Профессиональное самоопределение и профконсультация учащихся старших
классов.
В статье описывается роль психолога в помощи профессионального
самоопределения школьников. Указывается с помощью, каких методов можно получить
наиболее достоверный результат о психологическом настрое учащихся и его
профессиональных способностей; с помощью, каких специальных методик можно
выявить, к какой профессии в большей степени «подходит» человек. Многие люди
находятся «не на своем месте», потому что вовремя не обратились за помощью к
психологам в профессиональном самоопределении. В статье описывается, как можно
вычленить качества личности учащихся, необходимых для определения будущей
профессии или направить учащегося в нужное русло по выбору будущей профессии.
Изучение качеств личности психологом и педагогом позволяет отделить хобби от
профессии и указать на это ученикам.
Роль психолога в профессиональном самоопределении учащихся.
В
современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной
психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача
психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические
средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным
самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических
проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить
предпосылки к совершению этого выбора в будущем.
Для
решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности
недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не
подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие
рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя
ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое
консультирование, прежде всего, помогает человеку увидеть и осознать свои
проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий
для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности,
намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального
консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной
психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего
профессионального развития является психологическим основанием для выбора
способов и методов. Необходимо определить, насколько запрос консультируемого
(т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме
профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой
реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с
профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с
консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного
диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих
определить:
— ценностные ориентации и установки;
— ближайшие и перспективные жизненные планы и
профессиональные намерения;
— уровень сформированности представлений о
профессии;
— уровень развития самооценки;
— способности, склонности и интересы;
— уровень развития профессиональной мотивации;
— личностные особенности;
— реальные жизненные условия (семейные отношения,
здоровье, материальное обеспечение и пр.).
Информации, полученной в результате такого комплексного обследования,
как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику
психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с
консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик
для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является
наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что
ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется
его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).
Можно
выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным
самоопределением личности.
К
ним относятся:
1. Рассогласование идеального и реального образа
выбираемой профессии.
2. Представления о своих личных ценностных
ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих
успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных
структурах.
3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации
профессионального выбора
4. Неадекватная самооценка.
Решение любых психологических проблем связано с осознанием и
принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на
пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию.
Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в
современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие
условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии.
Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания
обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема
профессионального и личностного самоопределения является насущной и
актуальной.
В
условиях профессионального консультирования, наряду с использованием классических
методик, направленных на изучение личностных особенностей, интересов,
склонностей и способностей, особое внимание следует уделить методикам, исследующим
самосознание и самооценку человека. Знания наиболее значимых и актуальных
параметров самосознания и самооценки позволяют в определенной мере определить
способы психологического воздействия.
Коррекция идеального образа профессии и
идеального образа «Я» связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием
новых ценностных ориентации. Коррекция реального «Я» связана с
осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений
человека с окружающим миром и с собой.
Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.
Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на
выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический,
но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.
1) В практике профессионального консультирования
применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и
«Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на
тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет, прежде всего, выявить
содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры.
Самоописание позволяет определить:
1)социально-ролевую
самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент,
к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),
2)ориентацию
человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от
других и по которым он сравнивает себя с другими,
3)способность
делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном
контексте человека.
У
молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся
учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе
работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по
сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют
себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических,
интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей
степени имеют представления о своем профессиональном «Я».
Имеющиеся различия в самооценке касаются ее
содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше;
определенные качества личности, способности, значимые на данный момент,
подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не
оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие
личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и
самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.
2) Для выявления не
только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно
использовать различные модификации методики Дембо—Рубинштейн для
самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны
включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что
позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально
значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания:
ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность,
общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость,
вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность,
трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала — отрезок
длиной 10 см, Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала
шкалы до отметки испытуемого на шкале.
Инструкция:
допустим, на этом отрезке расположены все люди:
Воля:
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10
Хирурги,
медсестры
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Клоуны,
артисты
|
Пожарные,милиционеры
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
педагоги
|
Спасатели
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Инженеры
|
Водители
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Продавцы
|
Руководители
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
швеи
|
Слева
— самые безвольные люди, справа — самые волевые. Нужно крестиком отметить свое
место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум
этого качества, справа — максимум.
Результаты самооценки служат
основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить
те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.
Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор
происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным
на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика
ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о
его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в
которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое
сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или
сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для
ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (работа,
образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава,
богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы
моя работа ...»
— была по заслугам оценена другими;
— была для меня интересной;
— приносила большие доходы;
— была полезной и нужной людям;
— доставляла мне радость и удовольствие и т.д.
Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные
ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ
конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет
сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление
ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности,
что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей,
уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои
ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек
готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих
проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек
считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности.
Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий
и сделать выбор, принять определенное решение.
Очень
важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является
беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями
о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих
представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать
какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и
какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в
данной профессии, какими
качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе
необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную
профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при
этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры.
Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради
чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у
этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.
Дальнейшие
шаги в диагностике психологических проблем профессионального
самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы
для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него
требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.
Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти
на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и
желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут
заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или
профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.
В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации
для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа.
Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной
работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении,
являются групповые методы активного обучения и, в частности,
социально-психологические тренинги.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.