Паспорт
проекта « Перекресток»
Тема проекта: Использование инновационной технологии:
«Формирование классного
коллектива через взаимодействие творческих групп в системе воспитательной
работы с классом»
Классификационная характеристика инновационной
технологии:
Философская основа: гуманистическая,
природосообразная.
Методологический подход:
личностно-ориентированный, культурологический, индивидуальный.
Ведущие факторы развития: 1)
социогенные 2) психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная,
развивающая.
Ориентация на личностные сферы и структуры:
сфера творческих качеств в сочетании с
«методом социальных проб»
Характер содержания и структуры: разнообразный,
полиструктурный.
Вид социально-педагогической деятельности:
социализация.
Тип
управления социально-воспитательным процессом: система малых
групп + «консультант» + самоуправление.
Преобладающие методы: свободного
выбора + проблемные + поисковые + игровые + творческие.
Организационные формы: альтернативные
+ индивидуальные + групповые.
Преобладающие средства: всё
разнообразие педагогических средств.
Подход к ребёнку в
воспитательной ориентации: личностное ориентирование + трудовое
воспитание + арт- технологии .
Направление модернизации и отношение
к традиционной воспитательной системе: на основе
углубления социально-воспитательных функций.
•
Метод «Социального проектирования»
•
Интерактивные методы
Суть инициативы. Подростковый
возраст - в высшей степени сложный и противоречивый период становления
человеческой личности. Необходимость самоутвердиться и самореализоваться ведет
подростка к выбору социально значимого или асоциального пути. Кроме того, ему
необходимо решить для себя вопрос выбора Я- концепции: «я для себя», «я в
себе», «я с другими» или «я для других». Какой вариант он выберет, зависит от
того коллектива, в котором он находится, поэтому важно, чтобы коллектив был
сориентирован на позитивную творческую самореализацию и саморегулирование.
Надпредметные компетенции, формирующиеся при использовании данной технологии,
делают личность нравственной, самостоятельной, креативной, что обеспечит
учащимся конкурентоспособность в обществе. Перекресток – символ
многообразия выборов, стоящих перед подростком.
Обоснование значимости. В
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 год говорится,
что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к
сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Предложенная
технология позволяет формировать у школьников гражданскую ответственность,
духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность,
способность к успешной социализации в обществе, вне зависимости от
материального достатка семьи и места проживания.
2. Важная роль в решении задач воспитания учащегося
принадлежит классному руководителю.
Реализация данного проекта повышает статус классного руководителя,
раскрывает его творческий потенциал.
Основная идея проекта:
Позитивный выбор подростком
жизненной траектории зависит от многих факторов. Немаловажную роль в этом
играет саморазвивающийся, саморегулирующийся коллектив, способствующий
формированию личности с успешным опытом социализации. Личности, способной
проявить себя в современном обществе.
Идеи развития инициативы в сельской школе:
v
возможность реализовать себя в условиях недостаточного
дополнительного образования;
v формирование
милосердия и толерантности;
v активное
влияние на местный социум.
Цели проекта: Реализовать на практике инновационную
технологию:
«Формирование классного коллектива
через взаимодействие творческих групп». Создать максимально комфортные условия
в классном коллективе для личностного роста и развития ребенка.
Задачи проекта:
§
изучить коллектив и личность в классе;
§
создать творческие группы для реализации способностей каждого и
повышения самооценки;
§
организовать проведение КТД для развития творческой инициативы
учащихся;
§
формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной
и социальной деятельности детей;
§
вести психолого-педагогическое просвещение родителей;
§
применить «Метод социальных проб» для социализации и адаптации в
обществе;
§
изменить систему самоуправления в классе
Концептуальные основы.
Концепция проекта основана на
приоритетности сплочения коллектива класса и реализации творческого потенциала
каждого в классе и опирается на следующие педагогические идеи:
§
опора на базовые потребности ребенка ( К. Роджерс, А. Маслоу);
§
развитие личности в процессе воспитания (О.С. Газман, Ш.
Амонашвили, Караковский);
§
совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания (
Иванов);
§
формирование единого воспитательного пространства для
жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода (И.Демакова,
Щуркова);
§
социального партнерства общества, семьи, школы.
Этапы проекта и прогнозируемые
результаты:
Этапы
|
Действия
|
Результат
|
Организационный
|
1.
Исследование личности и коллектива (5класс)
2.
Изучение социально – воспитательных технологий формирования и
развития коллектива.
|
Выявление творческих способностей детей.
Анализ мониторинга:
§
выявление
причин
повышенной агрессивности;
§
наличие
«отвергнутых» в классе;
§
уровень
психологического
|
|
|
комфорта;
§ ценностно –
ориентационное единство
класса
|
Подготовительный
|
Разработка плана действий, определение «точек
самостоятельности» и «сотрудничества», создание творческих групп. (6 класс)
|
Создание
воспитательной системы
класса
|
Практических действий
|
Работа творческих
групп, организация и проведение классных мероприятий и творческих дел в виде
КТД , работа по программе «Мой выбор» (7-9класс)
|
1.Достижение результатов на
школьном, районном, Российском и международном уровнях. Создание портфолио
каждого учащегося.
2.Выпуск школьной газеты «Сорока»
3.Работа
в волонтерском отряде
4.Отсутствие в классе
«отвергнутых» 5. Активное взаимодействие с
местным социумом. 6. Участие в
благотворительной акции
«Дети для детей»
|
Завершающий
|
Оформление
результатов.
Организационно –
|
-Организация мониторинга;
-создание
|
|
рефлексивная часть
|
мультимедийной
презентации; -новый уровень самоуправления в классе;
-сформированность коммуникативных, информационных,
социальных, поисковых компетенций, соответствующих модели выпускника школы.
|
Предполагаемый конкретный результат в классе.
§
Сплочение классного коллектива.
§
Реализация творческого потенциала на уровне класса, школы, района
и республики.
§
Повышение самооценки учащихся. Улучшение микроклимата в
семье. § Обучение родителей навыкам
социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях
с ребенком - подростком. § Оказание
практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
§
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой
среде.
§
Профессиональное самоопределение.
Методические разработки. Диагностические
разработки для изучения личности, коллектива, метод проектов, метод портфолио,
использование информационных технологий и др.
Методы и технологии.
v Инновационная технология
«Формирование классного коллектива через деятельность творческих групп».
Необходимые условия реализации
проекта.
§
Временные и кадровые ресурсы,
§
материально-техническая база,
§
воспитательная система школы.
§
Использование методических материалов:
v
Пособие для классных руководителей «Обучение жизненно важным
навыкам в школе». MHO Н. П. Майорова, Е. Е Чепурных,С. М. Шурухт. «Образование
- культура», Санкт- Петербург, 2002.
v
Учебно-методическое пособие для учителей средней школы «Мой
выбор».
Допущено Департаментом общего среднего образования
МО РФ. « Учительская газета»
Межрегиональная Ассоциация «За
гражданское образование» И.Ахметова. Т.Иванова, А.Иоффе, П. Положенец, А.
Прутченков, Г.Смирнова.
v
Концепция модернизации российского образования на период до
2010г.-Вестник образования, №6, 2002г.
v
Методическое пособие «Моё действие - мой выбор». Учебно -
методический центр образовательной программы « Мой выбор». Брянск, 2002.
Г.М.Беспалова, Н.М.Виноградова. Т.Д. Сидорова, И. Г. Рыженкова.
v
Селевко Г.К. Социально- воспитательные технологии. М., НИИ
школьных технологий,2005
v
Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание,
управление.
М., ЦГЛ,2005
Средства контроля и обеспечения
достоверности результатов реализации проекта.
Административный контроль реализации проекта.
Мониторинг классным руководителем на основе
проведённых диагностик.
Мониторинг результативности воспитательной
деятельности в классе.
Самоконтроль классного руководителя по реализации
проекта.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.