видеть красоту в окружающем мире;

-имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- умения видеть красоту в поведении, поступках людей





.


  • Начальные классы
Описание:

В связи с введением федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также в целях соблюдения совокупности обязательных требований при реализации адаптивных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью была разработана эта программа.

Скачать материал
Автор Зайцева Людмила Александровна
Дата добавления 17.01.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 530
Номер материала MA-069605
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»