Проектная деятельность как средство
формирования творческой активности студентов колледжа.
Социально-экономические изменениями в
современном обществе и преобразования, происходящие в Российском
здравоохранении, обусловили повышение требований к уровню квалификации
медицинских работников среднего звена, обладающих профессиональной
компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью.
Поэтому возникла потребность в специалистах,
которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям,
качественно и своевременно выполнять работу, способных к самообразованию,
самовоспитанию и саморазвитию. Большую роль здесь играет самостоятельная
познавательная деятельность, активизирующая мыслительные процессы, помогающая
творческому самовыражению студентов. В сложившихся условиях перед
преподавателем встает задача создания и внедрения в педагогическую практику
новых, более совершенных методов обучения, направленных на развитие
самостоятельной деятельности обучающихся. Возникает необходимость изменения
форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших
технических средств. Причем акцент ставится на более активные виды
самостоятельной работы.
В качестве метода, стимулирующего
самообразование студентов, используется метод проектов. Эпиграфом к проектному
обучению может служить китайская пословица:
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки
меня – и я научусь”.
Под методом проектов понимается система
обучения, при которой студент приобретает знания и умения в процессе
самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся,
практических заданий – проектов.
Метод проектов - не новое явление в
педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (в 20-30 годы), и в
зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во
многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался
он с идеями гуманистического направления в философии и образовании,
разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его
учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной
основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его
личным интересом именно в этом знании. В основе метода проектов лежит развитие
познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов позволяет:
• выявлять и формулировать
проблемы;
• проводить их анализ;
• находить пути их решения;
• работать с информацией из
различных источников;
• находить необходимый источник;
• применять полученную информацию
для решения поставленных задач.
К технологии метод проектов предъявляют
следующие требования:
• проект должен быть включен в
процесс обучения и воспитания;
• студенты должны обсуждать
реальные проблемы и ставить актуальные задачи;
• деятельность должна иметь
целесообразный и понятный им характер;
• работа студентов должна быть
осмысленной и активной;
• для взаимодействия используется
групповая форма работы.
Этапы работы над проектом:
• выбор темы;
• формулирование варианта проблем;
• распределение задач по группам;
• групповая или индивидуальная
разработка проекта;
• защита проекта.
При организации проектной деятельности
происходит смещение акцентов - преподаватель - студент. Студент становится
активным участником учебного процесса, проявляя инициативу, познавательную и
творческую активность, самостоятельность в решении проблем. Он учится
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели
знания из разных областей. Из большого количества информации необходимо умение
выделять главное. На студента возлагается ответственность за исполнение
проекта.
В практической деятельности творческие
способности проявляются наиболее ярко. «Именно творческая деятельность делает
человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяемым свое
настоящее» - отмечал ученый - психолог Л.С. Выгодский.
Коммуникативная компетентность - одна из
базовых характеристик профессиональной компетентности специалистов медицинского
профиля. Медицинская сестра должна владеть приемами и способами эффективного
общения, как с пациентами и их родственниками, так и с коллегами для достижения
взаимопонимания, необходимого для оказания существенного влияние на исход
конкретного заболевания. Поэтому передо мной встала задача – как осуществить
формирование коммуникативных умений у будущих медицинских работников, используя
метод проектной деятельности.
Наш проект называется «Береги здоровье
смолоду». Участниками проекта стали студенты первого курса и учащиеся 4 класса
школы №6. Началась наша работа над проектом с выбора темы. Сохранением своего
здоровья нужно заниматься с детства. Поэтому студенты решили взять шефство над
младшими школьниками и в течение всего учебного года проводить просветительскую
работу, рассказывая и обучая их основам здорового образа жизни. Участники
проекта разделились на группы. Перед каждой группой была поставлена проблема,
которую нужно исследовать в рамках намеченной тематики. Следующий этап -
обсуждение возможных методов исследования и поиска информации. После этого
каждая группа начала работу над конкретным направлением. Студенты приступили к
сбору теоретического материала, подготовке выступлений перед школьниками и
оформлению выступлений в виде презентации. Полноправными участниками проекта
стали ученики 4 класса. Перед каждым выходом в школу студенты обращались за
советом к учителю, работающему в этом классе для того, чтобы учесть возрастные
особенности младших школьников.
В каждом выступлении обязательно
присутствуют игровые моменты: разыгрываются сценки, совершаются занимательные
путешествия, проводятся конкурсы. Каждый месяц проходит встреча студентов и
учеников 4 класса. Вот лишь некоторые темы этих встреч: «Каждый знает, что
режим в жизни нам необходим», « Если хочешь быть здоров – закаляйся!». По
окончанию встречи школьникам раздаются памятки – рекомендации, как сохранить
здоровье.
Участие студентов в проекте способствует
развитию способностей профессионального общения, помогает приобрести опыт
публичных выступлений по профилактической работе.
Метод проектов характеризуется высокой
коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных
мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной
ответственности за продвижение в обучении.
Данная технология способствует успешной
социализации студентов благодаря адекватной информационной среде, в которой
студенты учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию
личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах
выполнения проекта есть возможность развития творческих способностей студентов
- медиков.
Формированию ключевых компетенций студентов с
помощью метода проектов.
• коммуникативной
• интеллектуальной
• творческой.
Метод проектов можно рассматривать как способ
достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая
завершается вполне определённым практическим результатом.
Список литературы
Бахтиярова Е.М. « Метод проектов и
индивидуальные программы в продуктивном обучении» Школьные технологии 2001 №2
Пахомова Н. Ю. « Метод учебного проекта в
образовательном учреждении» М.: АРКТИ,2003
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.
Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования" М., 2004.
Петрукович О.А. «Проектированию надо учить»
Школа и производство, 2003г
Сиденко А.С. « Метод проектов: история и
практика применения» Завуч №6 2003
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.