Организационный
этап
Цель: создание благоприятного микроклимата в
классе.
Задачи:
·
помочь детям настроиться
на рабочий урок;
·
создать условия для
восприятия новых знаний по химии, мотивации учащихся.
|
Приветствует
учащихся.
Создает
благоприятную атмосферу на уроке.
- Сегодня нам с
вами предстоит совместная работа и я хочу, чтобы вы получили от нее
удовлетворение. Для этого у вас есть все. У Вас есть глаза, чтобы увидеть мои
записи, у Вас есть разум, чтобы их воспринять, у Вас есть смелость, чтобы
последовать моим советам, у Вас есть Все, чтобы
« подняться на
вершину знаний»! Поэтому не будем стоять на месте, а будем двигаться только
вперед! В качестве эпиграфа сегодняшнего урока я предлагаю слова Оливэра
Уэндли Хоумза «Человеческий ум, «растянутый» новой идеей, никогда не
сможет вернуться к своим прежним размерам»
Мотивирует учащихся
к учению.
- Все, что нас
окружает, состоит из веществ. Кажется, они живут своей жизнью, таинственной,
непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свой состав. И задача человека,
изучив этот мир, постараться использовать полученные знания на благо.
Сегодня, мы продолжим знакомство с удивительным, волшебным миром химических
реакций.
Вашему вниманию
предлагается кластер, отражающий различные характеристики химических реакций.
|
Приветствуют учителя.
Занимают места за
партами.
Читают эпиграф на
слайде.
Учащиеся слушают
учителя, нацеливая себя на открытие новых знаний и повторение уже изученного
|
Готовность учащихся
к уроку.
Положительный
психо-эмоциональный настрой
Мотивация к учению.
Ценностно-смысловая
ориентация учащихся
|
Актуализация и
мотивация
Цель: постановка учебной цели и задач,
определение темы урока на основе того, что уже известно и того, что еще
предстоит освоить.
Задачи:
·
определить тему урока, цели
и задачи, пути решения;
·
создать условия для мотивации
учащихся на постановку темы урока;
·
создать условия для деятельности
учащихся на постановку целей
|
Учащимся задаются
вопросы, на основании которых заполняются свободные овалы кластера:
· Что
такое реакция?
· Каковы
признаки химических реакций?
· Каковы
условия возникновения химических реакций?
· Как
много химических реакций окружает нас в жизни?
· Что
может помочь нам в изучении многообразия химических реакций?
· Что
такое классификация?
·
Так что же будет являться целью нашего
урока?
Учитель предлагает
заполнить таблицу,
распечатанную на
листочках для каждого ученика
(См. приложение
№1)
С целью мотивации
деятельности учащихся на постановку целей и усвоение нового материала на
уроке учитель задаёт проблемные вопросы:
Мы переходим с
Вами к этапу выявления существенных признаков для определения химических
реакций. Посмотрите на эти реакции.
Постановка
проблемы.
· Можно
ли выделить признак, по которому эти реакции возможно разделить на группы?
· Различаются
ли между собой реакции одной группы?
Просит составить
план действий по достижению цели урока.
- Как можно сегодня
поработать, чтобы достичь цели урока?
Задает вопрос:
- Какие качества
вам помогут достичь цели урока?
- Желаю вам
проявить данные качества и достичь цели урока.
Сейчас мы проведем
опыты и докажем экспериментально, что существуют разные типы химических
реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Но прежде давайте
вспомним правила техники безопасности. Проведение демонстрационного опыта « Горение
магния».
|
Отвечая на вопросы,
учащиеся самостоятельно формулируют тему урока
Учащиеся думают,
пишут, заполняют кластер
Затрудняются дать
четкие ответы, ощущая недостаток знаний по этой теме
Учащиеся
формулируют цели урока
Называют этапы
урока
Учащиеся пытаются
самостоятельно сделать вывод, что химические реакции отличаются друг от друга
по числу и составу вступающих и образующихся
Отвечают на проблемные
вопросы
Учащиеся пытаются
самостоятельно сделать вывод, что химические реакции отличаются друг от друга
по числу и составу вступающих и образующихся веществ.
Учащиеся предлагают
план действий на уроке для достижения цели.
Ответы учащихся:
- Ответственность.
- Внимательность.
-Добросовестность и
т.д.
Учащиеся вспоминают
правила техники безопасности при работе с веществами, нагревательными
приборами.
|
Положительный
деловой настрой
Умение
ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость новых знаний.
Умение
самостоятельно определять цель своего обучения
Умение
планировать пути
достижения цели.
Умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами.
Умение выполнять личностный
моральный выбор.
|
Изучение нового
материала
Цель: изучение типов химических реакций Задачи:
· Познакомить с классификацией химических
реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;
· Развивать познавательную активность
учащихся.
Физкультминутка
Цель: снятие усталости глаз.
Задачи:
·
создать условия для общего
расслабления;
·
создать условия для
дальнейшей плодотворной работы на уроке.
Систематизация знаний
Цель: отработка навыков и применение новых
знаний
Задачи:
·
обобщить и
систематизировать знания о типах химических реакций;
·
закрепить умения
составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в
уравнениях химических реакций.
Рефлексия
Цель: формирование исследовательской компетенции
обучающихся при изучении типов химических реакций
Задачи:
·
совершенствовать
коммуникативные и организационные умения;
·
выяснить все ли этапы
урока выполнены и понятны ученикам.
Домашнее задание
Цель: выполнение самостоятельной работы дома.
Задачи:
·
способствовать осознанию
необходимости выполнять домашнее задание как метод закрепления полученных
знаний и умений;
·
дать возможность
самостоятельного поиска информации
|
Учитель предлагает записать в рабочую тетрадь тему урока и схемы
реакций, расставить коэффициенты в них (Слайд №6).
Учитель обращается к
учащимся с заданием:
- Что объединяет
эти реакции
- В чем их отличия
- Как одним словом
можно назвать процесс, который протекает?
Учитель предлагает
поработать в группах, выполнить опыты по инструкционным картам №1, №2 и
ответить на вопросы.
(См. приложение №1)
Учитель просит
выполнить задание и ответить на следующие вопросы:
·
Спрогнозируйте, какие продукты
реакции образовались?
·
Запишите уравнение реакции
·
Назовите признаки химической реакции
·
Сформулируем определение данного типа
реакции, назовем тип
Давайте дадим глазам отдохнуть и сделаем небольшую зарядку для глаз:
посмотрите наверх, вниз, направо, налево, закройте глаза. Продолжим…
Учитель просит
прочитать стих на слайде №9 для того, чтобы настроить ребят на дальнейшую
работу.
Для выявления следующего типа
реакций, учитель предлагает посмотреть видео демонстрационного опыта.
(Слайд №10)
·
На Ваш взгляд, каков механизм
образования продуктов реакции?
·
Возьмите геометрические фигуры и
смоделируйте алгоритм взаимодействия веществ в данном типе реакции.
·
Попробуйте записать продукты реакции,
используя химические формулы в тетради
·
Проведите взаимопроверку, прокомментируйте
·
Попытайтесь дать название данного типа
реакций и сформулировать определение
Учитель предлагает
познакомиться с последним типом реакции при наблюдении демонстрационного
опыта, разложение перманганата калия:
·
Вспомните еще раз правила
по технике безопасности, которые необходимо соблюдать при работе с
химическими веществами и нагревательными приборами.
·
Что вы наблюдаете?
·
Найдите общие признаки данных реакций
· Чем
они отличаются?
Учитель предлагает
закрепить полученные знания о типах химических реакций и составить схему
«Типы химических реакций». Дописать уравнения реакций, определить их тип. (Приложение
2)
Учитель предлагает
самостоятельную работу: найти соответствие между уравнением реакции и типом
химической реакции и провести взаимопроверку согласно слайду №15
Учитель подводит итог
по результатам самостоятельной работы. Благодарит всех за работу
Учитель помогает
учащимся подвести итог урока, показывает успешные моменты урока, вскрывает
недостатки, указывает на пути их устранения.
Учитель предлагает
ответить на вопросы рефлексивного текста.
1.
Вернитесь к цели
урока. Достигли ли Вы цели в ходе работы?
2.
Возникли ли у Вас
трудности при проведении химического эксперимента?
3.
Возникли ли у Вас
трудности при составлении и написании уравнений реакций?
4.
Понравился ли Вам
урок?
Релаксация. Закройте глаза и вспомните приятные
моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были
внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто
чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
У вас на столе
лежат карты (Приложение 3), для анализа нашего с вами урока. Предлагаю вам
заполнить карту.
Учитель сообщает
информацию о домашнем задании и даёт инструкцию его выполнения. Разъясняет
учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.
Благодарит
учащихся за работу на уроке
|
Учащиеся записывают
в тетрадь тему урока.
Выполняют задание.
Учащиеся приходят к
выводу:
1) что идет процесс соединения веществ, но в 1-м и 2-м случае
в реакцию вступают простые вещества, а в 3-м и 4-м – сложные.
2) во всех этих реакциях образуется одно сложное вещество.
Учащиеся отмечают,
что в реакцию вступают простое и сложное вещество и атомы простого вещества,
замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. Продукты реакции
замещения – простое и сложное вещество.
Называют признак
данной
реакции. Называют
ее тип.
Записывают
определение. Используя геометрические фигуры составляют схему реакции
замещения. Работают в парах. Свой вариант схемы сравнивают со слайдом №8
Учащиеся отдыхают,
делают упражнения для глаз
Учащиеся читают
стих о признаках реакций обмена
Учащиеся приходят к
выводу:
·
что в реакцию вступали
сложные вещества, которые в результате взаимодействия обменялись своими
частями
·
в результате реакции
тоже образовались сложные вещества
·
данный тип реакций
относится к реакциям обмена
Используя учебник, учащиеся сравнивают свой вариант определения с определением
в учебнике, воспроизводят его в парах и записывают определение реакций обмена
в тетрадь. Сравнивают схему с использованием геометрических фигур со слайдом
№11.
Учащиеся называют
правила ТБ, наблюдают демонстрационный опыт, отвечают на вопросы, делают
вывод.
Учащиеся предлагают
свои варианты названия данного типа реакций, выделяя главные признаки: одно
исходное вещество и несколько продуктов реакции, которые могут быть,
как простыми, так и сложными. Записывают определение в тетрадь. Составляют
схему реакции разложения. Сравнивают со слайдом № 12
Учащиеся работают у
доски «по цепочке». Записывают в тетрадь.
Учащиеся проводят взаимопроверку, ответы сравнивают на слайде №15.
Каждое правильное задание оценивается в 2 балла
Учащиеся отвечают
на вопросы, подводят итог урока.
Заполняют карту.
Учащиеся записывают в дневник домашнее
задание по выбору:
Для всех:
1. §16
2. упр.5,6
стр. 47
Для желающих:
1.
Подготовьте сообщение
«Типы химических реакций по
числу и составу исходных и полученных веществ».
|
Умение
строить логические
рассуждения, умозаключения
Умение
анализировать, сравнивать
Смыслообразование
Умение работать в
группе, проводить опыт.
Снятие усталости глаз.
Общее расслабление.
Умение слушать и
анализировать
Владение устной
речью, умение доносить свою позицию до других.
Умение
устанавливать причинно-следственные связи.
Умение слушать
своих товарищей
Умение
организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группах.
Умение
контролировать и оценивать свои навыки и действия.
Умение сравнивать,
анализировать, рассуждать
Умение добывать
новые знания из наблюдения
за опытами
Закрепление
изученного
материала.
Умение
контролировать и оценивать свои навыки и действия, осуществлять
взаимопроверку.
Умение выполнять
рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности
Дифференциация
домашнего задания с
учётом индивидуальных особенностей учащихся.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.