ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Дети с отклонениями в речевом развитии составляют самую
многочисленную группу воспитанников детского сада. На сегодняшний день 60% от
всех детей дошкольного возраста имеют те или иные дефекты речи, и число
дошкольников, нуждающихся в помощи логопеда, продолжает расти (Степанова О.А.,
2010).
Именно поэтому, наряду с активным
поиском новых моделей и способов организации логопедической поддержки,
профилактика речевых нарушений видится одним из приоритетных направлений
деятельности дошкольных образовательных организаций.
Ведь наиболее распространенные отклонения в развитии речи
дошколят связаны с факторами социального порядка: неправильным общением и
речевым воспитанием ребенка, отсутствием у него необходимого и достаточного
опыта коммуникаций, бедной речевой средой.
Задача профилактической работы педагога – содействовать
естественному и своевременному формированию речи, обеспечить полноценность ее
развития.
К числу условий, способствующих пропедевтике речевых
недостатков следует отнести:
1.
Правильную организацию взаимодействия детей и педагога.
Многие занятия сами по себе являются прекрасным фоном для
общения. Во время лепки, рисования, конструирования, аппликации всегда
возникают оживленные диалоги. Настоящий профессионал не только не запрещает их,
напротив, поддерживает и поощряет активность ребят, направляет беседу в нужное
русло. Такие моменты исключительно ценны и ими нельзя жертвовать в
дисциплинарных целях.
Не пренебрегайте беседой: и
диалог, участником которого становится ребенок, и диалог в его присутствии,
например, с другими детьми – это основа структурирования языковой системы,
«питательная среда» в терминологии А.Н. Гвоздева.
Дети осваиваются новые речевые модели и в ходе повседневных
коммуникаций: ответ одним словом или предложением, простая конструкция или
сложносочинённая
(сложноподчиненная) связь, - жизнь вне занятий (а это 5/6
всего времени пребывания ребенка в детском саду) была и остается неиссякаемым
источником мотивации детской речи.
2.
Речь воспитателей и других педагогов, работающих с группой.
Чем богаче и разнообразнее речь
педагога, тем успешнее дошкольник осваивает родной язык.
Естественному развитию детской
речи может препятствовать: искаженное произношение многих слов и использование
слов-заместителей, что типично для воспитателей групп раннего возраста: «Кто
пойдет пи-пи?», «Где би-би? Принеси би-би», «Ты мой холёсий, класи-иивый»;
примитивное общение педагога и ребенка.
Помните:
грамотная речь взрослого является главным средством предупреждения недостатков
речевого развития у детей.
Речь воспитателя, педагога
дошкольного образования должна быть точной, ясной, эмоционально выразительной и
абсолютно литературной. Содержание фраз следует согласовать с возрастом детей,
уровнем их развития, словарем и запасом знаний об окружающем мире. Чем младше
ребенок, тем проще предложения, синтаксическая структура обращенной к нему
речи.
3.
Разнообразную речевую среду.
Огромную роль играют книги,
читаемые детям, фильмы, теле- и радиопередачи: конечно, если это продукция
высокого качества, ориентированная на восприятие дошколят.
Безусловно положительны стихи, песни, фольклорные
произведения: хрестоматийная классика в исполнении воспитателя.
Все они наполняют, обогащают мир ребенка, транслируют не
только речевой, но и культурноисторический образец.
4.
Психогигиенические основы речи.
Здоровый, эмоционально благополучный ребенок готов к
интенсивному овладению речью.
Предупреждая факторы
биологического и нервно-психического порядка, воспитатель закладывает фундамент
речевого развития детей.
И если на физическое состояние
дошкольника влиять трудно (хотя в определенной степени возможно), обеспечить
спокойную, доброжелательную атмосферу жизнедеятельности воспитанников педагог
обязан.
Конечно, обращение к превентивным
аспектам образовательного процесса нетрадиционно, но в условиях современной
реальности совершенно закономерно. Это тот недооцененный педагогический резерв,
актуализация которого действительно способна снизить степень риска
возникновения речевых недостатков.
Материал
подготовила: Афонина Н.Ю.,
учитель-логопед МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.