Проектная
деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода при
обучении географии
Костюнина Марина Юрьевна
учитель
географии МБОУ «Лицей г.Малмыжа»
Кировской
области
«Единственный
путь, ведущий
к знанию – это
деятельность»
Б.Шоу
Федеральный государственный образовательный стандарт
предъявляет новые требования к деятельности учителя. В основе ФГОС второго
поколения лежит системно-деятельностный подход, который
обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся. Для того
чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо
организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную
деятельность.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на
следующие дидактические принципы системно-деятельностного подхода:
1. Принцип
деятельности (ученик добывает знания сам);
2. Принцип
непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе
обеспечивает начало следующего);
3. Принцип
целостного представления о мире (целостное представление о мире
,природе, обществе, самом себе);
4. Принцип
минимакса (содержание образование на максимальном творческом уровне,
усвоение на уровне социально-безопасного минимума -государственного стандарта
знаний);
5. Принцип
психологической комфортности (создание в школе и на уроке
доброжелательной атмосферы);
6. Принцип
вариативности (понимания возможности различных вариантов решения
проблемы);
7. Принцип творчества (
формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач).
В связи с новыми требованиями каждому
учителю, в том числе и мне приходится перестраивать свою работу, искать новые
методы и формы, использовать современные педагогические технологии. Одним из
условий реализации системно-деятельностного подхода является проектная
деятельность, которую я использую в своей педагогической практике. Почему именно её? Потому что учитель не даёт знания в готовом
виде, обучающиеся получают их в процессе деятельности. Именно проектная
деятельность позволяет мне делать уроки более яркими, интересными и
запоминающимися.
В процессе реализации
проектной деятельности решаю следующие педагогические задачи:
1. развивать
познавательные способности учащихся;
2. повышать
мотивацию к обучению;
3. совершенствовать
способности к самообразованию и саморазвитию;
4. развивать
умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
5. обучать
умению публично выступать;
6. развивать
критическое мышление.
Выделяю четыре блока, которые необходимы учащимся при
организации проектной деятельности:
Блоки
|
УУД
|
1. организовать свою работу
|
коммуникативные, регулятивные, личностные
|
2. ставить цель, задачи, гипотезу, проблему
|
регулятивные, коммуникативные, познавательные
|
3. работать с информацией
|
познавательные, коммуникативные
|
4. представить результат своей работы
|
познавательные, коммуникативные
|
Проектную деятельность учащихся
осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной
деятельности, где обучающиеся учатся самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы,
подтверждая их фактами. Моя задача помочь им добиться намеченной цели,
заинтересовать конечным результатом, сформулировать правильную самооценку.
Для того, чтобы выстроить определённую систему
проектной деятельности начинаю работать с 5 класса. Для себя выделила 3 ступени
развития проектной деятельности: 1 ступень 5-6 классы, 2 ступень 7-8 классы, 3
ступень 9-11 классы.
На первой ступени. В 5 классе на одном из уроков географии в
начале учебного года вспоминаем о методе проектов, о том, что такое проект,
какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом.
Практически на всех этапах работы над проектом
учащиеся в значительной степени нуждаются в моей помощи. Для детей данного
возраста есть и определенные ограничения – им трудно осуществлять совместную
деятельность на протяжении длительного периода времени, поэтому я на уроках
стараюсь использовать краткосрочные проектные работы. Наряду с
групповыми проектами я пробую силы детей и в индивидуальной работе. Когда проекты готовы, провожу урок по защите работ.
«Такие разные глобусы», «Времена года», «Путешествие капельки».
На данном этапе, эти проекты не претендуют
на звание исследовательских, но в 5 классе ученики ставят цель, определяют
задачи, формулируют основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирают
содержание, формулируют выводы.
На второй ступени необходимым условием при создании
проектов является чередование коллективной и индивидуальной учебной
деятельности. Каждый ученик должен приобрести разносторонний опыт в проведении
индивидуальных исследований и во взаимодействии со
сверстниками. Обучающиеся уже сами могут сформулировать проблему,
цель проекта, определить проблемные вопросы, сформулировать гипотезу. Самой большой проблемой для этого
возраста учащихся является мотив к деятельности – это слабое место
подросткового возраста. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны учителя.
Так в 7 классе большой интерес вызвал проект «Климат будущего Земли». Такие проекты
позволяют реализовать индивидуальный интерес к изучаемому
материалу, рассмотреть содержание материала на разных уровнях сложности. К 8 классу большинство обучающихся на хорошем
уровне владеют навыками выполнения проектных работ и создания творческих
проектов.
На третьей ступени обучающиеся уже
практически самостоятельно могут работать на всех этапах проекта. Они
самостоятельно формируют проблему, без труда преобразуют ее в цель
деятельности, разрабатывают подробный план работы, распределяют роли в группе,
учитывая необходимые ресурсы и имеющийся у себя материал. Но это не
значит, что нужно полностью отстраниться от работы учителю. Помощь учителя
необходима для обсуждения с учащимися различных гипотез и версий, направления
хода работы и т.д. Они, как правило, сами выбирают темы проектов и работают над
ними «Карабаш-город экологического бедствия» освещение таких проблем
формирует развитие экологического мышления подростков.
В старших классах в
рамках научного общества учащихся написаны проекты по тематики не только
уроков географии, но и краеведческой направленности, такие как, «Топонимика
Малмыжского района», «Ландшафтный дизайн границ школьной территории», «Тенистые
аллеи парка», в рамках этого проекта исследован Савальский парк Малмыжского
района история его создания и растительный мир. Результатом стало создание
схемы объёмная модель парка и фотоальбома В 2016-2017 учебном году написаны
проекты: экологическая тропа «ЭКОТУР», который занял первое место в
конкурсе, проводимый Кировской областной библиотекой им.А.С.Грина «Технический
прогресс или поколение NEXT выбирает экологию». «Малмыжские
родники» 2 место в региональном конкурсе-фестивале «В гармонии с природой», 3
место в областном конкурсе «Гимн воде». В рамках этого проекта посещены родники
города, повешены таблички и создана карта родников города Малмыжа. В окружном
конкурсе «Красивая школа» в номинации «Исследовательский проект» 2 место проект
«Парк усадьбы купцов Александровых как элемент экосистемы Малмыжского района». В процессе работы над этим проектом изучили эколого-биологические
особенности растений парка. Разработали проект экологической экскурсии
«Растительный мир старинной усадьбы».
Сегодня
важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить
таким важным умением, как умение учиться. Что как раз достигается в рамках проектной
деятельности. А главным результатом её при реализации системно-деятельностного
подхода в обучении географии является развитие интереса к предмету и повышение
качества образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.