ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Коптюг
Л.Н.,
МОУ СОШ №19
города Белгорода
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь»
китайская
мудрость
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным
образованием новые цели. В настоящее время современный образовательный процесс
все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний,
развития у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с
информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной
продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению
данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении младших
школьников.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения,
которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
В нашей школе ведется большая работа по вовлечению младших
школьников в проектную деятельность, которая реализуется не только через урок,
но и через внеурочную деятельность.
У нас уже есть первые успехи. Наш класс занял 1 место в школьной 5
научно-практической конференции «Первые шаги в науку», посвященной 50- летию
школы.
Я хочу поделиться опытом работы по организация проектной
деятельности учащихся младших классов на примере создания проекта: « Мы - родом
из девятнадцатой».
Начав работу над проектом, я выделила для себя следующие условия:
n
Стараться подходить ко всему творчески, бороться со стереотипными банальными
решениями.
n
Ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
n
Стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и
способности.
n В процессе работы не забывать о воспитании
школьника.
n
Оценивая, помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что
критиковать.
n
Помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он
может сделать самостоятельно.
Определив этапы проекта, мы подошли к выбору темы. Ребятам
был предложен список примерных тем для работы над проектом, например: «Школа,
в которой я учусь», «Символика родной школы», «Наши выпускники - наша
гордость», «Мои родители - бывшие ученики 19 школы, «Учителя ветераны», «Мы -
родом из 19» .
Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в
ситуации, когда у учеников ещё маленький опыт проектной деятельности.
Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, в ходе
которого остановились на теме : «Мы- родом из 19».
Начиная работу над проектом, детям предложила найти проблему,
которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить: « Что я знаю о своей
родной школе?» .Она подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть
проблему подчас ценится выше, чем способность её решить (Середа Максим:
«Мама говорила, что наша школа хорошая, поэтому я пойду туда учиться. А почему
она хорошая? Хотелось бы узнать…»)
Затем поставили цель проекта и попытались ответить себе и другим
на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель нашего проекта:
вызвать у детей интерес к истории школы и ее традициям, воспитать в себе и
своих сверстниках чувство гордости и любви к школе, уважения к старшему
поколению, чувства гражданина и патриота. Определив цель, предлагаю один или
несколько способов её достижения перехожу к планированию проектной
деятельности.
- Провести интервью с родителями класса , которые учились в 19
школе в разные годы;
- Написать сочинения - размышления « Девятнадцатая моя»;
- Обработать результаты работы, подготовить презентацию проекта.
- Организовать выпуск классной газеты с воспоминаниями родителей о
школьной жизни ;
- Создать эмблему школы, оформить праздничную газету к ее юбилею
И , наконец , реализуем наш проект:
В сентябре нашей школе номер 19 исполнилось 50 лет. Юбилей
школы – это не просто круглая дата, это Праздник - День рождения! И по
традиции в этот день именинница принимает поздравления и подарки. А чем же мы
, ученики 3 «А» класса, можем порадовать свою родную школу в год юбилея , как
поздравить , что ей подарить? Подумав, мы решили, что лучшим подарком для нее
будут наши успехи в учебе и творчество в делах. Весь год ученики усердно
трудилась под девизом : « Все свои добрые дела, хорошую учебу и труд мы
посвящаем 50 - летию родной школы!»
Разделившись на группы, стали думать над тем, какой подарок сделать
школе и пришли к выводу, что надо подарить что-то особенное. Учителя, родители,
бабушки и дедушки были активными ее участниками. В ходе работы мы выяснили,
что наш класс оказался особенным , он связан какой-то невидимой ниточкой с
историей нашей школы : так, наша учительница, Коптюг Людмила Николаевна уже 30
лет работает в школе номер 19, еще, мы учимся в классе , где училась Хоркина
Светлана, прославившаяся на весь мир, а еще - 10 учеников из нашего класса -
дети, выпускников девятнадцатой школы - это наши мамы и папы .
Это не могло не тронуть ребят, свои мысли мы воплотили в проект:
«Мы - родом из девятнадцатой», который посвятили юбилею любимой школе № 19. Участниками
проекта стали : Бороденко Артем, Середа Максим, Щигорев Илья, Нежурин Влад,
Лисицына Дарья, Макарова Анастасия , Пожилов Владимир.
Я – «родом из девятнадцатой». В ней училась моя мама , Бороденко
Оля, выпускница 1998 года. Комарцова Галина Алексеевна была ее первой
учительницей. Классным руководителем в 5 классе - Ивлеева Елена Васильевна. Из
рассказа мамы я понял, что у нее были замечательные учителя: Чуева Людмила
Петровна, учитель математики, учитель русского и литературы - Иванова Ирина
Григорьевна, Аниканова Валентина Ивановна учитель по химии, которых она
вспоминала с особой любовью.
В этом году у нашей школы юбилей. Все ребята готовятся к этому
празднику . Кто-то сочиняет стихи о школе, оформляет праздничную газету,
готовится к конкуру рисунков, работает над проектом эмблемы, а я размышляю над
сочинением.
В юбилей своей родной школы , я желаю ей новых достижений и
больших открытий , побольше талантливых учеников .
Я тоже «родом из девятнадцатой». Моя мама, Горбатенко Лилия ,
ученица школы номер 19 .Как рассказала мама, ее учителями были «Учителя от
бога» : заслуженный учитель РФ, Хельм Нина Николаевна, Серкова Валентина
Федоровна, награжденная орденом Трудового Красного Знамени.
Я учусь в школе третий год и считаю её особенной. Ведь не
каждая школа носит имя военного лётчика майора В. М. Казанцева, выпускника
1966 года, который за мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды . В
нашей маленькой школе много кабинетов, каждый из них проникнут лучиком добра,
тепла и света. Мне повезло учиться в кабинете №1. Это класс, в котором когда-то
училась олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира и Европы по
спортивной гимнастике Светлана Хоркина.
Желаю школе процветания. А ещё пусть каждый учитель и ученик в
истории родной школы оставит памятный след.
И я «родом из девятнадцатой», ведь моя мама, Солонецкая Марина,
выпускница 1994 года. В начальной школе училась у учителя-методиста -
Захаровой Марии Петровны. Любимыми ее учителям были: учитель русского и
литературы Иванова Ирина Григорьевна, учитель математики, Елисеева Наталья
Петровна, Ивлиеева Елена Васильевна - учитель истории. Моя мама окончила школу
с золотой медалью. Я этим очень горжусь и тоже постараюсь хорошо учиться,
чтобы продолжить эту семейную традицию.
С юбилеем, дорогая школа! Желаю тебе творческих успехов и по больше
медалистов.
Мне тоже очень повезло , ведь я тоже « родом из девятнадцатой».
У меня в этой школе училась моя тетя, Заводнова Надежда, выпускница 1999 года.
С особой теплотой она вспоминает свою первую учительницу Коптюг
Людмилу Николаевну , всех учителей, которые учили ее в школе: Токареву Светлану
Викторовну учителя истории, Литвинова Геннадия Сергеевича, учителя физики,
Сапрыкину Наталью Георгиевну - учителя русского и литературы.
Моей школе в сентябре исполняется 50 лет. Но, несмотря на ее
почтенный возраст, я уверен, что ни одна новая школа не может передать
столько теплоты и добра, сколько излучают стены моей девятнадцатой, годами
хранящей звонки перемен, смех учеников, живущих очень интересной жизнью. С
Днем рождения, девятнадцатая школа! Пусть ученики радуют и прославляют тебя!
Я с гордостью говорю: мой папа - Лисицын Вадим - выпускник нашей
школы , значит и я тоже - « родом из девятнадцатой».
Он всегда с радостью вспоминает свои школьные годы. Его учителями
были лучшие учителя города : директор школы, Ланевская Людмила Евгеньевна,
завучи - Семейкина Валентина Евгеньевна и Гавриленко Полина Евгеньевна,
Катянина Светлана Викторовна, учитель иностранного языка, Гармашова Елена
Петровна, учитель математики. За все, что дала ему школа и ее учителя , папа
им очень благодарен .
В девятнадцатой школе я учусь со 2 класса. После переезда из
Ярославля в город Белгород, большого выбора в какую школу идти учиться, вопроса
не стояло. Папа сразу сказал: « Будешь учиться в девятнадцатой, где учился я».
Эта школа имеет свою историю, устои, хорошие традиции. В ней работают
замечательные учителя, профессионалы своего дела, а это хороший фундамент для
твоего первоначального роста. Хотя сейчас мне трудно понять папины слова,
больше хочется гулять, общаться с друзьями, но я стараюсь вырабатывать в себе
прилежание, ответственность, которые помогут мне в учении.
Учась в школе только второй год , я не очень ощущаю ее историю.
Юбилей школы , для меня это пока, только праздник. Наверное, это будет
ощутимей с годами, когда я сама стану ее историей и поведу своих детей в
родную школу номер девятнадцать. С днем рождения, моя школа! Живи долго-долго и
никогда не старей!
И я тоже «родом из девятнадцатой». Мой папа, Пожилов Владимир
Павлович, учился в нашей школе . После ее окончания, в 1969 году, он
поступил в педагогический институт и окончил его с красным дипломом.
В сентябре нашей школе - 50 лет. Узнав об этом, я даже ахнул! Это
было так давно, когда не было ни меня, ни даже моей мамы. В этот год, когда
наша школа открыла двери для своих учеников, Ю.А.Гагарин первым полетел в
космос. Получается наша школа ровесница космоса, а это звучит гордо! Я очень рад,
что я - ученик девятнадцатой школы!
А я знаю, точно я - «родом из девятнадцатой». Мой детский сад
находился рядом со школой , где я должен был учиться. Мне всегда было
интересно, что происходит за школьными стенами. Время пробежало быстро и я стал
учеником 1 «А» класса школы № 19.
Моя первая учительница, Людмила Николаевна Коптюг, открыла мне
дверь в удивительную Страну Знаний, в которой живет много разных предметов и
учеников. Людмила Николаевна - светлый, добрый и справедливый человек -
настоящий учитель.
В этой школе училась и моя сестра Середа Ксения. Вот, что она мне
рассказала. Первый учитель, Елена Ивановна Атаманова, научила ее читать, писать
и считать. Она неповторимая и единственная, дорогая и близкая , оставила в ее
сердце самые добрые воспоминания.
Моя мама, Першина Светлана, также выпускница нашей девятнадцатой
школы. В начальной школе она училась у заслуженного учителя школы, Курбет
Тамары Владимировны, Она с большим теплом вспоминает свои годы учебы.
Получается, что вся наша семья неразрывно связана с школьной семьей , и это
нас всех очень радует.
Я очень люблю свою школу , горжусь своей учительницей. Я точно
знаю , что у нас все будет хорошо, потому что мы «родом из девятнадцатой», где
всегда царит доброта, справедливость и радость, живут такие прекрасные
традиции. С юбилеем, самая лучшая в мире школа! Мира тебе и процветания!
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги
работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной
деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки,
обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.
Прикоснувшись к истории школы, мы испытали чувство гордости и
любви к родной школе. Закончив работу над проектом, мы с гордостью заявили :
«Мы – хорошо потрудились! Мы – молодцы! У нас получился замечательный подарок
школе.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить
ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся
работать с фотоархивом, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично
выступать и достойно представлять свой проект. Несомненно, развивается мышление,
речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его
презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети
смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот избавятся от
самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Организация такой
формы даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха,
реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно
для любого ребенка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.