Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение г. Иркутска лицей-интернат №1
Отчет
о профориентационной работе в 2014-2015 учебном году.
«Нет
профессий с большим будущим,
но есть профессионалы с большим
будущим»
(Илья
Ильф и Евгений Петров)
Цель профориентационной работы в лицее-интернате №1:
создать условия для профессионального самоопределения учащихся.
Работа по профессиональному самоопределению учащихся
направлена на:
-
изучение личностных качеств и интересов учащихся 6-9 классов,
-
выявление склонностей, способностей и профессиональных предпочтений,
-
оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, разработку рекомендаций
учащимся,
-
информирование участников образовательных отношений по специфике выбора
профессии воспитанниками.
Задачи
профориентационной работы:
— оказание профориентационной поддержки учащимся в ходе выбора профиля обучения
или предмета углубления, сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение в соответствии с возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда;
— информационное сопровождение профориентационной работы (возможности рынка
образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда);
В лицее-интернате №1 большое внимание уделяется профориентационной работе. Задача
всех педагогов помочь сориентироваться ребятам в этом мире, помочь в построении
проекта собственного образования через создание образа в будущем. Зная
программы, реализуемые лицеем и результаты его образовательной деятельности, в
лицей, в основном, поступают учащиеся, мотивированные на деятельность в
инженерно-технических отраслях. Выбор института, в котором ребята будут
продолжать свое обучение - важный этап в образовательной траектории учащегося.
Поэтому,
профориентационная работа состоит из нескольких направлений:
•
предпрофильное и профильное обучение в соответствии с учебным планом
•
работа психологической службы лицея по определению профессиональных интересов и
склонностей
•
участие ребят в различных олимпиадах и конференциях
•
различные профориентирущие экскурсии , в том числе, в ВУЗы-партнеры лицея
•
летняя учебно-ознакомительная, учебно-исследовательская практика в ВУЗах-партнерах
лицея.
Выделяются следующие виды
профориентационной деятельности:
Диагностическая работа - в 2014-2015
учебном году была проведена диагностическая работа по изучению личностных
особенностей и профессиональных склонностей учащихся 8-х и 9-х классов.
Определены сферы профессиональных предпочтений учащихся, а также
индивидуально-личностные особенности. Педагогами-психологами лицея-интерната №1
выявлены трудности в профессиональном самоопределении учащихся, а также
проблемы личностного характера. По результатам диагностической работы были
проведены консультации с учащимися, педагогами и завучем; проведен цикл
занятий (семинары и тренинги).
Определен
уровень индивидуальных склонностей к различным видам деятельности и тип
направленности личности. Выявлены проявленные интересы и профессиональные
склонности учащихся к предметам и сферам деятельности (ДДО Климов,
ориентационная анкета, карта интересов).
Консультативная
работа
– проведено индивидуальное консультирование воспитанников по профессиональному
выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном
самоопределении.
Практическая работа – проведены
групповые профориентационные занятия с учащимися, преимущественно в форме
тренингов. Профориентационные занятия в 9-х классах проводились с сентября по
май 2015 г. (по УП-0,5ч в неделю). На занятиях проводилось анкетирование, в
группах обсуждалась специфика профессий, выявлялся интерес и профессиональный
выбор каждого учащегося. Использовались программы Резапкиной Г.В., Меренкова
А.В., методики Климова Е.А., Айзенка Г.
Всего проведено:
-
20 занятий, из них 18 тренингов,
-
9 индивидуальных профконсультаций обучающихся.
Сформированы представления о направлениях и видах
профессиональной деятельности, оказана помощь в личностном самоопределении и
самоактуализации.
Социально–просветительская
работа
– организованы беседы с воспитанниками по ознакомлению с различными
профессиями. На родительских собраниях проведены беседы с родителями, которые
были направлены на повышение психологической компетенции по вопросам
профессионального самоопределения.
Среди
старшеклассников пользуются популярностью не только организованные встречи с
представителями ВУЗов, но и беседы с выпускниками лицея-интерната №1, которые
из первых уст рассказывают в неформальной обстановке о предстоящем этапе
образования и условиях поступления в ВУЗ и дальнейшего обучения.
Методическая
работа
– была проведена работа по информационному обеспечению профориентационных
занятий.
По
резуальтатам проведенной работы каждым учащимся составлено индивидуальное
портфолио профессионального самоопределения, даны рекомендации
педагогов-психологов по профессиональному выбору, которые каждый ученик мог
обсудить с родителями.
Для обучающихся 6-х классов традиционно проводятся ряд мероприятий, посвященных
раскрытию содержания программ дополнительного (углубленного) изучения физики,
химии, информатики. Яркие, интересные, интерактивные мероприятия позволяют
ученикам 6-х классов осознанно сделать выбор предмета углубления в 7-м классе.
С этой же целью, частью, формируемой участниками образовательных отношений
учебного плана, предусматриваются спецкурсы «Естествознание (физика)» и
«Естествознание (химия)».
В этом году в лицее расширился диапазон взаимодействия с внешними организациями
в рамках профориентационной поддержки учащихся. Было организовано
сотрудничество с профориентационным центром «Профнавигатор».
Традиционно, профориентационные мероприятия охватывают внеурочную деятельность
лицеистов в течение всего учебного года. Это и экскурсии в ВУЗы-партнеры: ИГУ,
НИИ ИрГТУ, ВСГАО на кафедры технического направления, посещение выставок и
конференции по соответствующим направлениям. Наиболее активно вовлечены в
профориентационные мероприятия учащиеся 10-х классов. Учебный год для 10-ых
классов завершается летней учебно-исследовательской практикой, которая проходит
в течение 1-2 недели июня и является, на протяжении многих лет, неотъемлемой
составляющей профориентационной работы в МБОУ лицея-интерната №1. В июне 2015г.
в ВУЗах-партнерах лицея учебно-исследовательскую практику прошёл 81 человек из
параллели 10-ых классов. Выбор ВУЗов учащимися в этом году для прохождения
летней практики был осознанным в соответствии с предметом углубления. В рамках
ознакомительной практики, ребята имели возможность на неделю окунуться в
студенческую жизнь, подробнее узнать про факультеты и их разработки, инновации
партнеров лицея. В течение недели лицеисты были ознакомлены с лабораториями
ВУЗа, исследовательскими базами и новым оборудованием. Дети имели возможность
принять участие в увлекательных обучающих экспериментах, а также увидеть в
действии работу различного типа инженерного оборудования.
Осознанное отношение учащихся к выбору ВУЗа для прохождения летней практики
подтверждает эффективность выстроенной в лицее системы профориентационного
обучения и взаимодействия лицей - ВУЗ.
Охват профориентационной работой всеми видами деятельности в МБОУ г. Иркутска
лицее-интернате №1 составляет 100%.
Директор
МБОУ г. Иркутска лицея-интерната №1 М.А. Куприна
Исполнила:
зам. директора по УВР Петрова С.А.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.