Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПроектный модуль по литературе 5 класс

Проектный модуль по литературе 5 класс

Скачать материал

С.А. Кустарева, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Чернуха Кстовского района

Нижегородской области

Проектный модуль «Русские поэты XIX века о родной природе»

(рабочая программы по литературе, 5 класс)

 

Пояснительная записка

Проектный модуль по литературе «Русские поэты XIX века о родной природе» разработан для 5 класса на основе рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной. Проектный модуль включает в себя 3 урока литературы, которые направлены на создание проектного продукта. Предполагается, что учащиеся 5 класса получили основные проектные компетенции в начальной школе, а также умеют пользоваться сетью Интернет и владеют навыками работы по созданию презентации в РowerРoint.

До начала работы над проектом проверяются знания учащихся по начальному анализу стихотворения: определять тему, идею стихотворного произведения, находить в литературном тексте средства художественной выразительности. Также актуализируются и оценивается учителем проектная компетенция учащихся; разрабатывается общий план работы над проектом и критерии оценивания.

Проект разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования:

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся;

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельный характер образования, направленный на формирование познавательной деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности образовательного процесса; 

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.

После завершения проекта учащиеся смогут анализировать литературные произведения, устанавливать причинно-следственные связи, определять роль и функцию пейзажа, синтезировать в проекте различные виды искусств, создавать презентацию и защищать её.

 

 

№ урока

 

Тема

урока

Этап модуля

Деятельность ученика

Продукт деятельности ученика

.

Дидактические инструменты/

Средства обучения

Домашнее задание

1

Русские поэты XIX века о родной природе

1-3 этапы проектирования

 

- предпроектное исследование (диагностика ситуации)

 -актуализация

 

-проблематизация (определение проблемы проекта и причин, приводящих к её появлению)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-целеполагание (определение цели и задач проекта)

 

Прослушивают музыкальную композицию П.И. Чайковского «Времена года».

Соотносят данное музыкальное произведение с литературой.

Приходят к выводу о материале, который будет изучаться, с помощью наводящих вопросов учителя.

 

 

Читают произведения:

1. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»;

2. А.Н. Плещеев «Весна»;

3. И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»;

4. А.Н. Майков «Ласточки»;

5. И.З. Суриков «Зима».

Определяют времена года, которые вдохновляли поэтов, находят средства художественной выразительности, которые рисуют образы природы, выдвигают предположения о том, что явилось предпосылкой появления произведений данной тематики.

Приводят примеры других видов искусств, где возможно обращение к природе.

 

Объединяются в четыре группы по временам года. В группах ставят цели своего проекта, формулируют проблемы: природа оказывает сильное воздействие на поэтов, художников и композиторов; формирование средствами литературы, живописи и музыки способности понимать, чувствовать и правильно оценивать различные состояния природы, находить общие настроения, мотивы, определять правильность использования средств выразительности.

Рефлексия урока: дети говорят, о каком времени года хотят создать проект, чем интересно им это время года, какие виды искусства возможно привлечь при исследовании темы.

 

возможность научиться:

· ставить проблему;

· выдвигать гипотезы о тесной взаимосвязи различных видов искусств в разработке темы времен года;

·​ сформулировать цель проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулированная проблема, которая вытекает из хода урока: недостаточность знаний о том, как природа представлена в литературе и других видах искусства

 

 

 

 

 

Цель: исследовать образы времен года, созданные в искусстве

Муз.композиция П.И. Чайковского «Времена года»

 

 

 

 

 

Тексты произведений русских поэтов (учебник)

 

Подобрать материал из различных видов искусств по своему времени года. Продумать шаги по созданию проекта. Сформулировать название проекта

2

Русские поэты XIX века о родной природе

4 этап проектирования

 

Концептуализация- создание концепции объекта проектирования или прогностического модельного представления

 

 

5 этап проектирования

 

Конструирование-  получение продукта по свойствам, соответствующим диапазону его применения

 

 

Определяют содержание проекта каждой группы по своему времени года, при необходимости консультируются у учителя;

 

возможность научиться:

·  осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

· уметь распределять обязанности при групповой работе.

 

Используют сеть Интернет по подбору нужных материалов для создания презентации, а также материалы, подготовленные дома;

Решают конкретно-практические задачи и создают презентацию по одному из времен года, включающую в себя фотографии, видеоряд, музыкальное сопровождение, чтение стихотворений русских поэтов 19 века и др.;

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

 возможность научиться:

· следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.

 

Презентации по временам года, включающие в себя фотографии, видеоряд, музыкальное сопровождение, чтение учащимися стихотворений русских поэтов 19 века и др.

 

Компьютерный класс с выходом в Интернет, дидактические материалы

Подготовить защиту своего проекта по группам (при необходимости доработать презентацию)

3

Урок-конференция «Родная природа»

6 этап проектирования

 

Презентация полученного проекта

 

 

 

 

 

 

7 этап проектирования

 

Рефлексивная фаза проекта, предполагающая оценку качества проектного продукта и рефлексию собственных действий в проекте его создателей.

Работа с ценностями и смыслами освоенного содержания.

 

 

Презентуют полученный проектный продукт.

Выражают своё отношение к природе и её образу в литературе, а также синтезу искусств для создания цельного образа чего-либо.

 

возможность научиться:

· делать по аналогии  умозаключения и выводы на основе аргументации.

 

Оценивают качества проектного продукта и свои действия в проекте (Приложение 1)

Оценивают способы действия, этапы деятельности и ее результаты.

Понимают ценность проделанной работы, так как это продолжение разговора о вечном, о природе и гармонии человека в ней.

возможность научиться:

·  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной и групповой  деятельности.

 

Групповой проектный продукт - презентация

Мультимедийная система

(Приложение 1)

Мини-сочинение «Родная природа в лирике XIX века» (на примерах изученных текстов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Критерии оценки качества проектного продукта (в группах)

Критерий

Команда№1

Команда№2

Команда№3

Команда №4

1.Качество отобранного материала

полнота содержания-1б

 

 

 

 

доступность изложения-1б

 

 

 

 

2.Структура проекта

в работе плохо просматривается логика-0б

 

 

 

 

в работе присутствует логика-1б

 

 

 

 

 

 

 

3.Оформление модели продукта

работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки -1б

 

 

 

 

работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно -2б

 

 

 

 

работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно-3б

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

Критерии оценки работы в группе (индивидуально)

Критерий (за каждый критерий от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я пытался внести максимальный вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать чужие аргументы, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы, убеждать

 

 

 

Я отстаиваю свое мнение корректно

 

 

 

 

Я готов принимать новые идеи, отличающиеся от моих собственных

 

 

 

Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи

 

 

 

Я умею работать в команде

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проектный модуль по литературе 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проектный модуль по литературе «Русские поэты XIX века о родной природе» разработан для 5 класса на основе рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной. Проектный модуль включает в себя 3 урока литературы, которые направлены на создание проектного продукта. Предполагается, что учащиеся 5 класса получили основные проектные компетенции в начальной школе, а также умеют пользоваться сетью Интернет и владеют навыками работы по созданию презентации в РowerРoint.

До начала работы над проектом проверяются знания учащихся по начальному анализу стихотворения: определять тему, идею стихотворного произведения, находить в литературном тексте средства художественной выразительности. Также актуализируются и оценивается учителем проектная компетенция учащихся; разрабатывается общий план работы над проектом и критерии оценивания.

Проект разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования:

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся;

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельный характер образования, направленный на формирование познавательной деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности образовательного процесса; 

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.

 

После завершения проекта учащиеся смогут анализировать литературные произведения, устанавливать причинно-следственные связи, определять роль и функцию пейзажа, синтезировать в проекте различные виды искусств, создавать презентацию и защищать её.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 299 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 673
    • DOCX 24.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кустарева Светлана Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кустарева Светлана Андреевна
    Кустарева Светлана Андреевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 22970
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 230 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 762 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 265 человек