Проектно-исследовательская
деятельность как средство развития метапредметных УУД обучающихся
Клаус Ирина Михайловна,
заместитель директора по НМР,
МКОУ «Русскополянская
гимназия №1»
Одним из направлений
современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, является
обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся,
направленной на формирование базовых компетентностей. Это необходимое условие
освоения образовательной программы на ступени НОО и ООО и
проектно-иследовательская деятельность как один из методов развивающего
обучения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. В МКОУ
«Русскополянская гимназия №1» деятельность выстраивается в соответствии с
Положением о проектно-исследовательской неделе «Школа Личностного Роста».
Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании», Уставом ОУ. Мы работаем со всеми детьми, и
придерживаемся позиции, все дети одарены в какой-то степени, в определенном
направлении, нужно помочь им в самореализации, создавая необходимые условия, и
в рамках работы стажировочной площадки регионального ИнКо «Школа как центр
творчества и развития одаренности детей», акцент делаем на интеллектуальную
одаренность. В нашей образовательной организации реализуется Проект «Путь
к успеху» (работа с одаренными детьми), разработано и реализуется
Положение о проектно-исследовательской неделе «Школа Личностного Роста».
Как это у нас проходит? Проектно-исследовательская деятельность является
составляющей учебной и внеучебной деятельности 1-11 классов. Согласно
Положению, в проектно-исследовательской неделе принимают участие обучающиеся
1-11 классов, с обязательным участием 2,3, 5,6 классов (ФГОС). Неделя состоит
из трех этапов и включает в себя: обучающий практикум (пошаговое выполнение
инструкции) -2 четверть, проект свободной темы (самостоятельность в отборе и
подаче материала) -3 четверть, и итоговый проект (позволяет определить уровень
приобретенных умений, навыков) -4 четверть на определенной ступени обучения. На
всех этапах осуществляется мониторинг сформированности УУД. События недели
отражаются на страницах гимназической газеты «Это мы», в детской телепередаче
«Клякса». Факты: в 2012-13 году было представлено 18 проектов, 2013-14 год-
26, на школьной НПК- 2012-13 год, 90% педагогов были руководителями научных
работ обучающихся, в этом году-70%. Тематика разная, это позволяет
разводить по возрастным секциям и направлениям. Что это нам дает? Дети
приобретают бесценный опыт совместной работы, учатся метапредметным умениям,
которые востребованы в любой деятельности, это развитие УУД как важной
составляющей современной системы образования.
Здесь важно определиться с базовыми
ценностями ОУ.
Для нашего ОУ ценность-одаренный
ребенок, мы занимаемся развитием одаренных, талантливых детей уже давно. С
2000 года, гимназия – Центр развития «Стандарт +», с 2008 года-участники
регионального ИнКо, с 2012 года- статус стажировочной площадки. Мы много делаем
для этого. Это Программа работы с одаренными детьми, вся методическая работа
выстроена в режиме формирования базовых компетенций учителя в условиях
Стандарта ( кафедры, педсоветы, МО, педконсилиумы, ВШК). Это и создание
условий для интеллектуального роста и развития (в-первую, очередь), система
внеурочной работы с детьми. Второй базовой ценностью является социализация
обучающихся. Ведь сегодня так важно быть адаптированным, не тренировать
детей, а нацелить на новые другие способы освоения.
Проведение Методического дня в ОО
помогает определиться с планируемыми результатами: участники получают
представление о системе воспитательной работы, модели внеурочной деятельности,
проектно-исследовательской неделе в классах, реализующих ФГОС. В режиме
мастер-классов учатся осуществлять действия по алгоритму, планированию,
целеполаганию, работают в группах по определению видов метапредметных УУД,
выполняют задания по смысловому чтению; получают практические навыки при
выполнении творческих заданий при посещении открытых уроков и внеклассных
мероприятий. Выстроенная работа позволяет участникам расширить опыт по
формированию метапредметных УУД, диагностике и мониторингу на ступени НОО и ООО.
Методический день имеет выраженную практикоориентированную направленность,
обязательным условием является включение всех участников в процесс работы и
обсуждения. Чтобы погрузиться в систему проектирования и исследования, используем
в работе интерактивные методики (прием фишбоум (технологии критического мышления),
методика ПОПС, метод « Граффити», «Методика «Шесть Шляп Мышления»). Это
позволяет отрефлексировать и ответить на вопрос: «Как выстроенная работа по
формированию метапредметных УУД способствует повышению качества образования в
работе с одаренными детьми?»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.