Инфоурок Литература КонспектыПРоектный модуль по литературе в 5 классе "Свобода сказки"

ПРоектный модуль по литературе в 5 классе "Свобода сказки"

Скачать материал

Администрация Кстовского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ № 4»

пл. Мира, дом 9,  г.Кстово  Нижегородской области, 607650

тел./факс (83145)7-60-15, e-mail mousosh-4@yandex.ru

 

 

Методическая разработка

проектного модуля по литературе в 5 классе «Свобода сказки»

  

 

 

 

Автор:

учитель русского языка

 и литературы

Торгашова

Валентина Константиновна

 

2016 г.

Методическая разработка проектного модуля по литературе в 5 классе «Свобода сказки» как системы уроков, направленных на формирование умений и навыков проектной/исследовательской деятельности обучающихся 5-6 классов

Проектный модуль по литературе в 5 классе «Свобода сказки» представляет собой систему уроков, направленных на формирование умений и навыков учащихся, связанных с изучением различных видов русских народных сказок и умением определять отличительные особенности волшебной сказки. Проектным продуктом модуля становится самостоятельно сочиненная учеником волшебная сказка.

Проектный модуль разработан в рамках рабочей программы по литературе на основе программы:

«Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5 – 9 классы. М.: «Просвещение» 2011 (ФГОС) Количество часов по программе  105 (в классе с углубленным изучением литературы – 175)

Количество часов в неделю  5

Базовый учебник – Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (в двух частях). Под редакцией В.Ф.Чертова. М.: «Просвещение» 2015.

Проектный модуль представлен в разделе программы «Русский фольклор. Сказки».

Предметная тема – «Свобода сказки».

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (1 четверть)

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

1

Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства

 

 

 

2

Художественный образ как особый способ познания мира

 

 

 

3

Мифология. Мифы как своеобразное отражение мира

 

 

 

4

Античная мифология. Мифы о происхождении искусства («Аполлон и музы», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»)

 

 

 

5

Художественные образы в мифологии и средства их создания. Миф «Дедал и Икар»

 

 

 

6

Вн/чт Герои древнегреческих мифов

 

 

 

7

Славянская мифология. Герои мифов древних славян

 

 

 

8

Р/Р Мифологические герои. Обучение художественному пересказу мифа

 

 

 

9

Входная диагностика по литературе

 

 

 

10

Русский фольклор. Основные темы русского фольклора. Жанры УНТ

 

 

 

11

Малые жанры фольклора. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Тематика пословиц

 

 

 

12

Пословицы и поговорки. Поговорка как образное выражение. Сравнения и гиперболы в поговорках

 

 

Сочинение с использованием пословиц и поговорок

13

Загадка как метафора, вид словесной игры.

 

 

Рисуем загадку

14

Р/Р Конкурс сочиненных загадок на современную тему

 

 

 

15

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных начал народа. Виды сказок

 

 

Проект

«Свобода сказки»

16

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказке

 

 

 

17

Положительный герой и его противники в сказке «Царевна-лягушка»

 

 

 

18

Вн/чт Героическая сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Образ защитника Русской земли в сказке

 

 

 

19

Бытовая сказка. Особенности бытовой сказки. Герои. Простота сказочного сюжета (Сказка «Жена-доказчица»)

 

 

 

20

Вн/чт Сказочное и реальное в бытовых сказках (сказки «Как барин коней высиживал», «Мужик и царь», «Как поп работницу нанимал»)

 

 

 

21

Сказки о животных. Обличительный характер и аллегоричность сказки «Лиса и журавль»

 

 

 

22

Р/Р Персонажи-животные в сказках о животных. Приемы создания образов (сказки «Лиса Прасковея и Козёл Иванович», «Байка о щуке зубастой» и др.)

 

 

 

23

Р/Р Представление сочиненной волшебной сказки

 

 

Защита проектной работы

 

Обоснование целесообразности данного предметного содержания для организации проектной/исследовательской деятельности обучающихся

Программа по литературе в 5 классе предусматривает изучение русского фольклора. Обучающиеся знакомятся с особенностями малых и больших жанров устного народного творчества. Сказки в данном разделе для ребят 10-11 лет являются наиболее популярными с точки зрения содержания, знакомства с миром волшебной и бытовой сказки, элементами фантастики. Необходимо учесть, что в начальной школе обучающиеся знакомились со сказкой на уровне содержания, знакомства с героями. Уроки литературы в 5 классе направлены как на содержательный аспект изучения произведения устного народного творчества, так и на литературоведческий (жанровое своеобразие, виды сказок, идейное содержание и т.д.). Чтение сказки предполагает и ее анализ. Изучая разные виды сказок (волшебные, бытовые, о животных), обучающиеся приобретают навыки и умения различать их жанровые особенности.

Волшебная сказка предполагает наличие определенных признаков: зачин, концовка, «сказочные формулы», чудесные превращения, волшебные предметы, троекратные повторы и другие. Наличие в сказке этих особенностей помогает учащимся разобраться и в идейном содержании сказки, концентрирует их внимание. Таким образом, анализируя на уроках литературы разные виды сказок, определяя их видовую принадлежность, обучающиеся приобретают навыки для сочинения собственной волшебной сказки. А сочиненная самостоятельно сказка формирует еще одну особенность – умение ее рассказать, заинтересовать слушателей, на что пятиклассники охотно откликаются.

Изучение сказок предполагает глубокий воспитательный аспект: сохранение народных традиций, привлечение внимания к народному творчеству, изучение особенностей сказовой манеры, заочное знакомство с собирателями фольклора. Сказка в сознании ребенка – это история, где добро побеждает зло, поэтому она воспитывает в нем такие качества, как ответственность, патриотизм, взаимовыручка, уважение к старшим.

Сказка – это всегда интрига, тайна, которую хочется разгадать, а на основе уже разгаданной тайны придумать свою, чтобы ее разгадывали другие. Поэтому целесообразно в 5 классе на уроках литературы применить проектный модуль, конечным продуктом которого станет сочиненная учеником волшебная сказка.    

Описание проблемной ситуации,

определение проблемы и цели проектного модуля

 

К началу изучения темы «Русские народные сказки» обучающиеся не знают жанровых особенностей этих произведений фольклора, имеют начальные приемы анализа текста на уровне «вопрос – ответ». На первом уроке ученики делятся своим читательским опытом, пересказывая фрагменты своих любимых сказок, рассказывают, когда они впервые услышали сказку, какая это была сказка и т.д. Поэтому, знакомясь с особенностями сказки как жанра устного народного творчества, ученики на первом уроке определяют и проблему проекта: не зная жанровых особенностей волшебной сказки, мы не сможем её сочинить.

Из определения проблемы формулируется цель проекта: научиться сочинять волшебную сказку, изучив её особенности.

Таким образом, работа в рамках проектного модуля строится следующим образом:

Организация деятельности в рамках модуля

Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов  в проектном модуле

Фазы

П\Д

Этапы П\Д

№ уроков

 Цели урока

 

Продукт урока

Средства (дидактические, материальные, технические)

Д\З

 

 

1

2

3

4

5

 

Проектирование

 

 

Актуализация

1

Проверить читательский багаж (знание сказок) участников проекта.

Постановка проблемы

и определение цели проекта.

Проблема проекта: не зная особенностей волшебной сказки, мы не сможем её сочинить

Цель проекта: научиться сочинять волшебные сказки, изучив ее особенности

Тексты сказок, отрывки мультфильмов, презентация.

 Прочитать волшебные сказки в учебнике. Оформить таблицу 

 

Проблематизация

1

Целеполагание

1

Моделирование

2

 

Создать образ проектного продукта (волшебная сказка)

с критериями оценки

 

Сформировать план работы.

Критерии продукта - волшебной сказки:

1. Наличие зачина

2. Наличие концовки

3. Оригинальность сюжета  

4. Наличие  художественных приемов, характерных для волшебной сказки 

5. Речевое своеобразие текста

6. Поучительность сказки

План работы:

1.  Изучение

структуры сказки

2. Изучение характеристик

героев, их поступков

3. Изучение художественных приемов, характерных для волшебной сказки

4. Презентация  сказочного героя

5. Создание плана сочинения сказки

6. Сочинение сказки с соблюдением особенностей волшебной сказки

7. Презентация волшебной сказки

8. Оценка волшебной сказки

 

Тексты волшебных сказок.

Интерактивная доска,  маркеры, работа с раздаточным материалом.

 Выбрать сказочного героя для презентации его образа.

Оформить   материалы проекта.

 

Индиви-

дуальная и групповая  работа.

 

Планирование

2

Реализация

Реализация

3-7

 

В соответствии с планом п.п. 1-6

 

 

Волшебная сказка 

 

Работа с Интернет-ресурсами, видеозаписами, аудиозаписями.

 

Сопроводительные материалы проекта.

 

Прочитать сказку, сочиненную одноклассником, и дать ей оценку по критериям

 

Индивидуальная работа

Социализация

 

Социализация

 Оценка

 

8

 

Представить сочиненную волшебную сказку

 (по группам)

 

Оценить проектный продукт по критериям

 

Представить и объяснить свою оценку сказки одноклассника по критериям

 

 

Презентация сказки

 

Оформленные сопроводительные материалы проекта (рисунки, модели волшебных предметов и т.п.).

 

Сказки

 

Заполненные оценочные листы

 

 

Оценка          Рефлексия

 

Рефлексия

 

 

9

 

Диагностическая работа

 

 

 

Уровень проектных действий

 

 

На 1-м уроке:

·        Проверяем читательский багаж обучающихся

·        Ставим проблему проекта

·        Определяем цель проекта

На 2-м уроке:

·        Создаем образ проектного продукта

·        Определяем критерии оценки

·        Формируем план работы

3 – 7-й уроки:

·        Изучаем сказки (в соответствии с планированием)

·        Составляем план волшебной сказки (в соответствии с критериями)

·        Ведем дневник наблюдений (промежуточный проектный продукт)

·        Сочиняем (каждый самостоятельно) волшебную сказку

·        Разделяемся на группы (в связи с темой сочиненной сказки: о защите родной земли (героическая), о сватовстве, о путешествии)

·        Даём оценку сказке одноклассника в группе (в соответствии с критериями)

8-й урок:

·        Презентация волшебной сказки (групповая работа) и её оценка в группах

9-й урок:

·        Рефлексия

 

Таким образом, продуктом проектного модуля становится сочиненная волшебная сказка. Тематику сказки учащиеся определяют самостоятельно, так как они на уроках знакомились с разными видами волшебной сказки: героической, приключенческой, о сватовстве, сказки о чудесных превращениях.

 

Критерии оценки были определены обучающимися на 2-м уроке:

Критерии оценки волшебной сказки

№ п/п

Особенности волшебной сказки

Балл

Примеры

1

Наличие зачина

 

 

2

Наличие концовки

 

 

3

Сказочные герои

 

 

4

Волшебные предметы

 

 

5

Сказочные «формулы»

 

 

6

Постоянные эпитеты

 

 

7

Гиперболы

 

 

8

Троекратные повторы

 

 

9

Оригинальность сюжета

 

 

10

Поучительность сказки

 

 

Критерии 1 – 10: 0 баллов – отсутствует; 1 балл – есть в сказке.

Презентация сочиненной волшебной сказки предполагает первоначально работу в группах. Обучающиеся оценивают сказки одноклассников в группе, и сказку, получившую наибольшее количество баллов представляют для защиты.

В качестве урока-рефлексии предполагается проверочная работа, направленная на усвоение особенностей, литературоведческих понятий, содержания в изучении русских народных сказок.

Урок-презентация сочиненной волшебной сказки

(итоговый урок проектного модуля)

Цель урока – презентация и оценка проектного продукта (сочиненной волшебной сказки)

Ход работы на уроке:

·        Оргмомент

·        Определение цели и задач урока

·        Презентация сказок

·        Работа в группах

·        Рефлексия

·        Домашнее задание

1.     На первом этапе урока учитель напоминает о том, что несколько уроков тому назад мы начали изучать русские народные сказки в рамках проектного модуля «Свобода сказки». Учащиеся говорят, что данный урок – это заключительный этап модуля, и определяют цель урока.

2.     Вспоминаем, какую цель мы поставили в начале проекта (научиться сочинять волшебную сказку)

3.     Какая работа была проведена в рамках этого проектного модуля:

·        Читали и анализировали разные виды русских народных сказок

·        Определяли план работы по проекту

·        Определяли критерии волшебной сказки

·        Давали характеристику (презентовали) волшебному герою

·        Вели дневники наблюдений волшебных сказок

·        Составляли планы сказок

·        Рисовали волшебную сказку

4.     Работа в группах. Отмечаем, что группы распределились в соответствии с тематикой сочиненной сказки. Продукт модуля (сказка) уже был оценен внутри группы по разработанным нами критериям волшебной сказки (критерии лежат на столах у каждого ученика)

5.     Учащиеся определяют задачи урока:

·        Прослушать представленную от каждой группы сказку (определяем, что для презентации выбрана сказка, набравшая наибольшее количество баллов)

·        Дать оценку сказке (сказку оценивают ученики 2-х групп). Заполнив листы с критериями сказки, после нескольких минут обсуждения оцениваем сказку, обосновывая оценку

6.     Презентация сказок и их оценки. Во время выступления ученика, который рассказывает сказку, ребята заполняют оценочные листы, определяя тем самым, является ли данная сказка волшебной. Затем после нескольких минут обсуждения они обосновывают свою оценку. Работа в группах предполагает коллективную оценку прослушанной  сказки.

7.     В заключении урока целесообразно провести рефлексию – проверить, как обучающиеся усвоили материал изучения русских народных сказок. Для этого построим «кривую». На столах у каждого ученика лежит шкала. Посмотрите сюжеты сказок (на экране) и, отвечая  на вопросы  учителя, поставьте точки («да» - выше линии, «нет» - ниже линии) и нарисуйте  волну:

 

 


 

 

Примерные вопросы:

·        Сказка «Летучий корабль» - о животных, так как корабль очень похож на птицу (нет)

·        Сказка «По щучьему веленью…» - волшебная, так как в ней есть сказочный герой и волшебный предмет (да)

·        Сказка «Василиса Премудрая» - о животных, так как в ней главная героиня – лягушка (нет)

·        Сказка «Заюшкина избушка» - бытовая, так как в ней представлен быт людей (нет)

·        Сказка «Морозко» - волшебная, так как в ней есть волшебный герой – Баба Яга, живущая в избушке на курьих ножках

После ответов на подобные вопросы у обучающихся на шкале выстраивается «кривая», которую необходимо сравнить с правильно построенной линией (она выводится на экран). Подобное задание поможет учащимся закрепить полученные на уроках знания и внесет в ход урока игровой момент.

8.     На заключительном этапе урока определяем, трудно ли было сочинять волшебную сказку. Почему? Что необходимо знать, чтобы волшебная сказка получилась? Получились ли у нас волшебные сказки? Интересно ли их оценивать? Эти вопросы могут сформулировать сами учащиеся при помощи учителя.

9.     Домашнее задание: рассказать свою сказку родным.

 

Литература:

1.     «Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5 – 9 классы. М.: «Просвещение» 2011 (ФГОС)

2.     Учебник – Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (в двух частях). Под редакцией В.Ф. Чертова, М.: «Просвещение» 2015.

3.     «Фольклор и родное слово». Учебное пособие для 5 класса /авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. –

2-е изд., с измен. и дополн. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.

4.     Плетенева О.В., Тулупова О.В., Целикова В.В.Формирование проектной   компетенции школьников в  условиях реализации требований ФГОС основного общего образования:

5.     Методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.- 134 с.;

6.     Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2010.;

7.     Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/М.А.Ступницкая – М.:Первое сентября, 2010. – 44с.;

8.     http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php;

9.     http://schools.keldysh.ru/labmro;

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРоектный модуль по литературе в 5 классе "Свобода сказки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проектный модуль по литературе в 5 классе «Свобода сказки» представляет собой систему уроков, направленных на формирование умений и навыков учащихся, связанных с изучением различных видов русских народных сказок и умением определять отличительные особенности волшебной сказки. Проектным продуктом модуля становится самостоятельно сочиненная учеником волшебная сказка. Проектный модуль разработан в рамках рабочей программы по литературе на основе программы: «Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5 – 9 классы. М.: «Просвещение» 2011 (ФГОС) Количество часов по программе 105 (в классе с углубленным изучением литературы – 175)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 788 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.12.2020 148
    • DOCX 48.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голубева Мария Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голубева Мария Михайловна
    Голубева Мария Михайловна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79933
    • Всего материалов: 251

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 49 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 45 регионов

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе