Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалы«Профессионально важные качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности при ликвидации ЧС».

«Профессионально важные качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности при ликвидации ЧС».

Скачать материал

ОБЖ. Психологическая подготовка.

 

Тема: «Профессионально важные  качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности при ликвидации ЧС».

 

 Деятельность спасателей при работе по ликвидации ЧС предъявляет высокие требования к их профессиональным  качествам.

Работы по ликвидации ЧС последних лет (аварии на Чернобыльской АЭС и Саяно-Шушенской ГЭС, землетрясения в Армении и Нефтегорске, железнодорожная авария под Уфой, наводнение на Дальнем Востоке и др.) обнажили многочисленные случаи несоответствия профессионально важных качеств спасателей, в ходе выполнения  поставленных перед ними задач.

  Это проявлялось в виде непонимания ими сложившейся вокруг обстановки, а подчас и в полной растерянности. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер, что  приводило к неоправданным потерям. Спасатели нередко оказывались не готовыми к выполнению аварийно-спасательных работ в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. В своем поведении они были зависимы от воздействия психотравмирующих условий ЧС. В результате этого профессиональная деятельность ряда спасателей не соответствовала требованиям сложившейся обстановки, что резко снижало  их работоспособность и эффективность.

 Как следствие: среди части спасателей росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным их дальнейшее участие в проведении аварийных работ, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств для оказания им всесторонней помощи.

С целью устранения выявленных недостатков, в МЧС России был проведен ряд исследований по определению наиболее важных качеств спасателей, то есть тех индивидуальных психологических свойств, которые позволят спасателям быстро, эффективно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности в различных экстремальных условиях.

В основу этих исследований легло изучение механизмов отрицательного влияния условий профессиональной деятельности спасателей (прежде всего связанных с ликвидацией различных ЧС), и выявление тех человеческих качеств, которые позволяют избежать или свести до минимума это влияние.

В результате проведенной работы была определена структура профессионально важных качеств спасателей.

 

Структура состоит из пяти групп однородных профессионально важных качеств:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рассмотрим профессионально важные качества спасателей по каждой из названных групп.

К группе психологических относятся следующие качества -  внимание, память, мышление, воля и самоотношение (самооценка).

Внимание позволяет спасателяю осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности, работой технических средств, изменениями обстановки в зоне ЧС.

Основными характеристиками внимания являются:

устойчивость внимания — способность сосредоточить внимание на конкретном объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

объем внимания — способность удерживать в центре внимания несколько объектов наблюдения;

переключаемость внимания — способность, при необходимости, быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Память помогает спасателям применять в практической деятельности полученный  опыт и знания, умения и навыки во время выполнения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.

Основные характеристики памяти для спасателей

оперативная (кратковременная) память

способность в течение длительного времени удерживать в памяти большой объем полученной информации

 

долговременная память

способность запоминать на непродолжительное время один раз увиденную или услышанную информацию

 

непроизвольное запоминание

способность запоминать информацию без специальных волевых усилий, направленных на ее запоминание

 

Недостаточный уровень развития качества внимания и характеристик памяти у спасателей неминуемо приводит к нарушению порядка выполняемой работы, ослаблению контроля за процессом деятельности, как следствие - травматизм и выход из строя технических средств.

 Возможные последствия недостаточного развития характеристик мышления, наряду с указанными для внимания и памяти, могут также вызвать неспособность спасателя к своевременному принятию правильного решения, что вызовет затруднения при адаптации сотрудника к условиям в зоне ЧС.

Качество мышления определяет способность к принятию обоснованных и грамотных решений, связанных с необходимостью учета  изменений обстановки при выполнении АСР, происходящих в условиях ЧС. Конечные результаты выполнения работ по ликвидации ЧС и работоспособность спасателей напрямую зависят от таких аспектов деятельности, как прогнозирование развития событий, учет их вероятности, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, установление и анализ основных взаимосвязей, характеризующих возникшую проблему.

К числу характеристик мышления, относятся продуктивное и репродуктивное (математическое) мышление, а также свойства речи для успешного взаимодействия спасателями и местным населением, оказавшимся в зоне ЧС (очаге поражения). Способности спасателей к различным взаимоотношениям определяются профессионально важными качествами социально-психологической группы. Из качеств данной группы для спасателей являются: когнитивный стиль и коммуникабельность.

Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности,

как: способность отвлекаться в ходе решения задач деятельности от внешних условий (раздражителей);  умение выделять в ситуации существенные, а не наиболее заметные черты; при принятии решения исходить и полагаться на  объективные данные, а не на имеющиеся знания и опыт, если они вступают в противоречие; ориентация на постоянное взаимодействие  с другими людьми. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивного стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач (потеря разумной инициативы).

Коммуникабельность определяет такие особенности поведения и деятельности спасателей, как способность к общению и интерес к людям. От этого качества зависит способность спасателя работать в коллективе. При этом недостаточный уровень развития коммуникабельности характеризует неспособность и отсутствие стремления к общению, скованность и плохую ориентацию в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы и тенденцию к избеганию принятия самостоятельных решений.

Еще одну группу профессионально важных качеств, составляют инженерно-психологические качества. С их помощью осуществляется учет операторской составляющей деятельности спасателя, которая проявляется при работе с пультами управления, механическими средствами, контрольно-измерительной аппаратурой и другими инженерно-техническими средствами. К инженерно-психологической группе отнесено качество состояния опорно-двигательного аппарата и его характеристики.

Состояние опорно-двигательного аппарата определяется следующими характеристиками:

 -координация движений,

 -быстрота двигательных реакций,

 -точность двигательных реакций и тремор.

Слабый уровень развития указанных характеристик способен привести к частичной, а иногда и полной неспособности выполнения поставленной задачи.

Успех  в учебной и боевой деятельности спасателей и пожарных во многом зависит от того, насколько и как развиты у них органы чувств, совершенны и точны реакции на опасность и меняющуюся обстановку в ЧС и на пожаре, т.е. как развиты познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.

Но необходимо отметить, что каждый психический процесс подчиняется не только общим законам, но и носит личностный характер, индивидуален!

Служебная и боевая деятельность спасателей и пожарных – это не только познание действительности. Боевая деятельность спасателя и пожарного – это, прежде всего работа в экстремальных, опасных для жизни и здоровья условиях. Между познавательными процессами, чувствами, эмоциями и практическими действиями спасателя лежит звено, которое их связывает. Это звено воля.

         Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обеспечивает выполнение двух функций:

 - побудительной

 - тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действия в силу специфики внутренних состояний человека.

ПРИМЕР:

-  пожарные идут в горящее здание, спасая жизнь людей.

Тормозная функция  проявляется в сдерживании  нежелательных проявлений активности.

ПРИМЕР:

- спасатели, пожарные не отвечают на оскорбительные и провокационные провокационные окрики толпы, унижающие их (пожарного) достоинство.

Важнейшими характеристиками воли или волевыми качествами личности являются сила (слабость), самообладание, решительность, смелость, настойчивость и упорство, самостоятельность (инициатива) и риск.

Сильная воля означает, что спасатель в состоянии сосредоточиться на каких-то определенных целях, длительное время напрягать усилия, преодолевать трудности, обусловленные создавшейся ЧС и достигать цели.

Самообладание – это умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, поступками, подчинять свои действия основной цели, вопреки трудностям условий, обстановки в зоне ЧС.

Решительность – способность своевременно принимать грамотные и обоснованные решения, без колебаний выполнять их.

Смелость – способность бороться с трудностями и не бояться опасностей.

Настойчивость и упорство – проявляются в достижении намеченной цели в условиях длительно и повторно возникающих трудностей.

Самостоятельность заключается в том, что пожарный, спасатель действует на основании принятого им решения и согласно своим убеждениям, не поддаваясь постороннему влиянию.

Риск – волевое качество пожарного, спасателя, характеризует его деятельность при неопределенности ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (травма, потеря престижа и т.п.).

В профессии спасателя, пожарного очень важно учитывать такую  врожденную особенность как темперамент.

Темперамент - свойство человека, определяющее динамику его психических процессов и поведения.

Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике, манерах, жестах и т.д.

Особенности динамики психических процессов зависят от нервной системы человека. В зависимости от сочетания этих особенностей  нервных процессов различают четыре вида темперамента:

- холерический,

-сангвинический,

- флегматический,

- меланхолический.

 

 

Существуют также личностные особенности, влияющие на профессиональную деятельность. Прежде всего - характер (в переводе с греческого «печать») - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер проявляется в деятельности и общении и обуславливает типичные для личности  способы поведения.

Характер человека не является врожденным (в отличие от темперамента). Характер личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости  в какой социальной среде данная личность находится.

В структуре характера выделяют черты:

 - отношение к окружающему миру;

- отношение к деятельности, своим служебным обязанностям;                 

 - отношение к окружающим;

 -  отношение к самому себе.

Каждый человек наделен какими-либо способностями. Одни  психологи считают, что способности являются врожденными и передаются по наследству; другие отрицают это и считают, что все зависит от воспитания и от условий, в которых  человек растет, развивается, работает.

В заключении необходимо отметить, что отсутствие знаний или умений (навыков), не являются определяющим фактором способностей, т.к. при желании и хорошем обучении спасатели и пожарные могут стать мастерами своего дела. В целях более объективного и глубокого определения способностей необходимо исходить из оценки следующих групп качеств:

 - личностные качества (убеждения, идеалы, мотивы, поступков);

 - профессионально  важные психологические  качества - ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь.

 - боевые психологические качества (волевая устойчивость, способность к самоуправлению, готовность переносить психологические нагрузки на пожарах в экстремальных условиях, устойчивость к действию факторов среды повышенной температуры, загазованность и задымленность, влажность, шум и т.д.).

Наличие у спасателя или пожарного крепкого здоровья, очевидно, само по себе. Но и мысль спасателя, пожарного должна работать быстро, отчетливо и как бы инстинктивно. Это говорит о том, что спасатели, пожарные должны иметь определенные природные способности. Но их необходимо развивать.

 Людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность), необходимы тренировки в ситуациях близких к экстремальным. Это закалит их психику для действий в критических условиях. Психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Профессионально важные качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности при ликвидации ЧС»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ОБЖ. Психологическая подготовка.

 

Тема: «Профессионально важные  качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности при ликвидации ЧС».

 

 Деятельность спасателей при работе по ликвидации ЧС предъявляет высокие требования к их профессиональным  качествам.

Работы по ликвидации ЧС последних лет (аварии на Чернобыльской АЭС и Саяно-Шушенской ГЭС, землетрясения в Армении и Нефтегорске, железнодорожная авария под Уфой, наводнение на Дальнем Востоке и др.) обнажили многочисленные случаи несоответствия профессионально важных качеств спасателей, в ходе выполнения  поставленных перед ними задач.

  Это проявлялось в виде непонимания ими сложившейся вокруг обстановки, а подчас и в полной растерянности. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер, что  приводило к неоправданным потерям. Спасатели нередко оказывались не готовыми к выполнению аварийно-спасательных работ в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. В своем поведении они были зависимы от воздействия психотравмирующих условий ЧС. В результате этого профессиональная деятельность ряда спасателей не соответствовала требованиям сложившейся обстановки, что резко снижало  их работоспособность и эффективность.

 Как следствие: среди части спасателей росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным их дальнейшее участие в проведении аварийных работ, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств для оказания им всесторонней помощи.

С целью устранения выявленных недостатков, в МЧС России был проведен ряд исследований по определению наиболее важных качеств спасателей, то есть тех индивидуальных психологических свойств, которые позволят спасателям быстро, эффективно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности в различных экстремальных условиях.

В основу этих исследований легло изучение механизмов отрицательного влияния условий профессиональной деятельности спасателей (прежде всего связанных с ликвидацией различных ЧС), и выявление тех человеческих качеств, которые позволяют избежать или свести до минимума это влияние.

В результате проведенной работы была определена структура профессионально важных качеств спасателей.

 

Структура состоит из пяти групп однородных профессионально важных качеств:

 

 

Структура профессионально

  важных качеств  спасателей

 

психологические качества

медицинские (физиологические) качества

эргономические качества

социально-психологические качества

инженерно-психологические качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим профессионально важные качества спасателей по каждой из названных групп.

К группе психологических относятся следующие качества -  внимание, память, мышление, воля и самоотношение (самооценка).

Внимание позволяет спасателяю осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности, работой технических средств, изменениями обстановки в зоне ЧС.

Основными характеристиками внимания являются:

устойчивость внимания— способность сосредоточить внимание на конкретном объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

объем внимания — способность удерживать в центре внимания несколько объектов наблюдения;

переключаемость внимания — способность, при необходимости, быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Памятьпомогает спасателям применять в практической деятельности полученный  опыт и знания, умения и навыки во время выполнения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.

Основные характеристики памяти для спасателей

оперативная (кратковременная) память

способность в течение длительного времени удерживать в памяти большой объем полученной информации

 

долговременная память

способность запоминать на непродолжительное время один раз увиденную или услышанную информацию

 

непроизвольное запоминание

способность запоминать информацию без специальных волевых усилий, направленных на ее запоминание

 

Недостаточный уровень развития качества внимания и характеристик памяти у спасателей неминуемо приводит к нарушению порядка выполняемой работы, ослаблению контроля за процессом деятельности, как следствие - травматизм и выход из строя технических средств.

 Возможные последствия недостаточного развития характеристик мышления, наряду с указанными для внимания и памяти, могут также вызвать неспособность спасателя к своевременному принятию правильного решения, что вызовет затруднения при адаптации сотрудника к условиям в зоне ЧС.

Качество мышления определяет способность к принятию обоснованных и грамотных решений, связанных с необходимостью учета  изменений обстановки при выполнении АСР, происходящих в условиях ЧС. Конечные результаты выполнения работ по ликвидации ЧС и работоспособность спасателей напрямую зависят от таких аспектов деятельности, как прогнозирование развития событий, учет их вероятности, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, установление и анализ основных взаимосвязей, характеризующих возникшую проблему.

К числу характеристик мышления, относятся продуктивное и репродуктивное (математическое) мышление, а также свойства речи для успешного взаимодействия спасателями и местным населением, оказавшимся в зоне ЧС (очаге поражения). Способности спасателей к различным взаимоотношениям определяются профессионально важными качествами социально-психологической группы. Из качеств данной группы для спасателей являются: когнитивный стиль и коммуникабельность.

Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности,

как: способность отвлекаться в ходе решения задач деятельности от внешних условий (раздражителей);  умение выделять в ситуации существенные, а не наиболее заметные черты; при принятии решения исходить и полагаться на  объективные данные, а не на имеющиеся знания и опыт, если они вступают в противоречие; ориентация на постоянное взаимодействие  с другими людьми. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивного стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач (потеря разумной инициативы).

Коммуникабельностьопределяет такие особенности поведения и деятельности спасателей, как способность к общению и интерес к людям. От этого качества зависит способность спасателя работать в коллективе. При этом недостаточный уровень развития коммуникабельности характеризует неспособность и отсутствие стремления к общению, скованность и плохую ориентацию в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы и тенденцию к избеганию принятия самостоятельных решений.

Еще одну группу профессионально важных качеств, составляют инженерно-психологические качества. С их помощью осуществляется учет операторской составляющей деятельности спасателя, которая проявляется при работе с пультами управления, механическими средствами, контрольно-измерительной аппаратурой и другими инженерно-техническими средствами. К инженерно-психологической группе отнесено качество состояния опорно-двигательного аппарата и его характеристики.

Состояние опорно-двигательного аппарата определяется следующими характеристиками:

 -координация движений,

 -быстрота двигательных реакций,

 -точность двигательных реакций и тремор.

Слабый уровень развития указанных характеристик способен привести к частичной, а иногда и полной неспособности выполнения поставленной задачи.

Успех  в учебной и боевой деятельности спасателей и пожарных во многом зависит от того, насколько и как развиты у них органы чувств, совершенны и точны реакции на опасность и меняющуюся обстановку в ЧС и на пожаре, т.е. как развиты познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.

Но необходимо отметить, что каждый психический процесс подчиняется не только общим законам, но и носит личностный характер, индивидуален!

Служебная и боевая деятельность спасателей и пожарных – это не только познание действительности. Боевая деятельность спасателя и пожарного – это, прежде всего работа в экстремальных, опасных для жизни и здоровья условиях. Между познавательными процессами, чувствами, эмоциями и практическими действиями спасателя лежит звено, которое их связывает. Это звено воля.

         Воля– это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обеспечивает выполнение двух функций:

 - побудительной

 - тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действия в силу специфики внутренних состояний человека.

ПРИМЕР:

-  пожарные идут в горящее здание, спасая жизнь людей.

Тормозная функция  проявляется в сдерживании  нежелательных проявлений активности.

ПРИМЕР:

- спасатели, пожарные не отвечают на оскорбительные и провокационные провокационные окрики толпы, унижающие их (пожарного) достоинство.

Важнейшими характеристиками воли или волевыми качествами личности являются сила (слабость), самообладание, решительность, смелость, настойчивость и упорство, самостоятельность (инициатива) и риск.

Сильная воля означает, что спасатель в состоянии сосредоточиться на каких-то определенных целях, длительное время напрягать усилия, преодолевать трудности, обусловленные создавшейся ЧС и достигать цели.

Самообладание – это умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, поступками, подчинять свои действия основной цели, вопреки трудностям условий, обстановки в зоне ЧС.

Решительность – способность своевременно принимать грамотные и обоснованные решения, без колебаний выполнять их.

Смелость – способность бороться с трудностями и не бояться опасностей.

Настойчивость и упорство – проявляются в достижении намеченной цели в условиях длительно и повторно возникающих трудностей.

Самостоятельность заключается в том, что пожарный, спасатель действует на основании принятого им решения и согласно своим убеждениям, не поддаваясь постороннему влиянию.

Риск – волевое качество пожарного, спасателя, характеризует его деятельность при неопределенности ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (травма, потеря престижа и т.п.).

В профессии спасателя, пожарного очень важно учитывать такую  врожденную особенность как темперамент.

Темперамент - свойство человека, определяющее динамику его психических процессов и поведения.

Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике, манерах, жестах и т.д.

Особенности динамики психических процессов зависят от нервной системы человека. В зависимости от сочетания этих особенностей  нервных процессов различают четыре вида темперамента:

- холерический,

-сангвинический,

- флегматический,

- меланхолический.

 

 

Существуют также личностные особенности, влияющие на профессиональную деятельность. Прежде всего - характер (в переводе с греческого «печать») - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер проявляется в деятельности и общении и обуславливает типичные для личности  способы поведения.

Характер человека не является врожденным (в отличие от темперамента). Характер личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости  в какой социальной среде данная личность находится.

В структуре характера выделяют черты:

 - отношение к окружающему миру;

- отношение к деятельности, своим служебным обязанностям;                 

 - отношение к окружающим;

 -  отношение к самому себе.

Каждый человек наделен какими-либо способностями. Одни  психологи считают, что способности являются врожденными и передаются по наследству; другие отрицают это и считают, что все зависит от воспитания и от условий, в которых  человек растет, развивается, работает.

В заключении необходимо отметить, что отсутствие знаний или умений (навыков), не являются определяющим фактором способностей, т.к. при желании и хорошем обучении спасатели и пожарные могут стать мастерами своего дела. В целях более объективного и глубокого определения способностей необходимо исходить из оценки следующих групп качеств:

 - личностные качества (убеждения, идеалы, мотивы, поступков);

 - профессионально  важные психологические  качества - ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь.

 - боевые психологические качества (волевая устойчивость, способность к самоуправлению, готовность переносить психологические нагрузки на пожарах в экстремальных условиях, устойчивость к действию факторов среды повышенной температуры, загазованность и задымленность, влажность, шум и т.д.).

Наличие у спасателя или пожарного крепкого здоровья, очевидно, само по себе. Но и мысль спасателя, пожарного должна работать быстро, отчетливо и как бы инстинктивно. Это говорит о том, что спасатели, пожарные должны иметь определенные природные способности. Но их необходимо развивать.

 Людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность), необходимы тренировки в ситуациях близких к экстремальным. Это закалит их психику для действий в критических условиях. Психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 899 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 8827
    • DOCX 29.4 кбайт
    • 29 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тищенко Александр Альбертович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тищенко Александр Альбертович
    Тищенко Александр Альбертович
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 34753
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Основы безопасности жизнедеятельности")

Учитель основ безопасности жизнедеятельности

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 249 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 509 человек

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека