Главная / Классному руководителю / Профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства как этап формирования конкурентоспособности

Профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства как этап формирования конкурентоспособности

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства как этап формирования конкурентоспособности


Профессиональная ориентация человека может происходить на уровне домохозяйства. Она является этапом формирования конкурентоспособности работников.

Профессия в современном мире служит не целью, а средством, способом решения собственных социально - экономических проблем. Не случайно в сейчас очень легко получить второе, третье и какое угодно по счету направленности образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия домохозяйства и образовательных учреждений.

Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

В 2013-14 учебном году группа педагогов Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр», ГБОУСоДОД «ОДЭЦ», объединились для того, чтобы расширить и обобщить приобретённый ранее опыт в организации совместной работы с родителями и найти пути решения в возникающих вопросах.

По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей педагоги ОДЭЦ отметили, что вопрос профессионального самоопределения выпускников актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества1.

В ОДЭЦ велась работа по внедрению новых форм работы с родителями и учащимися по вопросам профориентации.

Задачи работы:

Привлечь к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов домохозяйств;

Ознакомить ребят, обучающихся в ОДЭЦ в кружках экологической направленности, с профессиями родителей и их ближайшего окружения;

Формировать у родителей отчетливые представления о роли домохозяйства в профессиональной ориентации школьников.

Результаты в анкетировании обучающихся и их родителей приведены в Таблице 1.

С помощью анкеты "Что является наиболее важным при выборе профессии?" в начале учебного года мы выявили приоритеты детей и родителей. Результаты анкетирования учеников и родителей в начале учебного года по вопросу: "Что является наиболее важным при выборе профессии? "

Таблица 1 – Мотивы выбора профессий2

Мотивы выбора профессии

Ученики

Родители

Престиж профессии

22,0 %

19,0 %

Высокая зарплата

26,5 %

22,0 %

Высокая востребованность на рынке труда

7,0 %

13,0 %

Возможность карьерного роста

10,5 %

9,0 %

Возможность самореализации

4,0 %

9,0 %

Семейные традиции

2,0 %

3,0 %

Интерес к данной области деятельности

20,0 %

19,0 %

Затрудняюсь ответить

8,0 %

6,0 %


Опрос показал, что обучающиеся в экологических объединениях ОДЭЦ в вопросах профессионального выбора чувствуют себя довольно беспомощными и больше полагаются на родителей. Выбирая профессию, каждый решает для себя, что может послужить ему критерием выбора. Некоторые, что естественно, руководствуются традициями домохозяйства, для других важнее престижность профессии. Взрослые, хотя и осознают важность таких параметров, как востребованность профессии и возможность самореализоваться в ней, все равно в значительной мере недооценивают роль этих факторов. Нельзя поэтому не признать их позицию недальновидной.

Следовательно, требовалось усилить работу в этом направлении и с родителями, и с детьми.

Педагоги ОДЭЦ привлекали родителей к профориентационной работе как специалистов. Составили профессиональные карты родителей. Опираясь на них, наметили план использования каждого из родителей в профориентационной деятельности. Встречи с профессионалами, знатоками своего дела расширили и углубили содержание всей работы, переведя взаимодействие педагогического коллектива с родителями на рельсы сотрудничества. При этом статус родителей повысился в глазах детей, что косвенно сказалось на отношении к выбору будущей специальности. Участие родителей как специалистов в той или иной сфере деятельности отразилось во всех формах работы по данному направлению: конкурсах, выставках, экскурсиях и многих других.

После такого системного подхода к данному вопросу родители и ребенок подходят к осознанному и согласованному выбору, имея запас совместно приобретенных знаний.

И это удалось проследить, проведя вновь анкетирование. Видно, что на некоторые критерии родители поменяли свои взгляды. (см. Таблицу 2)

Таблица 2 – Мотивы выбора профессий3

Мотивы выбора профессии

Первичные результаты

Конец учебного года

Престиж профессии

16,0 %

16%

Высокая зарплата

30,0 %

30%

Высокая востребованность на рынке труда

13,0 %

15%

Возможность карьерного роста

7,0 %

7%

Возможность самореализации

9,0 %

11%

Семейные традиции

5,0 %

4%

Интерес к данной области деятельности детей

14,0 %

16%

Затрудняюсь ответить

6,0 %

1%


Как у учеников, так и у родителей понизился интерес к престижу профессии, области деятельности детей, повысился к размеру заработной платы. Обучающиеся стали больше ценить традиции домохозяйства.

В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.

«Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80 % и более) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников4. Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Проведенные социологические исследования говорят о том, что профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства - существенный этап формирования его конкурентоспособности.

1 Все потенциальные студенты уже рождены…// Аккредитация в образовании, 2009. № 35. C. 22-27

2 Таблица составлена автором по данным анкетирования

3 Таблица составлена автором по данным исследования

4 А. Калина. Рынок труда :проблемы формирования .-М. 2002, стр. 26


Профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства как этап формирования конкурентоспособности
Скачать материал
  • Классному руководителю
Описание:

В 2013-14 учебном году группа педагогов  Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр», ГБОУСоДОД «ОДЭЦ»,  объединились для того, чтобы расширить и обобщить приобретённый ранее опыт в организации совместной работы с родителями и найти пути решения в возникающих вопросах. С помощью анкеты "Что является наиболее важным при выборе профессии?" в начале и в конце учебного года мы выявили приоритеты детей и родителей. Опрос в начале учебного года показал, что обучающиеся в  экологических объединениях ОДЭЦ в вопросах профессионального выбора чувствуют себя довольно беспомощными и больше полагаются на родителей.

Педагоги ОДЭЦ привлекали родителей к профориентационной работе как специалистов. Составили профессиональные карты родителей. Опираясь на них, наметили план использования каждого из родителей в профориентационной деятельности. Встречи с профессионалами, знатоками своего дела расширили и углубили содержание всей работы, переведя взаимодействие педагогического коллектива с родителями на рельсы сотрудничества. При этом статус родителей повысился в глазах детей, что косвенно сказалось на отношении к выбору будущей специальности. Участие родителей как специалистов в той или иной сфере деятельности отразилось во всех формах работы по данному направлению: конкурсах, выставках, экскурсиях и многих других.

После такого системного подхода к данному вопросу родители и ребенок подходят к осознанному и согласованному выбору, имея запас совместно приобретенных знаний. Как у учеников, так и у родителей в конце учебного года понизился интерес к престижу профессии, области деятельности детей, повысился к размеру заработной платы. Обучающиеся стали больше ценить традиции домохозяйства. В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.

«Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80 % и более) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Проведенные социологические исследования говорят о том, что профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства - существенный  этап формирования его  конкурентоспособности.

 



 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Колесова Ольга Феликсовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 374
Номер материала 43014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓