Автор: Жексембинова
Замзакул Нуртаевна
Должность: педагог-психолог
и учитель самопознания
Учреждение: СШМЦ
имени Ы.Алтынсарина
Территория: Алматинская
область, Кербулакский район
Название материала: «Профилактическое
занятие «Жизнь»
Профилактическое занятие "Жизнь"
Для
изучения жизненных стратегий, выявления факторов эмоционального неблагополучия,
профилактики суицидального поведения педагогу-психологу (можно совместно с
классным руководителем) целесообразно провести с детьми занятие на тему
"Жизнь".
В. Маяковский “Послушайте…”.
Послушайте,
Ведь если звезды зажигают,-
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
Тема заранее не сообщается. Можно сказать следующее:
-
"Ребята, сегодня мы проводим занятие, но тему я вам пока не объявлю. Вы
мне потом скажете ее название. Я предлагаю вам заполнить анкету (показать ее
всему классу), в которой нужно продолжить предложения и заполнить небольшую
таблицу. Если у вас появятся вопросы, поднимите, пожалуйста, руку, я подойду, и
мы шепотом поговорим: шепотом зададите вопрос, а я шепотом на него
отвечу". Данная инструкция необходима, чтобы снять установку ребенка на
то, чтобы давать ожидаемый окружающими ответ, а также чтобы вопросы и ответы
окружающих не мешали ему выражать собственные мысли, эмоции, переживания и т.
д.
Акцентировать
внимание на отрицательных моментах, которые ребята описывали, продолжая фразы
"Не очень хорошее в моей жизни…", "Плохое в моей жизни…",
нецелесообразно.
Негативное
содержание необходимо проанализировать, а затем определить характер дальнейшей
педагогической работы (групповая или индивидуальная), в ходе которой дать
ребенку выразить через рассказ, рисунок и т. п. свои проблемы, чтобы оказать
ему индивидуальную психолого-педагогическую помощь.
"ЖИЗНЬ
– ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУННЕЛЬ, ОН НАПОЛНЕН РАДОСТЬЮ И ГРУСТЬЮ, ТАМ МОЖНО УЗНАТЬ
МНОГО ИНТЕРЕСНОГО"
Негативная
информация может также стать поводом для проведения групповой беседы, например
на темы: "Наш класс", "Я и мои друзья", "Что такое
дружба?" и т. д. А на родительских собраниях можно предложить такие темы,
как: "Семья глазами ребенка", "Как помочь ребенку преодолевать
учебные трудности?", "Причины суицидального поведения детей" и
т. д.
Необходимо
помнить, что, работая с анкетами детей, недопустимо оглашение каких-либо
сведений о конкретном ребенке. Озвучивается информация лишь в целом по классу.
Анкета
Фамилия, имя _____________________________________________
Класс________
1.Жизнь
– это… _______________________________________________________________________
2. Жизнь дается человеку, чтобы…
____________________________________________
3.
Заполни таблицу
Хорошее
в моей жизни Не очень хорошее в моей жизни Плохое в моей жизни
1) 1)
1)
2) 2)
2)
3) 3)
3)
4) 4)
4)
5) 5)
5)
4.
Самое дорогое в жизни для меня:
1)
_______________________________________________________
2)
__________________________________________________________
3)
______________________________________________________
5. Я
люблю свою жизнь, потому что:
1)
___________________________________________________________
2)
___________________________________________________________
3)
___________________________________________________________
После
того как ребята заполнят анкету и определят тему, проводится беседа с целью
создания позитивного группового настроя. Вопросы для беседы:
- Что такое жизнь?
- Для чего человеку дается жизнь?
- Что есть хорошего в твоей жизни?
- Что самое дорогое в твоей жизни?
- Почему ты любишь свою жизнь?
Просмотр презентации «Дар
бесценный»
Беседа: 1.
Почему жизнь каждого человека – бесценный дар?
2.
Как сохранить этот дар на долгие годы?
3.
Какие основные ценности вы можете назвать?
(На
доске написано слово «жизнь», дети получают по одной стрелочки и пишут на ней
одну главную, на их взгляд, ценность в жизни каждого).
Учитель: Жизнь прекрасна, но не всегда она усыпана розами.
Просмотр видеоролика «Брошенные
дети»
Послушайте завещание, написанное матерью Терезой.
Жизнь!
Ты прекрасна! Я тебя люблю!
Каждый
из нас приходит не напрасно! Воплощай мечту!
Жизнь-возможность,
используй ее,
Жизнь
- красота, восхищайся ею,
Жизнь
- блаженство, вкуси его!
Жизнь
- мечта, осуществи ее,
Жизнь
- вызов, прими его,
Жизнь
- долг, исполни его!
Жизнь
- игра, сыграй в нее,
Жизнь
- богатство, дорожи им,
Жизнь
- любовь, наслаждайся ею!
Жизнь
- тайна, изучай ее,
Жизнь
- шанс, воспользуйся им,
Жизнь
- горе, превозмоги его!
Жизнь
- борьба, выдержи ее,
Жизнь
- приключение, решись на него,
Жизнь
- трагедия, преодолей ее!
Жизнь
- счастье, сотвори его,
Жизнь
слишком прекрасна, не губи ее,
Жизнь
- это жизнь, борись за нее!
Мы голосуем за жизнь вместе!
Чтобы
ценить жизнь, необходимо знать две основные вещи:
- Нам
нужно, чтобы нас любили!
- Нам
нужно хорошо к себе относиться
Потребность
любви - это:
- Потребность
быть любимым
- Потребность
любить и быть частью чего-то.
Ребята
у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Учитель просит
зажечь её. Ребята в недоумении: ведь нельзя зажечь свечи без спички. Тогда
учитель дает спички и, когда свеча загорается, объясняет, что как свеча не
может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и
добра.
Учитель: наш урок мне хочется
закончить притчей:
Притча об отношении к жизни.
Когда
тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.
Если
ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так
Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»
Когда
тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания,
отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну,
так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»
Пусть
у вас всегда и все будет ХОРОШО!
Размышляйте
о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее
миг.
А
сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к
осмыслению многогранного понятия «жизнь..
Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится.
Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает
жить. Любовь- основа жизни.
Все начинается с любви!
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви!
С ЛЮБВИ! Я это точно знаю.
С.А. Назарбаева
Давайте
в заключение урока споем песню «Я люблю тебя жизнь…».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.