Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ - статья

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ - статья

Скачать материал

Профилактика детской безнадзорности и правонарушений

 

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Поэтому мы еще раз сегодня стремимся обратить внимание на наиболее трудные вопросы развития и воспитания детей, дать научно-практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности.

Жизненная социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.

Технократизм, бездуховность, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров создает реальный гуманистический кризис человечества, оказывающий заметное влияние на жизнь и поведение молодого поколения. Вызывает тревогу физическое состояние и здоровье детей, велико число детей и подростков с отклонениями в психическом развитии, с психическими расстройствами, ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме, увеличивается преступность среди школьников. Утрата идеалов, пессимистическое восприятие жизни, усиление отрыва от взрослых, негативное отношение к понятиям гражданского долга, ответственности повлекло за собой стремление к «легкой жизни», обогащение за счет рэкетирства, незаконных действий, детской спекуляции. Происходит резкий спад интереса молодежи к высокому искусству: музыке, театру, живописи, литературе. Усиливается тяга к тоталитарным решениям, культу силы, алкоголю, наркотикам. Остаточный принцип финансирования школ, слабая материально-техническая база многих учебных заведений, необходимых для реализации и развития способностей учащихся, формирования ориентиров для жизненного самоопределения не способствуют созданию условий для решения воспитательно - профилактических задач.

Решение существующих проблем возможно, если вопросы воспитания и образования станут государственным приоритетом. Педагоги, в свою очередь, должны думать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса как основной формы работы и профилактики.

Наш педагогический коллектив ориентирован на гуманистическое начало воспитательной системы, решительный поворот к личности учащегося, где акцент переносится на индивидуальную работу с учеником, разработку альтернативных коррекционных программ воспитания в зависимости от состояния интеллектуального развития детей с психодефектами и психопатологией, специфики их творческих индивидуальных возможностей и особенностей, сложившихся в школе трудовых, культурно-духовных традиций. Для этого педагоги располагают необходимым комплексом специальных диагностических и коррекционных методик работы с личностью, социально-психологическим паспортом класса, группы. Помощь педагогам в изучении потребностей, индивидуальных особенностей детей, разработке психодиагностических методик и тестов, в организации индивидуальной работы и установлении педагогического контакта и педагогического сотрудничества в различных формах его интерпретации оказывает практический педагог-психолог школы. Консультирование педагогов по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагоги-ческой реабилитации детей, попавших в социально опасное положение, осуществляет социальный педагог.

Основополагающим документом в построении воспитательно-профилактической работы является раздел годового перспективного плана, с которым знакомы все педагоги и который принимается на августовском педсовете. Кроме того, на протяжении учебного года эта деятельность планируется и выполняется оперативно в рамках тематических акций, операций, месячников, дней профилактики, например, «В XXI век без наркотиков», «Безнадзорник», «Внимание, семья», «ГИБДД детям», «За здоровый образ жизни», «Беречь здоровья дар», «Юный гражданин и общество», «Профилактика негативных зависимостей», «Забота», «Чтобы ты не попал в беду», «Подросток и закон» и др.

Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в направлении профилактической деятельности, являются:

– предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, выявление и по мере возможности устранение причин и условий, способствующих этому;

– разработка и внедрение вариативных интересных, эффективных форм досуговой деятельности и активной занятости учащихся на основе изучения интересов, потребностей учащихся и опоры на показатели корригирующей диагностики;

– выявление и пресечение случаев вовлечения детей в совершение преступлений и антиобщественных действий через педагогические наблюдения и педагогические расследования;

– обеспечение защиты прав и интересов детей, социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в социально опасном положении.

К основным направлениям деятельности педагогов по профилактике относятся:

– социальная, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика;

– социальная поддержка ребенка и его семьи;

– социальный и педагогический контроль за условиями воспитания учащихся родителями и лицами, их заменяющими;

– социальная и педагогическая реабилитация детей в условиях школы-интерната;

– психопрофилактика и психогигиена.

Одной из приоритетных форм воспитания в нашей школе является индивидуальная профилактическая работа, которая скрупулезно проводится в отношении учащихся, состоящих на учете по всем категориям.

Большое значение и место в работе педагогического коллектива занимает обеспечение педагогов основами методологического базиса.

Итак, с какими трудностями сталкивается педагоги, работающие с детьми девиантного поведения и каковы пути преодоления этих трудностей?

Каждый педагог знает, как важно, чтобы ребенок имел возможность и ощутил потребность трудиться в соответствии с максимумом своих способностей. Тезис «в соответствии с максимумом своих способностей» хотелось бы особо подчеркнуть в связи со спецификой нашего учреждения. Мы с вами на собственном опыте знаем, что плохо, когда ребенок трудится ниже своих способностей и даже самолюбие не побуждает его сделать больше и лучше, но беда бывает и тогда, когда уровень требований родителей, учителей слишком высок по сравнению с его способностями. Такой ребенок мучается на протяжении всех школьных лет, для него приобретение знаний не радость, а вечный экзамен, мучение, каждый вызов к доске, каждая письменная работа становится для него источником сильных переживаний и психологических потрясений. И, казалось бы, не могут же родители желать такого состояния своему ребенку! Но, как это не парадоксально, желают. Ребенок, до третьего, шестого классов обучавшийся в общеобразовательной школе, естественно, не успевающий там за этот период, приобрел не только отвратное отношение к школе, но накопил и множество негативных явлений, отрицательных эмоций вплоть до психических расстройств и отклонений (бродяжничество, безудержное упрямство, постоянное внутреннее беспокойство, выплескивающееся в агрессию, озлобленность, хамство).

Значит, одной из глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема родительской несостоятельности, их педагогической непросвещенности, неграмотности.

Наш с вами опыт показывает, что значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье. И нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям. И когда дети попадают к нам, нам приходится уже решать родительские проблемы: растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, которые не могут руководить действиями ребенка, у них нет с ним контакта.

Происходит так потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми к нам поступили дети. Несомненно, многое зависит от созданных ранее положительных предпосылок и, безусловно, очень нелегко исправлять уже совершенные ошибки в воспитании, что чаще всего нам и приходится делать.

Проблема девиантного поведения и склонности к правонарушениям объясняется и психологическими особенностями, а часто и психологической патологией детей. Нередко мы наблюдаем опустошение или притупленность чувств у наших детей, замкнутость, духовную пустоту, нежелание общаться, тянуться к людям. У таких детей отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные, социальные связи, что приводит к бесчувственности, цинизму.

Таким образом, педагогам вдвойне тяжелее проводить воспитательную работу: к патологии умственной отсталости, как правило, добавляется нравственно-эмоциональная патология. До бесчувственного умственно отсталого ребенка достучаться практически невозможно, убедить в разумности или сострадании, эмпатии также тяжело, поэтому показатель обратной связи от проводимых профилактических мероприятий, форм педагогического влияния и воспитательного воздействия оказывается ниже прогнозируемого результата. Я с полной ответственностью заявляю о том, что педагогами нашей школы проводится именно та, профессиональная личностно ориентированная, адресная, скрупулезная индивидуальная «живая» работа с детьми, которая с точки зрения методолого-педагогической должна бы непременно привести к логическому позитивному положительному эффекту, но этого не происходит. Поэтому мы вправе утверждать, что решение проблемы профилактики асоциальных негативных явлений имеющегося контингента учащихся кроется в развертывании на базе образовательного учреждения, прежде всего психологической, а также психоневрологической служб. Разово, эпизодически приходящий специалист (психиатр или психолог) от случая к случаю не способен стабильно, стационарно помочь, в первую очередь, ребенку справиться со своими трудностями, психологическими проблемами, бедой, а иногда и болезнью, а во-вторых, проконсультировать педагогов, как в тот или иной момент правильно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность, сопровождение и оказывать поддержку обучающихся.

Позволю себе не согласиться с теми чиновниками, у которых укоренилось мнение, что школа, педагоги виноваты в возросшей детской преступности, что в большинстве своем именно учительство теперь обязано вернуть обществу морально здоровое молодое поколение, восполнить недостатки семейного воспитания, удержать натиск и шквал детской преступности, негативизма, жестокости. Такие высказывания беспочвенны, безнадежно обречены, потому что воспитание – это компетенция не только педагогов, и даже вовсе не прежде всего педагогов. Воспитание заключает в себе емкое, широкое понятие, но в аспекте рассматриваемой нами сегодня проблемы выделю здесь только два значения этого понятия. Во-первых, многослойность воспитательского влияния, что предполагает следующее: воспитывают родители, все члены семьи, но не только семья, но и более широкое окружение: улица, населенный пункт, средства массовой информации, то есть все, что мы называем социумом и менталитетом. И, к сожалению, эти важные компоненты, возможно, самые приоритетные, в процессе воспитания педагоги изменить не в состоянии. Это задача государства, общественная программа. Деятельность педагогов – это всего лишь звено единой воспитательной цепи, направленное на образование детей и просвещение их родителей. Мы не можем принудить ребенка учиться, заставить посещать кружки – мы можем только убеждать. Мы не состоятельны в том, чтобы корригировать, ломать, изменять поведение, образ жизни, семейные условия и отношение родителей, взрослых людей со сложившимися жизненными критериями, нравственно-духовными ценностями и сформировавшимся мировоззрением, еще и психиатрическими недугами, – мы можем только просвещать, предлагать, пытаться убеждать. Но крайне тяжело оптимизировать нужный результат и от этой профилактической формы, так как приходится работать с такими категориями детей, как

а) дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, для которых с младенческого возраста отрицательным фактором воспитания являлась атмосфера дома, которая решающим образом воздействовала на самочувствие детей, на их неупорядоченность жизни, скрытность, враждебность, осознание своей ненужности даже близким людям. У этих детей, лишенных детства в спокойной, гармоничной атмосфере, у которых нервная система не обрела сопротивляемость, для которых добрая человеческая воля органично не вошла в их жизненные представления, какое досталось воспитательное наследство и какой получен жизненный опыт?... Ребенок, с детства не приученный признавать родительский авторитет, не привыкший ощущать заботу и внимание родителей, чувствовать, что он не брошен на произвол судьбы, также продолжает не признавать авторитет педагога, игнорирует педагогическое внимание к нему, принимая это уже как придирство, докучивание, домогательство по отношению к нему. Такие дети противостоят и сопротивляются не только предлагаемым формам досуга, но и урочной деятельности.

б) учащиеся, проживающие в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, в которых нормой является пьянство, смена жен, мужей, терзающие родительские споры, нецензурщина, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на тяжелые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое время, если не навсегда, приводит ребенка к психическим расстройствам, проявлению такого свойства эмоциональной конституции ребенка, как амбивалентность – озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым, выражающееся в неподчинении, враждебности, наличию такого явления, как детская грубость, драчливость. Все эти качества не являются врожденным инстинктом человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребенком обращаются грубо там, где детей бьют дома.

в) дети родителей-инвалидов, не способные дать полноценное воспитание своим детям.

В воспитании велико значение особенности отдельных возрастов. Есть воспитательные задачи, которые актуальны для любого возраста, а есть такие, которые оптимально привязаны к определенному возрасту. И если эти «привязанные» задачи не будут выполнены своевременно, то позже их будет труднее решать, и это упущение может оказать отрицательное воздействие на ход всего процесса формирования личности.

У детей вышеназванных категорий воспитательный вакуум, то место, обстоятельства, условия, которые могли бы развить с помощью воспитания и создания социальных условий для их проявления положительные нормированные черты у детей 7–10 лет, заняли простор для развития вредных качеств, поведенческих аномалий и дурных свойств характера, эмоциональных взрывов. Особенностью периода младшего школьного возраста становится возможность максимально оказать воспитательное влияние, так как ребенок максимально способен принять все, впитать в себя и воспроизвести в деятельности, поступках.

Если этот процесс не регулировался, был пущен на самотек либо насыщен негативным влиянием, то приступать к реализации воспитательных задач следующего возрастного этапа бессмысленно, упущено время и индивидуальные возрастные возможности, что научно доказано специалистами возрастной педагогики и психологии. Мы пытаемся, мы совершаем педагогические усилия, желая наверстать потерянное, но перевоспиты-вать гораздо труднее, чем воспитывать.

Кардинально мы сложившуюся в обществе ситуацию с детской беспризорностью не изменим, но ответственности с себя за нынешнее положение дел с детьми мы не снимаем, будем продолжать в нашем учреждении запланированную реализацию системы воспитательно-профилактической работы, будем стараться совершенствовать ее, а главное, конечно, будем в первую очередь помогать детям, спасать детей, оберегать их от несчастий.

Уважаемые коллеги!

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей:

«Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта, добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? …Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».

«Трудные» дети – это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детсаду – воспитателям, в школе – учителям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребенок действительно трудновоспитуемый? Есть ли гарантии правильности наших педагогических воздействий?

«По своей трудности это дело доступно каждому человеку, – находим у А. С. Макаренко. – …Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».

Так что будем плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ - статья"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

в данной статье описываются проблемы и пути разрешения конфликтов подростков, а также как правильно должна проходить профилактика детской безнадзорности и правонарушений.

«Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта, добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? …Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 661 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 410
    • DOCX 26.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Злобина Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Злобина Мария Владимировна
    Злобина Мария Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 23900
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Предоставление банковских услуг физическим лицам на основании договора потребительского кредита

Специалист по потребительскому кредитованию

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Курс повышения квалификации

Горная механика и транспорт

72 ч. — 180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Экономическое планирование деятельности образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции