Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрофессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Скачать материал

Введение

        Наступивший век уже имеет множество звонких характеристик. Его называют веком Единения народов, веком Компьютерной эры, веком Космического диалога. Эти и другие подобные определения смогут реализоваться при условии, что наступившее столетие будет веком профессионалов. Хотелось бы, чтоб предсказание сбылось и для России. Сегодня  наша страна преодолевает информационную и культурную изоляцию. Товары, услуги, качество работы и жизни начинают оцениваться на уровне мировых стандартов. Одним из критериев эффективности работы становится профессионализм, немыслимый без  профессиональной этики. На смену партийной дисциплине приходит ответственность  профессионального долга. Между тем, во всем мире профессиональная этика является  важнейшим компонентом  образования любого специалиста, определяет «философию» профессии, создает предпосылки для ее популярности и обусловливает престиж цеха, кампании, фирмы. Сегодня «На больших американских фирмах в составе службы персонала появилась должность инспектор по морали. Прерогатива  инспектора: имидж фирмы, этика и мораль» 1.

      Этика – это целостная, всесторонняя научная теория морали (нравственности). 

       В понятиях "мораль", "нравственность" отражены форма общественного сознания и вид социальных отношений, выполняющих функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, мнением общества или отдельной социальной группой.

_____________________________________________________________

1-Американский характер. Импульс реформаторства. М., «Наука»,1995, С.289.

 

        Профессиональная этика – раздел этической науки, представляющий собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности. Она возникает в связи с общественным разделением труда. Еще в глубокой древности было замечено, что нравственное значение различных профессий не одинаково, некоторые из них затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, нуждаются в особых, детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере, требующей повышенной ответственности. Так появилась профессиональная этика врача, учителя, юриста, ученого и т.д. У каждой профессиональной группы появляются свои специфические черты морали.

         Профессиональная этика раскрывает объективные причины возникновения, закономерности развития профессиональной морали, конкретизирует принципы, нормы и категории этики применительно к сфере действия и в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, показывает характер воздействия общих принципов и норм на практику профессиональных отношений, раскрывает то, как они откладываются в сознании каждого человека (той или иной специальности) и выполняются в его поступках.

         Таким образом, профессиональную этику можно определить как "кодекс поведения", обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

1.      Профессиональная ответственность: сущность, функции, конкретно-исторический характер.

         Профессионал  сегодня – это человек, имеющий специальное образование и диплом специалиста (сертификат, лицензию, права, разрядное свидетельство и др.),  выданный соответствующим образовательным учреждением, работающий по специальности, являющейся основным источником его доходов. Свидетельство об образовании, как правило, дает право на легальную деятельность в данной или смежных областях и предполагает ответственность за эту деятельность.

Ответственность - категория этики и права - выражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Но не только. Данное понятие  характеризует меру соответствия действий отдельного человека, группы людей или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. [9]

Это обстоятельство сближает правовую и моральную основы ответственности, механизм которой проявляется во взаимодействии ее носителя (субъекта) и объекта (перед кем отвечают). При этом реализуется контроль за мерой выполнения взаимных обязанностей. Можно констатировать, что степень ответственности адекватна мере выполнения обязанностей.

Ответственность это необходимость отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках и компенсировать неисполнение или ненадлежащее исполнение порученного действия, другими словами,  ответственность – субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой.  Это значит, что совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.

Ответственность может быть официальная и личная, принудительная и добровольная.       Последняя трактуется как черта характера человека — чувство ответственности (у некоторых людей имеется обостренное чувство ответственности). Именно такая черта характера заставляет человека выступать против нарушения прав человека, за экологическую безопасность среды обитания, за улучшение условий жизнеобеспечения заключенных в тюрьмах и др.

Официальные виды ответственности разделяются на две группы: технологические и гуманитарные виды ответственности (рис. 1).

К  технологическим  видам ответственности относятся: профессиональная, дисциплинарная, административная, юридическая, экономическая и материальная, к  гуманитарнымсоциальная, партийная, этическаяэкологическая и политическая.

 

http://ok-t.ru/studopedia/baza5/460375817756.files/image002.jpg

Рис.1. Виды ответственности

Все эти виды ответственности можно классифицировать по:

· уровням ответственности (международный, государственный, уровень компании и ее подразделений и уровень собственного Я);

· времени ответственности (за прошлые, настоящие или будущие результаты уже принятого решения). Например, ответственность руководителей фашистской Германии за преступные решения в годы второй мировой войны; ответственность идеологов приватизации в РФ за решения, приведшие к несправедливому разделу общенародной собственности;

· ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответственность за существенный ущерб не имеющая срока давности, ущерб, ответственность по которому имеет срок давности обычно 3 или 5 лет).

Суть  профессиональной ответственности руководителей компании и ее подразделений отражается в типовых должностных инструкциях или уставе компании. Она возникает из-за нарушения технологии производственной деятельности. Обычно данная ответственность носит локальный (в рамках компании) характер. Формы ответственности включают: взыскание, замечание, выговор, перевод на другую работу, увольнение.

Типовая должностная инструкция руководителя имеет четыре раздела: общие положения, обязанности, права и ответственность.

Уровень профессиональной ответственности может быть снижен за счет страхования экономических рисков и профессиональной ответственности, в том числе страхование профессиональной ответственности руководителя подразделения, нотариуса, аудитора.

     В историческом прошлом этические основы профессиональной деятельности кристаллизовались в опыте конкретных школ, цехов, сообществ, озабоченных чистотой своих рядов, нераспространением  технологий, рецептов, секретов профессионального мастерства, сохранением материального благополучия. В настоящее время ситуация изменилась. Профессиональная деятельность специалиста не замкнута пределами цеха, фирмы, она контролируется межпрофессиональными нормами природопользования и охраны здоровья, законами о правах потребителей и нормами межличностного общения. В условиях информационного общества нарушения в любой из этих сфер становятся достоянием СМИ, общественности, способны влиять не только на уровень продаж конкретной фирмы, но и привести к ее разорению, даже к недоверию целой отрасли в мнении потребителей. Этика специалиста   обусловливает стратегии  корпоративного мышления, становится предметом  обсуждения и своеобразным рекламным продуктом: «Ты всегда думаешь о нас…». В профессиональной этике неизменно провозглашаются гуманистические идеалы деятельности  корпорации специалистов. В перспективе  через профессию ими может быть охвачено все общество. Профессиональная этика как свод нормативных правил, принципов деятельности специалистов, сформированных межнациональными корпоративными объединениями, такими как Всемирная организация здравоохранения, Всемирная туристическая ассоциация и т.п. аккумулирует передовой опыт осмысления проблем специалистов. Кодексы, хартии, специальные журналы, отчеты о деятельности комиссий по этике знакомят с тенденциями развития моральных отношений в профессиональной среде и способствуют формированию морального сознания, этической культуры, как  специалистов, так и общества в целом. Таким образом, через профессиональное сознание, под «давлением» общественного мнения, непосредственного окружения коллег, в результате конкуренции  профессиональная этика является одним из рычагов гуманизации социальных отношений. Как отмечается в исследованиях по этике бизнеса: «История знает примеры, когда поведение,  в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или, в крайнем случае, терпимым, позднее было осуждено как аморальное, например, выброс вредных отходов в воздух и воду, изменение местоположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные изменения в политике в угоду влиятельным магнатам» 1.

      Изначальный принцип всякой профессиональной этики, ее гуманистическое основание - «Не навреди!»   Сегодня любое

______________________________________________________________

1-      Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. «Дело» М., 2000. - С.15

профессиональное сообщество заботится об этической  стороне своей профессии. Утверждение этических начал профессиональной деятельности способствует  прогрессу общества, поскольку ставит вопрос  об ответственности и надежности  человека на работе. Стандарты профессиональной этики помогают воспроизводить высокое качество товаров и услуг в новых поколениях работников, дают надежду на удержание в равновесии колоссального маховика НТР.

 Разделение труда и возникновение профессионализма

          Профессиональная этика как система ценностей, определяемых  принадлежностью человека к конкретному виду деятельности, складывается в культурах Древнего мира, в условиях сложившегося разделения труда. Когда знания, умения и навыки, функции и права шаманов, вождей, впоследствии -  жрецов, целителей  носят сакральный характер и передаются избранным, наиболее достойным, кого обучают, отбирают, выбирают и кому доверяют то, что не может быть известно случайным непосвященным людям.  На основе представлений о милости тотемных покровителей, впоследствии богов, и иных высших сил складывались требования к деятельности, результат которой не всегда зависел от человека. Это касалось и пахаря, уповающего на погоду, и охотника, пытающегося перехитрить зверя, и целителя, чьи усилия и знания применяются к конкретному человеку, к его организму, жизнь которого покрыта тайной.

         Поэтому, в особенности в условиях дописьменной культуры специальная деятельность, от результата которой зависели судьбы и сама жизнь людей, не только передавалась  практически путем подражания, но и в первую очередь подвергалась сакрализации. Это и жречество, и покровительство богов, и вплетение истории ремесел в ткань мифов и  священных книг. Ореол тайны покрывал деятельность жрецов, приносящих жертвы богам. Жрецы (например, брамины в Древней Индии) принадлежали к особому разряду - Знатоков и хранителей жизненно важных знаний и технологий. Уже тогда формировались догадки о том, что реальную помощь сородичам и людям вообще может оказать не всякий человек, но специально обученный и усердный, терпеливый, сообразительный, небезразличный к другим, готовый к самопожертвованию.

         В начальный период  истории  развития ремесел, наук и  искусств формированию представлений об их значимости, их моральных основ, их «идеологии» служила сакрализация в виде мифов о  покровительстве богов, каждый из которых научил и содействовал определенным видам деятельности. За этим стояла, может быть, и наивная, но объяснимая вера в то, что милость богов, удача в труде скорее придет к лучшим и достойным, чем наоборот. Греческий Гермес, в Риме – Меркурий были  покровителями пастухов и торговцев, Дионис – виноградарей и виноделов, Артемида – охотников, Посейдон – мореплавателей, Аполлон – всех искусств, Музы – дочери Зевса и Мнемосины – покровительницы наук, поэзии и искусств, каждая  конкретно какому-либо, Евтерпа, например – лирической поэзии, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Эрато – любовной поэзии, а Терпсихора собственно танцев, Клио – истории и, по-видимому, историков. Покровителем врачевания у греков был Аполлон, Асклепий, Гигея, Панакея, у римлян – Эскулап. Пантеон греческих богов определял круг ремесел, занятий древних эллинов. Место и роль на Олимпе  помогали понять значимость, ценность каждого из них. «Долг ради свободы… выражался принципом «чему не способствует Бог, то не сопровождается успехом». Так, горшечник перед началом работы обращался к … Афине Эргане с просьбой об успехе своего дела, кузнец – к Богу кузнечного дела Гефесту, принося им обязательную жертву и клятву»1.  Жертвоприношения этим богам, молитвы святым и почитание их в определенные дни способствовали осмыслению высшего предназначения той или иной деятельности, ее священного смысла,

___________________________________________________________

1- Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., Юрайт ,1998. – С. 241-242

формировали основы профессиональной морали.  «Боги принимали участие в

качестве свидетелей во всех правовых ситуациях, будь то на суде или в экономических спорах. Любая ссуда, любой договор о купле-продаже, который не предполагает немедленного введения в действие, требовал клятвы… Традиция принесения клятвы сохранилась в судах до сегодняшнего дня» (Там же, с. 242).            

        В Древнем мире складывались основы отношения к профессии. Предпосылками ремесленных цехов были общины Орфиков, Пифагорейцев.

          Согласно Пифагорейскому уставу, философ (т.е. «любящий мудрость») должен вести определенный образ жизни, включающий воздержание от мясной пищи,  ежедневные упражнения в запоминании важнейших истин,  поддержание хорошей физической формы, ежедневный самоотчет в нравственности содеянного. Пифагорейцы имели представление о значимости коллегиальности, взаимной помощи, профессиональной тайне,  верности долгу, заботе о престиже общины.

        Уже в  Древнем мире  профессионализм связывался с образованностью, широтой кругозора. Еще Аристотель в «Политике»  обратил внимание, что среди имеющих отношение к медицине есть три типа людей: практикующий врач, творческий исследователь, знакомящий практика со своими выводами и просто образованный в медицине человек. И добавляет, что подобное деление существует в других специальностях.

       Именно в медицине впервые возникают представления о несовместимости с врачеванием злоупотребления доверием больного, манипулирования его волей, необходимости заботы о непричинении   боли, которой можно избежать, также как и невольного вреда. Постепенно эти требования складывались в кодексы, уставы профессиональных цехов, сочетавшие как специальные сведения, описания рецептов и технологий, так и моральные обязательства, и запреты для профессионалов.

 

2.      Функции профессиональной этики: гносеологическая, мировоззренческая, аксиологическая, регламентирующая, воспитательная.

     Профессиональная этика выполняет в обществе следующие функции:
• познавательную (гносеологическую),

• воспитательную,

• мировоззренческую,

• регулятивную,

• защитную.

1) Познавательная функция (гносеологическая) реализуется посредством изучения начал соответствующего раздела профессиональной этики в учебных заведениях. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения.

2) Воспитательная определяется практикой, а также системой отношений, неформально складывающихся в конкретной сфере деятельности. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

3) Мировоззренческая обусловливается способностью работника соотнести выполняемые им обязанности с интересами окружающих людей и общества, сформулировать на этой основе представление о своем профессиональном предназначении.
4) Регулятивная функция профессиональной этики наиболее очевидна, поскольку изначально разработка нормативных требований имела своей целью упорядочить исполнение людьми своих обязанностей в конкретных сферах деятельности.
 Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали.

5) Защитная функция связана с необходимостью оградить специалистов от давления и часто некомпетентного вмешательства в их деятельность представителей государственных и общественных органов, СМИ, общественного мнения.

        К функциям  этики относят  и  следующие функции:

   Ценностно-ориентирующую - Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.

   Оценочную - Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.

   Мотивационную - Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.

   Коммуникативную - Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

Основные функции морали, их анализ

    Важнейшая функция морали – регулятивная.  Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности.  Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к Богу.  И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек. Как всякая определённость мораль накладывает ограничения на свободу воли.  Но моральные ограничения выделяются среди других вследствие их всеобщности и значимости.  В самом деле, в праве существует принцип, согласно которому разрешено всё, что не запрещено.  Вот эту сферу свободы и контролирует мораль, «заполняет» её своими понятиями свободы, долга, добра, зла.  Кроме того, мораль регулирует и ту сферу действий человека, которая подконтрольна праву.  Поэтому сфера регуляции морали шире, нежели у права.  Например, право не оценивает самоубийства, ибо это бессмысленно, - нельзя приложить никаких правовых санкций к мёртвому человеку.  Мораль же оценивает самоубийц, так согласно православной традиции самоубийц хоронили вне кладбища, за кладбищенской оградой. Мораль отличается от права и по субъекту регуляции. 

        Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности.  Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ.  Мораль отличается от права и по своим санкциям.  Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам.  Так, право опирается на государство, а мораль - на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувства совести, долга, справедливости, любви и т.п.  И ответственность за нарушения норм в праве и в морали различна. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали – общественное и личное осуждение.

       Мораль, с одной стороны,  предполагает свободную личность, а, с другой - формирует свободную и ответственную личность.  Мораль и ограничивает свободу воли, и определяет, формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и  вопреки обстоятельствам.  Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности.  Мораль выше оценивает положительную свободу, которая предстаёт как способность человека сознательно следовать нравственной норме, и она же является важнейшим фактором  развития подобной положительной свободы.

       Следующей функцией морали считается оценочная функция.  Мораль не только регулирует поведение человека, но одновременно и оценивает поступки людей, цели их деятельности с точки зрения добра и зла.  Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная.  Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. Существует определённая проблема, состоящая в том, почему человек должен выполнять то, что оценено как добро, если зло часто выгоднее для него?  Другими словами, почему добро предстаёт одновременно и долгом?  Другая проблема здесь – это проблема сущности долга, его природы.

        Долг можно определить как осознание человеком какого-либо требования как своей личной нравственной обязанности.  Долг выступает всеобщей субъективной формой осознания моральных ценностей.  Кант, марксистская этика связывали долг с несовершенством человека и совершенством морального требования.  С этой точки зрения получалось, что для святого требования морали утрачивали свой долженствующий характер и выступали как естественные.  Однако нравственный опыт человечества свидетельствует, что для подлинно нравственного человека долг возрастал по мере более глубокого постижения добра.  Долг есть «обратная» сторона добра, и существует неразрывная связь добра и долга.  Нельзя для человека отделить долг от добра, как и добро от долга.  И в этом есть нечто таинственное. Здесь находит своё проявление тот естественный нравственный закон, о котором речь шла выше. Логически противоречий между добром и долгом не должно быть, могут быть противоречия лишь между разными видами долга.  Примером таких противоречий может быть противоречие между общественным долгом и семейным для отдельных лиц. Если же противоречие между добром и долгом возникает в нравственном сознании человека, то это свидетельствует о несовершенстве его или окружающей действительности, или того и другого одновременно.  Как в таком случае поступить человеку?  Что выбрать: добро или долг?

         Вопрос о соотношении добра и долга по-разному решался в этике.  Есть деонтическая этика, отдающая предпочтение долгу перед добром.  Примером такой этики является этика Канта, марксистская этика.  Человек по Канту не должен делать выбор, руководствуясь нравственным чувством добра, - это всё должно быть изгнано из морали как нечто чрезвычайно субъективное.  Человек должен основывать свой выбор на идее долга, руководствуясь только суровым чувством долга.  в морали большую онтологическую значимость имеет добро. Долг, как отмечено, есть лишь субъективная форма осознания добра.  И правы были русские этики, утверждавшие, что при противоречии добра и долга предпочтение надо отдавать добру.  Но добро должно быть правильно понятым.  И делая подобный выбор не надо стремиться освобождаться от противоречий в сознании, в частности и от рассматриваемого сейчас противоречия между добром и долгом.  Совесть наша не должна быть спокойной!

       Следующая важнейшая функция морали – воспитательная.  Цель нравственного воспитания состоит в формировании  духовной личности, способной к самосовершенствованию.  Такая личность предстаёт свободной и ответственной.  В целом, проблема нравственного воспитания – это отдельная тема.

       Морали присуща и познавательная, или гносеологическая, функция.  В самом деле, мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях.  Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире.  Нравственность часто приводит человека и к постижению Бога.  Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души. 

      У морали есть и мировоззренческая функция.  Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.  Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом.  Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни.  Мораль придаёт силу  человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам.  Истинная мораль всегда оптимистична.

       Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и со­держательность духовной жизни человека.

Заключение

Итак, профессиональная этика – раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности.

Профессионал  сегодня – это человек, имеющий специальное образование и диплом специалиста (сертификат, лицензию, права, разрядное свидетельство и др.),  выданный соответствующим образовательным учреждением, работающий по специальности, являющейся основным источником его доходов. Свидетельство об образовании, как правило, дает право на легальную деятельность в данной или смежных областях и предполагает ответственность за эту деятельность.

Профессиональная ответственность – это категория, обозначающая ответственность представителей любой профессии перед обществом за результаты своей профессиональной деятельности. Долг – чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. Профессиональный долг побуждает человека к действиям, необходимым для качественного исполнения профессиональных обязанностей. Осознание профессионального долга побуждает специалиста относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Профессиональная совесть – способность профессионала критически оценивать результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей.

Профессиональная честь – категория, выражающая оценку значимости той или иной профессии в жизни общества. Профессиональное достоинство отражает глубокое осознание специалистом значимости своей деятельности (и представителей своей профессии) в сложной системе общественных отношений. Данные категории имеют особенно важное значение в профессиях типа «человек-человек», где к профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования (врач, учитель, государственный служащий).

 

Литература

Основная литература

1. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений : учебник для вузов Гос. ун-т               управления.  М. : ИНФРА-М, 2007

2. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник  М. : Форум : ИНФРА-М, 2007.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика . М.,  2008.

5. Ситяева Л.П., Остапенко Н.Н., Коржевская Н.М. Профессиональная этика. Учебное пособие. Екатеринбург, 2009.

 

Дополнительная литература

1.       Афанасьева О. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста : учеб. пособие для студ. среднего проф. образ. М. : Академия, 2001.

2.       Блюмкин В. А. Этика и жизнь. М. : Политиздат, 1987

3.       Герасимова Н. И. Этика личного успеха : учебное пособие для средних школ. Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1996.

4.       Зеленкова И. Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации : Хрестоматия. М. : ТетраСистемс, 2001

5.       Лихачева Л. С. История этикета в культуре России XVIII - начала XX века : учеб. пособие для вузов. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2006.

6.       Медведева Г. П. Этика социальной работы : учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС : МГСУ, 2002

7.       Мишаткина Т. В. Педагогическая этика : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс ; Минск : ТетраСистемс, 2004.

8.       Психология и этика делового общения : учебник для вузов  / ред. В. Н. Лавриненко. М. : ЮНИТИ, 2008.

9.       Ситяева Л.П., Остапенко Н.Н., Коржевская Н.М. Профессиональная этика [Текст]: учебное пособие. Екатеринбург, 2009

10.   Словарь по этике / ред. И. С.  Кон. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1989.

11.   Социальная психология и этика делового общения : учеб. пособие для вузов / В. Ю. Дорошенко [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Лавриненко. - М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 1995.

12.   Хаматнуров Ф. Т. Этика профессионально-педагогического работника. Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1999.

13.   Этика : Энциклопедический словарь / ред. Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2005.

14.   Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы : Университетский учебник. М. : Ключ-С, 1998.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

 

philosophy.ru  Философский портал

http://auditorium.ru - Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» (полнотекстовые учебные и научные материалы по общественным и гуманитарным наукам).

http://www.public.ru - Публичная Интернет-библиотека (полнотекстовая база данных российских периодических изданий с 1990 года по настоящее время, включающая около 600 периодических изданий из 76 регионов РФ, материалы 20 информационных агентств, а также данные мониторинга основных передач российского телевидения).

http://www.lib.ru - Библиотека Максима Мошкова (электронная библиотека).

 http://www.vlib.org - Всемирная виртуальная библиотека (наука, образование, естественные, общественные и гуманитарные науки, экономика, право).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

профессиональная этика – раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности. Профессионал сегодня – это человек, имеющий специальное образование и диплом специалиста (сертификат, лицензию, права, разрядное свидетельство и др.), выданный соответствующим образовательным учреждением, работающий по специальности, являющейся основным источником его доходов. Свидетельство об образовании, как правило, дает право на легальную деятельность в данной или смежных областях и предполагает ответственность за эту деятельность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 054 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.03.2020 2022
    • DOCX 134.5 кбайт
    • 31 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ибрагимова Наджия Амировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ибрагимова Наджия Амировна
    Ибрагимова Наджия Амировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87234
    • Всего материалов: 248

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов