Профилактика
детской безнадзорности и правонарушений
Факт
отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически
каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс
проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и
динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений
девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Поэтому мы еще раз
сегодня стремимся обратить внимание на наиболее трудные вопросы развития и
воспитания детей, дать научно-практический анализ проблем детской
безнадзорности и преступности.
Жизненная
социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более
эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.
Технократизм,
бездуховность, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных
ориентиров создает реальный гуманистический кризис человечества, оказывающий
заметное влияние на жизнь и поведение молодого поколения. Вызывает тревогу
физическое состояние и здоровье детей, велико число детей и подростков с
отклонениями в психическом развитии, с психическими расстройствами, ухудшаются
условия жизни и воспитания детей в родном доме, увеличивается преступность
среди школьников. Утрата идеалов, пессимистическое восприятие жизни, усиление
отрыва от взрослых, негативное отношение к понятиям гражданского долга,
ответственности повлекло за собой стремление к «легкой жизни», обогащение за
счет рэкетирства, незаконных действий, детской спекуляции. Происходит резкий
спад интереса молодежи к высокому искусству: музыке, театру, живописи,
литературе. Усиливается тяга к тоталитарным решениям, культу силы, алкоголю,
наркотикам. Остаточный принцип финансирования школ, слабая материально-техническая
база многих учебных заведений, необходимых для реализации и развития
способностей учащихся, формирования ориентиров для жизненного самоопределения
не способствуют созданию условий для решения воспитательно - профилактических
задач.
Решение существующих
проблем возможно, если вопросы воспитания и образования станут государственным
приоритетом. Педагоги, в свою очередь, должны думать над совершенствованием
учебно-воспитательного процесса как основной формы работы и профилактики.
Наш педагогический
коллектив ориентирован на гуманистическое начало воспитательной системы,
решительный поворот к личности учащегося, где акцент переносится на
индивидуальную работу с учеником, разработку альтернативных коррекционных
программ воспитания в зависимости от состояния интеллектуального развития детей
с психодефектами и психопатологией, специфики их творческих индивидуальных
возможностей и особенностей, сложившихся в школе трудовых, культурно-духовных
традиций. Для этого педагоги располагают необходимым комплексом специальных
диагностических и коррекционных методик работы с личностью,
социально-психологическим паспортом класса, группы. Помощь педагогам в изучении
потребностей, индивидуальных особенностей детей, разработке
психодиагностических методик и тестов, в организации индивидуальной работы и
установлении педагогического контакта и педагогического сотрудничества в
различных формах его интерпретации оказывает практический педагог-психолог
школы. Консультирование педагогов по обеспечению защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних, социально-педагоги-ческой реабилитации детей, попавших в
социально опасное положение, осуществляет социальный педагог.
Основополагающим
документом в построении воспитательно-профилактической работы является раздел
годового перспективного плана, с которым знакомы все педагоги и который
принимается на августовском педсовете. Кроме того, на протяжении учебного года
эта деятельность планируется и выполняется оперативно в рамках тематических
акций, операций, месячников, дней профилактики, например, «В XXI век без
наркотиков», «Безнадзорник», «Внимание, семья», «ГИБДД детям», «За здоровый
образ жизни», «Беречь здоровья дар», «Юный гражданин и общество», «Профилактика
негативных зависимостей», «Забота», «Чтобы ты не попал в беду», «Подросток и
закон» и др.
Основными задачами, стоящими перед
педагогическим коллективом в направлении профилактической деятельности,
являются:
– предупреждение безнадзорности,
правонарушений и антиобщественных действий учащихся, выявление и по мере
возможности устранение причин и условий, способствующих этому;
– разработка и
внедрение вариативных интересных, эффективных форм досуговой деятельности и
активной занятости учащихся на основе изучения интересов, потребностей учащихся
и опоры на показатели корригирующей диагностики;
– выявление и
пресечение случаев вовлечения детей в совершение преступлений и
антиобщественных действий через педагогические наблюдения и педагогические
расследования;
– обеспечение
защиты прав и интересов детей, социально-педагогическая реабилитация учащихся,
находящихся в социально опасном положении.
К основным
направлениям деятельности педагогов по профилактике относятся:
– социальная,
педагогическая, психологическая, медицинская диагностика;
– социальная
поддержка ребенка и его семьи;
– социальный и
педагогический контроль за условиями воспитания учащихся родителями и лицами,
их заменяющими;
– социальная и
педагогическая реабилитация детей в условиях школы-интерната;
–
психопрофилактика и психогигиена.
Одной из
приоритетных форм воспитания в нашей школе является индивидуальная
профилактическая работа, которая скрупулезно проводится в отношении учащихся,
состоящих на учете по всем категориям.
Большое значение и
место в работе педагогического коллектива занимает обеспечение педагогов основами
методологического базиса.
Итак, с какими
трудностями сталкивается педагоги, работающие с детьми девиантного поведения и
каковы пути преодоления этих трудностей?
Каждый педагог знает, как важно, чтобы
ребенок имел возможность и ощутил потребность трудиться в соответствии с
максимумом своих способностей. Тезис «в соответствии с максимумом своих
способностей» хотелось бы особо подчеркнуть в связи со спецификой нашего
учреждения. Мы с вами на собственном опыте знаем, что плохо, когда ребенок
трудится ниже своих способностей и даже самолюбие не побуждает его сделать
больше и лучше, но беда бывает и тогда, когда уровень требований родителей,
учителей слишком высок по сравнению с его способностями. Такой ребенок мучается
на протяжении всех школьных лет, для него приобретение знаний не радость, а
вечный экзамен, мучение, каждый вызов к доске, каждая письменная работа
становится для него источником сильных переживаний и психологических
потрясений. И, казалось бы, не могут же родители желать такого состояния своему
ребенку! Но, как это не парадоксально, желают. Ребенок, до третьего, шестого
классов обучавшийся в общеобразовательной школе, естественно, не успевающий там
за этот период, приобрел не только отвратное отношение к школе, но накопил и
множество негативных явлений, отрицательных эмоций вплоть до психических
расстройств и отклонений (бродяжничество, безудержное упрямство, постоянное
внутреннее беспокойство, выплескивающееся в агрессию, озлобленность, хамство).
Значит, одной из
глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема
родительской несостоятельности, их педагогической непросвещенности,
неграмотности.
Наш с вами опыт
показывает, что значительная часть родителей не имеет должного представления о
своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие –
по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье. И
нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными,
приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям. И
когда дети попадают к нам, нам приходится уже решать родительские проблемы:
растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, которые не
могут руководить действиями ребенка, у них нет с ним контакта.
Происходит так
потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии
их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не
находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с
помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми
к нам поступили дети. Несомненно, многое зависит от созданных ранее
положительных предпосылок и, безусловно, очень нелегко исправлять уже
совершенные ошибки в воспитании, что чаще всего нам и приходится делать.
Проблема
девиантного поведения и склонности к правонарушениям объясняется и
психологическими особенностями, а часто и психологической патологией детей.
Нередко мы наблюдаем опустошение или притупленность чувств у наших детей,
замкнутость, духовную пустоту, нежелание общаться, тянуться к людям. У таких
детей отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные, социальные
связи, что приводит к бесчувственности, цинизму.
Таким образом,
педагогам вдвойне тяжелее проводить воспитательную работу: к патологии
умственной отсталости, как правило, добавляется нравственно-эмоциональная
патология. До бесчувственного умственно отсталого ребенка достучаться
практически невозможно, убедить в разумности или сострадании, эмпатии также
тяжело, поэтому показатель обратной связи от проводимых профилактических
мероприятий, форм педагогического влияния и воспитательного воздействия
оказывается ниже прогнозируемого результата. Я с полной ответственностью
заявляю о том, что педагогами нашей школы проводится именно та,
профессиональная личностно ориентированная, адресная, скрупулезная
индивидуальная «живая» работа с детьми, которая с точки зрения
методолого-педагогической должна бы непременно привести к логическому
позитивному положительному эффекту, но этого не происходит. Поэтому мы вправе
утверждать, что решение проблемы профилактики асоциальных негативных явлений
имеющегося контингента учащихся кроется в развертывании на базе
образовательного учреждения, прежде всего психологической, а также
психоневрологической служб. Разово, эпизодически приходящий специалист
(психиатр или психолог) от случая к случаю не способен стабильно, стационарно
помочь, в первую очередь, ребенку справиться со своими трудностями,
психологическими проблемами, бедой, а иногда и болезнью, а во-вторых,
проконсультировать педагогов, как в тот или иной момент правильно и
квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность, сопровождение и
оказывать поддержку обучающихся.
Позволю себе не
согласиться с теми чиновниками, у которых укоренилось мнение, что школа,
педагоги виноваты в возросшей детской преступности, что в большинстве своем
именно учительство теперь обязано вернуть обществу морально здоровое молодое
поколение, восполнить недостатки семейного воспитания, удержать натиск и шквал
детской преступности, негативизма, жестокости. Такие высказывания беспочвенны,
безнадежно обречены, потому что воспитание – это компетенция не только
педагогов, и даже вовсе не прежде всего педагогов. Воспитание заключает в себе
емкое, широкое понятие, но в аспекте рассматриваемой нами сегодня проблемы
выделю здесь только два значения этого понятия. Во-первых, многослойность
воспитательского влияния, что предполагает следующее: воспитывают родители, все
члены семьи, но не только семья, но и более широкое окружение: улица,
населенный пункт, средства массовой информации, то есть все, что мы называем
социумом и менталитетом. И, к сожалению, эти важные компоненты, возможно, самые
приоритетные, в процессе воспитания педагоги изменить не в состоянии. Это
задача государства, общественная программа. Деятельность педагогов – это всего
лишь звено единой воспитательной цепи, направленное на образование детей и
просвещение их родителей. Мы не можем принудить ребенка учиться, заставить
посещать кружки – мы можем только убеждать. Мы не состоятельны в том, чтобы
корригировать, ломать, изменять поведение, образ жизни, семейные условия и
отношение родителей, взрослых людей со сложившимися жизненными критериями,
нравственно-духовными ценностями и сформировавшимся мировоззрением, еще и
психиатрическими недугами, – мы можем только просвещать, предлагать, пытаться
убеждать. Но крайне тяжело оптимизировать нужный результат и от этой
профилактической формы, так как приходится работать с такими категориями детей,
как
а) дети-сироты и
дети, лишенные родительского попечения, для которых с младенческого возраста
отрицательным фактором воспитания являлась атмосфера дома, которая решающим
образом воздействовала на самочувствие детей, на их неупорядоченность жизни,
скрытность, враждебность, осознание своей ненужности даже близким людям. У этих
детей, лишенных детства в спокойной, гармоничной атмосфере, у которых нервная
система не обрела сопротивляемость, для которых добрая человеческая воля
органично не вошла в их жизненные представления, какое досталось воспитательное
наследство и какой получен жизненный опыт?... Ребенок, с детства не приученный
признавать родительский авторитет, не привыкший ощущать заботу и внимание
родителей, чувствовать, что он не брошен на произвол судьбы, также продолжает
не признавать авторитет педагога, игнорирует педагогическое внимание к нему,
принимая это уже как придирство, докучивание, домогательство по отношению к
нему. Такие дети противостоят и сопротивляются не только предлагаемым формам
досуга, но и урочной деятельности.
б) учащиеся,
проживающие в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, в которых
нормой является пьянство, смена жен, мужей, терзающие родительские споры,
нецензурщина, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на
тяжелые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое
время, если не навсегда, приводит ребенка к психическим расстройствам,
проявлению такого свойства эмоциональной конституции ребенка, как
амбивалентность – озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым,
выражающееся в неподчинении, враждебности, наличию такого явления, как детская
грубость, драчливость. Все эти качества не являются врожденным инстинктом
человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребенком обращаются грубо
там, где детей бьют дома.
в) дети
родителей-инвалидов, не способные дать полноценное воспитание своим детям.
В воспитании
велико значение особенности отдельных возрастов. Есть воспитательные задачи,
которые актуальны для любого возраста, а есть такие, которые оптимально
привязаны к определенному возрасту. И если эти «привязанные» задачи не будут
выполнены своевременно, то позже их будет труднее решать, и это упущение может
оказать отрицательное воздействие на ход всего процесса формирования личности.
У детей
вышеназванных категорий воспитательный вакуум, то место, обстоятельства,
условия, которые могли бы развить с помощью воспитания и создания социальных
условий для их проявления положительные нормированные черты у детей 7–10 лет,
заняли простор для развития вредных качеств, поведенческих аномалий и дурных
свойств характера, эмоциональных взрывов. Особенностью периода младшего
школьного возраста становится возможность максимально оказать воспитательное
влияние, так как ребенок максимально способен принять все, впитать в себя и
воспроизвести в деятельности, поступках.
Если этот процесс
не регулировался, был пущен на самотек либо насыщен негативным влиянием, то
приступать к реализации воспитательных задач следующего возрастного этапа
бессмысленно, упущено время и индивидуальные возрастные возможности, что научно
доказано специалистами возрастной педагогики и психологии. Мы пытаемся, мы
совершаем педагогические усилия, желая наверстать потерянное, но
перевоспиты-вать гораздо труднее, чем воспитывать.
Кардинально мы
сложившуюся в обществе ситуацию с детской беспризорностью не изменим, но
ответственности с себя за нынешнее положение дел с детьми мы не снимаем, будем
продолжать в нашем учреждении запланированную реализацию системы
воспитательно-профилактической работы, будем стараться совершенствовать ее, а
главное, конечно, будем в первую очередь помогать детям, спасать детей,
оберегать их от несчастий.
Уважаемые коллеги!
В заключение
хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша
Корчака о проблеме «трудных» детей:
«Почему ребенок
для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта,
добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь
ли в истории пример подобной тирании? …Воспитание – это не милая забава, а
задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много
мыслей…».
«Трудные» дети –
это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детсаду –
воспитателям, в школе – учителям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над
тем, каждый ли ребенок действительно трудновоспитуемый? Есть ли гарантии
правильности наших педагогических воздействий?
«По своей
трудности это дело доступно каждому человеку, – находим у А. С. Макаренко. –
…Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого
действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное,
счастливое».
Так что будем
плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.