1
|
Вход в класс
n этап
мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин.);
Настрой учащихся на позитивное отношение к уроку.
|
Учитель: Приветствие учащихся:
- Здравствуйте, мои дорогие ученики. Я рада видеть вас на уроке.
Девиз урока: через самопознание к художественной выразительности.
Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а
главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь, довольны, проделанной
творческой работой на уроке. Желаю вам мастерства и успехов.
|
Дети: входят в класс, приветствуют
учителя. Присаживаются на места
|
Возникновение интереса, подготовка к восприятию урока.
Личностные
УУД:
устанавливают значимость предстоящей работы.
Регулятивные
УУД
– учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий.
|
2.
|
n этап
актуализации и пробного учебного действия (4 мин.);
Создание учебной ситуации.
|
Учитель: Какие выразительные средства использует
художник в графике?
Самостоятельно выполните зарисовку яблока с натуры. Примените
выразительные средства графики.
|
Дети: Использует линию,
штрих, пятно тон и тональные отношения для изображения окружающего мира.
Дети: Выполняют и сравнивают свой рисунок с эталоном.
|
Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки
для
выполнения задания. Индивидуальная работа.
Познавательные УУД: активизируются соответствующие мыслительные операции (анализ,
синтез, сравнение).
|
3.
|
n
этап выявления места и
причины затруднения (3 мин.)
Фиксирование место
затруднения и какого знания или умения
недостает.
|
Учитель: Хотя на
прошлом уроке вы и научились строить объёмное изображение различных тел, но
ваши рисунки ещё не выглядят выразительными и объёмными.
Как вы думаете, почему?
Учитель выслушивает суждения детей: Какой
общий вывод можно сделать?
Учитель: Вы правы!
Для создания реалистического рисунка применяют светотень, тон. На
основания вашего вывода переходим к следующему этапу урока.
|
Дети
демонстрируют свои работы:
Рисунок
получился не объёмным!!! ЧТО делать?
Освещение выявляет
объём изображаемого предмета.
Вывод, что не учитывали:
- градацию света и тени на предмете.
- источник света изменяет тон.
- усиление нажима карандаша по форме предмета.
|
-анализируют шаг за
шагом с опорой на рисунок и проговорили вслух, что и как они делали;
-фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место
затруднения);
-соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и
фиксируют, какого знания или умения недостает.
Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний,
умений.
Познавательные
УУД
– дети самостоятельно формулируют познавательные цели,
обобщают.
Регулятивные
УУД
– ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся мобилизовать
силы и энергию к преодолению препятствий.
|
4.
|
n
этап построения проекта
выхода из затруднения (4 мин.)
Постановка целей учебной
деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их
реализации.
|
Учитель: Какую учебную задачу мы
должны поставить перед собой?
Тема урока:
Светотень как выразительное средство графики.
|
Дети:
Задача:
Как
передать объём и форму предмета с помощью светотени, тона, штриха на бумаге.
Тема: Светотень как выразительное средство графики.
Построение плана действий:
1.
раскрыть понятия: светотень, блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс,
падающая тень. (поиск информации в учебной литературе);
2.
провести эксперимент в
изображении градации света и тени на предмете (гуашь);
3.
самостоятельно составить
алгоритм действий для передачи объёма с помощью светотени и тона;
4.
создать реалистический
рисунок.
|
В коммуникативной форме
сформулировали конкретную
цель своих будущих учебных действий.
-предложили и согласовали тему
урока.
-выбрали способ построения
нового.
-выбрали средства для
построения нового знания.
Коммуникативные УУД: выражение
своих мыслей, планирование способов взаимодействий.
Познавательные
УУД: выбор
наиболее эффективных способов решения задач.
|
5
6
|
n
этапа реализации
построенного проекта( 5 мин.).
Построение
нового знания используя предметные
действия с учебной и дополнительной
литературой, а также моделями, схемами, таблицами.
Поиск новой информации (фронтально). Выполнение проводится в
кабинете, библиотеке и ресурсном центре.
n
этап первичного
закрепления с проговариванием во внешней речи (6 мин.)
Решение (в группах) несколько типовых заданий на новый
способ действия (6 мин.);
1. Выполнение проводится в мастерской.
Натурные постановки с различными ракурсами освещения (фрукты:
яблоко, груша, банан). Работа гуашью (белая и чёрная), кисть.
2. Составление алгоритма действий для передачи объёма.
|
Учитель: предлагаю использовать
источники информации о светотени в толковом –
сочетаемостным словарём (школьной библиотеке), а также в сети интернета (ресурсном центре).
Прежде чем мы с вами обсудим полученную информацию, давайте
вспомним, какие средства выражения применяли при изображении яблока?
Учитель: Какие техники используют при
рисовании?
А теперь ответьте, пожалуйста, что нового вы узнали из
просмотренного материала?
Учитель: выполните экспериментальную
работу в мастерской. Выполните зарисовки фруктов: яблоко, груша, банан.
1 группа: Найдите ответ: какую функцию несёт тон, тональные
отношения, штрих в изображении объёма и формы?
Примените в работе шкалу тона.
2 группа: Используйте схему построения теней при искусственном
освещении.
3 группа: Сделайте зарисовки
карандашом геометрических тел на белом фоне. Исследовать, как изменение
освещения меняет формы предмета.
Учитель демонстрирует педагогический рисунок на доске поэтапно.
Вы прекрасно справились с заданием. А теперь покажу вам на
доске, как буду поэтапно создавать художественный образ на листе бумаги
(определяю положение листа, думаю о композиции, что у меня будет – главным,
что второстепенным, продумываю плановость моей композиции. Делаю
набросок, и затем прорабатываю детально. Использую карандаш при этом работаю
как линией, так и штрихом. Размазываю пальцами, придавая тон бумаге,
использую штрих, пятно, контур). На завершающем этапе подчеркиваю
освещенность ластиком.
А теперь на основе поэтапного рисунка, составьте
алгоритм действий для передачи объёма с помощью светотени и тона в технике
штриховка.
|
Дети: Восприятие информации.
Дети: по желанию включаются в диалог.
Свободное высказывание детей.
- линия;
- штрих;
-пятно.
-тон;
- тональные отношения.
Дети: штриховка, тушёвка.
Свободное высказывание детей о новых понятиях.
Светотень, блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс,
падающая тень. Ответ подкрепляют схемой «Распределение света на
геометрических телах».
Дети:
Вывод (по эксперименту):
-освещение подчеркивает объёмность и
придаёт выразительность формы предмета;
-свет делит поверхность предмета на
теневую и освещённую стороны;
-светотень распадается на несколько фаз;
-тон распределяется равномерно в соответствии формы предмета;
-тон изменяется в зависимости от расположения источника
освещения к предмету;
-тональные отношения и штрихи передают фактурность и материал
предмета;
Дети наблюдают за техникой исполнения.
Дети: Алгоритм действий.
- Намечаем рисунок на листе;
-Построение формы предметов по отношению друг к другу;
- Членение формы на свет и тень, легкая тональная обработка;
- Уточнение пропорций формы и дальнейшая тональная проработка;
- Обобщение деталей натурной формы и приведение её целому.
|
Учащиеся осмысливают новый материал. Ищут и находят ответы на
поставленные вопросы, добывают новые знания, опираясь на уже известные. Обучение
проходит в разумной форме повторного открытия, а не простой передачи суммы
знаний.
Познавательные
УУД: развитие умения проводить наблюдения и
делать самостоятельные выводы;
Самостоятельно
преобразовывают практическую задачу в познавательную; умение осуществлять
информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из
различных информационных источников.
Дети
задают вопросы учителю, товарищам, выясняют
непонятное, углубляются с их помощью в процесс познания, рецензируют ответы
товарищей, вносят коррективы, делятся своими знаниями с другими.
Фиксируют операцию поэтапного рисунка учителя в шаговое
изложение действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование.
Регулятивные УУД – ставят учебные задачи,
планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению
препятствий.
Познавательные УУД: выбор наиболее
эффективных способов решения задач, использование знаково-символических средств.
Построение логической цепи рассуждений.
Создание у учеников положительного мотива к деятельности: хочу
попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);
|
7
|
n
этап самостоятельной
работы с
самопроверкой по эталону (9 мин.).
Выполнение проводится в мастерской.
Натурные постановки с боковым освещением «Груша
на нейтральном фоне». Работа карандашом.
|
Учитель: А сейчас вы, попробуйте
реализовать свой творческий потенциал в создании графической работы.
Итак, перед вами натурная постановка «Груша на нейтральном
фоне». Выполните зарисовку в технике штриховка. Задача: реалистическая
передача объёма, фактуры и формы груши карандашом.
В ходе практической деятельности, работаю с детьми
индивидуально.
Учитывая индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень
их подготовленности.
|
Дети принимаются за графическую работу и исполняют согласно
алгоритму деятельности.
Учащиеся развивают навыки рисования карандашом с
натуры. Научаются правильно передавать формы, пропорции и тон предмета.
|
Дети находятся в ситуации самопроверки, анализа собственных
познавательных и практических знаний.
Планируют
собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Познавательные УУД: выбор наиболее
эффективных способов решения задач, использование знаково-символических
средств. Моделирование и преобразование объекта. Выполнение
действий по алгоритму.
|
8
9
|
Анализ работ
2 мин.
Экспозиция графических работ выставляются в зале графики и
живописи на мольбертах.
n
этапа рефлексии учебной
деятельности на уроке (3мин.).
Домашнее задание
|
Учитель:
- И так, друзья,
давайте, организуем выставку нашего творчества (экспозиция графических
работ на мольбертах). Чья работа вам нравится больше всего?
Почему?
Памятка для защиты композиции.
1. Какой художественный образ на листе
бумаге вы создали?
2. Какие материалы вы выбрали для реализации
своего замысла? Почему?
3. Расскажите об основных этапах выполнения
вашей композиции?
4. Какие приемы работы вы использовали? Чем
это было оправдано?
Учитель: На этом уроке мы попытались
создать иллюзию и превратить трёхмерный предмет в двухмерное изображение с
помощью средств выражения.
Учитель: А теперь подведём итог
урока. Посмотрите на рефлексивный экран и выберете начало фразы. Учитель
внимательно слушает высказывания и задаёт вопросы для обобщения
- Удалось ли нам передать в своей работе объём и форму предмета?
-Какие новые понятия узнали?
- Выполнили мы с вами задачу урока?
Всего вам доброго!
Попробуйте дома самостоятельно изобразить любимые фрукты или
овощи. Вы можете привлечь для совместной деятельности своих братьев и сестер,
пап, мам, бабушек и дедушек. Смело поделитесь со своим художественным опытом
рисования. Можете провести мастер-класс в кругу семьи и раскрыть секреты
изображения объёмных предметов. А на следующем уроке поделитесь своими
впечатлениями.
|
Дети: Ребята продемонстрируют
лучшие работы. Эти работы отличаются штриховкой, фактурностью и
оригинальностью исполнения.
Анализируют работы. Говорят, свое мнение.
Дети: Выводы делались
отдельными учениками, затем выбрали наиболее правильный ответ.
Дети по кругу высказывают одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана на доске:
·
Я научился…
·
Я выяснил, что…
·
Сегодня я узнал…
·
Я приобрёл…
·
Было интересно…
·
Было трудно…
·
Я выполнял задания…
·
Теперь я могу…
·
У меня получилось…
·
Урок мне дал для жизни…
·
Я смог…
·
Я почувствовал…
·
Мне захотелось…
|
Исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная)
достижения цели пробного учебного действия.
Находят ошибки и самостоятельно корректируют свою композицию.
Познавательные
УУД: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификации.
Переживание учащимися субъективного открытия
(“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой
проблемой, я вывел правила, алгоритм деятельности…”);
Личностные УУД:
доброжелательное
отношение друг к другу.
Регулятивные
УУД: внутренняя оценка своих действий.
Коммуникативные
УУД: умение слушать и
слышать друг друга, развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и
высказывания;
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.