Да, он действительно живой, он развивается,
дышит нашими идеями, нашим творчеством. А какой же он сейчас: в рамках системно
– деятельностного подхода.
Современный урок:
· Опирается на зону ближайшего развития
· Учащийся действует как субъект собственной УД
· Развивает теоретическое мышление и
теоретический способ познания
· На первый план выступают учебные задачи, решая
их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
· Формируется личность, способная к
самостоятельной творческой деятельности
Так как основной формой организации обучения
является урок, то необходимо знать систему построения урока.
Реализация технологии деятельностного
метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических
принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том,
что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при
этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает
систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
2)Принцип непрерывности – означает
преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,
содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития
детей.
3)Принцип целостности – предполагает
формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе,
обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте
каждой науки в системе наук).
4) Принцип
минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне
(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при
этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного
стандарта знаний).
5) Принцип
психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,
развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип
вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях
выбора.
7) Принцип
творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой
деятельности.
На
основе вышеперечисленных принципов рассмотрим следующую типологию уроков.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре
учебной деятельности.
1.Урок
«открытия» нового знания.
Деятельностная
цель: формирование
способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная
цель: расширение
понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.
Урок применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
Деятельностная
цель: формирование
у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации
коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности,
выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и
т.д.).
Образовательная
цель: коррекция
и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок
обобщения и систематизации знаний.
Деятельностная
цель: формирование
способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением
структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная
цель: выявление
теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4.
Урок проверки, оценки и коррекции достигнутых результатов. (урок РАЗВИВАЮЩЕГО
КОНТРОЛЯ )
Деятельностная
цель: формирование
способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная
цель: контроль и
самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять,
какой должна быть структура любого типа урока. Рассмотрим её в сравнении со
структурой урока по традиционному обучению.
Сравнительный анализ структуры урока.
|
Этапы урока
по
традиционному обучению
|
Этапы урока
согласно системно-деятельностному подходу
|
1.
|
Организационный
момент
|
Самоопределение к
деятельности
|
2.
|
Повторение ранее
изученного материала
|
Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
3.
|
Проблемное
изложение знаний
|
Выявление
причин затруднения.
|
4.
|
Построение
проекта выхода из затруднения
|
5.
|
Первичное
закрепление во
внешней речи
|
А) Реализация
построенного проекта.
|
Б) Первичное
закрепление во внешней речи.
|
6.
|
Самостоятельная
работа
|
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону
|
7.
|
Включение в
систему знаний и повторение
|
8.
|
Итог урока
|
Рефлексия учебной
деятельности.
|
Обратите внимание на то, что по
традиционному обучению последний этап урока – это итог урока, а согласно
системно – деятельностному подходу – это рефлексия учебной деятельности.
Рассмотрим
более подробно структуру уроков ведения нового знания в рамках деятельностного
подхода.
1. Самоопределение
к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения
предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности
на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной
деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны
учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы
адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней,
предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я -
идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований
учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном
учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка
и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного
учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап
предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий,
достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных
процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его
самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия
или его обосновании.
3.
Выявление причин затруднения.
На данном этапе учитель организует
выявление учащимися причин затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать
(вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом
действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать
во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или
способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и
тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда
является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают
способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и
т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего
диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется
реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные
учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке
вербально и знаково. Построенный способ действий
используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение
уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего
ранее затруднения.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме
коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый
способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа
используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания
нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В
завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного
проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа
состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха,
мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает
задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала,
имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов
действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных
действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем
новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое
содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками
собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и
результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели
деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.