Администрация
Кстовского муниципального района
|
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
|
«ГИМНАЗИЯ № 4»
пл. Мира, дом 9,
г.Кстово Нижегородской области, 607650
|
тел./факс
(83145)7-60-15, e-mail mousosh-4@yandex.ru
|
Методическая
разработка
проектного
модуля по литературе в 5 классе «Свобода сказки»
Автор:
учитель русского языка
и литературы
Торгашова
Валентина Константиновна
2016
г.
Методическая
разработка проектного модуля по литературе в 5 классе «Свобода сказки» как
системы уроков, направленных на формирование умений и навыков
проектной/исследовательской деятельности обучающихся 5-6 классов
Проектный
модуль по литературе в 5 классе «Свобода сказки» представляет собой систему
уроков, направленных на формирование умений и навыков учащихся, связанных с
изучением различных видов русских народных сказок и умением определять
отличительные особенности волшебной сказки. Проектным продуктом модуля
становится самостоятельно сочиненная учеником волшебная сказка.
Проектный
модуль разработан в рамках рабочей программы по литературе на основе программы:
«Рабочие
программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5 –
9 классы. М.: «Просвещение» 2011 (ФГОС) Количество часов по программе 105 (в
классе с углубленным изучением литературы – 175)
Количество
часов в неделю 5
Базовый
учебник – Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с
приложением на электронном носителе (в двух частях). Под редакцией В.Ф.Чертова.
М.: «Просвещение» 2015.
Проектный
модуль представлен в разделе программы «Русский фольклор. Сказки».
Предметная
тема – «Свобода сказки».
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 5 классе (1 четверть)
№ урока
|
Тема урока
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
Примечания
|
1
|
Литература
как искусство слова. Литература и другие виды искусства
|
|
|
|
2
|
Художественный
образ как особый способ познания мира
|
|
|
|
3
|
Мифология.
Мифы как своеобразное отражение мира
|
|
|
|
4
|
Античная
мифология. Мифы о происхождении искусства («Аполлон и музы», «Кипарис»,
«Орфей в подземном царстве»)
|
|
|
|
5
|
Художественные
образы в мифологии и средства их создания. Миф «Дедал и Икар»
|
|
|
|
6
|
Вн/чт Герои
древнегреческих мифов
|
|
|
|
7
|
Славянская
мифология. Герои мифов древних славян
|
|
|
|
8
|
Р/Р Мифологические
герои. Обучение художественному пересказу мифа
|
|
|
|
9
|
Входная
диагностика по литературе
|
|
|
|
10
|
Русский
фольклор. Основные темы русского фольклора. Жанры УНТ
|
|
|
|
11
|
Малые
жанры фольклора. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение
народного опыта. Тематика пословиц
|
|
|
|
12
|
Пословицы
и поговорки. Поговорка как образное выражение. Сравнения и гиперболы в
поговорках
|
|
|
Сочинение
с использованием пословиц и поговорок
|
13
|
Загадка
как метафора, вид словесной игры.
|
|
|
Рисуем
загадку
|
14
|
Р/Р Конкурс
сочиненных загадок на современную тему
|
|
|
|
15
|
Сказка
как выражение народной мудрости и нравственных начал народа. Виды сказок
|
|
|
Проект
«Свобода
сказки»
|
16
|
Волшебная
сказка «Царевна-лягушка». Противопоставление мечты и действительности, добра
и зла в сказке
|
|
|
|
17
|
Положительный
герой и его противники в сказке «Царевна-лягушка»
|
|
|
|
18
|
Вн/чт Героическая
сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Образ защитника Русской земли в
сказке
|
|
|
|
19
|
Бытовая
сказка. Особенности бытовой сказки. Герои. Простота сказочного сюжета (Сказка
«Жена-доказчица»)
|
|
|
|
20
|
Вн/чт Сказочное
и реальное в бытовых сказках (сказки «Как барин коней высиживал», «Мужик и
царь», «Как поп работницу нанимал»)
|
|
|
|
21
|
Сказки о
животных. Обличительный характер и аллегоричность сказки «Лиса и журавль»
|
|
|
|
22
|
Р/Р Персонажи-животные
в сказках о животных. Приемы создания образов (сказки «Лиса Прасковея и Козёл
Иванович», «Байка о щуке зубастой» и др.)
|
|
|
|
23
|
Р/Р Представление
сочиненной волшебной сказки
|
|
|
Защита
проектной работы
|
Обоснование целесообразности данного
предметного содержания для организации проектной/исследовательской деятельности
обучающихся
Программа
по литературе в 5 классе предусматривает изучение русского фольклора.
Обучающиеся знакомятся с особенностями малых и больших жанров устного народного
творчества. Сказки в данном разделе для ребят 10-11 лет являются наиболее
популярными с точки зрения содержания, знакомства с миром волшебной и бытовой
сказки, элементами фантастики. Необходимо учесть, что в начальной школе
обучающиеся знакомились со сказкой на уровне содержания, знакомства с героями.
Уроки литературы в 5 классе направлены как на содержательный аспект изучения
произведения устного народного творчества, так и на литературоведческий (жанровое
своеобразие, виды сказок, идейное содержание и т.д.). Чтение сказки
предполагает и ее анализ. Изучая разные виды сказок (волшебные, бытовые, о
животных), обучающиеся приобретают навыки и умения различать их жанровые
особенности.
Волшебная
сказка предполагает наличие определенных признаков: зачин, концовка, «сказочные
формулы», чудесные превращения, волшебные предметы, троекратные повторы и
другие. Наличие в сказке этих особенностей помогает учащимся разобраться и в
идейном содержании сказки, концентрирует их внимание. Таким образом, анализируя
на уроках литературы разные виды сказок, определяя их видовую принадлежность,
обучающиеся приобретают навыки для сочинения собственной волшебной сказки. А
сочиненная самостоятельно сказка формирует еще одну особенность – умение ее
рассказать, заинтересовать слушателей, на что пятиклассники охотно откликаются.
Изучение
сказок предполагает глубокий воспитательный аспект: сохранение народных
традиций, привлечение внимания к народному творчеству, изучение особенностей
сказовой манеры, заочное знакомство с собирателями фольклора. Сказка в сознании
ребенка – это история, где добро побеждает зло, поэтому она воспитывает в нем
такие качества, как ответственность, патриотизм, взаимовыручка, уважение к
старшим.
Сказка
– это всегда интрига, тайна, которую хочется разгадать, а на основе уже
разгаданной тайны придумать свою, чтобы ее разгадывали другие. Поэтому
целесообразно в 5 классе на уроках литературы применить проектный модуль,
конечным продуктом которого станет сочиненная учеником волшебная сказка.
Описание проблемной
ситуации,
определение проблемы и
цели проектного модуля
К
началу изучения темы «Русские народные сказки» обучающиеся не знают жанровых
особенностей этих произведений фольклора, имеют начальные приемы анализа текста
на уровне «вопрос – ответ». На первом уроке ученики делятся своим читательским
опытом, пересказывая фрагменты своих любимых сказок, рассказывают, когда они
впервые услышали сказку, какая это была сказка и т.д. Поэтому, знакомясь с особенностями
сказки как жанра устного народного творчества, ученики на первом уроке
определяют и проблему проекта: не зная жанровых особенностей волшебной
сказки, мы не сможем её сочинить.
Из
определения проблемы формулируется цель проекта: научиться сочинять
волшебную сказку, изучив её особенности.
Таким
образом, работа в рамках проектного модуля строится следующим образом:
Организация деятельности
в рамках модуля
Описание деятельности учителя и обучающихся по
достижению образовательных результатов в проектном модуле
Фазы
П\Д
|
Этапы П\Д
|
№ уроков
|
Цели урока
|
Продукт урока
|
Средства
(дидактические, материальные, технические)
|
Д\З
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Проектирование
|
Актуализация
|
1
|
Проверить
читательский багаж (знание сказок) участников проекта.
Постановка
проблемы
и
определение цели проекта.
|
Проблема проекта: не
зная особенностей волшебной сказки, мы не сможем её сочинить
Цель проекта: научиться
сочинять волшебные сказки, изучив ее особенности
|
Тексты сказок, отрывки мультфильмов, презентация.
|
Прочитать
волшебные сказки в учебнике. Оформить таблицу
|
|
Проблематизация
|
1
|
|
Целеполагание
|
1
|
|
Моделирование
|
2
|
Создать
образ проектного продукта (волшебная сказка)
с
критериями оценки
Сформировать
план работы.
|
Критерии
продукта
- волшебной сказки:
1.
Наличие зачина
2.
Наличие концовки
3.
Оригинальность сюжета
4.
Наличие художественных приемов, характерных для волшебной сказки
5.
Речевое своеобразие текста
6.
Поучительность сказки
План
работы:
1. Изучение
структуры сказки
2. Изучение характеристик
героев, их поступков
3. Изучение художественных приемов,
характерных для волшебной сказки
4. Презентация сказочного героя
5. Создание плана сочинения сказки
6. Сочинение сказки с соблюдением особенностей волшебной сказки
7. Презентация волшебной сказки
8. Оценка волшебной сказки
|
Тексты волшебных сказок.
Интерактивная доска, маркеры, работа с раздаточным
материалом.
|
Выбрать
сказочного героя для презентации его образа.
Оформить
материалы проекта.
Индиви-
дуальная
и групповая работа.
|
|
Планирование
|
2
|
|
Реализация
|
Реализация
|
3-7
|
В
соответствии с планом п.п. 1-6
|
Волшебная
сказка
|
Работа с Интернет-ресурсами, видеозаписами,
аудиозаписями.
Сопроводительные материалы проекта.
|
Прочитать
сказку, сочиненную одноклассником, и дать ей оценку по критериям
Индивидуальная
работа
|
|
Социализация
|
Социализация
Оценка
|
|
8
|
Представить
сочиненную волшебную сказку
(по
группам)
Оценить
проектный продукт по критериям
Представить
и объяснить свою оценку сказки одноклассника по критериям
|
Презентация
сказки
Оформленные
сопроводительные материалы проекта (рисунки, модели волшебных
предметов и т.п.).
|
Сказки
Заполненные оценочные листы
|
|
|
Оценка
Рефлексия
|
|
Рефлексия
|
9
|
Диагностическая
работа
|
|
Уровень проектных действий
|
|
|
На 1-м уроке:
·
Проверяем читательский багаж обучающихся
·
Ставим проблему проекта
·
Определяем цель проекта
На 2-м уроке:
·
Создаем образ проектного продукта
·
Определяем критерии оценки
·
Формируем план работы
3 – 7-й уроки:
·
Изучаем сказки (в соответствии с
планированием)
·
Составляем план волшебной сказки (в
соответствии с критериями)
·
Ведем дневник наблюдений (промежуточный
проектный продукт)
·
Сочиняем (каждый самостоятельно) волшебную
сказку
·
Разделяемся на группы (в связи с темой
сочиненной сказки: о защите родной земли (героическая), о сватовстве, о
путешествии)
·
Даём оценку сказке одноклассника в группе
(в соответствии с критериями)
8-й урок:
·
Презентация волшебной сказки (групповая
работа) и её оценка в группах
9-й урок:
·
Рефлексия
Таким
образом, продуктом проектного модуля становится сочиненная волшебная сказка.
Тематику сказки учащиеся определяют самостоятельно, так как они на уроках
знакомились с разными видами волшебной сказки: героической, приключенческой, о
сватовстве, сказки о чудесных превращениях.
Критерии
оценки были определены обучающимися на 2-м уроке:
Критерии
оценки волшебной сказки
№ п/п
|
Особенности волшебной сказки
|
Балл
|
Примеры
|
1
|
Наличие
зачина
|
|
|
2
|
Наличие
концовки
|
|
|
3
|
Сказочные
герои
|
|
|
4
|
Волшебные
предметы
|
|
|
5
|
Сказочные
«формулы»
|
|
|
6
|
Постоянные
эпитеты
|
|
|
7
|
Гиперболы
|
|
|
8
|
Троекратные
повторы
|
|
|
9
|
Оригинальность
сюжета
|
|
|
10
|
Поучительность
сказки
|
|
|
Критерии 1
– 10: 0 баллов – отсутствует; 1 балл – есть в сказке.
Презентация
сочиненной волшебной сказки предполагает первоначально работу в группах.
Обучающиеся оценивают сказки одноклассников в группе, и сказку, получившую
наибольшее количество баллов представляют для защиты.
В качестве
урока-рефлексии предполагается проверочная работа, направленная на усвоение
особенностей, литературоведческих понятий, содержания в изучении русских
народных сказок.
Урок-презентация
сочиненной волшебной сказки
(итоговый урок
проектного модуля)
Цель
урока – презентация и оценка проектного продукта (сочиненной волшебной сказки)
Ход
работы на уроке:
·
Оргмомент
·
Определение
цели и задач урока
·
Презентация
сказок
·
Работа
в группах
·
Рефлексия
·
Домашнее
задание
1.
На
первом этапе урока учитель напоминает о том, что несколько уроков тому назад мы
начали изучать русские народные сказки в рамках проектного модуля «Свобода
сказки». Учащиеся говорят, что данный урок – это заключительный этап модуля, и
определяют цель урока.
2.
Вспоминаем,
какую цель мы поставили в начале проекта (научиться сочинять волшебную сказку)
3.
Какая
работа была проведена в рамках этого проектного модуля:
·
Читали
и анализировали разные виды русских народных сказок
·
Определяли
план работы по проекту
·
Определяли
критерии волшебной сказки
·
Давали
характеристику (презентовали) волшебному герою
·
Вели
дневники наблюдений волшебных сказок
·
Составляли
планы сказок
·
Рисовали
волшебную сказку
4.
Работа
в группах. Отмечаем, что группы распределились в соответствии с тематикой
сочиненной сказки. Продукт модуля (сказка) уже был оценен внутри группы по разработанным
нами критериям волшебной сказки (критерии лежат на столах у каждого ученика)
5.
Учащиеся
определяют задачи урока:
·
Прослушать
представленную от каждой группы сказку (определяем, что для презентации выбрана
сказка, набравшая наибольшее количество баллов)
·
Дать
оценку сказке (сказку оценивают ученики 2-х групп). Заполнив листы с критериями
сказки, после нескольких минут обсуждения оцениваем сказку, обосновывая оценку
6.
Презентация
сказок и их оценки. Во время выступления ученика, который рассказывает сказку,
ребята заполняют оценочные листы, определяя тем самым, является ли данная
сказка волшебной. Затем после нескольких минут обсуждения они обосновывают свою
оценку. Работа в группах предполагает коллективную оценку прослушанной сказки.
7. В
заключении урока целесообразно провести рефлексию – проверить, как обучающиеся
усвоили материал изучения русских народных сказок. Для этого построим «кривую».
На столах у каждого ученика лежит шкала. Посмотрите сюжеты сказок (на экране)
и, отвечая
на вопросы учителя, поставьте точки («да» - выше линии, «нет» - ниже линии) и
нарисуйте волну:
Примерные
вопросы:
·
Сказка
«Летучий корабль» - о животных, так как корабль очень похож на птицу (нет)
·
Сказка
«По щучьему веленью…» - волшебная, так как в ней есть сказочный герой и
волшебный предмет (да)
·
Сказка
«Василиса Премудрая» - о животных, так как в ней главная героиня – лягушка (нет)
·
Сказка
«Заюшкина избушка» - бытовая, так как в ней представлен быт людей (нет)
·
Сказка
«Морозко» - волшебная, так как в ней есть волшебный герой – Баба Яга, живущая в
избушке на курьих ножках
После
ответов на подобные вопросы у обучающихся на шкале выстраивается «кривая»,
которую необходимо сравнить с правильно построенной линией (она выводится на
экран). Подобное задание поможет учащимся закрепить полученные на уроках знания
и внесет в ход урока игровой момент.
8.
На
заключительном этапе урока определяем, трудно ли было сочинять волшебную
сказку. Почему? Что необходимо знать, чтобы волшебная сказка получилась?
Получились ли у нас волшебные сказки? Интересно ли их оценивать? Эти вопросы
могут сформулировать сами учащиеся при помощи учителя.
9. Домашнее
задание: рассказать свою сказку родным.
Литература:
1. «Рабочие
программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5 –
9 классы. М.: «Просвещение» 2011 (ФГОС)
2. Учебник –
Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением
на электронном носителе (в двух частях). Под редакцией В.Ф. Чертова, М.:
«Просвещение» 2015.
3. «Фольклор
и родное слово». Учебное пособие для 5 класса /авторы-составители Г.М. Грехнева,
К.Е. Корепова. –
2-е изд., с измен. и дополн.
– Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
4. Плетенева
О.В., Тулупова О.В., Целикова В.В.Формирование проектной
компетенции школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего
образования:
5.
Методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский институт
развития образования, 2013.- 134 с.;
6.
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2010.;
7.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/М.А.Ступницкая
– М.:Первое сентября, 2010. – 44с.;
8.
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php;
9.
http://schools.keldysh.ru/labmro;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.