Проектная
деятельность обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности
слайд
1
Искусство
возникло раньше наук. Издревле человек стремился к прекрасному, воплощая свои
мысли и эмоции в произведениях искусства.Музыка же способна передать самые
разнообразные и тонкие чувства, подарить душе крылья, которые уносят ее в мир
гармонии и понимания. Но, к сожалению, молодое поколение воспринимает
классическое наследие как нечто абстрактное, оторванное от реальной жизни.
Анализируя
свой собственный опыт, а также опыт коллег выделяю противоречие, которое
характерно для школьного музыкального образования.
(слайд №2).
По результатам
опросов музыку признают самым значительным видом искусства – 75% школьников, в
то время, интерес к урокам музыки в школе проявляют лишь 25% учащихся.
И
поэтому передо мной стал непростой вопрос: «Как заинтересовать и увлечь
учеников музыкальным искусством?».
Современный
образовательный процесс предполагает активное использование педагогических
технологий, одной из которых является технологияпроектной деятельности.Точнее
сказать обновленный вариант проектной деятельности, которая заключается не
столько в получении предметных результатах, а сколько в интеллектуальном и
личностном развитии школьников.
(слайд №3).
Основной
целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе
изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в
обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников
на продуктивно-творческий уровень. А это в условиях ФГОС, который в основной
школе предусматривает такую форму аттестации - как защита индивидуального
проекта, очень актуально.
Технология
проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусстваи
внеурочную деятельность. Так как на уроках искусства происходит созидание через
творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через
разнообразные виды художественной деятельности. Применительно
к уроку музыки, проект - это специально организованный учителем и выполняемый
обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная
методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение
обучающимися своих собственных мыслей, чувств, активное включение в реальную
деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Установлено,
что у обучающихся, занимающихся проектной деятельностью существенно снижена
школьная тревожность, и выше учебная мотивация учения.
(слайд №4).
Основными задачами
введения проектов в практику преподавания музыки являются:
· показать
умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в
школе исследовательский опыт;
· реализовать
интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
· продемонстрировать
уровень обученности и знаний в области музыки;
· подняться
на более высокую ступень развития, социальной зрелости.
Отличительная
черта проектной методики - особая форма организации деятельности, при этом
важно соблюсти ряд условий:
(слайд №5).
Условия
организации работы над проектом:
Тематика
музыкального проекта должна быть актуальной;
- Проблема,
предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать их на
привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников
информации;
- Необходимо
вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с
учетом уровня его музыкальных компетенций.
- Изменение
роли учителя – из простого транслятора знаний в организатора совместной
работы с обучающимися.
- Создание
необходимых условий: информационные ресурсы, мастерские.
- Презентация
продукта и результата.
Подготовить,
оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение
традиционного задания.
В
ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка
цели своей работы. Помощь педагога необходима для осмысления учеником вопроса:
(слайд № 6). «Зачем
я собираюсь делать этот проект? Ответив на этот вопрос,
обучающийся определяет цель своей работы и ставит следующий вопрос «Что для
этого следует сделать?». Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Следующий
шаг – как это делать. Поняв это, выберет способы, которые будет
использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего оно
хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат.
Продумав эти вопросы, приступаем к работе.
Перед
вами алгоритм проектной работы, для небольших учебных проектов, которые
могут служить хорошей формой проверки знаний обучающихся в рамках
промежуточной аттестации по итогам года.
Ориентируясь
на цели и задачи, которые стоят передмной как учителем музыки, зная запросы
обучающихся, я применяю в своей работе данную технологию. В преподавании
музыки проектная технология может использоваться в рамках программного
материала практически по любой теме.
(слайд №7).
Учитывая
типологию форм организации проектной деятельности в своей деятельности отдаю
предпочтения следующим проектам:
- по видам:
информационный, информативно-исследовательский, творческий, игровой (ролевой);
-по содержанию:
межпредметный (относящийся к нескольким областям), монопредметный;
-по количеству
участников: индивидуальный, малогрупповой, групповой;
- по длительности:
от проекта-урока до многолетнего проекта.
В качестве примера
:
1. Ролевые
проекты (слайд №8).
Ролевая игра имеет
большое значение для развития личности школьника.
Этот вид проекта, в основном, используется мной в начальной школе. Ведь проектная
деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие
творческие задания. В последнее время использую УМК под редакцией Г.П.
Сергеевой, которая работает над решением проблем развивающего музыкального
образования детей. В её трудах нахожу теоретическое обоснование того, к чему
пришла интуитивно в своей практике. Начиная с 1 класса - разыгрываются песни,
музыкальные игры.
Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность хотя и
способствуют ее появлению в дальнейшем.
Именно
использование микропроектов позволяет индивидуализировать ситуацию обучения.
Функция проектов в начальной школе – не столько сформировать новые способности,
сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее - инициативность,
воображение, свобода.
2. Информативно-исследовательский
проект
(слайд №9).
Информативно-исследовательские
проект я включаю в практику, начиная с 3 класса – это «Изучение биографии
композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов». В средних классах
исследуем «Классическое в современном» т.е. иду
от самого близкого детям – эстрады. В программе не предусмотрено
изучение эстрадного репертуара. Однако в некоторых шлягерах можно услышать
мелодии великих произведений классики: CélineDion «Allbymyself» – мелодия из 2
части концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова, MireilleMathieu
« Siempreamor» – мелодия из 1 части Симфонии №40 В.А.Моцарта, Пелагея «Щедривочка»
– мелодия «Утра» Эд.Грига.
(слайд №10).
Удивительно,
как неожиданно порой переплетаются судьбы великих музыкантов, поэтов,
художников и их произведений, поэтому мы и исследуем такое триединство, а
также, (слайд №11) возвращаясь
к творческой лаборатории Г.П. Сергеевой это и итоговые исследовательские
проекты 8 и 9 классов – «Полна чудес могучая природа» и «Пушкин – наше все».
3. Информационные
проекты
(слайд №12).
Что
касается этого вида проектов, то главная задача – это информация. Ребята
подготавливают информационную презентацию и публично выступают с сообщениями по
какой – либо теме в другом классе, например информационные проекты на тему: « 1
октября – день Музыки», «250 лет со дня рождения В.А. Моцарта» и др. Это также
изготовление музыкальных стенгазет.
4. Творческие
проекты
(слайд №13).
Ведущая
педагогическая идея моего опыта заключается в создании оптимальных условий для
развития творческих способностей личности на уроке музыки и во внеурочной
деятельности. Творцом, также как интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от
того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала,
который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому ребенку.
Расширяя образовательное пространство
ребенка, путь его в музыке продолжается
во внеурочной деятельности.
Так в школе созданы два вокальных коллектива.
Младшая
вокальная группа «Смешарики». Несмотря на свой детский возраст концертная
деятельность их выходит за пределы не только школы, района, но и солисты
коллектива стали дипломантами международного конкурса «Магический диапазон 2013»
.
(слайд 14)
Старший
вокальный коллектив эстрадной песни «Вдохновение». Высокий
исполнительский уровень коллектива постоянно отмечается жюри
не только областных, всероссийских,
но также и международных конкурсов.
А двое солистов коллектива: Орлов Владимир и Каплунов Алексей получили
сертификат, дающий право представлять Россию в Польше на Международном
вокальном конкурсе «Красичин 2013», где Орлов В. стал Лауреатом 1 степени, а
Каплунов А. получил Гран-При. В конце ноября обновленный состав вокального
коллектива «Вдохновение», выступая на международном конкурсе «Национальное
достояние 2014» стал Лауреатом 1 степени и получил право представлять Россию в
Финляндии.
(слайд 15.)
Вот
результаты работы с высокомативированными детьми:
Кубки
Гран-При всероссийских и международных конкурсов –
4 наград.
Дипломы
лауреата I
степени – 8 наград
Дипломы
лауреата IIстепени
– 4 наград
Дипломы
лауреата III
степени – 2 наград
Дипломы
призёров – 10 наград
Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая меня постоянно искать новые идеи,
методы, формы, приёмы мотивации… Понимаю простую истину: «Всё, что отдал, –
твоё! Всё, что сберёг – потерял!»
Анализируя
представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование
метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную
исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.
Никто
не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но
это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей
обучающихся и реальная возможность для их саморазвития и самореализации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.