Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / ПРоектный модуль по литературе в 5 классе "Свобода сказки"

ПРоектный модуль по литературе в 5 классе "Свобода сказки"

Администрация Кстовского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ № 4»

пл. Мира, дом 9, г.Кстово Нижегородской области, 607650

тел./факс (83145)7-60-15, e-mail mousosh-4@yandex.ru





Методическая разработка

проектного модуля по литературе в 5 классе «Свобода сказки»





Автор:

учитель русского языка

и литературы

Торгашова

Валентина Константиновна



2016 г.

Методическая разработка проектного модуля по литературе в 5 классе «Свобода сказки» как системы уроков, направленных на формирование умений и навыков проектной/исследовательской деятельности обучающихся 5-6 классов

Проектный модуль по литературе в 5 классе «Свобода сказки» представляет собой систему уроков, направленных на формирование умений и навыков учащихся, связанных с изучением различных видов русских народных сказок и умением определять отличительные особенности волшебной сказки. Проектным продуктом модуля становится самостоятельно сочиненная учеником волшебная сказка.

Проектный модуль разработан в рамках рабочей программы по литературе на основе программы:

«Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5 – 9 классы. М.: «Просвещение» 2011 (ФГОС) Количество часов по программе 105 (в классе с углубленным изучением литературы – 175)

Количество часов в неделю 5

Базовый учебник – Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (в двух частях). Под редакцией В.Ф.Чертова. М.: «Просвещение» 2015.

Проектный модуль представлен в разделе программы «Русский фольклор. Сказки».

Предметная тема – «Свобода сказки».

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (1 четверть)

урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

1

Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства




2

Художественный образ как особый способ познания мира




3

Мифология. Мифы как своеобразное отражение мира




4

Античная мифология. Мифы о происхождении искусства («Аполлон и музы», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»)




5

Художественные образы в мифологии и средства их создания. Миф «Дедал и Икар»




6

Вн/чт Герои древнегреческих мифов




7

Славянская мифология. Герои мифов древних славян




8

Р/Р Мифологические герои. Обучение художественному пересказу мифа




9

Входная диагностика по литературе




10

Русский фольклор. Основные темы русского фольклора. Жанры УНТ




11

Малые жанры фольклора. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Тематика пословиц




12

Пословицы и поговорки. Поговорка как образное выражение. Сравнения и гиперболы в поговорках



Сочинение с использованием пословиц и поговорок

13

Загадка как метафора, вид словесной игры.



Рисуем загадку

14

Р/Р Конкурс сочиненных загадок на современную тему




15

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных начал народа. Виды сказок



Проект

«Свобода сказки»

16

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказке




17

Положительный герой и его противники в сказке «Царевна-лягушка»




18

Вн/чт Героическая сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Образ защитника Русской земли в сказке




19

Бытовая сказка. Особенности бытовой сказки. Герои. Простота сказочного сюжета (Сказка «Жена-доказчица»)




20

Вн/чт Сказочное и реальное в бытовых сказках (сказки «Как барин коней высиживал», «Мужик и царь», «Как поп работницу нанимал»)




21

Сказки о животных. Обличительный характер и аллегоричность сказки «Лиса и журавль»




22

Р/Р Персонажи-животные в сказках о животных. Приемы создания образов (сказки «Лиса Прасковея и Козёл Иванович», «Байка о щуке зубастой» и др.)




23

Р/Р Представление сочиненной волшебной сказки



Защита проектной работы



Обоснование целесообразности данного предметного содержания для организации проектной/исследовательской деятельности обучающихся

Программа по литературе в 5 классе предусматривает изучение русского фольклора. Обучающиеся знакомятся с особенностями малых и больших жанров устного народного творчества. Сказки в данном разделе для ребят 10-11 лет являются наиболее популярными с точки зрения содержания, знакомства с миром волшебной и бытовой сказки, элементами фантастики. Необходимо учесть, что в начальной школе обучающиеся знакомились со сказкой на уровне содержания, знакомства с героями. Уроки литературы в 5 классе направлены как на содержательный аспект изучения произведения устного народного творчества, так и на литературоведческий (жанровое своеобразие, виды сказок, идейное содержание и т.д.). Чтение сказки предполагает и ее анализ. Изучая разные виды сказок (волшебные, бытовые, о животных), обучающиеся приобретают навыки и умения различать их жанровые особенности.

Волшебная сказка предполагает наличие определенных признаков: зачин, концовка, «сказочные формулы», чудесные превращения, волшебные предметы, троекратные повторы и другие. Наличие в сказке этих особенностей помогает учащимся разобраться и в идейном содержании сказки, концентрирует их внимание. Таким образом, анализируя на уроках литературы разные виды сказок, определяя их видовую принадлежность, обучающиеся приобретают навыки для сочинения собственной волшебной сказки. А сочиненная самостоятельно сказка формирует еще одну особенность – умение ее рассказать, заинтересовать слушателей, на что пятиклассники охотно откликаются.

Изучение сказок предполагает глубокий воспитательный аспект: сохранение народных традиций, привлечение внимания к народному творчеству, изучение особенностей сказовой манеры, заочное знакомство с собирателями фольклора. Сказка в сознании ребенка – это история, где добро побеждает зло, поэтому она воспитывает в нем такие качества, как ответственность, патриотизм, взаимовыручка, уважение к старшим.

Сказка – это всегда интрига, тайна, которую хочется разгадать, а на основе уже разгаданной тайны придумать свою, чтобы ее разгадывали другие. Поэтому целесообразно в 5 классе на уроках литературы применить проектный модуль, конечным продуктом которого станет сочиненная учеником волшебная сказка.

Описание проблемной ситуации,

определение проблемы и цели проектного модуля



К началу изучения темы «Русские народные сказки» обучающиеся не знают жанровых особенностей этих произведений фольклора, имеют начальные приемы анализа текста на уровне «вопрос – ответ». На первом уроке ученики делятся своим читательским опытом, пересказывая фрагменты своих любимых сказок, рассказывают, когда они впервые услышали сказку, какая это была сказка и т.д. Поэтому, знакомясь с особенностями сказки как жанра устного народного творчества, ученики на первом уроке определяют и проблему проекта: не зная жанровых особенностей волшебной сказки, мы не сможем её сочинить.

Из определения проблемы формулируется цель проекта: научиться сочинять волшебную сказку, изучив её особенности.

Таким образом, работа в рамках проектного модуля строится следующим образом:

Организация деятельности в рамках модуля

Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов в проектном модуле

Фазы

П\Д

Этапы П\Д

уроков

Цели урока


Продукт урока

Средства (дидактические, материальные, технические)

Д\З



1

2

3

4

5

Проектирование



Актуализация

1

Проверить читательский багаж (знание сказок) участников проекта.

Постановка проблемы

и определение цели проекта.

Проблема проекта: не зная особенностей волшебной сказки, мы не сможем её сочинить

Цель проекта: научиться сочинять волшебные сказки, изучив ее особенности

Тексты сказок, отрывки мультфильмов, презентация.

Прочитать волшебные сказки в учебнике. Оформить таблицу

Проблематизация

1

Целеполагание

1

Моделирование

2


Создать образ проектного продукта (волшебная сказка)

с критериями оценки


Сформировать план работы.

Критерии продукта - волшебной сказки:

1. Наличие зачина

2. Наличие концовки

3. Оригинальность сюжета

4. Наличие художественных приемов, характерных для волшебной сказки

5. Речевое своеобразие текста

6. Поучительность сказки

План работы:

1. Изучение

структуры сказки

2. Изучение характеристик

героев, их поступков

3. Изучение художественных приемов, характерных для волшебной сказки

4. Презентация сказочного героя

5. Создание плана сочинения сказки

6. Сочинение сказки с соблюдением особенностей волшебной сказки

7. Презентация волшебной сказки

8. Оценка волшебной сказки


Тексты волшебных сказок.

Интерактивная доска, маркеры, работа с раздаточным материалом.

Выбрать сказочного героя для презентации его образа.

Оформить материалы проекта.


Индиви-

дуальная и групповая работа.

Планирование

2

Реализация

Реализация

3-7


В соответствии с планом п.п. 1-6


Волшебная сказка

Работа с Интернет-ресурсами, видеозаписами, аудиозаписями.


Сопроводительные материалы проекта.


Прочитать сказку, сочиненную одноклассником, и дать ей оценку по критериям


Индивидуальная работа

Социализация


Социализация

Оценка


8


Представить сочиненную волшебную сказку

(по группам)


Оценить проектный продукт по критериям


Представить и объяснить свою оценку сказки одноклассника по критериям



Презентация сказки


Оформленные сопроводительные материалы проекта (рисунки, модели волшебных предметов и т.п.).


Сказки


Заполненные оценочные листы



Оценка Рефлексия


Рефлексия



9


Диагностическая работа




Уровень проектных действий




На 1-м уроке:

  • Проверяем читательский багаж обучающихся

  • Ставим проблему проекта

  • Определяем цель проекта

На 2-м уроке:

  • Создаем образ проектного продукта

  • Определяем критерии оценки

  • Формируем план работы

3 – 7-й уроки:

  • Изучаем сказки (в соответствии с планированием)

  • Составляем план волшебной сказки (в соответствии с критериями)

  • Ведем дневник наблюдений (промежуточный проектный продукт)

  • Сочиняем (каждый самостоятельно) волшебную сказку

  • Разделяемся на группы (в связи с темой сочиненной сказки: о защите родной земли (героическая), о сватовстве, о путешествии)

  • Даём оценку сказке одноклассника в группе (в соответствии с критериями)

8-й урок:

  • Презентация волшебной сказки (групповая работа) и её оценка в группах

9-й урок:

  • Рефлексия



Таким образом, продуктом проектного модуля становится сочиненная волшебная сказка. Тематику сказки учащиеся определяют самостоятельно, так как они на уроках знакомились с разными видами волшебной сказки: героической, приключенческой, о сватовстве, сказки о чудесных превращениях.



Критерии оценки были определены обучающимися на 2-м уроке:

Критерии оценки волшебной сказки

п/п

Особенности волшебной сказки

Балл

Примеры

1

Наличие зачина



2

Наличие концовки



3

Сказочные герои



4

Волшебные предметы



5

Сказочные «формулы»



6

Постоянные эпитеты



7

Гиперболы



8

Троекратные повторы



9

Оригинальность сюжета



10

Поучительность сказки



Критерии 1 – 10: 0 баллов – отсутствует; 1 балл – есть в сказке.

Презентация сочиненной волшебной сказки предполагает первоначально работу в группах. Обучающиеся оценивают сказки одноклассников в группе, и сказку, получившую наибольшее количество баллов представляют для защиты.

В качестве урока-рефлексии предполагается проверочная работа, направленная на усвоение особенностей, литературоведческих понятий, содержания в изучении русских народных сказок.

Урок-презентация сочиненной волшебной сказки

(итоговый урок проектного модуля)

Цель урока – презентация и оценка проектного продукта (сочиненной волшебной сказки)

Ход работы на уроке:

  • Оргмомент

  • Определение цели и задач урока

  • Презентация сказок

  • Работа в группах

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

  1. На первом этапе урока учитель напоминает о том, что несколько уроков тому назад мы начали изучать русские народные сказки в рамках проектного модуля «Свобода сказки». Учащиеся говорят, что данный урок – это заключительный этап модуля, и определяют цель урока.

  2. Вспоминаем, какую цель мы поставили в начале проекта (научиться сочинять волшебную сказку)

  3. Какая работа была проведена в рамках этого проектного модуля:

  • Читали и анализировали разные виды русских народных сказок

  • Определяли план работы по проекту

  • Определяли критерии волшебной сказки

  • Давали характеристику (презентовали) волшебному герою

  • Вели дневники наблюдений волшебных сказок

  • Составляли планы сказок

  • Рисовали волшебную сказку

  1. Работа в группах. Отмечаем, что группы распределились в соответствии с тематикой сочиненной сказки. Продукт модуля (сказка) уже был оценен внутри группы по разработанным нами критериям волшебной сказки (критерии лежат на столах у каждого ученика)

  2. Учащиеся определяют задачи урока:

  • Прослушать представленную от каждой группы сказку (определяем, что для презентации выбрана сказка, набравшая наибольшее количество баллов)

  • Дать оценку сказке (сказку оценивают ученики 2-х групп). Заполнив листы с критериями сказки, после нескольких минут обсуждения оцениваем сказку, обосновывая оценку

  1. Презентация сказок и их оценки. Во время выступления ученика, который рассказывает сказку, ребята заполняют оценочные листы, определяя тем самым, является ли данная сказка волшебной. Затем после нескольких минут обсуждения они обосновывают свою оценку. Работа в группах предполагает коллективную оценку прослушанной сказки.

  2. В заключении урока целесообразно провести рефлексию – проверить, как обучающиеся усвоили материал изучения русских народных сказок. Для этого построим «кривую». На столах у каждого ученика лежит шкала. Посмотрите сюжеты сказок (на экране) и, отвечая на вопросы учителя, поставьте точки («да» - выше линии, «нет» - ниже линии) и нарисуйте волну:

Да

Нет






Примерные вопросы:

  • Сказка «Летучий корабль» - о животных, так как корабль очень похож на птицу (нет)

  • Сказка «По щучьему веленью…» - волшебная, так как в ней есть сказочный герой и волшебный предмет (да)

  • Сказка «Василиса Премудрая» - о животных, так как в ней главная героиня – лягушка (нет)

  • Сказка «Заюшкина избушка» - бытовая, так как в ней представлен быт людей (нет)

  • Сказка «Морозко» - волшебная, так как в ней есть волшебный герой – Баба Яга, живущая в избушке на курьих ножках

После ответов на подобные вопросы у обучающихся на шкале выстраивается «кривая», которую необходимо сравнить с правильно построенной линией (она выводится на экран). Подобное задание поможет учащимся закрепить полученные на уроках знания и внесет в ход урока игровой момент.

  1. На заключительном этапе урока определяем, трудно ли было сочинять волшебную сказку. Почему? Что необходимо знать, чтобы волшебная сказка получилась? Получились ли у нас волшебные сказки? Интересно ли их оценивать? Эти вопросы могут сформулировать сами учащиеся при помощи учителя.

  2. Домашнее задание: рассказать свою сказку родным.



Литература:

  1. «Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5 – 9 классы. М.: «Просвещение» 2011 (ФГОС)

  2. Учебник – Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (в двух частях). Под редакцией В.Ф. Чертова, М.: «Просвещение» 2015.

  3. «Фольклор и родное слово». Учебное пособие для 5 класса /авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. –

2-е изд., с измен. и дополн. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.

  1. Плетенева О.В., Тулупова О.В., Целикова В.В.Формирование проектной компетенции школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования:

  2. Методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.- 134 с.;

  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2010.;

  4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/М.А.Ступницкая – М.:Первое сентября, 2010. – 44с.;

  5. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php;

  6. http://schools.keldysh.ru/labmro;



  • Русский язык и литература
Описание:

Проектный модуль по литературе в 5 классе «Свобода сказки» представляет собой систему уроков, направленных на формирование умений и навыков учащихся, связанных с изучением различных видов русских народных сказок и умением определять отличительные особенности волшебной сказки. Проектным продуктом модуля становится самостоятельно сочиненная учеником волшебная сказка.

Проектный модуль разработан в рамках рабочей программы по литературе на основе программы:

«Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5 – 9 классы. М.: «Просвещение» 2011 (ФГОС) Количество часов по программе 105 (в классе с углубленным изучением литературы – 175)

Автор Торгашова Валентина Константиновна
Дата добавления 03.04.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 629
Номер материала MA-070961
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»