1.
Чем отличается деление объекта по видам от деления
по уровням?
деление: по видам
(например, живопись и скульптура являются различными видами художественного
творчества);
по уровням
(творческая работа ученика над школьным сочинением и известного писателя над
произведением явно различаются по уровню).
Деление по видам
предполагает наличие единственного существенного признака, положенного в
основу. Так, в науке и инженерии принято различать изобретения и открытия (по
характеру результата), конструирование и исследование (по характеру процесса).
Выделение уровней
деятельности осуществляется с учетом определенной совокупности существенных
признаков.
2.
Как понимается творчество в профессиональной
деятельности учителя?
творчество в профессиональной деятельности - это механизм ее развития, а
творчество учителя - это форма проявления его профессионального развития, т.е.
все то, что мы называем профессиональным ростом, самосовершенствованием.
Творчество
является специфически человеческим способом существования, родовым признаком
человека, всеобщей формой возникновения, становления, существования и
прогрессивного развития сущностных сил человека как субъекта творчества,
порождающего самого себя, свои собственные предпосылки, свою жизнь, свои
потенции, свою систему ценностей и свой человеческий мир
3.
Каковы основные направления профессиональной
деятельности учителя?
Направления в
профессиональной деятельности учителя:
v учебно-методическая
деятельность. Она включает всю подготовительную работу и проведение учебных
занятий (классных и внеклассных);
v работа по организации
материальной базы. Сюда входит все, что касается обеспечения функционирования
кабинета и развития собственной базы преподавателя (дидактические материалы,
библиотека и т.д.);
v работа по
самообразованию и исследовательская деятельность.
Эти виды обеспечивают
непрерывное профессиональное развитие учителя.
4.
Какие элементы включает в себя учебно-методическая
деятельность учителя?
Элементы учебно- методической деятельности –
планирование à реализация à результат
планирование - (мотив, цель) неизбежно опирается и содержит явную
формулировку целей деятельности. К планированию относится:
-Выбор
концепции, методики (технологии) в рамках которых будет осуществляться
образовательный процесс;
-
Определение и формулирование задач обучения (планируемый результат по
конкретным элементам учебного процесса);
-Отбор
содержания учебного материала и его структурирование;
-Выбор
методов, приемов, форм организации деятельности учащихся (по всем элементам
деятельности), взаимодействия учащихся и учителя, последовательности всех
операций и действий.
- Выбор
методов, приемов, средств осуществления диагностики результатов
Этап реализации предполагает
непосредственное осуществление запланированного, к нему относится:
-Практическая подготовка отобранных средств к использованию в учебном процессе;
-Проведение
учебных занятий;
-Внеурочная работа с учащимися
Последние элементы структуры
деятельности (результат, рефлексия) включены в этап, названный "результат".
Он подразумевает отслеживание, фиксацию и осмысление, т.е. анализ того, что
получилось в итоге работы и почему так получилось.
5. Что
входит в работу учителя химии по организации кабинета?
Школьный химический
кабинет — это специальное помещение с рационально размещенным комплектом
учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное
преподавание предмета.
Важнейшие
требования, предъявляемые к кабинету химии:
1. Эргономические,
гигиенические и по технике безопасности. Кабинет должен удовлетворять
требованиям научной организации труда и обеспечивать охрану здоровья учителя и
учащихся.
2. Технические,
технологические, экономические. Элементы оборудовании должны быть просты в
изготовлении, разработаны с учетом возможностей современного производства,
изготовлены из недорогих материалов, надежны в эксплуатации и долговечны.
3.
Научно-методические. Кабинет химии должен удовлетворять требованиям химического
содержания, дидактики, психологии, теории воспитания.
4. Специфические,
обусловленные своеобразием тех или иных средств обучения, например,
использование прокладок для хрупких стеклянных деталей с сочленениями и т. д.
Как
и все средства обучения, химический кабинет служит целям воспитания, образования
и развития учащихся:
- подготовка и
проведение учебной и внеклассной работы по предмету;
-
стимулирование обучающихся к учебной, творческой, познавательной деятельности;
- формирование
устойчивого интереса у обучающихся к предмету;
- усиление
практической направленности урока, развитие умений самостоятельной и
научно-исследовательской деятельности;
- формирование
и развитие информационной и коммуникативной компетенции;
- воспитание
высокоорганизованной, компетентной личности.
Заведующий учебным
кабинетом.
·
обеспечивает
безопасное состояние рабочих мест, оборудования,
приборов, инструментов и т.д.;
·
принимает
необходимые меры по выполнению действующих
правил и инструкций по безопасности труда, производственной
санитарии, правил пожарной безопасности, по созданию здоровых и
безопасных условий проведения занятий;
-проводит инструктаж с обучающимися (воспитанниками) по
безопасности труда;
·
приостанавливает
проведение работ или занятий, сопряженных с
опасностью для жизни или здоровья, и докладывает об этом руководителю
учреждения;
·
несет личную
ответственность в соответствии с действующим
законодательством за несчастные случаи, происшедшие с обучающимися
(воспитанниками) и детьми во время учебно-воспитательного процесса в
результате нарушения правил и норм охраны труда;
- немедленно
извещает руководителя учреждения о каждом
несчастном случае;
- вносит
предложения по улучшению условий труда и учебы для
включения их в соглашение по охране труда;
- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5
лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю
образовательного учреждения;
- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным
имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого
рабочего места - инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения
безопасности жизнедеятельности.
6. Опишите
состав профессиональной деятельности учителя по самообразованию.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной
деятельности,
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность,
управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо
области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе
самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с
самостоятельным изучением материала».
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и
заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские
качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы
обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья….
Эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании
тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель
дополнит этот список собственными направлениями.
В мире, России изменяются цели образования. Заметна тенденция к
переходу от содержательно-предметной парадигмы к ориентации на развитие
готовности и способности личности к эффективной жизнедеятельности. Становится
все более востребованным само жизнетворчество личности, как для педагога, так и
для школьника, которое наиболее адекватно характеризуется четырьмя
фундаментальными целями образования: уметь жить, уметь работать, уметь жить
вместе, уметь учиться.
Эти цели в данный момент для меня актуальны:
1. Повышать уровень педагогической компетенции
2. Дать учащимся химическое образование в рамках образовательного
стандарта (ключевая химическая компетенция)
3. Обеспечить условия развития личности на уроках химии и во внеурочное
время
На основании вышесказанного, и
исходя из заголовка моего размышления, считаю, что альтернативы самообразованию
нет. Другое дело, что мы можем найти разные подходы к собственному
самообразованию, через разные источники.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс
самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту
учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,
психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по
своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных
тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях
мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
7.
Уровень творчества в профессиональной
деятельности учителя описанный в таб.1 отличается от уровня творества в
профессиональной деятельности таб.2 целостностью, глубиной,инновацией в
педагогическом подходе.
ТАБ1 позволяет описать уровень творчества
учителя опираясь на степень изменения дидактической системы, методов и
приемов, результаты. Даны показатели и критерии оценки уровня творчества
профессиональной деятельности учителя. Приведены степень и характер
преобразований, которые тоже позволяют отследить уровень творческой
деятельности учителя.
Систему показателей и
критериев творческой деятельности можно применить как для построения уровневой
характеристики творчества в профессиональной деятельности различной степени
детализации, так и для характеристики и оценки
сформировавшегося стиля деятельности конкретного учителя
или студента.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.