Проектно-исследовательская
деятельностькак
средство развития универсальных учебных действий в рамках новых ФГОСов.
Цель мастер-класса: трансляция
опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий
посредством организации проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- определить актуальность
проектно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями новыхФГОСов;
- представить технологию организации и
проведения исследования школьниками в рамках проектной деятельности;
- повысить профессиональную
компетентность учителей по развитию универсальных учебных действий школьников в
образовательном процессе. (слайд1)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте поговорим!
- Поговорим?
- О чем?
- О важном и нужном:
- О том, что хорошо и хорошо не очень
- О многом знаете Вы,
- Про что-то мне известно.
- Давайте поговорим,
- Надеюсь, нам будет интересно.
1слайд
Актуальность
Тема нашего
сегодняшнего разговора «Проектно-исследовательская деятельностькак
средство развития универсальных учебных действийв рамках новых ФГОСов»
Хочу начать свой разговор с того,
о чем говорится в стандартах «Нового поколения»?
(слайд2,3)
Итак, в стандартах второго поколения
наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.
Неотъемлемой частью ядра нового
стандарта являются универсальные учебные действия.
Организация практической
деятельности
- А что Вы понимаете под
универсальными учебными действиями?
- Совершенно верно, это система действий
самого ребёнка, которая способствует к его развитию и самосовершенствованию.
- Каким же должен быть выпускник в
соответствии с требованиями ФГОС?
(слайд 4)
Ø любящий свой край
и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его
культуру и духовные традиции;
Ø осознающий и
принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
Ø активно и
заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
Ø умеющий учиться, осознающий
важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный
применять полученные знания на практике;
Ø социально
активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
Ø уважающий других
людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
Ø осознанно
выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его среды;
Ø ориентирующийся
в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для
человекав интересах устойчивого развития общества и природы.
-
Перед нами портрет выпускника но, к сожалению, он безликий, пустой, а мы
попробуем с вами наполнить этот портрет содержанием.
Как же органично встроить
универсальные учебные действия в образовательный процесс?
(слайд 5) Виды
универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно
выделить четыре блока: личностный, регулятивный(включающий
также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные
учебные действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
личностных действий:
·
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
·
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между
целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик
должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?
— и уметь на него отвечать.
·
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные
учебные действия обеспечивают
обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
·
целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно;
·
планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
·
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
·
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
·
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план
и способ действия в случае расхождения эта лона, реального действия и его
результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки
этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
·
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы;
·
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению
препятствий.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение
проблемы.
- Посмотрите, какой букет мы составили.(Слайд
6 )
Цветы – это наши дети. А дети рождаются
на свет абсолютно чистыми листами, на которых следует написать путем
воспитания, какими они должны стать.
И наша задача «Научить учиться!!!»
посредством развития универсальных учебных действий. Самые ценные знания не те,
что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты
самостоятельно, в ходе собственного творческого исследовательского поиска. Для
того, чтобы учение было интересным, обучение должно быть «Проблемным», т.е. должно
содержать элементы исследовательского поиска. Важным элементом формирования
универсальных учебных действий обучающихся является включение школьников в
активную, познавательную, проектно-исследовательскую деятельность.
(Слайд 7)
Классификация
проектов по доминирующей деятельности учащихся.
1. Практико –
ориентированный проект – нацелен на социальные интересы.
2. Индивидуальный
проект – научное исследование.
3. Информационный
проект – направлен на сбор информации о каком –то объекте,
явлении с целью анализа.
4. Творческий
проект – свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
5. Ролевой
проект – участники берут на себя роли литературных или исторических
персонажей.
Во всех этих проектах речь идет не о
единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников.
Этапы
организации исследования (слайд8)
В науке логика
исследования включает в себя правила, процедуру, структуру и этапы
исследования.
Поскольку развитие исследовательской деятельности учащихся определяется
выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного
исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через
задание системы норм этой деятельности. Поэтому при организации
исследовательской деятельности учащихся за основу принимается модель
исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько
столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных процедур,
осуществляемых в определённой последовательности (поэтапно), присутствующих в
любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно
развивается:
·
общее
знакомство с проблемой исследования, определение ее внешних границ,
разработанности, перспективности, значимости;
·
формулировка
целей исследования как достижения новых состояний в каком-либо звене
исследовательского процесса или как результата преодоления противоречия между
должным и сущим, описание проектируемого нормативного результата;
·
выбор
объекта исследования;
·
разработка
гипотезы исследования;
·
постановка
задач исследования;
·
изучение
и классификация доступной информации, составление библиографии и тезауруса
исследования;
·
выбор
методов исследования;
·
планирование
и осуществление исследования сбор данных (проведение наблюдения и/или
эксперимента);
·
анализ полученных
результатов;
·
проверка выдвинутой
гипотезы; формулирование общих и частных следствий, допускающих контрольную
проверку и воспроизведение экспериментального эффекта;
·
оценка адекватности
методов исследования и исходных теоретических концепций;
·
формулирование выводов;
·
разработка прикладной
части теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням
практики;
·
подготовка отчёта и/или
защита работы.
Однако, так как
главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения принципиально
отличается от таковой в сфере науки, то и модель учебного исследования
несколько видоизменяется, а именно в ней появляется новая процедура,
осуществить которую необходимо на первом (подготовительном) этапе, а именно
мотивация школьников к учебному исследованию. Остальная же логика исследования
полностью сохраняется. Причём, всё вышесказанное относится и организации
детского исследования в рамках проекта. Только в этом случае исследование будет
являться не системой, а подсистемой, т.к. роль системы будет выполнять проект.
Сейчас, уважаемые коллеги, мы кратко рассмотрим
основные этапы учебной исследовательской деятельности на примере одной из работ
учащихся: (Слайд 9)
1. Мотивация
исследовательской деятельности школьников - возникновение у
ученика вопроса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.(например:
Ученица заинтересовалась, где можно применить математические знания помимо
самой математики? Учитывая, то , что ребенок хочет стать врачом, то она
задалась вопросом : А можно ли применить математические знания в медицине? Ей
очень хотелось узнать, а можно ли с помощью математических формул рассчитать
рост и вес будущего ребенка? Как вы видите, вопросов возникло много, а самое
главное, ответы на них могут пригодится в дальнейшей жизни…)
2.
Определение проблемы
и формулировка примерной темы исследования - самый тонкий и «творческий»
компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?»
Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету
(презентации) и отражает суть выполненной работы(Слайд 10)
Проблемные вопросы:
1.
Как вычислить рост и вес будущего ребенка?
2.
Как соотносить массу тела к его длине?
3.
Как объяснить резкую потерю веса ребенка
после рождения?
4.
Каковы причины задержки роста ребенка?
5.
Как контролировать рост и вес ребенка в
первый год жизни?
6.
Каковы закономерности роста ребенка?
Из проблемных вопросов можно определить
саму тему работы: «Математика в педиатрии. Расчет будущего роста и веса
ребенкаю»
3.Определение цели исследования позволяет учащемуся
точно представить,что он собирается сделать, чего достичь при выполнении
работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный
момент должна быть четко определена. (Слайд 11)
Дидактические
цели учебного проекта
Проиллюстрировать
применение математики и биологии на практике.
Познакомить
с историческими сведениями.
Показать
связь с другими предметами.
Подчеркнуть
эстетические аспекты изучаемых вопросов.
(цели могут быть разные, в данном случае
их несколько)
4. (Слайд 12-13)Формулирование рабочей
гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с
поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы,
позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению
цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл
и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может
быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной,
т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
Учебные вопросы
Существуют ли способы приблизительного
расчета роста ребенка?
План проведения
проекта
Организационный
этап:
Выявление
интересов и формулировка проблемы, с использованием стартовой презентации
Подготовительный
этап:
1.
Выбор темы, формулировка целей проекта
2.
Определение основных источников информации.
Практический этап:
1. Сбор информации по теме и
систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания
буклета; для создания презентации
2. Сбор, подготовка и оформление
результатов работы в виде сообщений, докладов, презентаций
3. Защита проекта в форме творческого
отчета на общешкольной и районной конференции.
Заключительный этап:
Оформление портфолио проекта
5. (Слайд 14) Определение конкретных
задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить,
что задачи исследования и цели —
не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий,
показывают, что исследователь собирается делать (например, провести отбор
определенного количества проб воды из разных объектов и определить их
кислотности с помощью индикатора).
Методические
задачи учебного проекта
·
- расширить сферу математических знаний ;
·
- развить эстетическое восприятие математических фактов: расширить
представления о сферах применения математики и биологии не только в
естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности,
медицина;
·
- продемонстрировать разнообразное применение математики и
биологии в реальной жизни;
·
- осознать степень своего интереса к предмету и оценить
возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (показать
возможности применения полученных знаний в своей будущей профессии, биолога,
медика).
6. (Слайд 15) Поиск
и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного
анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной
тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на
проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора - краткой
характеристикой того, что известно об исследуемом явлении, в каком
направлении происходят исследования других авторов. Обзор позволяет
исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким
источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда». Литературный обзор
всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения,
непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на
использованные источники информации.
Список используемой литературы :
1.Сестринское дело а педиатрии учебник авторы :Л.И. Захарова,
Т.В. Рябчикова, С.И.Двойников, М.ВЧайковская. 2. Сестринское дело журнал №5 2002г.
3. Педиатрия учебное авторы :Н.В.Ежова пособие, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева
4. http://allreferat.org.
5. http://www.bibliofond.ru
7. Выбор методов
исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической
базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения
достоверных результатов.
8. (Слайд 16) Планирование и выполнение
собственных исследований должно проводиться строго соблюдая все требования
выбранных методов.
В ходе исследовательской работы, была
проведена практическая работа, в которой были проведены измерения учащихся 8
класса, и расчеты результатов.
№
|
Ф. И.О.
ученика
|
Рост в
м.
|
Вес в
кг.
|
1
|
Андреева
Валерия
|
1.69
|
41
|
2
|
Голубятников
Алексей
|
1.67
|
60
|
3
|
Жилач
Вячеслав
|
1.75
|
75
|
4
|
Кефер
Екатерина
|
1.64
|
77
|
5
|
Клименко
Владислав
|
1.57
|
52
|
6
|
Ковтунов
Илья
|
1.72
|
58
|
7
|
Матвеенко
Александр
|
1.68
|
87
|
8
|
Пронин
Станислав
|
1.78
|
65
|
9
|
Рыбальченко
Юлия
|
1.57
|
46
|
10
|
Сидорова
Дарья
|
1.62
|
66
|
11
|
Скляренко
Анна
|
1.55
|
44
|
12
|
Тарасова
Наталья
|
1.64
|
54
|
13
|
Трифонова
Анастасия
|
1.59
|
57
|
14
|
Шаламова
Алина
|
1.61
|
47
|
15
|
Яловега
Руслан
|
1.66
|
55
|
9. (Слайд 17) Анализ полученных
результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они
позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения,
закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и данные
обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается
большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены
основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные
примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных
в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с
литературными источниками и проанализировать, т. е. установить
и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе
исследования. На этом этапе определяется достоверность полученных результатов
и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы.
10. Формулирование выводов. Выводы -
строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных
исследований. В выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. При
этом происходитдоказательство истинности гипотез получивших
ранее подтверждение;ложность же их может быть определена с
помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам
и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы,
поставленные в них.
Вывод:Важность оценки
роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются
нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры
позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и
общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в
обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может
ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.
11. (Слайд 18)Подготовка отчета о
проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме. Определяется
требованиями конференции, издания, где планируется представлять работу,
техническим заданием проекта и т.п.
Помимо самой работы обычно ученики делают
приложения. В данном случае –это был буклет для будущих родителей. ( я
представляю вам фрагмент данного буклета)
Таким образом, поскольку
исследовательская работа, даже в случае учебного исследования, не может быть
какой-либо специальной — детской, юношеской, женской, студенческой и т.п.,
на любую работу, если она претендует называться «исследовательской»,
распространяются все общие требования, в том числе требования научной этики,
новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости
результатов и т.д.
Технологии организации исследовательской деятельности.
В
ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь,
являются партнерами. Учитель должен четко знать, на что нацеливать ученика и
как ученик должен построить и представить свою работу. Продумать вместе с
учеником соответствие темы, содержания исследовательской работы заявленной
тематике, корректно сформулировать цель, тему и проблему исследовательской
работы, обозначить актуальность. Для того чтобы познакомить учащихся с основами
науки на современном уровне, научить хотя бы простейшим методам современных
исследований, развить способность получать новые знания, научить самостоятельно
исследовать тот или иной объект или процесс, учителю самому необходимо владеть
методами исследования. Умение это для учителя тем более важно, что он должен
научить ему ученика.
Однако, учебное
исследование – это не только познавательная деятельность учащихся под
руководством учителя, но и метод обучения самой исследовательской
деятельности. Приобщение к ней делает учёбу производительным трудом,
повышает развивающий эффект обучения, который состоит и в приобретении новых
знаний, и в овладении новыми способами деятельности.
В обучении школьников
исследовательской деятельности выделяют следующие этапы:(Слайд 19)
I. Обучение учащихся методам научных исследований. В
процессе деятельности учащиеся усваивают методы преобразования и анализа информации,
решения творческих, исследовательских и практических задач. На этом этапе
ученики обучаются реферировать научно-популярные тексты, анализировать
решенные и решать нерешенные научные проблемы.
II. Обучение учащихся технологиям научных исследований -
методике научного исследования, конструированию, проектированию. В процессе
этой деятельности учащиеся проводят свои первые учебные исследования и оформляют
результаты.
III. Организация самостоятельного поиска и исследования
научных проблем. На этом этапе учитель помогает ученикам организовать
самостоятельный поиск и исследование научных проблем. Самостоятельное
исследование учащиеся выполняют по желанию. В процессе исследовательской
деятельности учитель знакомит школьников с правилами нравственного анализа.
В соответствии с
этапами в обучении исследовательской деятельности - возможны «варианты
деятельности учащихся и учителя» во время подготовки исследовательской работы:
· Учитель знает путь поиска, предлагает пройти этот путь
ученику, чаще всего, предполагая или наверняка зная искомый результат. Эта модель работает во многом для
вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, где они еще очень робко
делают первые исследовательские шаги.
· Учитель знает путь поиска и исследования,
но не знает конечного результата. Предлагаю ученику самостоятельно
решить проблему или комплекс проблем. На выходе, при умении ученика анализировать, классифицировать,
синтезировать, обобщать и т. п., мы имеем полноценное исследование.
Используя эту модель, основная цель работы учителя — подготовка творчески
думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе
исследования.
· Учитель владеет методикой и различными методами
научного исследования, он может обучить им ученика, но они оба
не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата.
Безусловно, педагог должен
владеть научными предвидениями и ему должна быть свойственна интуиция.
Эти же качества необходимо активизировать и у ученика. Подобная
модель имеет открытый характер, так как используемые методы могут изменяться
и корректироваться в процессе исследования. Работа по данной
схеме на выходе дает настоящее научное исследование с необходимой
новизной и элементами открытия. Работу по такой модели можно считать
уже научно-исследовательской деятельностью учащегося.
Методы исследовательского проекта.(Слайд 20)
Метод
— это совокупность способов и приемов развития научного знания.
Методы исследования должны быть определены уже на этапе формирования гипотезы. Классификация
методов исследования
Методы
или комбинация используемых методов должны быть отобраны так, чтобы проверить
возможность применения гипотезы, теории, модели для конкретной ситуации.
Таким образом,
важной проблемой выбора методов исследовательского проекта является
обоснованность выбора, что обеспечивает корректность самого метода. Методы
должны соответствовать цели исследования, а выводы, сделанные в работе,
соответствовать выбранным методам. Об этом не стоит забывать в самом начале
планирования исследования. Следующий момент, обеспечивающий корректность
метода – это его доступность возрастной группе юных исследователей. Под
доступностью в данном случае, мы подразумеваем и наличие необходимого
оборудования или источников информации, и сформированность у исследователей
умений этим оборудованием пользоваться, а также понять текст из источника
информации.
Важным шагом в
исследовательской деятельности является его продукт. Каждый ученик должен знать
как правильно оформить свою работу. Я предлагаю
Требования к
оформлению учебно-исследовательской работы.
(Слайд 21-25)
4.1 В верхней части титульного листа указывается
название учебного заведения, в
котором проводится защита проекта.
В центре листа размещаются название учебного
предмета и формулировка темы; ниже — фамилия, имя и отчество обучающегося
и его принадлежность к классу, фамилия, имя и отчество руководителя (учителя). Внизу по центру указываются
название города или населенного
пункта, год написания работы.,
4.2 За титульным листом УИР следует оглавление:
• введение;
• основная
часть;
• выводы,
заключение;
• список использованной для написания УИР литературы;
• приложения.
4.3 Введение УИР включает в себя краткое обоснование
актуальности темы, которая может
рассматриваться в связи с недостаточной
научной разработанностью проблемы, ее объективной сложностью для изучения и информационной ценностью
материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг
нее.
В этой части
необходимо также показать, почему заявленная тема представляет научный интерес
и практическое значение, каким
образом, тема УИР должна быть актуальна или с научной точки зрения, или из
практических соображений.
Во введении указываются цель работы (или
несколько целей), а также задачи,
которые требуется решить для ее достижения.
Объем введения может составлять две-три
страницы текста.
4.4 Основная часть содержит материал, отобранный
учащимся для рассмотрения проблемы.
Он может быть разделен на параграфы.
Средний объем основной части УИР - 10-15
страниц. В ней должно быть изложено собственное мнение
учащегося по заявленной проблеме, отражена
экспериментально-исследовательская часть работы.
4.5В заключение учащийся самостоятельно формулирует выводы,
опирающиеся на приведенные в основной части факты, обращает внимание на выполнение поставленных во введении
цели и задач, даёт рекомендации по применению
выполненной им работы.
Объем заключения - 1—2 страницы.
4.6В списке использованной литературы в алфавитной последовательности указываются все источники, которыми
пользовался учащийся при подготовке работы. В информации о
них необходимо указать библиографические сведения:
• место издания источника;
• название
издательства;
• год
издания источника;
• количество
страниц.
В списке использованной литературы должно быть
указано не менее четырех источников.
5План доклада по результатам
учебно-исследовательской работы:
·
приветствие;
·
тема проекта (УИР);
·
актуальность темы проекта (УИР);
·
цели и задачи проекта (УИР);
·
гипотеза УИР;
·
значимость УИР;
·
база УИР;
·
сведения об апробации проекта (УИР);
·
этапы исследования;
·
структура проекта (названия глав, параграфов,
количество приложений, источников в списке литературы);
·
краткое содержание проекта (анализ литературы,
ход и результаты эксперимента и т д.);
·
результаты УИР;
·
выводы по завершенной УИР (положения,
выносимые на защиту).
6.Процедура
защиты проекта (учебно-исследовательской работы).
6.1Процедура защиты
проекта представляет собой:
- выступление автора с докладом (15 минут);
- ответы на вопросы членов комиссии;
- дискуссию членов аттестационной комиссии.
6.2 Отметка за реферат выставляется после дискуссии
членов комиссии, вносится в протокол и доводится до сведения обучающегося.
7Критерии
оценки защиты учебно-исследовательской работы.
(Слайд 26)
№
|
Критерий
|
0 баллов
|
1 балл
|
2 балла
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Логика изложения доклада
|
Доклад построен неграмотно, не дает представления
обосновной идеи и итогах работы
|
Доклад построен логично, но имеются отдельные
недостатки
|
Доклад выстроен логично, грамотно, дает ясное
представление о работе, итогах и достоинствах
|
2
|
Качество наглядных материалов
|
Наглядные и раздаточные материалы отсутствуют
|
Наглядные материалы присутствуют, но не совсем
адекватны логике доклада
|
Наглядные материалы ярко иллюстрируют основную идею
доклада
|
3
|
Компетентность в проблеме исследования
|
Автор работы не показал компетентность в проблеме
исследования
|
Средняя оценка
|
Автор продемонстрировал высокую эрудицию и
компетентность в проблеме исследования.
|
4
|
Качество аргументации при ответах на вопросы
|
Ответы на вопросы нечеткие, путанные, не дает
представления о точке зрения автора
|
Средняя оценка
|
Автор продемонстрировал способность формулировать и
отстаивать собственную точку зрения при ответах на вопросы
|
5
|
Дополнительные баллы членов комиссии (указать, за
что)
|
|
|
|
Оценка за защиту.
0-2 балла - не заслуживает положительной оценки.
3-4 балла - оценка «удовлетворительно».
5-6 баллов - оценка
«хорошо».
Выше 7 баллов - оценка «отлично».
Отметка за
учебно-исследовательскую работу выставляется после дискуссии членов комиссии, вносится в протокол и доводится до сведения обучающегося
В результате формируются у детей:
(слайд 27)
1. Рефлексивные умения (осмысление задачи)
2.Поисковые умения.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в
сотрудничестве.
5. Менеджерские умения и навыки.
6. Коммуникативные и презентационные
умения и навыки.
А это и есть не что иное как «формирования универсальных учебных действий обучающихся»,
которые прописаны в Стандартах «Нового поколения». Таким образом, (слайд 28)
Результаты работы:(слайд 29)
Система стимулирования творческой
исследовательской деятельности включает всероссийские и региональные творческие
конкурсы, олимпиады, турниры, выставки, научно-практические конференции и
предметно-ориентированные проекты с участием ведущих вузов страны,
научно-исследовательских учреждений и общественных организаций России.
За 3 года учащимися нашего лицея были
подготовлены к защите более 50 проектов на различные темы на различных уровнях.
Ежегодно 30 % учеников моего класса
принимают участие в научно-практической конференции лицея.
Ежегодно занимают призовые места во
Всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ. Их работы напечатаны в
сборниках «Ими гордится Россия», «Альманах», «Обнинский полис», «Национальное
достояние России».
Рефлексия
- Коллеги, какие же качества личности,
по-вашему, являются важными для того, чтобы ребёнок в школе был успешным, хотел
и умел учиться?
(Ответы учителей) - Обобщая
ваши ответы, вернёмся к портрету выпускника школы.(слайд
30)
Коллеги, посмотрите, как его определяет
Стандарт нового поколения. Выпускник школы должен любить свой народ, свой край,
свою Родину, уважать и принимать ценности семьи, быть любознательным, активным,
готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
А все эти качества можно воспитать с
помощью педагогических технологий, одну из которых мы с вами сейчас
рассмотрели.
Свое выступление
хочется закончить словами :(слайд 31)
«Плохой учитель преподносит
истину- хороший учит ее находить»
Спасибо за внимание.
Литература
1. Александр
Пентин. Учебное исследование и то, что им не является. http://www.lgo.ru/model10.htm
2. КлименюкА.В.,
Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического
исследования. Постановка цели и задач исследования. К., 1988. – 100с.-С.37
3.
Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Методические рекомендации
«Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся»
Самара 2003 г.
4. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html
– А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме
применения исследования как средства развития современного образования.
4. Intel«Обучение
для будущего» (при поддержке Microsoft) 4-е издание, М, 2004, общая редакция
Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского.
5. Алхимия
проекта: Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей
программы Intel® «Обучение для будущего», под редакцией Е.Н.
Ястребцевой и Я.С. Быховского, М, 2004.
6. http://www.zarealie.nm.ru/u15.htm
- пирамида Блума
7. http://www.iteach.ru/
сайт образовательной программы Intel " TeachtotheFuture".
8. Презентационные
материалы методиста МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» г. Тольятти Тиссен Елены
Гергардовны.
9. http://www.iteach.ru/metodika/buharkina
Дидактический материал «Практическая работа по теме «Разработка учебного
проекта»», старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО
РАО к.п.нБухаркина М.Ю., Москва 2003 г.
10. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/4.htmМЕТОД
ПРОЕКТОВ
д.п.н., проф.
ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО
11.http://www.researcher.ru/methodics/home/a_xmi1t.html
Теоретические, эмпирические и фантастические темы исследования в домашнем
обучении. Савенков Александр Ильич «Теоретические» исследования
12. http://www.researcher.ru/teor/teor_0007.html
Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности.
Борзенко Владимир Игоревич – кандидат физико-математических наук, Обухов
Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.